Комментарий | 0

Иершулаим в еврейской тррадиции (8)

 

 

 

6

Земной и небесный Иерушалаим (Продолжение)

 

3. Отстроенный Иерушалаим

 

Кроме книг пророков, свидетельства о небесных Иерушалаиме и Храме мидраш черпает в Восхвалениях, поэтический язык которых — великолепная основа парадоксальных толкований. Стихи Восхвалений — излюбленное герменевтическое орудие, при помощи которого даже банальное оборачивается неожиданно новым. Когда, где, кем была пропета замечательная песнь Городу — 122-ая глава, бывшая частью ритуала приношения первого урожая? Из комментария Авраѓама ибн Эзра (1089-1164, жил в Европе, возможно, в Израиле): «Сказал р. Моше, что это песнь, произнесённая Давидом. Она будет произнесена среди песнопений в Доме Господа, когда Дом будет построен. А рабби Иеѓошуа сказал, что она — о Доме, который основал Ему Давид на Сионе. А есть говорящие — о Третьем Храме» (Комментарий к Восхвалениям 122:1).  Этому толкованию противостоит утверждение Радака (р. Давид Кимхи 1160-1235, Прованс), считавшего, что эту песнь пели сыны изгнания, мечтавшие о восстановлении Храма и возобновлении паломничеств в Иерушалаим. Однако, сколь бы ни был широк спектр толкований, главную идею не отрицает никто.  Подобно тому, как в молитве Шломо после окончания строительства Храма (Цари 1 8:28-48) говорится, что Иерушалаим объединяет молитвы Израиля, важнейшая тема 122-ой главы — единство народа. Наибольшую популярность в мидрашах и комментариях снискал третий стих — афористически сжатый и взывающий: истолкуй!

 
Иерушалаим построенный —
как город, соединившийся воедино.

 

            Что извлекли толкователи из стиха, отражавшего исторический факт: Иерушалаим принадлежал царю, а не какому-либо колену? Столичный город способствовал объединению государства, воплощал идею единства народа, соединял колена, Израиль с изгнанниками, элиту с народом. Комментируя этот стих, Авраѓам ибн Эзра писал, что в паломнические праздники Иерушалаим был подобен «городу, вокруг которого объединялись все дочери его в час страха». В Иерусалимском Талмуде (Незикин 6а) сказано, что Иерушалаим — город, который объединяет Израиль. «Сказал рабби Иеѓошуа бен Леви. Как сказано: 'Собрались все люди Израиля против города, едины (хаверим), как один человек' (Судьи 20:11). Написано: стали они все — хаверим» (Иерусалимский талмуд, Хагига 3:6). Хаверим — кто они? В Средние века значение слова «хавер» у ашкеназских евреев — человек, преуспевший в изучении Торы. А на языке Талмуда, и в этом значении слово употребляет р. Иеѓошуа бен Леви, хаверим — тщательно соблюдающие законы ритуальной чистоты, в отличие от простолюдинов. В паломнические праздники хаверим, жители Иерушалаима, ради единения народа не были слишком придирчивы к собирающимся в Город.  Однако волны времени смыли свойственные разным эпохам значения слова, осталось: хаверим — друзья. Не отменяя прямое значение стиха, мидраш ощущает в нём зерно, готовое прорасти в величественную картину неразрывной связанности Бога и человека, земного и небесного: Иерушалаима земного и Иерушалаима небесного. В переводе на арамейский язык (очень вольном, отметим) стих звучит освобождённым от пут прямого значения и контекста. «Иерушалаим, отстроенный в небесах, — город, единящийся с собой единственным на земле».

Уходя от сковывающего контекста, мидраш ищет новые смыслы. Если Иерушалаим — свет, а его источник — Творец, то сам Всевышний созидает целостность Города, результатом чего является его идеальное состояние — построенный. Сама реальность изъяла стих из контекста: паломничество в Иерушалаим стало достоянием идеальных прошлого и будущего. Грамматическая сложность стиха стала зерном, из которого проросло представление о том, сойдёт ли небесный Иерушалаим на землю, или выстроенный человеком земной Город поднимется, достигнув высоты и величия идеально небесного, что сомкнулось с представлениями о мессианском обновления мира.  Согласно одним, в мессианском грядущем предстанет исправленный от пороков существующий мир, из которого исчезнут зло и несправедливость, земля исполнится знанием, и дух Господень изольётся на всякую плоть (Иешаяѓу 4:2; 11:6-9; Иоэль 3:1-4). Согласно другим, существующий мир в «день тьмы и мрака» (Цефания 1:15) будет разрушен, земля превратится в хаос, в пустыню (Ирмеяѓу 4:23-26). Такое мрачное представление характерно для апокрифической апокалиптики и средневековой мистической литературы, вещественно и зримо представлявших небесные Иерушалаим и Храм. Классические древние мидраши и Талмуд гораздо более осторожны, что было вызвано, с одной стороны, щепетильностью в подходе к любой теме с мистической окраской, с другой — реакцией на христианские источники, щедро черпавшие из древнееврейской апокалиптики. Генезис идеи небесных Иерушалаима и Храма и в иудаизме, и в христианстве (особенно — в Апокалипсисе) един — первое столетие н.э., когда иудеи и христиане уживались под крышей одной синагоги. Диалог о мессианском грядущем, пронизывающий еврейскую мысль, выражается и в представлениях о Шхине. Одни полагали (Кузари, гл.5, §22-23), что после разрушения Храма Шхина покинула Землю Израиля, другие — что и после разрушения она остаётся (Мидраш Теѓилим 11:3). В отличие от более поздних текстов, классические ранние мидраши и Талмуд в значительной степени сохраняют связь с реальным Иерушалаимом, отражая чувства людей, живущих надеждой на скорое восстановление Города-Храма. Средневековые тексты были отражением состояния, когда земные нити были окончательно порваны, Иерушалаим в слове окончательно вытеснил Иерушалаим из камня. Место Города было в небесах, оттуда и суждено было вернуться на землю. Но так или иначе, восхождение в Иерушалаим продолжалось и продолжается.

 

Песнь ступеней Давида.
Веселился, когда мне сказали:
«В дом Господень пойдём».
 
Ноги наши стояли
в твоих воротах, Иерушалаим.
 
Иерушалаим построенный —
как город, соединившийся воедино.
 
Куда поднимались колена, Божьи колена, свидетельство Израилю,
имя Господа благодарить.
 
Там сидели на престолах суда,
престолах дома Давида.
 
Мир просите Иерушалаиму!
Будут спокойны любящие тебя!
 
Будет мир в твоих укреплениях,
покой — во дворцах!
 
Ради братьев и ближних моих
скажу: «Мир тебе!»
 
Ради дома Господа Бога
буду просить тебе благо!
(Восхваления 122)

 

4. «Небесный сияющий Иерушалаим»

  

О земном Иерушалаиме говорим: Город-Храм. Именно в таком неразрывном единстве и существовал Иерушалаим, суть которого определялась Храмом, жертвоприношениями, восхождением всего Израиля в паломнические праздники. Рождение небесных Храма и Иерушалаима знаменовало распад этого единства в иные эпохи с тем, чтобы спустя века возродиться. В ранней апокалиптике (Ханох, Книга юбилеев), в кумранских текстах идея небесных Храма и Иерушалаима отсутствует. В ранних мидрашах встречаем только небесный Храм, который не приводит с собой столь ожидаемый небесный Иерушалаим.

Расцвет апокалиптики приходится на период национального кризиса. Таким было время, предшествующее разрушению Храма и непосредственно после него. В апокрифической книге Видение Эзры, написанной, вероятно, незадолго до разрушения Второго Храма, рисуется конец дней: солнце воссияет ночью, луна будет светить в полдень (гл. 5), а затем наступит День Суда — не будет ни солнца,  ни луны, ни звёзд, ни воздуха, ни вод, ни ветра; а вслед за этим  «небесный сияющий Иерушалаим», знаменующий наступление нового мира, на землю опустится (гл. 8).  

В первые десятилетия после разрушения Храма еврейские мудрецы совершают восхождение в Иерушалаим земной, надеясь, как рабби Акива, на его скорейшее возрождение. Авторы апокалиптических сочинений, в том числе Откровения святого Иоанна, выросшего из недр еврейской апокалиптики, совершают восхождение в Иерушалаим небесный. Раннехристианские тексты развивают противопоставление земного и небесного Иерушалаимов. У апостола Павла нынешнему порабощённому Иерушалаиму противопоставлен свободный — вышний, «он — матерь всем нам» (К галатам 4:24-25).

Воздвигая небесный Храм, еврейство стремилось найти идеальное место встречи народа с Богом.

Воздвигая небесный Иерусалим, христианство стремилось найти идеальное место встречи с Господом человека.

В еврействе Храм не только небесная сущность, но и земная.

В христианстве — Иерушалаим только небесное обиталище Господа.

В Апокалипсисе небесный Храм — это Храм Бога, никак не связанный с земным и не сходящий на землю (3:12; 7:15). Подобно пророку Иехезкэлю, Иоанн, выполняя волю Всевышнего, измеряет тростью Храм «и жертвенник, и поклоняющихся в нём» (11:1). Внешний двор Храма измерять он не должен: тот отдан язычникам, которые «будут попирать святой город сорок два месяца» (11:2). Этот земной Храм не есть истинный, тот откроется только после великого землетрясения и гибели «семи тысяч имён человеческих» (11:13). Тогда откроется небесный Храм и явится ковчег завета (11:19; см. также 15:5-6) как символ Завета Нового. Прежде недоступное человеку Святое святых с ковчегом завета станет доступным в новом союзе Господа с человеком. В конце дней произойдёт ещё одно великое землетрясение. Если первое (11 глава) — знак завершения Ветхого Завета, то это — знак завершения Нового. Седьмой ангел вылил чашу свою, «и город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (16:19). В финальных 21-ой и 22-ой главах видит Иоанн новый Иерусалим, сходящий с неба, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». И слышит Иоанн обетование — о единении ковчега завета с людьми и о том, что Сам Бог будет с ними. Вознесённый на высокую гору, видит Иоанн украшенный драгоценными камнями великий город Иерусалим, нисходящий на землю, двенадцать ангелов и ворота, на которых написаны имена двенадцати колен Израиля. Нет городу нужды ни в солнце, ни в луне — слава Божия освещает его. «Спасённые народы будут ходить в свете его», и «ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет». Видит Иоанн «чистую реку воды жизни», которая исходит от Бога, и древо жизни, плоды и листья которого служат для исцеления народов. «Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель — Храм его» (21:1-3,10,12,22-25).

            Если Иерусалим Иоанна возник под влиянием Иехезкэля, то Иерушалаим Шимона бар Иохая, которому поздний мидраш приписывает это видение, — вероятно, под влиянием Апокалипсиса. «И сойдёт отстроенный и совершенный Иерушалаим, в котором семьдесят две жемчужины, освещающие мир от края до края с небес, и — народы мира идут прикоснуться к нему, как сказано: 'На твой свет пойдут племена' (Иешаяѓу 60:3)» (Бейт мидраш Елинек). Однако, в отличие от Апокалипсиса, «и сойдёт Храм отстроенный... с небес, как видел Моше, мир ему, как сказано: 'Ты их приведёшь, на горе Своего удела посадишь' (Имена 15:17)» (Бейт мидраш Елинек).

Если для иудея святость Иерушалаима определяется Храмом, то христианин сакрализует город как таковой. Для него Иерусалим — это пространство, на котором разворачивается акт мистерии — рождение человека-Бога. Из единства Город-Храм апокалиптика и раннее христианство спасли Город, а первые поколения мудрецов — Храм. Во-первых, сказалась реакция на христианский выбор. Перед иудаизмом стояла проблема отмежевания от быстро набиравшей силу новой религии. Во-вторых, особое отношение к городу и культуре его в тогдашнем иудаизме, бывшем антиподом римской городской культуры, где даже летоисчисление велось с основания города. В Эйха раба, сборнике мидрашей на самый горестный свиток, есть целая серия развлекательных народных рассказов, в которых евреи противопоставляют себя горожанам — жителям Афин. Издревле в Стране Израиля было немало крупных городов: Иерушалаим, Бейт Лехем (Вифлеем), Хеврон и др., жизнь в которых протекала в соответствии с еврейскими законами и традициями. Однако после завоевания Александром Македонским (332 г. до н.э.) характер городов и само отношение к ним еврейского населения, верного традициям, резко меняется. Возможно, этим объясняется требование Мишны (Брахот 9:4) произносить благословения за благополучные вход и выход из города. Города становятся проводниками чуждой большей части населения культуры эллинизма. Особенно много городов-полисов появляется в период гонителя еврейской религии Антиоха Эпифана. Перемены происходят и в Иерушалаиме, целью которых было превращение его в полис под названием Антиохия. В Иерушалаиме появляется гимнасия — центр общественной жизни полиса. После разгрома восстания 168 г. до н.э., вызванного ограблением Храма, Антиох поселил в Иерушалаиме солдат-язычников, в результате чего многие евреи покинули город. В конце периода Второго Храма большая часть населения страны жила в деревнях. В городах были римские гарнизоны. При Ѓордосе основываются и новые города, евреям чуждые. В это время Иерушалаим во многом утрачивает еврейский облик: в городе театр, ипподром, амфитеатр, предназначенный для сражений гладиаторов. И хотя он не был в полном смысле слова полисом, т.е. самоуправляющимся городом, многое в повседневной жизни определялось римскими властями, на характер отношений евреев с эллинизированным населением и властями влияло присутствие римской когорты. Лишь по прошествии веков ситуация изменилась. В Вавилоне евреи жили в городах, имевших почти однородное еврейское население. В вавилонских текстах выстраивается подлинное единство земного-небесного Города-Храма, построенного Иерушалаима. «В грядущем Святой благословен Он расширит Иерушалаим, как сказано: 'Вверх расширяются, окружая' (Иехезкэль 41:7), пока не поднимется до небес, и нет выси, кроме небес, как сказано: 'Ведь выше неба верность Твоя' (Восхваления 108:5)»  (Танхума Цав  12). Раши: земной Иерушалаим в грядущем предназначен быть внутри небесного (к Восхвалениям 122:3). А в толковании стиха из Ѓошеи 'Среди тебя — Святой, в город Я не приду' (11:9) говорится: «Не приду Я в небесный Иерушалаим, пока не приду в Иерушалаим земной» (Таанит 5а, Мидраш Теѓилим 122:4).

«С того дня, когда был разрушен Храм, прорицание было отнято у пророков и отдано мудрецам» (Бава батра 12а). Если пророк передавал слово Всевышнего людям, то мудрец ищет слово Господа в мире, и, освящая Его в земном Иерушалаиме, строит Иерушалаим небесный.

В те исторические мгновения, когда разрушался земной Иерушалаим, над бесконечностью небытия взошёл Иерушалаим небесный и исчезнувший земной освятил. Два отличающихся представления о небесном и земном, земном и небесном Иерушалаиме крайне редко пересекались в едином пространстве, едином времени. Не пересекались, но и розно не существовали. Потому, может, что Город вечности был вечной темой диалога, начавшегося до разрушения земного и ставшего вечно живой темой после гибели Города в безграничном пространстве и безграничном времени народа, родившегося и всегда жившего в Иерушалаиме. Сказано: «Вот, посланника перед тобой посылаю тебя в дороге хранить// и привести в место, которое Я предназначил» (Имена 23:20). Истолковано: «место, которое Я предназначил» — «против которого Я уже утвердил Мой престол». «Это один из стихов, говорящих, что Священный дом в небесах находится прямо против земного» (Раши).

Славно о Тебе говорят,
город Бога. Села
(Восхваления 87:3).
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка