Иешаяhу* (Исайя), Шестая глава
Мих. Ковсан (04/04/2012)
ТАНАХ —аббревиатура священных книг иудаизма: Тора, Пророки, Писания. Книги ТАНАХа в переводе на греческий (Септуагинта, Перевод семидесяти) составляют основной корпус православного Ветхого Завета. Таким образом, между оригиналом и переводами на русский язык, как правило, находится греческий посредник. Предлагая читателю перевод c иврита знаменитой 6-ой главы пророчества Иешаяhу (Исайи), замечу, что это один из текстов, составляющих основу еврейской и христианской культур. Текст этот описывает инициацию пророка.
Стихи из этой главы —вероятно, самые известные из всего пророчества. На протяжении веков к ним многократно обращались религиозные и нерелигиозные мыслители, евреи и не евреи. И, верно, самый известный читателю поэт, обращавшийся к этим стихам пророка, не дерзая вслед за пророком увидеть Бога, "опускает" действо с Господних небес на землю поэта. Вместо небес — пустыня, вместо видения Господа — Его голос. И здесь, на пустынном перепутье разворачивается мистерия обращения человека, томимого жаждой духовной, в пророка.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
На перепутье мне явился.
Глава 6
1. В год смерти царя Узияhу видел я Господа, сидящего на престоле, возвышенном и величественном,
и края Его храм наполняли**.
2. Пред Ним стояли срафим*** шестикрылые, шесть крыльев у каждого:
двумя лик покрывает, двумя покрывает ноги, летает —двумя.
3. И друг к другу взывали они, говоря: "Свят, свят, свят ВсемогущийГосподь, вся земля полна славы Его".
4. Столбы врат колебались от гласа взывающих,
дымом дом наполнялся.
5. Сказал я: "О горе, погиб я, ведь я человек с устами нечистыми, из народа устами нечистого, —
Царя, Всемогущего Господа глаза мои видели".
6. Подлетел ко мне один из срафим, в руке его уголь горящий,
взятый с жертвенника щипцами.
7. Коснулся он уст моих, говоря: "Твоих уст это коснулось:
прегрешенье снято твое, твой грех искуплен".
8. Услышал я голос Господень, сказал: Кого Я пошлю, кто пойдет?
И сказал я: "Вот я, меня Ты пошли".
9. И сказал Он: Иди, народу скажи:
"Слушайте, слушая —не понимайте, смотрите —и, глядя, не разумейте".
10. Пусть ожиреет сердце народа, уши оглохнут, глаза замажут —
не видеть глазами, не слышать ушами, сердцем не понимать, не обратятся —не исцелятся.
11. Сказал я: "Доколе, Господи?",
и Он сказал: Пока города без жителя не останутся, без человека —дома, не опустеет земля.
12. И удалит Господь человека,
и будет на земле великое разорение.
13. Но придет десятая часть**** опять и опять на разор,
как от дуба и теребинта в листопад остается ствол, будет стволом семя святое.
Примечания
* - Буквой h передается отсутствующий в русском языке звук, сходный с украинским "г".
** - В год смерти царя Узияhу видел я Господа, сидящего на престоле, возвышенном и величественном,//и края Его храм наполняли. Начало книги пророка не совпадает с началом его пророческой деятельности. Была ли таковой воля пророка или это результат деятельности редакторов, неизвестно. Царь Узияhу — десятый иудейский царь из дома Давида, царствовал 52 года. Умер около 747 г. до н.э. Края Его храм наполняли. Возможны и иные прочтения словосочетания края его: края (престола), края (одежды).
*** - Срафим. В русском языке утвердилось: серафимы. В иврите это слово с неясной этимологией (существует целый ряд толкований), поэтому переводчик предпочитает транслитерацию. Ни в одном другом месте ТАНАХа это слово не встречается.
**** Десятая часть. Десятина, священная часть, отделяемая человеком Господу.
Последние публикации:
Четверостишные хроники (25) –
(22/11/2024)
Четверостишные хроники (24) –
(01/11/2024)
Четверостишные хроники (23) –
(09/10/2024)
Четверостишные хроники (22) –
(30/09/2024)
Четверостишные хроники (21) –
(29/08/2024)
Четверостишные хроники (20) –
(16/08/2024)
Четверостишные хроники (19) –
(01/08/2024)
Четверостишные хроники (17) –
(12/07/2024)
Четверостишные хроники (16) –
(04/07/2024)
Четверостишные хроники (15) –
(24/06/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы