Пророк Ирмияѓу —младший ровесник пророка Иешаяѓу, об избрании которого рассказывается в шестой главе его пророчества. У Ирмияѓу, обладавшеготалантом оратора, был и соавтор, наделенный несомненным талантом писателя. Вероятно, именно Барух-писец "отвечал" за композицию книги, более целостной, чем пророчество Иешаяѓу.
Первые три стиха первой главы определяют место и время событий: свидетелем и участником их был человек по имени Ирмияѓу, которому было слово Господне. Говорит Бог со всеми. Слышит — не каждый. Кто способен услышать? Избранник, раб Божий, пророк. Моше, Илияѓу, Шмуэль. Второй фрагмент (1:5-6) — об избрании Ирмияѓу. В отличие от мистерии избрания Иешаяѓу, все сказано кратко, строго и просто, намеренно прозаично. И, наконец, третий фрагмент (11-19) посвящен двум притчам и угрозе, надвигающейся на Иеѓуду (Иудею) с севера, из Вавилона.
Глава 1
1. Слова Ирмияѓу сына Хилияѓу
из коѓенов* Анатота в земле Биньямина.
2. Ему было слово Господа в дни Иошияѓу сына Амона, царя Иеѓуды,
в тринадцатый год царствования его.
3. Было оно в дни Иеѓоякима сына Иошияѓу, царя Иеѓуды, до одиннадцатого года Цидкияѓу сына Иошияѓу, царя Иеѓуды,
до изгнания Иерушалаима в пятом месяце.
4. Было мне слово Господа, сказавшего.
5. Прежде чем создал в чреве, познал Я тебя, и прежде, чем ты вышел из чрева, Я тебя освятил,
пророком народам поставив.
6. Сказал я: "О, Господи Боже, я говорить не умею:
я отрок".
7. Сказал Господь мне: Не говори 'я отрок',
ибо к кому не пошлю, ты пойдешь, и всё, что Я повелю, ты скажешь.
8. Их не страшись:
Я с тобой, чтобы спасать тебя, —слово Господа.
9. Простер Господь руку и коснулся Он рта**,
сказал мне Господь: Я слова Свои устам твоим дал.
10. Смотри, тебя поставил Я ныне над народами и над царствами рушить, крушить, уничтожать, разрушать,
строить и насаждать***.
11. Было мне слово Господа, сказавшего: Что, видишь ты, Ирмияѓу?
Сказал: "Ветку миндального дерева**** вижу я".
12. Сказал мне Господь: Верно ты видишь,
ибо скор Я, слово Свое исполняя.
13. Второй раз было мне слово Господа, сказавшего: Что ты видишь?
Сказал я: "Кипящий котел вижу я, к северу обращенный".
14. Сказал мне Господь:
С севера откроется зло на всех этой земли обитателей.
15. Ибо призову все племена северных царств, —слово Господа, —
придут, и каждый свой трон поставит у входа в ворота Иерушалаима, на всех стенах его кругом и во всех городах Иеѓуды*****.
16. За все зло над ними приговор изреку:
оставили Меня, чужим богам воскуряли, перед творением рук простирались.
17. Чресла свои препояшь******, встань, говори им всё, что тебе повелю,
не страшись их, чтоб не поразил Я тебя перед ними.
18. Ныне сделаю Я тебя городом укрепленным, железным столбом, медными —стены всей этой земле:
царям Иеѓуды, знатным ее, коѓенам, люду простому.
19. Воевать будут с тобой —не одолеют,
ибо с тобой Я, —слово Господа, —тебя избавлять.
***
*Жрец (иногда неточно —священник). Исполнял ритуальные функции при Переносном, а также постоянных (Первом, Втором) храмах. Потомок Первосвященника Аѓарона, брата Моше.
** Простер Господь руку и коснулся Он рта. Ср.: Подлетел ко мне один из срафим, в руке его уголь горящий,//взятый с жертвенника щипцами.Коснулся он уст моих, говоря: "Вот, твоих уст это коснулось://прегрешенье снято твое, твой грех искуплен" (Иешаяѓу 6:6-7).
*** Рушить, крушить, уничтожать, разрушать,// строить и насаждать. В этих шести глаголах определение важнейшего мотива пророчества и соответственно миссии Ирмияѓу: разрушение и возрождение не только Храма, Израиля, Иеѓуды, но и старого мира.
****Миндальное дерево. В Земле Израиля зацветает раньше других деревьев, в конце зимы. Символ стремительности.
***** Каждый свой трон поставит у входа в ворота Иерушалаима, на всех стенах его кругом и во всех городах Иеѓуды. Городские ворота —место суда, который вершат властители. Текст содержит гиперболу: судей-властителей, вельмож царя Бавеля будет столько, что места у ворот всем не хватит, и они будут располагаться на всех стенах его кругом и во всех городах Иеѓуды.
****** Чресла свои препояшь. Устойчивое выражение. Господь уподобляет пророка воину, поднимающемуся на битву, препоясывающему бедра особым поясом, на котором крепилось оружие. Таким образом, препоясание есть акт символический. Образ препоясанного воина традиционный, часто повторяющийся в ТАНАХе.