Комментарий | 0

Иеѓошуа (Иисус Навин) - 4

 

 

 

 

Предсмертные речи

 

Жизнь Моше, последняя книга Учения и всё Пятикнижие завершились Песнью и благословением — предсмертной речью Моше. Двумя предсмертными речами Иеѓошуи заканчивается книга, носящая его имя.

Неречистый Моше воспел Песнь и произнёс великую речь? Невозможно иначе: национальных лидеров, речи не произносящих, быть просто не может. И преемник его Иеѓошуа перед смертью обращается к соплеменникам с речью, пафос которой — верность Господу, заветам Его, призыв не родниться с местными народами, которые могут Израилю стать западнёй, от истинного Бога его отвращая. 

 

Было после многих лет, после того, как Господь от всех врагов вокруг Израилю дал покой,
состарился Иеѓошуа, вошёл в лета.
 
Призвал Иеѓошуа весь Израиль: старейшин и глав, судей, смотрителей,
сказал им: «Состарился, вошёл я в лета.
 
Вы видели всё, что сделал Господь Бог из-за вас всем этим народам,
Господь Бог ваш Сам сражался за вас.
 
Смотрите, бросил я жребий об остальных тех народах — в удел вашим коленам,
истребил все народы от Ярдена до Великого моря, к солнечному закату.
 
Господь Бог ваш Сам их прогонит, перед вами изгонит,
и вы их землёй овладеете, как Господь Бог вам говорил.
 
Будьте тверды, храня, исполняйте всё, написанное в книге Ученья Моше,
ни вправо, ни влево от него не отступая.
 
Не идите к этим народам, тем, оставшимся с вами,
имя богов их не вспоминайте, не клянитесь, им не служите, перед ними не простирайтесь.
 
Только единитесь с Господом Богом,
как делали до сего дня.
 
Прогнал Господь перед вами народы большие, могучие,
а вы — до сего дня никто перед вами не устоял.
 
Один из вас тысячу прогонял:
Господь Бог ваш Сам воюет за вас, как Он вам говорил.
 
Души свои берегите
Господа Бога любить.
 
Если отвратитесь, к остатку тех народов пристанете, тех, оставшихся с вами,
жениться на них, ходить вы к ним, они к вам.
 
Знайте, больше не будет Господь изгонять перед вами эти народы,
станут они западнёй и силками, рёбрам — бичом, глазу — колючкой, пока с земли этой доброй, которую дал Господь Бог, вы не сгинете.
 
А я ныне путём всей земли ухожу,
знайте всем сердцем, всей душой, не пропало ни слова из всех добрых слов, которые Господь Бог о вас говорил, для вас всё сбылось, не пропало ни слова.
 
Будет: как сбылось для вас каждое доброе слово, которое Господь Бог вам говорил,
так Господь на вас зло наведёт, пока не истребит с этой доброй земли, которую Господь Бог вам даровал.
 
Преступите завет Господа Бога, что вам заповедал, богам иным пойдёте служить, простираясь пред ними, —
Господень гнев на вас разгорится, и быстро исчезнете с доброй земли, которую Он вам даровал» (23).

 

            В отличие от первой, вторая речь Иеѓошуи — экскурс в историю, где упоминается переход реки Прат Авраѓама, Исход, история царя Моава Балака (Валак), нанявшего пророка Билама (Валаам) Израиль проклясть, а он его благословил. В этом историческом ряду и переход через Ярден. Как и весь текст книги, речь Иеѓошуи перенасыщена образами Учения. В его речи появляются и знаменитые шершни, прогоняющие врагов избранного народа, предсказание, в Учении прозвучавшее (Имена 23:28, Слова 7:20).

            Вторая предсмертная речь Иеѓошуи — это и диалог с народом, в котором, как и во всей книге, многочисленны цитаты прямые и скрытые. Так, у слов о готовности народа служить Господу Богу несколько параллелей в Учении. «Народ в один голос ответил, сказав: 'Всё, что сказал Господь, мы исполним'». (Имена 24:3); «Сказали: 'Всё, что сказал Господь, исполним и будем слушать'» (там же 7). В предпоследнем стихе книги Иеѓошуа говорится, что кости Иосефа, вынесенные из Египта, сыны Израиля в Шхеме похоронили. Это напоминает о предпоследнем стихе книги Вначале (50:25) и о выполненном Моше завещании (Имена 13:19).

Собрал преемник Моше все колена Израиля, призвал старейшин, они перед Богом предстали услышать слова Господа, переданные перед смертью своей Иеѓошуей.  

 

«Шершней перед вами послал, двух царей эмори [Аморреи] прогнали они перед вами —
не мечом твоим и не луком.
 
Дал землю, над которой ты не трудился, города, которые, не строив, в них вы поселились,
виноградники и маслины не сажали — едите.
 
Теперь, страшась Господа, служите Ему искренно, истинно,
изгоните богов, им за рекой и в Египте отцы ваши служили, — Господу вы служите.
 
Если зло в ваших глазах служить Господу, то, кому служить, сегодня себе изберите: богам, им отцы ваши за рекою служили, богам эмори, на земле которых живёте,
а я и мой дом Господу будем служить».
 
 
Отвечал народ, говоря: «Позор оставить нам Господа,
иным богам нам служить.
 
Ибо Господь — Бог наш, Он поднял нас и наших отцов из страны Египет, из дома рабов,
знамения великие на наших глазах совершивший, на всём пути, по которому шли, нас хранивший, среди всех народов, через которые проходили.
 
Изгнал Господь все народы и эмори, жившие до нас в этой стране,
мы Господу будем служить, ибо Он Бог наш».
 
Сказал Иеѓошуа народу: «Не сможете Господу вы служить, ибо Бог — свят Он,
Бог-ревнитель Он, преступлений, грехов не прощающий.
 
Оставите Господа, чужим богам служить будете,
Он вновь зло сотворит, истребит после добра вам сотворённого».
 
Отвечал народ Иеѓошуе:
«Нет, Господу будем служить».
 
Сказал Иеѓошуа народу: «Вы сами себе свидетели, что Господа служить Ему избрали себе»,
сказали: «Свидетели!».
 
«Теперь богов чужих, которые среди вас, изгоните,
сердца ваши приклоните к Господу Богу Израиля».
 
Народ сказал Иеѓошуе:
«Господу Богу будем служить, голос Его будем слушать».
 
В этот день заключил Иеѓошуа с народом союз,
закон и суд дал ему в Шхеме.
 
Записал Иеѓошуа эти слова в книгу Учения Божьего,
взяв большой камень, установил его там, под теребинтом в святилище Господа.
 
 
Сказал Иеѓошуа всему народу: «Этот камень нам будет свидетельством, ибо слышал он все слова Господа, которые нам говорил,
он вам будет свидетельством, если вашему Богу измените».
 
Отослал Иеѓошуа народ, каждого в свой удел (24:12-28).

 

            После этих событий, после апофеоза верности Господу народа Израиля, миссию свою исчерпав, «Иеѓошуа сын Нуна, раб Господа» умер в возрасте ста десяти лет, и в своём уделе был похоронен. Умер и Элазар сын Аѓарона (Аарон), и был на холме Пинхаса, сына его, похоронен.

 

Господу Израиль служил все дни Иеѓошуи,
все дни старейшин, чьи дни после Иеѓошуи продлились, ведавших деяние Господа, Израилю совершённое.
 
И кости Иосефа, сынами Израиля вынесенные из Египта, похоронили в Шхеме, на участке поля, купленном Яаковом [Иаков]… (там же 31-32).
 

 

Послесловие

 

Исполняя историческую миссию — ведя Израиль в Землю, обетованную Господом, Иеѓошуа сохраняет память о каждом важном событии в камне, в названии мест, в слове, которое даже тогда, когда камни разрушатся, будет услышано и повествователем эпохи иной донесено до потомков. До сего дня — в этом излюбленном, радостно повторяемом рефрене радость от свершившегося и надежда на то, что память об этом навсегда сохранится, чему вслед за автором книги Яшар служит и он, повествующий о деяниях Иеѓошуи. До сего дня — скажем и мы, перечитывая книгу о чудесных деяниях Бога, ждущего верности от народа Израиля.

Иеѓошуе важно каждое слово Моше, он хранит его, исполняет, вся книга, носящая его имя, пропитана ассоциациями с последним словом Моше, обращённым к современникам и потомкам, — книгой Слова.  

Два величайших чуда, происходящих во время Исхода и тогда, когда Израиль входит в Землю обетованную, заставляют читателя вспомнить: в книге Вначале (14:13) Авраѓам назван Аврам-иври. У этого прозвища, ставшего именем, миссией, исторической судьбою народа, есть два толкования, друг другу не противоречащих: потомок Эвера (Евер, там же 10:21), а также человек, пришедший с другой стороны реки (имеется в виду Прат). Переход, пересечение вод, особенно движение своё пресекающих, — один из важнейших мотивов Писания, который восходит ко дню второму Творения: «Бог отделил воду под сводом от воды по-над сводом» (там же 1:7).

После великих чудес Ям Суф и Ярдена пророки Элияѓу (Илия) и Элиша (Елисей) повторяют, правда, в «масштабе» ином, чудо разделения вод: «Свернув плащ, Элияѓу ударил им воду — туда и сюда расступилась,// посуху оба прошли» (Цари 2, Четвёртая книга Царств 2:8). После того, как Элияѓу возносится в небо, Элиша, взяв его плащ, «ударил им воду — туда и сюда расступилась, и перешёл Элиша» (там же 14).

Чудеса при переходе Ям Суф и Ярдена в Восхвалениях (114) были воспеты.

 
Когда уходил из Египта Израиль,
от народа чужого — дом Яакова.
 
Стала Иеѓуда святыней Его,
властвованием — Израиль.
 
Море увидело — побежало,
вспять обратился Ярден.
 
Горы, как бараны, плясали,
как овцы — холмы.
 
Что с тобой, море, что побежало,
вспять обратился Ярден?
 
Горы, как бараны, плясали,
как овцы — холмы?
 
Трясись пред Владыкой, земля,
пред Богом Яакова!
 
Скалу в озеро превращающим,
кремень — в источник воды.

 

            Ещё одно великое чудо свершается при взятии первого города на новой земле — Иерихо, представление о защищённости которого могут дать раскопки одного из городов в тридцатых годах прошлого века. Защитная стена была двойной, толщина внешней стены около двух, а внутренней — около трёх  с половиной метров. Разделяло их около пяти метров, и соединялись стены жилыми домами. Подобные стены рухнули от криков и «труб иерихонских», которые на самом деле были вовсе не трубами, а рогами — шофарами.

            Песах — праздник свободы. Его празднуют евреи, уходя из Египта, они празднуют его, войдя в Землю Израиля.

Уходя из Египта, они праздновали его с Моше. Войдя в Землю Израиля, они праздновали его с Иеѓошуей.

И долгие столетия, пока не появился Давид, не было у евреев такого единства колен, как при Моше и Иеѓошуе, и лидера, равного им.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS