Как соотносятся между собой мышление и сознание?
Рене Декарт в своих «Началах философии» в разделе «Об основах человеческого познания» так рассуждает о признаке существования человека: «…мы не можем не верить, что заключение я мыслю, следовательно, я существую истинно… …мы существуем только потому, что мы мыслим… …мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим» (см. напр.,» Антология мировой философии». Том 2. С. 239. «Мысль». Москва. 1970.
Далее Декарт разъясняет, что он понимает под мышлением: «Без сомнения, все виды мыслительной деятельности, отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой – в определении волей. Итак, чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи – всё это лишь различные виды восприятия, тогда как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться – различные виды воления…» (там же, с. 246).
Таким образом, Декарт полагает, что совокупность указанных им видов мыслительной деятельности есть истинный признак определения человеком собственного существования.
Со своей стороны рассмотрим, имеются ли эти виды мыслительной деятельности у животных.
Возьмем, к примеру, кошку, о которой много чего известно потому, что она наиболее популярное домашнее животное.
Кошка, конечно, хочет, когда проголодается, съесть что-нибудь, но она явно испытывает отвращение, если ей дадут невкусный корм, и это отвращение она подтверждает всем своим поведением. Кошка отрицательно относится к перемещению ее из знакомого места в непривычную обстановку и может выразить свое недовольство беспокойством и даже специально выполненной дефекацией на видном месте. Что касается сомнений, то это животное проблематично заставить выполнять действия, которые ему несвойственны. Об этом хорошо знают дрессировщики, так как любая кошка выражает всем своим видом сомнение или даже отрицание, если ее заставляют выполнять какие-то цирковые упражнения.
Если обратиться к видам восприятия, на которые указывает Декарт, то не только кошки, но и все живые существа имеют те или иные органы чувств, а также органы управления своим организмом. У животных органы управления это мозг и нейронные сети, у растений и бактерий - часть их организующих клеток, что позволяет всем им существовать в окружающей среде определенное время.
Поэтому, раз есть органы чувств, то все живые существа обладают способностью к ощущениям того или иного рода, передавая полученную этими органами данные в свои управляющие центры, которые обрабатывают эти данные, превращая их в необходимую для управления организмом информацию, и на этом основании с течением времени вырабатываются рецепты, которые в ходе развития организмов становятся инстинктами и рефлексами, в рамках которых они существует.
То есть эти центры дают команды как клеткам, так и всем органам тела, включая его в целом, вследствие чего этот организм всё время применяется к изменяющейся обстановке для того, чтобы сохранить получаемые от органов чувств ощущения и, по возможности, улучшить их качество, то есть сделать их более приятными. И все эти живые существа не желают терять получаемые ими ощущения и, благодаря им, желания ради пустого небытия, с которым они знакомы по обморокам или впадению в спячку. Сами по себе ощущения не только дают им чувство жизни со всем ее разнообразием, но и придают им импульс для сохранения этих ощущений в потомстве.
Таким образом, каждое живое существо прежде всего желает удержаться в информационном потоке, который оно способно воспринять и уразуметь на уровне имеющихся у него соображений, отличаясь от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется обработанными в органах управления данными для собственной выгоды, сохранения и размножения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.
Поэтому всё живое активно, то есть сознательно, но на чисто инстинктивно-рефлекторном уровне использует окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в отличие от человека, активность которого не ограничивается только инстинктами и рефлексами на гормональном фоне.
Конечность собственного существования, которое все организмы, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, они преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового). Эта программа уже при зачатии закладывается в каждую клетку организма.
Если обратиться к воображению и постижению предметов и явлений, на которые указывает Декарт как неотъемлемую часть человеческого мышления, то у кошек, как и у некоторых других животных эта составляющая мышления так же присутствует, являясь необходимым подспорьем для решения проблем выживания, как правило, во враждебной среде, без которой развитие организмов останавливается.
Воображение, как таковое, не дает объекты во всех их деталях и многогранности, но в целом представление о вещах сохраняется, и получившимися образами некоторое время можно манипулировать и оценивать по ним собственную реакцию на воздействие окружения в следующий момент.
Иначе говоря, в воображении проявляется своего рода материализация объектов в ментально-образном виде, то есть картинно-мысленном.
Благодаря этому создается некоторая пауза, нужная для принятия того или иного решения, которая позволяет животному, например, при ловле кошками мышей, рассмотреть в уме те или иные варианты предстоящего действия в следующий момент, от чего иногда зависит само существование субъекта действия, который теряет по мере своего развития способность размножатся в миллиардах копий, и вынужден компенсировать эту потерю более высокой более высокой степенью сообразительности для сохранения существования как себя,, так и рода.
Мало того, наиболее подходящую ситуацию для выживания и улучшения собственного статуса в соответствующей нише любое существо всегда пытается создать поиском наилучшей перспективы для себя в более или менее отдаленном будущем. Этот поиск, в частности, для самых развитых животных выражается в формировании виртуальных образов определенных объектов и их переборе на основе уже прошедших и отложившихся в памяти событий, благодаря чему эти животные, например, оказываются способными предвидеть опасность и могут уклониться от нее.
Например, дикий скот собирается в стадо, сводя угрозу нападения хищников к минимуму, самки птиц в определенное время начинают строить гнезда, кошки с приближением зимы находят теплые подвалы.
Воображая более или менее отдаленного будущего, каждое достаточно развитое существо способно материализовывать информацию ментально-образно для приемлемого выхода из настоящего в будущее, используя для этого резервы собственной памяти, вследствие чего его шансы избежать застоя или гибели повышаются.
Данная текущая реальность, естественно, отражается в непосредственных чувствах, образах и соображениях любого животного в каждое мгновенье настоящего, составляя контур, в котором оно может действовать наиболее эффективно, ощущая то, что способны распознать имеющиеся органы чувств; воображая то, что может отразить форму и некоторые составляющие окружающих предметов в соответствии с сигналами от органов чувств, а также имеющейся памяти; соображая, что и как делать (быть) в складывающейся обстановке.
Примером удивительных мыслительных способностей так же являются обыкновенные крысы.
Они, как и люди, общаются между собой с большим числом разнообразных сигналов с тем отличием, что сигналы эти ультразвуковые.
Крысы способны понимать значение целого ряда слов, которые произносят конкурирующие с ними люди, и использовать их по смыслу в соответствии с ситуацией.
Крысы могут обобщать целый ряд ситуаций и использовать образовавшиеся в их головах абстрактные формы. Они также способны выводить общие правила поведения на основе накопленного жизненного опыта и использовать их для решения еще не встречавшихся им задач.
Крысы даже умеют адекватно оценивать правильность собственных решений, принимаемых в неоднозначных ситуациях, повышая тем самым вероятность правомерности собственных действий в дальнейшем.
То есть крысы способны «постигать чисто интеллектуальные вещи» в точном соответствии с приведенным тезисом Декарта (там же, с. 246).
Аналогичные способности есть и у приматов.
Получается, что, по крайней мере, животные с развитым мозгом, хотя и соображают в полном соответствии с видами мышления, перечисленными Декартом, и, конечно, существует, но, вопреки тезису Декарта, не осознают собственное существование, точнее, не ищут возможностей понять это, постоянно занимаясь совершенно иным – желая лишь потреблять ощущения, поставляемые им их окружением для наилучшего устроения себя в этом окружении.
Иначе говоря, это желание полностью блокировало им возможность осознать свое существование, и это означает, что ни кошке, ни другим природным существам, подобным ей, кроме человека, подобное осознание не нужно, поскольку они полностью влиты в окружающую среду и не имеют самостоятельного значения в ней, будучи, в сущности, приспособленцами, то есть они не субъектны.
Отсюда ясно, что тезис Декарта «мыслю, значит, существую» приводит к противоречию, поскольку, например, как высшие млекопитающих, так и люди совершенно определенно мыслят, но если люди так же определенно осознают собственное существование, то даже высшие млекопитающие далеки от этого осознания.
Судя по тому, что они, несмотря на способность соображать, так и остались животными, то есть особями, которых занимает не анализ экзистенциальных и гносеологических проблем, а только проблемы питания, размножения и доминирования, они не стремятся к осознанию факта существования себя в мире и соответствующим выводам из него для собственного развития.
Каково же тогда различие между ними, вследствие которого одни млекопитающие остались животными, а другие вдруг стали людьми?
Ответ на этот вопрос может быть следующим.
Не только высшие млекопитающие, но и все живые существа мыслят не для того, чтобы осознавать собственное существование в природной среде и делать из этого соответствующие выводы, что характерно только для людей, а все стремления этих существ направлены исключительно на проблемы выживания, создания максимально удобных условий для себя и производства потомства.
Все виды их мышления ориентированы только на то, чтобы удержаться в этой среде для потребления ощущений, которые предоставляются ею им как ее собственным неотъемлемым компонентам, и этим бесчисленным природным составляющим дается возможность конкурировать между собой до того момента, пока их не съедят.
А если съесть их не успеют или не смогут, то они отнюдь не осознают свою приближающуюся смерть, но только почувствуют ее из-за потери способности полноценно ощущать.
В отличие от всех остальных существ, человек не только ощущает приближение смерти, но и знает, что он непременно умрет, поскольку, в отличие от прочих существ, понимает, что он находится в текущем времени, которое изменяет его, постепенно изнашивая организм до полной утраты им основных функций.
Другими словами, животные всячески борются за свое существование, концентрируя свои мысли только на ощущениях, без рефлексии на предмет того, что они существуют, но с мыслями о том, как бы подольше удержаться в этом процессе потребления ощущений, и только.
Например, отличие приматов от человека в отношение к собственному существованию коренится в том, что у них проявляется разное отношение к действиям в окружающей среде, запрограммированное уже с момента зачатия. И это событие определяет для примата сугубо адаптивные контакты с окружающим, а для человека - не только.
Поэтому приматы стремятся не к осознанию себя в мире, а ограничиваются ощущением себя в нем с оценкой собственных действий, характерной только для животных с достаточно развитым мозгом. Тем не менее, даже они корректируют свое поведение, за редким исключением, методом проб и ошибок и только в текущих обстоятельствах, замыкаясь, кроме выживания, только на стремление потреблять ощущения, желательно, наиболее приятные. То есть они используют окружающую среду исключительно для реализации этой потребности, и не стремятся идти дальше, оставаясь только активными составляющими этой среды, полностью влитыми в нее.
Таким образом, основное свойство животных, как, впрочем, и остальных живых существ, в отличие от человека, состоит исключительно в их адаптивности к окружающей среде, вследствие чего они являются не более чем ее активными компонентами, применяющимися к ней без всяких попыток целенаправленно изменять ее для себя.
Поэтому программа действий любых живых существ, вплоть до приматов, находящаяся в геноме каждой клетки любого организма, настроена на выживание и наилучшее устроение в собственном окружении, а не на сознательное ее изменение на постоянной основе.
Например, известно, что самки шимпанзе способны идентифицировать себя с отражением в зеркале, что помогает им, в частности, вычесывать паразитов из локальных мест спины без помощи других обезьян.
Кажется, что в этом случае нет разницы между человеком, узнающим себя в зеркальном отражении, и обезьяной, тоже узнающей себя в зеркальном отражении.
Однако поведение обезьяны сводится лишь к тому, чтобы с удовольствием почесаться и удалить со спины паразитов. Тут не происходит никакого конструктивного взаимодействия обезьянs с окружающей ее средой, в результате которого происходило бы целевой изменение этой среды.
Человек же способен использовать зеркало не только для того, чтобы поправить прическу. Он, например, использует зеркала в автомобиле для всестороннего обзора, применяет их в телескопах и многих других приспособлениях и приборах, достигая тем самым планомерно поставленных, а не сиюминутных целей.
Обобщая, можно сказать, что человек способен оценивать свои действия даже в отдаленном будущем, создавая различные модели и анализируя их в соответствии с поставленными целями и имеющимися ресурсами.
Таким образом, человек в своих сообществах, в отличие от вроде бы столь же стайной обезьяны, приобрел в дополнение к ее адаптивности к природной среде еще и совершенно новые особенности в отношении взаимодействия с окружающей средой – целеполагание и вариативность видения проблемы в нужном ракурсе, позволяющая достигнуть поставленной цели разнообразными способами в зависимости от собственной сообразительности, самыми эффективными из которых оказываются креативные.
Эти особенности предоставили ему возможность понять свое существование в мире не только благодаря мышлению, которое свойственно и кошкам, и крысам, и приматам, то есть животным, имеющим достаточно развитой мозг, но, в отличие от них, целеполагание и креативность позволяют человеку взаимодействовать с окружающей средой в соответствии не только со своими насущными потребностями, но и с интересами, которые могут не совпадать с потребностями и все время меняются, а диапазон их расширяется.
Другими словами, программа действий человека кардинально расширилась в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.
Поэтому лишь подобного рода самосознание означает истинное очеловечивание живого существа, поскольку приводит к признанию собственного существования не только в мире ощущений, но и в мире идей, довольно гармонично объединяя в одном лице способность чувствовать и способность познавать как окружающий мир, так и себя самого.
Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.
То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся информационных потоков, которые воспринимаются его органами чувств, развивая как их, так и органы управления организма, вследствие чего, например, масса человеческого мозга по сравнению с массой мозга приматов, выросла за примерно два миллиона лет в несколько раз.
Таким образом, эволюция интегрально представляет собой постепенное накопление разнообразных, более или менее сложных живых существ, появляющихся и исчезающих в ходе естественного отбора в течение миллиардов лет.
Эти существа характеризуются полной слитностью с окружающей средой вследствие неспособности самостоятельно отделиться от нее именно из-за того, что записанная в генах каждого живого существа программа действий определяет его как составной элемент живой среды, единственной опорой которого является инстинктивно-рефлекторная деятельность, но никак не субъекта сознательно-целевого воздействия на окружающую среду.
Понять это представление можно по аналогии с работой компьютера в соответствии с различными программами, внесение которых меняет его свойства, но которые компьютер не способен генерировать самостоятельно.
Если всё же допустить появление такой самостоятельности, то становится необъяснимым отсутствие подобной трансформации, например, у шимпанзе в течение миллионов лет, геном которого всего лишь на 1% отличается от генома человека.
Всё это указывает на отсутствие плавного эволюционного перехода слитого с природой примата в отделенного в значительной степени от природы креативного человека.
Отсутствие подобного плавного эволюционного перехода подтверждается данными исследования, проведенного международным консорциумом ученых. В него входило 67 учёных из 23-х научных учреждений 5-ти стран – США, Израиля, Испании, Италии и Германии.
Они обнаружили факт необычно быстрой перестройки генома, противоречащий обычно констатируемой эволюционистами скорости эволюционного развития. В ходе исследования они использовали компьютерное наложение карты генома шимпанзе на карту генома человека, что позволило им выделить три категории так называемых ДНК-дупликаций - тех, что имеются в геноме человека, но отсутствуют в геноме шимпанзе, тех, что имеются в геноме шимпанзе, но отсутствуют в геноме человека, и тех, что имеются в геноме обоих видов. ДНК-дупликация – это одна из форм мутации, при которой участок хромосомы удваивается. В данном случае учитывались сегменты ДНК длиной не менее 20-ти тысяч нуклеотидных пар. Оказалось, что примерно треть ДНК-дупликаций, обнаруженных у человека, отсутствуют у шимпанзе. Эта цифра изрядно удивила генетиков, поскольку она свидетельствует об очень высокой частоте мутаций за короткий – по эволюционным меркам – промежуток времени (См., напр., dw.de› расшифровка генома…и…сравнение его…человеческим).
Отсюда видно, что предлагаемое эволюционистами объяснение возникновения человека в результате плавного перехода одного из видов приматов в человека, связанного с трудом и проявлением общения с помощью слов, непонятно почему не признающееся для остальных видов приматов, не выдерживает критики.
Так что влияние труда и общения на преобразование примата в гоминида, по-видимому, есть следствие дополнительного программирование генома, который до тех пор (в течение миллиардов лет) был запрограммирован у всех живых существ только к инстинктивно-рефлекторной деятельности, вследствие чего их можно определить как рабов ощущений, поскольку за рамки приспособления (адаптивность) к окружающей среде они не выходят.
Именно это дополнительное кодирование инициировало постепенное – в течение не менее двух миллионов лет – преобразование возникших гоминидов в людей в процессе их коллективных действий, тогда как остальные приматы по-прежнему в лучшем случае сбивают палкой бананы с деревьев так же, как десятки миллионов лет назад, не трансформируясь, как это должно быть, если верить эволюционистам, в людей.
Таков, по-видимому, процесс превращения приматов, ориентированных только на инстинктивно-рефлекторную активность в природной среде, в гоминидов, то есть существ, способных не только на приспособление к среде, но к ее изменению целенаправленно, и более того - креативно.
Внешне это преобразование приматов через гоминидов в человека проявилось в том, что кроме индивидуальности, которой обладают любые животные, человек в дополнение к ней стал еще и личностью.
Индивидуальность какого угодно животного состоит в особенностях и свойствах, отличающих его от других особей подобного рода, являясь неповторимой по сравнению с остальными.
Индивидуальность формируется на основании генотипа, к которому добавляется воздействие соответствующей среды, которое определяется неудовлетворенностью сознания особи имеющимися условиями в отношении питания, размножения и статуса в стае или стаде.
Сам термин «индивидуальность» явственно указывает на главное свойство любой особи – ее эгоцентризм, то есть на первостепенную заботу о себе одном как индивиде, желающем сохранить собственные ощущения, смягчающееся, правда, тем, что вынужденное пребывание особи в группе не может не отразить ее отношение к членам этой группы, выражающееся в поведении, которое диктуется групповым, то есть коллективным сознанием.
Таким образом, полу-примат – человек не мог не сохранить в себе индивидуальность животного, как и любая особь в животном мире, точнее, человек сохранил в себе животное сознание, внешне выражающееся в его индивидуальности.
Индивидуальность особи отражается в поведении, темпераменте, характере животного, его физиологических особенностях, внешнем облике, способности ощущать, любопытстве.
Основными свойствами индивидуальности любого животного являются сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, та или иная слаженность (кооперация) в действиях, любопытство, доминантность, упрямство.
Все эти свойства имеются и у человека.
Однако него появились дополнительно и те свойства, которые отсутствуют у животных, а именно: осознанное трудолюбие или леность, самоуверенность или самокритичность, вежливость или грубость, ответственность или недобросовестность, убежденность или беспринципность, которые производятся его умом, и этот ум (мышление), уже являясь свойством личности человека, имеет существенные отличия от сообразительности животного по своей направленности не только на питание, размножение и доминантность.
Кроме того, появившиеся у человека способности к целеполаганию и креативности вывели в значительной степени человека из рабства только лишь ощущениям, дав ему уже как личности возможность наслаждаться плодами познания и искусства.
И всё же главной характеристикой личности является альтруизм, включающий в себя доброту, дружелюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, бескорыстная забота о других, в противоположность неизменному эгоцентризму животного сознания, создавая тем самым противодействие одного другому, что стало самой действенной движущей силой человеческих сообществ, ускорив их развитие многократно по сравнению с замедленным временем, в котором находятся все остальные сообщества живых существ.
Следует также отметить, что Декарт, обозначив единственно мышление в качестве определения человеком собственного существования, не указал истинного хозяина, орудием которого является любой человек, и не заметил, что мышление не единственная особенность, действительно отделяющая человека в отношении к собственному существованию от остальных живых существ в
Выше мы показали, что мышление приматов в формах, указанных Декартом, не отличается от мышления человека, однако оно направлено только на реализацию своего желания потреблять ощущения, не выходя за рамки адаптивности к окружающей среде.
Поэтому только способностью мыслить невозможно определить собственное существование.
Например, современный человекообразный робот мыслит в логическом плане подобно человеку, воспринимая, обрабатывая и передавая информацию, не отвлекаясь, правда, как человек, на желания, сомнения и воображение. Тем не менее, он владеет членораздельной и осмысленной речью, четко отвечает на вопросы, решает поставленные перед ним задачи, предоставляет запрашиваемую информацию, использует датчики для управления разнообразными устройствами путем моделирования ситуации в соответствии с поставленной ему целью.
Более того, объем памяти и быстродействие при использовании введенных в него программ, превышает те же характеристики человеческого мозга.
Однако это мыслящее «существо» не понимает, что оно существует, да и не интересуется собственным существованием, отличаясь от животных и человека еще и тем, что ничего не желает. Хозяин робота может менять программы его действий, может отключать его и снова подключать к работе. Роботу, а в расширительном плане и искусственному интеллекту, всё это безразлично, то есть он не имеет ни индивидуальности, ни личности, и его можно отнести только бездушным предметам.
Именно по причине полной несамостоятельности, но по виду - разумной работы, запрограммированной на самом деле внешним потребителем для получения им требуемых результатов, искусственный интеллект любого типа не способен ставить перед собой цели и быть креативным, то есть выходить за пределы формальной логики.
Иначе говоря, этому мыслящему в указанных рамках творению человеческих рук и ума, вроде бы даже более совершенному по сравнению с человеком, безразлично собственное существование, тогда как все живые существа вполне разумно ведут себя в мире, желая жить в потоке наиболее приятных ощущений, и поэтому борются за свое существование, хотя и, в отличие от человека, являются лишь адаптивными к среде, а не самодеятельными, как человек.
Поэтому у приматов, как и у прочих организмов, имеются те или иные способы мыслительной деятельности – от самой примитивной до самой высокоорганизованной, так как им волей-неволей приходится обрабатывать информацию в соответствующих центрах, но самосознание в смысле целеполагания, креативности и альтруизма у них отсутствует, а присутствует лишь ощущение себя в мире с оценкой собственных действий для перестройки своего поведения, чтобы удержаться в существовании, и эта оценка реализуется, как правило, только в текущих обстоятельствах в основном методом проб и ошибок, замыкаясь на стремление потреблять ощущения, желательно, наиболее приятные.
То есть все организмы на планете, кроме человека, используют окружающую среду только для получения ощущений и исполнения своих желаний, которые проистекают из неудовлетворенности настоящим, а искусственный интеллект во всех его формах не способен ощущать, и потому никакого желания существовать не имеет.
Поэтому опасения многих ученых и политиков о замещении человечества теми или иными формами искусственного интеллекта совершенно не оправданы.
С другой стороны, попытка создать живое существо сборкой в виде точной биологической копии с геномом оказалась неудачной.
Единственный вывод, который можно сделать из всех этих коллизий состоит в том, что организмы в своем многообразии способны ощущать и желать, или даже понимать собственное существование не только вследствие способности мыслить благодаря работе органа, управляющего обработкой поступающей информации, не вследствие идеальной конструкции всех частей тела, а также не в обладании ими органов чувств, а чему-то или кому-то иному.
Дело в том, что любое живое существо, кроме интеллекта, который, по сути, технически обрабатывает поступающие через органы чувств сведения (интеллект имеется и у искусственных запрограммированных созданий), управляя функционированием собственного организма, то есть превращая эти сведения в понятную для использования живым существом информацию, начиная с клеточной структуры, обязано иметь как бы руководителя-потребителя этой информации, пришедшего со стороны, для решения этим руководителем текущих задач или достижения целей, поставленных им, будь то проблемы выживания, стремление получения наиболее приятных ощущений или осознание себя в этом мире ради познания и изменения этого мира.
Интеллект любого организма, представленный блоком обработки информации и блоком управления функциями организма (своего рода биологический внутренний компьютер) не включается без этого «внутреннего» руководителя и потребителя поставляемой информации.
Другими словами, этот невидимый потребитель информации и руководитель действиями живого существа заставляет интеллект в форме биологического внутреннего компьютера работать только в момент собственного проявления в существе, точнее, в его зародыше, что тут же делает это существо живым (активным, а впоследствии и способным к размножению), а при исчезновении этого потребителя, или хозяина живого существа, либо серьезном сбое в нем или в его носителе, например, разрушение нейронных цепей, органов чувств или болезнь других важнейших органов, интеллект этого организма, несмотря на сохранение его основы в виде органической структуры, лишившись своего руководителя, теряет свою активность – прекращает действовать (смерть существа) или же информация, поставляемая интеллектом этому руководителю-хозяину, не находит должного применения (сумасшествие).
Этот руководитель, не воспринимаемый никакими средствами, использует любой организм на любом уровне его сложности для собственных целей, получая для себя жизнь во всех ее проявлениях, а посредством человека приобретая понимание собственного существования не только благодаря способности наблюдать, ощущать и мыслить, но и способности творить, решая различные задачи, ставя перед собой определенные цели и стремясь достигнуть их.
Всё это позволяет ему коренным образом преобразовывать свое окружение на основе накопления знаний о мире и о себе в лице живого, и поэтому этот руководитель называется сознанием.
Вкратце, о существовании и человеке позволительно выразиться так.
Можно мыслить, не чувствуя, и быть только роботом, можно мыслить, ощущать и желать, но находиться в жизни без понимания собственного существования во времени, подобно животным.
Человеком же достаточно развитое природное существо становится не только потому, что ощущает и мыслит, а потому, что, получая ощущения, осмысливает их не только для решения сиюминутных задач, чтобы выжить, а ставит перед собой определенные цели, чтобы узнать для чего оно живет, и пытается достигнуть их самыми разными способами.
Всё это характерно не только для личности, но и для ребенка, который в контакте с личностями сам становится таковой.
Значит, каждый может сказать о себе: я понимаю свое существование только потому, что способен не только чувствовать, желать и мыслить, но также ставить цели и достигать их.
Именно такого рода понимание превратило животное с его индивидуальностью в личность без утраты индивидуальности.
Подобные особенности психики дают возможность человеку осознать собственное существование, то есть обрести самосознание, обеспечивая тем самым для человека в лице его сообществ использование окружающей среды в своих целях на основе организации и регулирования взаимодействия с ней не только для приспособления к этой среде, но и для ее искусственного преобразования, предоставляя каждому человеку всё больше свободного времени и соответственно больше возможностей для общего развития, которое ранее тормозилось проблемой выживания, а значит, и для ускоренного развития самого сознания, которое, как это ни парадоксально, неощутимо, но существует в нас, пока мы живы.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы