Иеѓошуа (Иисус Навин) - 4
Предсмертные речи
Жизнь Моше, последняя книга Учения и всё Пятикнижие завершились Песнью и благословением — предсмертной речью Моше. Двумя предсмертными речами Иеѓошуи заканчивается книга, носящая его имя.
Неречистый Моше воспел Песнь и произнёс великую речь? Невозможно иначе: национальных лидеров, речи не произносящих, быть просто не может. И преемник его Иеѓошуа перед смертью обращается к соплеменникам с речью, пафос которой — верность Господу, заветам Его, призыв не родниться с местными народами, которые могут Израилю стать западнёй, от истинного Бога его отвращая.
В отличие от первой, вторая речь Иеѓошуи — экскурс в историю, где упоминается переход реки Прат Авраѓама, Исход, история царя Моава Балака (Валак), нанявшего пророка Билама (Валаам) Израиль проклясть, а он его благословил. В этом историческом ряду и переход через Ярден. Как и весь текст книги, речь Иеѓошуи перенасыщена образами Учения. В его речи появляются и знаменитые шершни, прогоняющие врагов избранного народа, предсказание, в Учении прозвучавшее (Имена 23:28, Слова 7:20).
Вторая предсмертная речь Иеѓошуи — это и диалог с народом, в котором, как и во всей книге, многочисленны цитаты прямые и скрытые. Так, у слов о готовности народа служить Господу Богу несколько параллелей в Учении. «Народ в один голос ответил, сказав: 'Всё, что сказал Господь, мы исполним'». (Имена 24:3); «Сказали: 'Всё, что сказал Господь, исполним и будем слушать'» (там же 7). В предпоследнем стихе книги Иеѓошуа говорится, что кости Иосефа, вынесенные из Египта, сыны Израиля в Шхеме похоронили. Это напоминает о предпоследнем стихе книги Вначале (50:25) и о выполненном Моше завещании (Имена 13:19).
Собрал преемник Моше все колена Израиля, призвал старейшин, они перед Богом предстали услышать слова Господа, переданные перед смертью своей Иеѓошуей.
После этих событий, после апофеоза верности Господу народа Израиля, миссию свою исчерпав, «Иеѓошуа сын Нуна, раб Господа» умер в возрасте ста десяти лет, и в своём уделе был похоронен. Умер и Элазар сын Аѓарона (Аарон), и был на холме Пинхаса, сына его, похоронен.
Послесловие
Исполняя историческую миссию — ведя Израиль в Землю, обетованную Господом, Иеѓошуа сохраняет память о каждом важном событии в камне, в названии мест, в слове, которое даже тогда, когда камни разрушатся, будет услышано и повествователем эпохи иной донесено до потомков. До сего дня — в этом излюбленном, радостно повторяемом рефрене радость от свершившегося и надежда на то, что память об этом навсегда сохранится, чему вслед за автором книги Яшар служит и он, повествующий о деяниях Иеѓошуи. До сего дня — скажем и мы, перечитывая книгу о чудесных деяниях Бога, ждущего верности от народа Израиля.
Иеѓошуе важно каждое слово Моше, он хранит его, исполняет, вся книга, носящая его имя, пропитана ассоциациями с последним словом Моше, обращённым к современникам и потомкам, — книгой Слова.
Два величайших чуда, происходящих во время Исхода и тогда, когда Израиль входит в Землю обетованную, заставляют читателя вспомнить: в книге Вначале (14:13) Авраѓам назван Аврам-иври. У этого прозвища, ставшего именем, миссией, исторической судьбою народа, есть два толкования, друг другу не противоречащих: потомок Эвера (Евер, там же 10:21), а также человек, пришедший с другой стороны реки (имеется в виду Прат). Переход, пересечение вод, особенно движение своё пресекающих, — один из важнейших мотивов Писания, который восходит ко дню второму Творения: «Бог отделил воду под сводом от воды по-над сводом» (там же 1:7).
После великих чудес Ям Суф и Ярдена пророки Элияѓу (Илия) и Элиша (Елисей) повторяют, правда, в «масштабе» ином, чудо разделения вод: «Свернув плащ, Элияѓу ударил им воду — туда и сюда расступилась,// посуху оба прошли» (Цари 2, Четвёртая книга Царств 2:8). После того, как Элияѓу возносится в небо, Элиша, взяв его плащ, «ударил им воду — туда и сюда расступилась, и перешёл Элиша» (там же 14).
Чудеса при переходе Ям Суф и Ярдена в Восхвалениях (114) были воспеты.
Ещё одно великое чудо свершается при взятии первого города на новой земле — Иерихо, представление о защищённости которого могут дать раскопки одного из городов в тридцатых годах прошлого века. Защитная стена была двойной, толщина внешней стены около двух, а внутренней — около трёх с половиной метров. Разделяло их около пяти метров, и соединялись стены жилыми домами. Подобные стены рухнули от криков и «труб иерихонских», которые на самом деле были вовсе не трубами, а рогами — шофарами.
Песах — праздник свободы. Его празднуют евреи, уходя из Египта, они празднуют его, войдя в Землю Израиля.
Уходя из Египта, они праздновали его с Моше. Войдя в Землю Израиля, они праздновали его с Иеѓошуей.
И долгие столетия, пока не появился Давид, не было у евреев такого единства колен, как при Моше и Иеѓошуе, и лидера, равного им.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы