Комментарий | 0

Имя в еврейской традиции: Религиозно-философский смысл и литературное значение (2)

 

 

 

2

Всевышний в поисках первенца,

или Имя как историософский знак

(Вначале 4:17-5:31)

 

Первенец в ТАНАХе — ключевое понятие. Это не просто первым родившийся сын, но доказавший своё право на первородство. Реувен (Рувим), первый сын Яакова, отвержен: он запятнал первородство. Ишмаэль, первый сын Авраѓама, Эсав, первый сын Ицхака, не первенцы, не наследники.

Понятие первенец чрезвычайно важно в разных культурах. Достаточно вспомнить: последним ударом, последней решающей казнью, после которой евреи смогли покинуть Египет, было поражение первенцев.

Адам — избранник Творца. Первые главы Учения рассказывают о его детях — Каине, Ѓевеле (Авель), Шете, потомках Каина и Шета вплоть до сыновей Ноаха (Ной), и это рассказ о поиске Всевышним первенца, избранника, человека, достойного быть образом и подобием, которому продолжать род человеческий.

Повествование о потомках Каина и Шета — это рассказ в именах людей-эпох об истории человечества.

Родив Каина, Хава говорит: «Человека с Господом обрела (канити)» (Вначале 4:1, все ссылки в этой главе, кроме особо отмеченных, из этой книги), что было истолковано в мидраше как проявление гордыни Хавы, а имя Каин — как обретённый. Имя сына второго — Ѓевель (тщета, пар из уст) пророчествует о его трагичной судьбе. Третий сын, основание мира, от которого произойдёт человечество, был Адамом-отцом наречён:

 

Жил Адам сто тридцать лет, родил по образу своему, как подобие своё,
назвал его Шет (основание, 5:3).

 

            Каин — знак совершившегося. Ѓевель и Шет — знаки будущего, пророческие имена.

В четвёртой и пятой главах первой книги Учения рассказывается история двух ветвей человечества: каинитов и наследников Шета. В обеих историях ряд общих мотивов. Обе рассказаны в высшей степени лаконично. Полтора тысячелетия от Адама до сыновей Ноаха (только эта ветвь содержит хронологические меты) — несколько десятков стихов, история в именах, иногда объяснённых и мотивированных. В обоих древах одни и те же (Ханох, Енох; Лемех, Ламех) или близкие (Каин — Кейнан, Каинан; Ирад — Иеред, Иаред) имена. Ряд имён в краткой истории человечества от Адама до потопа значимы и понятны независимо от объяснений.

Важнейшее отличие параллельных рассказов в количестве поколений: Туваль-Каин (Тувалкаин) и его братья — седьмое поколение каинитов, сыновья Ноаха — десятое поколение наследников Шета.

История каинитов — генеалогия сама по себе. Ушедший от лица Господа Каин создаёт собственную историю, он не назван потомком Адама. А генеалогия потомков Шета, не соприкасавшихся с родом Каина, начинается с повторения в третий раз «Это книга родословия человека» (5:1). Значимость родословия Шета по сравнению с родословием Каина подчёркнута и тщательной хронологией: на каком году жизни отец родил сына, сколько лет после этого он прожил, сколько всего было лет его жизни.

4-5 главы книги Вначале — история человечества в именах, историософских знаках, которые, опираясь на объяснение в тексте, на определённую или вероятную семантику, традицию толкования, интересно и важно понять.

 

2.1. Каиниты

 

Родив Ханоха, изгнанник и скиталец, ушедший от лица Господа и поселившийся в стране скитания своего, к востоку от Эдена, Каин строит город, назвав его именем сына. Каин уходит на восток. В противоположном направлении — с востока — пришли потомки Ноаха после потопа, решившие построить город и башню, мечтая достичь небес, чтобы, вопреки завету наполнять землю, не рассеяться по лицу земли, а сделать имя себе.

Каин — предшественник Нимрода. Оба — символы противоборства с Всевышним. Наказание Каину — скитание и тупик в развитии рода, полностью исчезнувшего после потопа. Строители Вавилонской башни были рассеяны по лицу земли, т.е. заповедь была исполнена, но не добровольно.  

Рамбан (Р. Моше бен Нахман, 1194-1270, комментатор Писания и Талмуда) отмечал: Каин строил город всю жизнь, но довести до конца строительство не сумел. Оно было обречено так же, как его род. Давая имя городу, Каин впервые в истории место на земле нарекает, пытаясь закрепить память о совершаемом не совершённом. Так, Аврам наречёт имя городу Беер-Шева (Вирсавия). Так, свой путь отмечая, Яаков местам, по которым идёт, даст имена. Так, избранный народ память о пути в Землю обетованную новыми топонимами закрепит.

В отличие от праотцев, Каин город называет именем человека. Он не даёт ему своё имя отверженного, он называет город именем сына. Мидраш, показывая суетную тщету Каина-строителя, сталкивает стих «Познал Каин жену свою, зачала, Ханоха она родила,// строил он город, назвав его именем сына — Ханох»  (4:17) со стихом из Восхвалений (Псалмы). Думают

 

Про себя: вечны дома,
из рода в род — их жилища,
своими именами нарекли они
земли
(49,48:12).

 

Лейтмотив текста — тщета богатства, обречённость грешников-богачей:

 
В преисподней бродят, как овцы,
смерть их будет пасти,
и прямые хлестать по утрам,
а облики с их жилищ глотать преисподняя
(там же 15).

 

Мидраш приводит примеры городов, названных именами людей: Тверия — по имени Тиберия, Александрия — Александра, Антиохия — Антиоха. Выбор городов не случаен. Александр Македонский — лучший пример тщеты деяний мирских и побед. Антиох — имя тринадцати селевкидских царей, правивших Сирией. Город был назван Селевком I в честь своего отца, имя которого и имя города ассоциировались с мученичеством евреев, описанным во второй и четвёртой книгах Макаби (Маккавеев). «А рабби Пинхас сказал: '(Думают) про себя: вечны дома', а завтра дома их могилами станут» (Брешит рабба 23:1).

Танахическое имя Ханох имеет положительную коннотацию, ибо соотносится с праведным потомком Шета, взятым Богом на небо живым. Однако носил его и сын Каина. Значение имени — начинатель. Глагол с этим корнем означает «впервые начать чем-либо пользоваться», так что вне контекста значение имени совершенно нейтрально. В Ханохе, сыне Каина, отразилось стремление отца: сын станет зачинателем новой формы жизни, не будет, как отец, земледельцем, пастухом, как его дядя, но станет зачинателем жизни в городе. Как отмечал Рамбан, Каин строил город не для себя — для потомков. Возможно, сын Ханоха Ирад и был первым жителем города: его имя можно соотнести со словом «падение», «спуск».

 

У Ханоха родился Ирад, а Ирад родил Мехуяэля (Мехиаель),
а Мехияэль родил Метушаэля (Мафусал), а Метушаэль родил Лемеха (4:18).

 

Мехуяэль и Мехияэль — варианты одного имени, свидетельствующего, вероятно, о небесной каре, каинитов постигшей: «Эль» — это Бог, а значение первой части имени —«стёртый», «уничтоженный». Имя сына его отражает смирение гордых потомков Каина: Метушаэль — «у Бога испрошенный», подобно имени первого израильского царя Шауля, испрошенного народом у Бога через пророка Шмуэля.

И начальная история о Каине — строителе города, и конечная — о Лемехе и его трёх сыновьях, дочери и двух жёнах, рассказаны подробно, в отличие от одного упоминания промежуточных поколений.

Значение имени Лемех — «сильный», «крепкий», возможно, и «разрушитель». Это же имя носит и отец Ноаха в родословии потомков Шета.

Мидраш, семантизируя собственные, создаёт систему историософских знаков, свидетельствующих о наказании Всевышним потомков Каина. Ирад: из мира их изгоняю, Мехуяэль: их из мира стираю, Метушаэль: делаю слабыми, дряхлыми, наконец, что нам в Лемехе и его поколении?

 

Взял себе Лемех двух жён:
Ада — имя одной, другой имя — Цила (Цилла, 4:19).

 

В этом стихе впервые встречаем двух жён, в дальнейшем повествовании две жены будут играть очень важную роль, соперничая: Лея (Лия) и Рахель, жёны праотца Яакова. Раши (Р. Шломо Ицхаки, 1040-1105, великий комментатор ТАНАХа и Талмуда, жил в Германии и во Франции) объяснял вслед за мидрашем, что две жены были обычаем времени. Одна назначалась для продолжения рода, другая служила для наслаждения. Ей давали настой, лишавший возможности деторождения. Первая жена была пренебрегаема мужем, второй доставалась забота, внимание и подарки.

Ада — по-арамейски «отверженная». Имя Цила Раши и большинство комментаторов возводят к слову «тень», т.е. она была в тени мужа.

В «холодных» языках «быть в тени», как правило, значит «не быть замеченным», к примеру, в английском: remain in the shadow — «держаться в тени». А в «жарких» языках: быть под защитой.

В отличие от истории потомков Шета, однолинейной и более схематичной, на заключительном этапе история каинитов растекается: две жены, два сына и дочь.

 

Родила Ада Яваля (Иавал),

он был отцом живущих в шатрах со стадами.
 
Имя брата его Юваль (Иувал),
он был отцом играющих на киноре и на угаве (музыкальные инструменты).
 
И Цила, она родила Туваль Каина, шлифующего и кующего медь и железо,
а сестра Туваль-Каина — Наама (Ноема, 4:20-22).  

 

Имя первого сына Ады произведено от корня, значение которого — «ведущий», в данном контексте — «кочевник, ведущий стада», т.е. пастух. Имя второго сына, созвучного имени первого, произведено от корня со значением «звук трубы». Раши объяснял, что Учение намекает не столько на род занятий братьев, сколько на их поклонение языческим богам. Яваль первым начал устраивать языческие капища. Юваль сопровождал поклонение идолам музыкой, которую Наама сочиняла. Развивая тему, мидраш выстраивает законченную картину, добавляя, что первоначально братья восставали против Всевышнего тайно и лишь затем явно.

Это толкование далеко отходит от прямого смысла стихов. Целое довлеет над частным, не позволяя сделать менее однозначной картину деградации рода. Прямой же смысл — свидетельство о прогрессе: наряду с древним занятием скотоводством появляются музыкальные инструменты, обработка железа и меди.

Почему, предназначенная для иного, родила Цила? В этот раз настой не подействовал. Возможен и такой немудрёный ответ. Наиболее распространенное объяснение имени Наама — «приятная». Опирающиеся на такое понимание имени комментаторы считают, что благодаря ей пересеклись роды Шета и Каина. Наама была женой Ноаха. Но это единственная попытка соединить каинитов с потомками Шета, получившая не столь уж большое признание.

Последний потомок Каина — Туваль-Каин. С ним и с его именем связано несколько интереснейших мидрашей. Каин вначале. Туваль-Каин в конце. Круг замыкается. История изобретателей музыкальных инструментов, орудий из меди и железа, первых жителей городов и их строителей, сделав круг, замкнулась и завершилась. Отверженные потомки Каина, цель существования которых материальный прогресс, так и не обратились к Создателю.

 
Сказал Лемех жёнам своим: «Ада и Цила, слушайте голос мой, жёны Лемеха, внимайте речению моему,
я мужа убил, ранив себя, и ребёнка — себя изранив! (4:23)

 

Род начался с убийцы, убийством род завершается. По Раши, Туваль-Каин — символ завершённости рода каинитов, рода убийц. Его первое имя имеет значение добавления, он добавил к ремеслу Каина, создавая орудия войны и убийства. Второе имя последнего каинита имеет значение «устанавливать, вводить правило»: Туваль-Каин доводит до логического конца дело своего рода. Комментаторы, извлекая из имён каинитов историософское значение, стремились объяснить, почему «пожалел Господь, что создал на земле человека» (6:6), почему

 

Сказал Господь: Сотру человека, которого сотворил, с лица земли, от человека и до скота, до ползающего и до птицы небесной:
пожалел, что их создал (6:7).

 

            Даже имя Наама по мысли комментаторов свидетельствует об обречённости рода Каина, ведь ею (приятная!) соблазнились «сыны могучих», входившие «к дочерям человека, и они им рожали» (6:4).

Мотивы убийства Лемехом ребёнка и мужа не ясны, не понятны, кого именно и за что он убил, намеренно или случайно, ранив-изранив себя? «Неполный», загадочный текст приглашает восполнить и разгадать. «Полный» текст сообщает, что слепой Лемех

ходил на охоту с Туваль-Каином, сыном, который и вёл его. Однажды Туваль-Каин закричал: «Вижу зверя!» Лемех натянул тетиву, выстрелил. Туваль-Каин воскликнул: «Ты подстрелил человека с рогом!» «Горе мне, — завопил Лемех, — это Каин, наш прадед». В отчаянии Лемех взмахнул руками и случайно убил своего сына. Вечером две жены Лемеха пошли искать мужа и нашли его сидящим рядом с телами. Возмущённые, они отказались жить с Лемехом. Пришли все вместе к Адаму на суд. Говорили жёны ему: «Почему должны мы вынашивать новых детей, обречённых на истребление?»

Лемех сказал: «Господин! Произошло всё случайно». Выслушав, Адам решил: «Ада и Цила, послушайте своего мужа! Мир создан для того, чтобы дети рождались».  «Врач, сперва свою болезнь вылечи, — сказали жёны, — ты сам сто тридцать лет живёшь с Хавой раздельно». Их слова дошли до сердца Адама, вернулся он к Хаве. Вскоре родился сын, который по внешнему виду был точной копией Адама.

Мужа и ребёнка убив, Лемех и себя поражает. Проклятие тяготеет над родом Каина. В отличие от греческой трагедии, здесь нет места катарсису, роковой круг размыкающему, здесь круг замыкается.

Каков смысл истории каинитов? Мидраш: Адам вернулся к жене. Вернулся Шета родил.

 

2.2. Потомки Шета

  

Каин и Ѓевель. Лишь один из братьев мог стать избранником. Ѓевель убит. Каин — убийца, его род — тупиковая ветвь в истории человечества. Рассказ о рождении Шета и его сына Эноша следует после истории потомков Каина, четвёртую главу завершая.

 

Ещё познал Адам жену свою, родила она сына и назвала его Шет:
«Ибо Бог дал мне потомка другого вместо Ѓевеля, которого Каин убил» (4:25).

 

Шет (основа, основание, основать): Адам и Хава ищут и создают основание мира. В этом имени некоторые комментаторы видели намёк на имя Мессии. Поняв значение имени, нетрудно однозначно решить, почему только о нём из всех сыновей Адама и Хавы сказано, что Адам его «родил по образу своему, как подобие своё» (5:3).

Сын Шета — Энош. Значение имени — слабый, немощный, т.е. смертный. Так же, как имя Адам, Энош имеет нарицательное значение — человек.

Именно во времена Эноша впервые начали называть по имени Всевышнего (4:26). Это дало основание многим комментаторам утверждать: Энош — олицетворение смирения перед Богом, в отличие от обуянных гордыней потомков Каина. Учение свидетельствует убедительно и однозначно: в отличие от остальных людей, «скорлупы человечества», потомки Шета «были сердцевиной человечества и лучшей частью его» (Иеѓуда Ѓалеви. Гл. 4, § 25). Не случайно, что в летописной «Повести лет» (1 1 1-4) перечислены не каиниты, но Шет и потомки его.   

Однозначность Текста обусловила однозначное отношение комментаторов. Учение рассказывает о занятиях каинитов, о потомках Шета сообщая лишь годы жизни, таким образом утверждая: они — хранители непрерывности человечества. Их родоначальник — избранник, подлинный первенец. Рамбан: «Значение в том, что только в его роде в полноте воплотилось подобие Всевышнего».

Первый стих пятой главы заголовочный: «Это книга родословия человека». Рамбан по этому поводу говорил: сказано «книга», в отличие от других мест, где сказано «родословие» (об Ишмаэле 25:12, Ицхаке там же 19): «По моему мнению, здесь содержится намёк на всё Учение, т.к. всё Учение — книга поколений человека, поэтому сказано об этом 'книга', а не сказано 'это родословие человека', как сказано в других местах».

Не только между Адамом и Шетом есть особая связь, но и между Адамом и Эношем, ведь в нарицательной ипостаси слова эти — синонимы.

 

Что человек (энош), чтобы помнил о нём,
сын человеческий (бен адам), чтобы его вспоминал?
(Восхваления 8:5)

 

После Эноша, в поколении которого начали называть по имени Всевышнего, вплоть до Ханоха о потомках Шета ничего, кроме имени и хронологических сведений, не сообщается. Какую информацию несут имена?

Значение имени сына Эноша Кейнан (Каинан) такое же, как имени Каин, приобретение.

Сын Кейнана — Маѓалалэль (Малелеил). Значение имени — хвала, слава Богу, хвалящий, славящий Бога, что указывает на расцвет религиозного сознания.

Имя сына Маѓалалэля — Иеред. Значение имени — нисходящий, вероятно, указывает на упадок религии. 

Имя сына Иереда — Ханох (этим именем назван и сын Каина). Значение имени — впервые начинать.

 

Ходил Ханох с Богом,
не стало его: взял его Бог (5:24).

 

Ханох был праведником, и был живым взят на небо, дабы — добавляют некоторые комментаторы — уберечь его от греховного мира. Ханох — седьмое поколение потомков Адама и Шета. Семь — сакральное число. В седьмом поколении пресёкся род Каина.

Имя сына Ханоха Метушелах (Мафусал) может быть понято как «муж стрелы», «человек оружия». Откуда такое имя в мирном роду Шета? 

Агада рассказывает. После того, как Ханох, его отец, был взят на небо, Метушелах продолжал дело отца, его путями ходил: учил вере в Бога, не отступая ни вправо, ни влево. Он провёл три дня в посте, и Господь разрешил написать Имя на мече, которым Метушелах освободил мир от тысяч демонов — потомков Адама от Лилит, ведя битву до тех пор, пока они не были уничтожены или заточены. Благодаря чудесному мечу он и был назван Метушелах.

Его сын носит имя Лемех, как и представитель предпоследнего поколения каинитов. Большинство комментаторов, не уделяя особого внимания именам большинства потомков Шета, останавливается на толковании имени Ноах.

 
Жил Лемех восемьдесят два года и сто лет,
родил он сына.
 
Назвал его Ноах, сказав:
«Этот утешит нас в нашем труде, в мучении рук наших от земли, проклятой Господом» (5:29).

 

Рашбам (Р. Шмуэль бен Меир, 1080-1174, комментатор Учения, жил во Франции) писал, что имя Ноах символизирует события времени, «потому что он был первым родившимся после смерти Адама, его и назвали Ноахом», т.е., по его мнению, Утешителем. Р. Авраам ибн Эзра (1089-1164, один из величайших комментаторов Учения, жил в Европе, возможно, в Израиле), как и большинство комментаторов, писал, что сын Лемеха получил имя после того, как стал работать на земле и добился успеха — утешения «в нашем труде, в мучении рук наших от земли, проклятой Господом». Здесь важна зависимость имени человека от деяний его.

Однако значение имени Ноах (покой) не соответствует толкованию имени: «утешит». Раши замечал, что точно соответствовало бы толкованию имя Менахем.

Энтропии каинитов противостоит утешение в родословии Шета. В отличие от обречённых на уничтожение в седьмом поколении каинитов, история потомков Шета — это рассказ, доминирующий мотив которого — надежда на искупление. Истории каинитов и потомков Шета — это картина развития человечества, данная в именах — историософских знаках, осмыслить которые была призвана Устная Тора, мидраш и агада. Читаем мидраш (Брешит рабба 25:2).

 

«Назвал его Ноах, сказав...» Р. Иоханан и р. Шимон бен Лакиш.

Рабби Иоханан сказал. Толкование — не имя, и имя — не толкование. Нельзя читать это выражение иначе как: Ноах, этот упокоит нас, или Утешитель (Нахман, Менахем), этот утешит нас! Ибо в час, когда Святой благословен Он сотворил Первого человека властвовать надо всем, животное было послушно уходу и поле было послушно возделыванию. Но поскольку согрешил Адам, восстали против него: животное перестало быть послушно уходу и поле перестало быть послушно возделыванию. С появлением Ноаха упокоились...

Р. Шимон бен Лакиш сказал. Имя — не толкование, и толкование — не имя. Нельзя читать это выражение иначе как: Ноах, этот упокоит нас, или Утешитель (Нахман, Менахем), этот утешит нас! Пока не появился Ноах, поднимались воды, их покрывая в могилах. Дважды написано: «Призывающий воды морские» (Амос 5:8, 9:6) — о том, что дважды поднимались воды, их покрывая в могилах их, один раз утром, другой — вечером. Об этом написано (Восхваления 88,87:6): «Как убитые, в могиле лежащие». Поскольку появился Ноах, эти «убитые, в могиле лежащие» упокоились. Сказано здесь «покой»: «С миром уходит покоиться на ложе своём» (Иешаяѓу 57:2). Что такое «покой»? Сказано: могильный покой.

 

Мы привели лишь начало, в котором р. Иоханан и р. Шимон бен Лакиш утверждают тесную связь между покоем (имя Ноах) и утешением (его объяснением) в стихе. У мидраша есть и другие авторы, они не были современниками. Их сотворчество разделяют века. Поэтому не покажется категоричным утверждение, что еврейская культура — это вневременной диалог. Не покажется, если учесть, что и мы сегодня пытаемся постичь логику и художественную структуру этого мидраша, т.е. участвуем в диалоге.

И р. Иоханан и р. Шимон бен Лакиш, читая стих и размышляя о Ноахе, идут традиционным путём, семантизируя имя собственное. Само имя Ноах свидетельствует, что его обладатель принёс миру покой, а в будущем принесёт утешение, чему будет соответствовать имя другое — Утешитель (Нахман, Менахем). Так снимается противоречие между именем и его объяснением. Имя Ноах относится к настоящему, а имя, вытекающее из объяснения, к будущему. Ведь среди имён Мессии, поиском которых занимались многие мудрецы, было и имя Менахем (Утешитель).

Таким и сложился в мидраше и агаде образ Ноаха, который тихо увещевал, избегал конфликтов и противоборства, не обращался к Всевышнему с просьбой спасти людей. Ему не было дано спасти современников ему было дано выжить, чтобы спасти человеческий род, потомков первенца Шета.

 

* * *

Каково же значение имён собственных и акта наречения имени?

В отличие от первых трёх случаев наречения имени, о них шла речь в предыдущей главе, которые прежде всего были актами сотворчества с Всевышним, теперь только человек даёт имена, которые не только являются познанием готовой сущности, но содержат предвидение, пророчество о человеке.

Рассказы о потомках Каина и потомках Шета — это системы говорящих имён, предвосхищающие в последующем тексте имена собственные — названия народов. Обе системы имён складываются в историософскую картину человечества.

Эту картину мы попытались рассмотреть, прочитать историю двух ветвей человеческого рода — каинитов и потомков Шета. Её своеобычность в том, что изложена почти исключительно в именах. Что скрывают и что открывают эти имена? Почему эти истории рассказаны именно так?

Когда священный текст не даёт прямых и однозначных ответов, это значит, он открыт для толкований, приглашая не только вдуматься в слова, но и вслушаться в них. Одни мидраши построены на сопоставлении имён собственных с неясной семантикой с однокоренными словами или со словами-омонимами. Другие идут путём поиска фонетических ассоциаций. Однако все строятся на едином понимании обречённости каинитов и избранничестве Шета и потомков его.

Имя собственное при возникновении имеет определённую семантику, которая с течением времени перестаёт ощущаться. Собственно, переход имени нарицательного в собственное — это процесс утраты первоначальной семантики. Мидраш проделывает обратный путь, различными путями добиваясь семантизации имени собственного, из этого материала возводя историософское здание человечества.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка