Когда и почему появляется равновесная экологическая цивилизация?
Как известно, ничто не вечно, и наша технологическая цивилизация непременно распадется.
Что же последует за ней?
По всей видимости, возможны следующие три варианта развития событий.
Первый, и самый вероятный сценарий, если, конечно, цивилизация будет практически мгновенно снесена ядерной войной или подобными ей глобальными катаклизмами, сводится к впадению сохранившегося населения в дикость из-за полного исчезновения имевшихся ранее технологий.
Поэтому, скорее всего, сохранившимся жителям планеты придется волей-неволей очень быстро вернуться в рамки первобытнообщинного строя, ведя полуголодное существование в перманентном положении выживания до той поры, пока уровень самосознания не поднимется до того предела, за которым у людей появится потребность в улучшении условий жизни за счет изобретения или вспоминания самых простейших технологий хотя бы в виде изготовления примитивных орудий труда, приручения животных, культивирования растений и т. п.
Следствием этого длительного процесса является возникновение избыточного продукта, провоцирующего появление частнособственнических отношений и переход части имеющихся сообществ от состояния архаики к рабовладельческому строю и далее – к феодальному, а за ним – к капитализму, с соответствующим ускорением.
Подробнее о роли собственности в появлении и развитии цивилизации рассказано в моей статье «Собственность как основа ускоренного развития цивилизации» [1].
Вторым сценарием может быть обрушение цивилизации в результате менее разрушительных воздействий на нее. Этими воздействиями могут быть, например, эпидемии, широкомасштабные войны без применения ядерного оружия, природные катаклизмы значительного масштаба и т. п. В результате этих событий управляемость для государств будет потеряна, и они прекратят свое существование. Воцарится хаос, но значительное число технологий сохранится, как сохранятся и основы культуры, благодаря чему уровень самосознания населения не претерпит существенных изменений.
Поэтому с течением времени произойдет восстановление некоторых государств на прежней основе собственности и цивилизация возобновится, оставшись скорее всего на том уровне технологий и культуры, который не был затронут происшедшим распадом.
Третьим сценарием последствий разрушения цивилизации может быть то или иное воздействие на нее, в результате которого население планеты будет почти полностью уничтожено, но некоторые простейшие технологии сохранятся, как не исчезнут и специалисты, которым они доступны.
Сочетание немногочисленного населения и оставшихся технологий позволит этому населению не впасть в архаику, а занять промежуточное положение между первобытнообщинным строем и технологической цивилизацией.
То есть для этого немногочисленного уцелевшего населения появляется возможность трансформироваться после многих потерь в равновесную экологическую цивилизацию, которая лишена возможности начать собственное развитие в силу объективных причин – малочисленности населения, разобщенности сохранившихся поселений вследствие отсутствия транспортных сообщений, крайней слабости технологической базы, недостаточности энергетических ресурсов, учебных центров и специалистов-техников, налаженного производства необходимых товаров и организации оказания услуг и т. п. Тем не менее, эта квазицивилизация имеет возможность существовать некоторое время в подобном застойном режиме, сохраняя остатки технологий и культуры довольно долго, то есть без впадения в дикость.
Иначе говоря, эти остатки прежней цивилизации имеют достаточный культурный потенциал и развитость самосознания сохранившегося населения для того, чтобы образовать своего рода равновесную цивилизацию на основе самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек с горизонтально-вертикальными связями. Этой цивилизации, в силу уравновешенности всех ее элементов и соответственно отсутствия антагонистических противоречий не требуется оболочка государств, сдерживающая проявление этих противоречий.
Дело в том, что индивидуалистические (эгоцентричные) стремления животной формы сознания каждого человека и всего сообщества в целом, а также эгоистичные желания самосознания уравновешиваются коллективистской составляющей сознания, которая, тем не менее, так же как и в архаичных сообществах, выходит на первый план ради сохранения образовавшихся самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек, существующих в условиях крайней слабости оставшейся технологической базы, позволяющей всего лишь вести жизнь на грани голода. Тем самым эгоцентричные и эгоистичные стремления сознания каждого человека и сообщества в целом блокируются коллективистской составляющей сознания.
В результате эти ячейки сохраняются благодаря дружным коллективным усилиям для производства продуктов потребления, орудий производства и предметов быта, что обеспечивает бесконфликтное существование сообществ хотя бы в таком убогом виде, представляющих собой, в сущности, наследие технологической цивилизации, вырождающееся в архаику.
Это постепенное вырождение происходит вследствие плавного падения уровня самосознания в условиях отсутствия конкурентной борьбы и, значит, в значительной степени, инициативы членов сообщества, которая не поощряется большинством членов ячейки, поскольку разрушает равенство членов сообщества, основывающееся на том, что выбираемые менеджеры по всем направлениям деятельности постоянно и часто меняются, становясь рядовыми членами сообщества, а также – на нивелировании потребностей людей, обеспечивающимся равным доступом к имеющимся продуктам и услугам.
По сути, инициативность замещается взаимопомощью и многообразием видов деятельности, которыми каждый может заниматься в соответствии со своими интересами, умением и желанием, периодически меняя приложение своих сил к делу.
Таким образом, каждый член этой ячейки-сообщества, во многом подобной ячейке первобытнообщинного строя, так же вынужден отказаться от сугубо индивидуальных действий и приобретения собственности в пользу работы на коллектив с помощью имеющихся не слишком эффективных технических средств ради выживания своей ячейки в условиях сопротивления могущественным силам внешнего природного окружения, стремясь к установлению наиболее благоприятного для сообщества существования в полном равновесии с природой и не конфликтуя с соседними ячейками, поскольку более выгодным в сложившихся условиях является сотрудничество в виде обмена продуктами, ресурсами и услугами.
Подобные равновесные экологические цивилизации постепенно распадаются и исчезают, как и технологические цивилизации, но уже по другой причине. Они, вследствие отсутствия развития, то есть находясь в состоянии безынициативности и, значит, постепенно понижая уровень собственного самосознания, которое способно развиваться только в борьбе, постепенно разлагаются, теряя остатки технологий, доставшихся им от распавшейся предыдущей технологической цивилизации, а также медленно, но неуклонно утрачивая имеющиеся культурные основы.
Основной причиной столь печальной судьбы этих квазицивилизаций – наследников технологических цивилизаций – является доминирование коллективистского сознания в каждом члене сообщества, блокирующего инициативную составляющую самосознания примерно так же, как это происходило в крестьянских общинах царской России.
Такого рода промежуточные цивилизации, как и обычные технологические цивилизации, существовали на нашей планете ранее, как бы временно замещая распавшиеся не до конца технологические цивилизации, чему есть доказательства в виде целого ряда артефактов, которые приведены и описаны в работах М. Кремо, Р. Томпсона и М Бейджента [2, 3].
Таким образом, причиной образования равновесной экологической цивилизации является неполный распад технологической цивилизации при почти полном уничтожение населения планеты.
Эта квазицивилизация представляет собой слабо связанные друг с другом разнообразные по роду деятельности самоорганизующиеся и самоуправляющиеся ячейки, характерные уравнением всех своих членов как в потреблении, так и в производстве, несмотря на все их различия, но не затрагивая их интересов. Все эти ячейки в силу своей коллективисткой основы предоставляют всем своим членам равный доступ к имеющимся благам, блокируя появления частной собственности.
Как ни парадоксально именно такая жалкая цивилизация представляет истинно справедливое сообщество равных членов, так как им не нужно бороться и проявлять инициативу ради себя, – они тратят все силы на благо коллектива, который, тем не менее, в подобном индивидуально безынициативном обществе не развивается, а пребывает в стабильно спокойном состоянии, результатом чего является однообразная жизнь ячеек. Однако эта «справедливая» жизнь приводит к постепенному отупению всех аборигенов вследствие снижения уровня их самосознания, и они в своих сообществах в конце концов опускаются на уровень архаики.
***
Все идеи, радеющие о благе человека в рамках государства – от идеального государства Платона до диктатуры пролетариата – оказались утопией, поскольку их авторами не были учтены следующие факторы: перманентная эгоцентричность животной (природной) формы сознания и эгоистичная составляющая самосознания человека, не позволяющие проявляться бесконфликтному взаимодействию не только между людьми, но и людей с любыми управляющими структурами государства, всегда настроенного на бюрократический порядок, несправедливый к большинству граждан.
Эти государственные структуры при своем возникновении тут же превращаются в западню для любого человека, желающего независимости от них, свободы выбора в своей инициативной деятельности по собственным интересам, а также стабильного благосостояния.
Таким образом, в условиях любого государства-оболочки и богатый и бедный, умный и глупый, порядочный и вредный обречены на «структурную неволю», вырваться из которой они в течение жизни не в состоянии, но, тем не менее, пытаются это сделать в силу неудовлетворенности своим положением и состоянием, чему порукой являются собственнические отношения, провоцирующие каждого к переводу доступными средствами имеющейся в виду собственности в свою. И тут уж не до справедливости для каждого, но зато имеющийся антагонизм предоставляет свободу в борьбе за отъем чужой собственности, которая все время переходит от одного владельца к другому.
Подобная борьба за собственность заставляет и людей, и государство усовершенствовать методы захвата собственности, благодаря чему, как ни парадоксально, развиваются технологии, в вслед за ними и культура.
Что же касается всех направлений анархизма, то они не отрицают, а, наоборот, ставят на передний план «расцвет свободной индивидуальности» [4].
Это само по себе кажется разумным и даже прекрасным для каждого человека, поскольку вряд ли любой человек откажется от использования всех своих потенций для блага и себе, и обществу.
Однако анархисты доводят эту идею до абсурда, явно проглядывающего из тезиса одного из главных идеологов анархизма П. А. Кропоткина: «…анархист отрицает не только существующие законы, но и всякую установленную власть вообще, восстает против всякой власти, в какой бы форме она ни проявлялась» [5].
Нелепость этого тезиса заключается в отрицании всякого порядка, но такого рода отрицание – это обращение к хаосу, то есть проявление бессмысленности в применении любому сообществу, так как координация действий и определенные властные полномочия отдельных особей, хотя бы временно, присущи даже сообществу животных.
Такие приятные для большинства людей идеи анархизма, как взаимопомощь, свобода от принуждения, отсутствие принудительной власти противоречат их же требованиям полного равенства и братства, поскольку свобода есть постоянное стремление к освобождению от одного ради созидания другого, что часто диктуется обстоятельствами, то есть принуждением ими. Это другое оказывается не обязательно лучшим, но иным. Само по себе это стремление реализуется через осознанное или подсознательное состояние неудовлетворенности человека собой и собственным окружением, претворяющееся в выработку способов собственного изменения и изменения окружения путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия.
Свобода есть неизбывный продукт активности. Поэтому она требует последовательного предпочтения одних интересов другим, то есть отрицает братство, она же всегда действует в рамках определенного иерархического порядка, пытаясь изменить его к лучшему, поскольку вне порядка нет предмета для борьбы. И в этой борьбе сознание человека ищет и находит свои изменения, то есть развивается.
Таким образом анархизм, в сущности, пытается вывести общество из рамок антагонистических отношений негодными средствами, поскольку они противоречат друг другу, что подтверждается практически немедленным обрушением всех попыток анархистов реализовать свои идеи на практике в имеющихся условиях.
Объясняется это тем, что анархизм, как и справедливое народное государство не вписываются в рамки технологической цивилизации, характерной ускоренным развитием, которая требует игры противоречий, а не застоя, который не может не быть следствием из основных принципов анархизма.
Другими словами, победа коллективистского сознания над индивидуальным, чего требуют отдельные направления анархизма, и что вытекает из принципов идеального государства Платона может быть реализовано только вне рамок вне рамок развивающейся технологической, цивилизационной, т. е. вне рамок антагонистических структур.
Парадоксально то, вне этих рамок могут быть только те, в которых царствует именно застой, а не развитие, но которые всё же существуют даже сейчас на окраинах цивилизации. И, действительно, такого рода образования вполне себе процветают наряду с остатками народностей в архаике типа дикарей Новой Гвинеи или Южной Америки, имея, тем не менее, существенные отличия от архаичных сообществ.
Ниже мы приведем примеры такого рода равновесных экологических образований.
*
Остановимся несколько детальнее на принципах, обеспечивающих существование равновесных экологических сообществ, сопоставив в их с принципами, лежащими в основе государств.
Итак, можно указать на две основные цели, которые преследует любое государство: сохранение существующего порядка и обеспечение развития. Всё остальное является вторичным.
С другой стороны, возникали теории общественных образований без государства, самой известной из которых является идея анархистов о замене государства на самоуправляющееся образование, состоящее из автономных ячеек или доменов [5].
Подобные идеи оказались так же несостоятельными в силу вышеуказанных причин. Это также было подтверждено неудачными попытками их реализации (анархистские республики эпохи гражданской войны в России в начале ХХ века, участие анархистов в управлении Испанской республики времен гражданской войны 30-х годов ХХ века).
Неужели выхода из сложившейся ситуации нет в пользу свободной и счастливой жизни каждого человека на Земле в справедливом и радеющем о нем обществе?
Действительно, вся известная нам историческая практика подтверждает, что это так и есть.
Как бы то ни было, во всех вышеупомянутых концепциях государства, его роли, форм и т.д. проявляется системная ошибка.
Она заключается в неадекватном понимании по разным причинам того, что наш конечный мир и, в частности, наша временно существующая цивилизация есть образование, в котором перманентно действуют, о чем писал еще Гегель, антагонистические тенденции, способствующие, с одной стороны, развитию, с другой, – развалу системы. Правда, сам Гегель себе не поверил и посчитал Прусское государство, современное ему, верхом совершенства и гармонии.
Вопрос только во временных рамках существования подобных образований, или систем – от наносекунд в микромире до тысячелетий для цивилизаций и до десятков миллиардов лет для вселенных.
Поэтому общество в состоянии цивилизации, или многоуровневой упорядоченной системы, растущей, усложняющейся, совершенствующейся, но постоянно раздираемой внутри непреходящими противоречиями и сотрясаемой снаружи непредсказуемыми изменениями условий существования, может сохраняться в подобном нестабильном состоянии только «жестким обручем» государства, всегда стремящимся лишить любого человека свободы взамен на какой-либо порядок, выгодный держателям власти.
Договориться между собой без посредника-государства люди не состоянии: слишком много перед ними соблазнов, перед которыми они не в силах устоять.
Тем не менее, государство не только сохраняет существующий порядок всеми доступными ему средствами, но оно также обеспечивает развитие экономики, образования, здравоохранения, обороноспособности, общественных институтов для того, чтобы не подвергнуться распаду или поглощению другим государством. В этом состоит его положительная роль.
Поэтому можно повторить – целями любого государства являются как прямое или косвенное принуждение граждан как к соблюдению установленного порядка, так и – к обеспечению процесса развития.
Утверждение нравственности, которое, как полагали Платон, Аристотель, Гегель, является главной функцией государства, не только не ставилось во главу угла ни одним государством за все известные времена, напротив, всеми своими насильственными деяниями государства, как прежде, так и теперь всемерно своими разрушают нравственные понятия у людей.
Государство – это отнюдь не сознательно построенное образование, которое способно стремиться к высоким и благородным целям. Государство – всего лишь вынужденная оболочка, сохраняющая людей от них самих, с одной стороны, и орудие, принуждающее людей под страхом наказания производить необходимые для его собственного существования и развития действия, с другой стороны.
Государство из-за разнородности своих неустойчивых и противодействующих друг другу составляющих, как бы кто этого ни желал, не в состоянии преодолеть базовую антагонистичность системы и привести общество к всеобщему миру, согласию, пониманию, процветанию, справедливости, благополучию. Даже если допустить, что все это было бы достигнуто, то такое состояние означало бы переход к состоянию застоя, то есть – к остановке в развитии.
Любые системы, как известно, появляются, развиваются и исчезают. Так, и цивилизации со всеми своими государственными образованиями в конечном итоге разваливаются из-за потери устойчивости на пике своего развития вследствие наступления информационного коллапса, который представляет собой, как известно, состояние сетевого информационного пространства, угрожающее его стабильности и нормальному функционированию. Информационный коллапс характеризуется резким снижением пропускной способности каналов связи и возникает при ситуации, когда существующие технологии не в состоянии передать нарастающие объемы трафика [см., напр., 6].
Так что все идеи об усовершенствовании государства и создании в его лоне благословенного непротиворечивого общества являются абсолютно утопичными – от идеального государства Платона до государства с самой представительной демократией. На самом деле, все реально существовавшие и существующие государства, независимо от формы, всегда паразитируют на теле народа, который всегда мечтает избавиться от них, но обречен, несмотря на любые революции, сосуществовать с этими паразитами. Тут можно провести параллель с природными явлениями: еще неизвестно, что случилось бы с живой природой, если исчезли все паразиты.
Поэтому идея об уничтожении государства означает переход от некоей упорядоченности к хаосу.
Что же касается трансформации этой идеи в концепцию постепенного отмирания государства с развитием производительных сил и совершенствованием общественных отношений, которую развивал В. И. Ленин, то сначала, по своей видимости, она кажется осуществимой без наступления хаоса. Однако исторически, в силу уже указанных причин, эта идея показала свою полную несостоятельность и нежизнеспособность. В свое время это подметил И. В. Сталин, предложив нечто противоположное – теорию нарастания классовой борьбы в ходе строительства социализма. Действительно, основные тезисы марксистов относительно справедливого государства, в котором аппарат управления не только выбирается, но и сменяется в любое время, оплата чиновников не превышает заработной платы рабочего; осуществляется тотальный контроль и надзор за всем; оказались несостоятельными. Причина все та же: фатальное отставание самосознания от того уровня, который позволяет пренебречь материальными благами. Практически каждый желает что-то захватить с тем, чтобы это захваченное еще и нарастить, не думая о том, что жизнь слишком коротка для того, чтобы в ней все это уместить.
Тем не менее, как это ни парадоксально, можно все же найти отдушину, или временную лакуну для установления в определенной степени справедливого общества, но только при определенном ограничении свободы индивида, точнее, ее самоограничении в пользу коллектива сообщества, или установления цивилизации без государств, несмотря на все внутренние противоречия, всегда раздирающие общество.
Для этого потребуется установить такое общество, при котором равнодействующая всех противоборствующих сил станет практически равной нулю.
Поскольку в развивающемся обществе, как мы показали выше, это невозможно, постольку процесс развития должен быть приостановлен или же – выражен крайне слабо. Иначе говоря, цивилизация должно временно потерять возможность развития.
В таком состоянии цивилизация может быть только равновесной.
Естественно, сама по себе подобная цивилизация образоваться не способна, поскольку, в отличие от архаичных сообществ обладает определенным набором простых технологий, которыми с успехом пользуется, и культурой, благодаря которым может длительно не то чтобы ярко процветать, но и не существовать в уничижительно полуголодном состоянии подобно сообществам в архаике, а вести довольно своеобразный, но спокойный и бесконфликтный образ жизни с возможностью выбора занятий по способностям и интересу, где главным законом является дружелюбие и взаимопомощь, а само понятие справедливости теряет смысл, поскольку все только и делают, что заботятся о благе общины и благе каждого ее члена.
Столь парадоксальное для нас поведение вытекает из того, что в этой квазицивилизации полностью отсутствует развитие вследствие блокировки коллективистскими началами как эгоцентричности животной формы сознания, так и эгоистичной составляющей самосознания, временно устраняя борьбу этих индивидуалистических форм сознания и альтруистических форм самосознания с их коллективистской основой за счет установления своего рода равновесия между ними и коллективистской составляющей самосознания, при котором на первый план всё же выходит коллективистские начала сознания, нарушение которых влечет за собой изгнание нарушителя из соответствующей ячейки в мир дикой природы, где он не имеет шансов на выживание.
Тем не менее, приоритет коллективистского сознания отнюдь не устраняет полностью самодеятельность каждого члена сообщества, плоды которой полностью распределяются на всех. При этом каждый член сообщества также может пользоваться всеми имеющимися продуктами, предметами и услугами, необходимыми ему или его семье, но без ущерба для всего сообщества. И этот принцип каждый член ячейки знает и неукоснительно выполняет его не только под страхом наказания, но и вследствие воспитания в строгих рамках благостных коллективистских начал.
Эти «кнут» и «пряник» соответственно являются в реальности демонстрацией блокировки эгоцентричности и эгоистичности обеих форм человеческого сознания каждого члена ячейки коллективистской составляющей самосознания, удерживая их от стремления к захвату той или иной общественной собственности, но, вместе с тем, не дают в полной степени проявить инициативу каждому члену домена (ячейки) из-за опасения выделиться из коллектива своими способностями или усердием, уравнивая их и в этом отношении.
Всё это, безусловно, делает сообщество устойчивым, безопасным, бескризисным и спокойным, но позволяет действовать только в рамках имеющихся технологий, усовершенствуя их только в рамках рационализации, при котором постепенно происходит утеря части сложных технологий. В результате, творческое начало способных членов коллектива глушится и происходит постепенное снижение технической оснащенности сообщества.
С течением времени уровень технологий и вместе с ним культуры падает, параллельно снижается и уровень самосознания, чему способствуют отмеченные препятствия в развитии, в особенности, такой характерной черты каждого человека, как инициативность, и эта квазицивилизация плавно возвращается в лоно архаических сообществ со всей их дикостью.
Если вернуться к основным признакам равновесной цивилизации, кроме отмеченных выше, то они таковы.
Во-первых, она должна находиться в экологическом равновесии с природой, то есть она возвращается в основном к присваивающей экономике с сохранением и добавлением некоторых ресурсосберегающих технологий.
Во-вторых, отказавшись от сложной государственной системы управления, эта цивилизация возвращается к простейшим формам общественных отношений в виде локальных самоуправляющихся ячеек различной направленности по видам деятельности, связанных между собой не только горизонтально, но и вертикально, в отличие от первобытных общин.
В-третьих, задачами цивилизации в силу ее равновесности и замкнутости является не развитие технологий и общественных отношений, а самообеспечение в отношении создания для каждого человека приемлемых жизненных условий, а также поддержание функционирования самоуправляющихся ячеек без появления крена в сторону их отхода от самоуправления. Для этого единственным средством является максимально частая ротация избираемого управляющего персонала.
В этом отношении отличие данной структуры от первобытных общин состоит в более высоком уровне самосознания членов самоуправляющихся ячеек, накопленном за шесть тысячелетий предшествующего цивилизационного развития, и, в связи с этим, появления возможности сознательного решения всеми членами ячеек возникающих проблем цивилизации в рамках простейших структур.
В-четвертых, свободное время каждого члена сообщества, которое может быть весьма значительным благодаря сохранению ряда производящих пищу и предметы быта технологий, как правило, используется для его саморазвития ради собственного блага и блага сообщества в той сфере, к которой он имеет склонности: искусству, ремеслам, борьбе с болезнями, процессу обучения соплеменников и т.д.
Таким образом, цивилизация как бы консервируется. Конечно, рано или поздно она разложится, но время ее существования и вполне спокойной жизни людей в ней может затянуться на сотни и даже тысячи лет.
Тому, кто скажет, что процесс развития нельзя остановить, можно привести примеры подобной приостановки в развитии человеческих сообществ. В частности, таким примером являются хорошо известные и изученные первобытные общины, существовавшие примерно в одном и том же состоянии несколько десятков тысяч лет, пока не пробудились от «спячки» примерно 10 тысяч лет назад, в результате чего, отчасти, сформировалась нынешняя цивилизация около 6 тысяч лет назад. Равновесные с природой сообщества существуют и сейчас в естественном виде, например, австралийские аборигены. Существуют они и в искусственном виде различных сект, например, духоборов. Близкие к ним общественно-производственные образования – кибуцы в Израиле так же отделяют себя от общества и государства по образу жизни, близкому к равновесному.
Не исключено, что равновесная экологическая цивилизация, которая, возможно, появится после распада нынешней технологической цивилизации, не исчезнет со временем с лица Земли, а под воздействием того или иного толчка пробудится и начнет функционировать в другой форме.
*
Возможно, такой перерыв для человеческих сообществ в форме существования равновесной экологической цивилизации, лишенной развития, необходим для своего рода отдыха от бедствий и катастроф антагонистической технологической цивилизации.
В лоне равновесной цивилизации все события протекают размеренно, спокойно, без катаклизмов, там нет налогов, нет денег, нет министров и армии, нет преступности, нет никакого внешнего давления на человека, кроме определенной и согласованной со всеми внутренней регламентации жизни коллектива. Эту регламентацию каждый член домена поддерживает с помощью систем самоуправления своего домена, контактирующего с подобными же доменами. Несколько утрируя, можно сказать, что это есть как бы усовершенствованное первобытное общество, отделенное от первобытной дикости с его первостепенными проблемами выживаемости.
В самом человеке доминирует покой. Он делает то, что хочет или то, что ему лучше всего удается, не требуя ничего лишнего. В этом обществе никто ни к каким свершениям не стремится, просто делает свое дело, созерцая плоды своих усилий и красоту природы. Вместе с тем, эта плавная и небогатая событиями, сравнительно бедная из-за ограниченных ресурсов жизнь все же является жизнью, а не перманентным мучением, хотя время замирает и жизнь цивилизации постепенно угасает.
Как бы то ни было, но цивилизация в подобном равновесном состоянии может сохранять свою жизнеспособность весьма длительный срок, и если ее не снесут природные катаклизмы, то она угаснет сама по себе в результате постепенной деградации, к которой приводит отсутствие развития.
Как мы показали выше, самым удобным временем для возникновения равновесной цивилизации является распад технологической цивилизации. Остатки этой цивилизации имеют достаточный культурный потенциал и развитость сознания для того, чтобы образовать равновесную цивилизацию на основе самоорганизующихся и самоуправляющихся ячеек с горизонтально-вертикальными связями между собой. Этой цивилизации, в силу уравновешенности всех ее элементов, не требуется сдерживающая оболочка-государство.
Для доказательства реальности существования подобных равновесных образований приведем несколько примеров в связи с тем, что всегда возникает вопрос: можно ли хоть ненадолго приостановить эти качели антагонизма?
Иначе говоря, можно ли временно сбалансировать свободу со справедливостью, или хаос с порядком?
Напрашивается ответ: а почему бы и нет!
Действительно, остановить развитие нельзя, да и ни к чему, а вот приостановить, дать своего рода передышку в бурном развитии, на наш взгляд, вполне возможно, и лучше осознанно, переведя цивилизацию ввиду начинающегося развала на какое-то время из сложной, развивающейся, но неустойчивой системы, в систему простую, равновесную, неизменную, которая, правда, тут же начинает стагнировать, однако всё же существует в лице ее сознательных членов.
Если остатки развалившейся цивилизации не растворятся в дикости, а всё же преобразуются в равновесную систему мелких доменов, связанных между собой, и основой жизнедеятельности этих доменов станет самоорганизация и самоуправление, тогда возникнет ситуация, кардинально отличающаяся от прежней.
Между каждым индивидуумом и его коллективом-ячейкой возникает неразрывный контакт, поскольку каждый человек реально разновременно, но с высокой степенью периодичности и управляет ячейкой и работает в ней, причем он кровно заинтересован в том, чтобы и управление, и работа выполнялись как можно лучше. В этом случае коллективное и индивидуальное, насколько это возможно, сливаются воедино. Примером этому служат кибуцы, старообрядческие общины, некоторые религиозные секты.
Хаос исчезает, порядок устанавливается самими членами ячейки в том виде, какой им кажется наилучшим и соответственно корректируется в дальнейшем, если он поддается улучшению. Таким образом, справедливость и равенство торжествуют в работе, а свобода остается для любой творческой деятельности в нерабочее время и только приветствуется всеми.
В этом случае смысл экономической свободы, которая предоставляется капиталистическим государством в виде занятия любым индивидуумом приемлемой для него хозяйственной деятельностью с получением соответствующей прибыли, существенно меняется.
Это изменение в определенном отношении позитивно, поскольку свобода при капитализме есть в значительной степени иллюзия даже в обществе представительной демократии.
Дело в том, что, начав свое дело, человек попадает в путы сложных экономических отношений и, как правило, разоряется. Если же этого не происходит, то он попадает в рабство процессу получения прибыли, за которым забывает про свои человеческие качества. Образуется аморальное, угнетающее как других, так и себя существо, видящее перед собой не людей, а только денежные знаки, которое всё свое время тратит на прирастание и удержание капитала или же, что еще хуже, становится рантье, то есть паразитом, существующим за счет остальных работающих.
В самоуправляющейся ячейке нет частной собственности, капитал приобрести невозможно.
Поэтому смыслом экономической свободы становится более адекватное для человека стремление к тому виду работы, к которому у него больше способностей и, соответственно, – больше удовлетворения от нее. Тем более что эта хозяйственная деятельность идет на благо всем членам сообщества без всякой корысти.
Сообщество благодарно трудящемуся человеку, и он счастлив этим признанием результатов собственного труда и старается работать еще лучше, используя все свои умения и таланты.
Конечно, сравнительно неширокий фронт работ в крошечной ячейке значительно суживает выбор человека и, тем самым, как бы ограничивает его свободу, как ограничивает его свободу и принятый регламент жизни каждой ячейки, но эта свобода для каждого человека является реальностью, а не иллюзией. Причем, если человек чем-то не удовлетворен, то никто не запрещает ему в свободное время заниматься любым делом, которое нравится. Кроме того, он может переместиться в другую по роду работы ячейку, заняться координирующей деятельностью и т.п.
Возможность существования подобных равновесных цивилизаций подтверждается не только рассуждениями и примерами кибуцев, некоторых религиозных общин, но и целым рядом артефактов, которые указывают не только на существование на Земле высокоразвитых технологических цивилизаций, но и цивилизаций, технический уровень которых был примитивен, а культурный уровень был ненамного ниже того, которым обладаем мы сейчас [2, 3].
Отметим в сравнении основные функции государства и равновесной доменной цивилизации.
Хозяйственно-организаторская деятельность.
Для государства – это организация производства, регулирование предпринимательства, управление торговлей.
Для доменной цивилизации остается только производство, если таковое имеется. Вместо торговли появляется товарообмен.
В качестве, возможно, более существенной части, к производству добавляется добыча имеющихся природных ресурсов в виде нужных полезных ископаемых, а также ведется охота, рыболовство, занятие ремеслами, сбор плодов, ягод, грибов, разведение скота, высаживание и сбор различных сельскохозяйственных культур и т.п.
При наличии союза доменов их хозяйственная деятельность в определенной общим советом степени координируется.
Государство в обязательном порядке взимает налоги, сборы и т.п.
У доменной цивилизации эта функция отсутствует, так как в ней нет денежного обращения. Эта функция замещается созданием общего фонда различных запасов, оборудования, продукции для распределения между членами ячейки и для обмена.
Управление наукой, образованием, культурой является функцией как государства, так и доменной цивилизации. Только рамки этой деятельности неодинаковы.
Социальная функция.
Она из рук вон плохо исполняется государством, потому что аппарат государства, прежде всего, печется о себе. Остальное его только беспокоит в рамках гашения возмущения граждан.
Для любого домена эта функция является первостепенной, вследствие прямой зависимости состояния ячейки от состояния каждого ее члена. Поэтому делается все возможное для создания наилучшего климата внутри коллектива.
Защита прав и свобод, законных интересов граждан.
Государство в основном только делает вид, что проводит эту работу. На деле, оно защищает тех, кто стоит у власти и тех, кто прислуживает им.
Цивилизация самоуправляющихся ячеек относится к этому делу по-другому, потому что права, свободы, интересы определяются непосредственно самими членами сообществ и ими же соблюдаются. Советы самых уважаемых членов каждого сообщества только следят за соблюдением установленных правил.
Охрана правопорядка, наказание преступников и других лиц, совершивших противоправные поступки.
Всё это – одна из основных функций государства, так как оно боится подрыва собственных устоев, а его элита боится замены на другую элиту. Поэтому все государства являются жесткими структурами, хотя и делают вид, что все они демократичны и пекутся о благе народа, который, по сути, для них является лишь предметом использования и бесстыдного манипулирования.
Равновесная цивилизация этими делами не занимается вовсе. Порядок там устанавливается общим советом по согласованному регламенту. Преступников там нет, а если кто-то что-то нарушает, то он сам себя и наказывает. Там люди совестливые и для них стыд не последнее понятие. Подводить других нельзя. Значит, если подвел, может быть, даже невольно, должен себя осудить. И сообщество только следит за тем, чтобы осуждение не было слишком суровым и заменяет в этом случае вынесенное самому себе наказание на более мягкое. Обратное бывает только в виде исключения.
Защита государственных границ, организация таможни, решение вопросов государственной безопасности стоят во главе угла любого государства.
Для равновесной цивилизации решение этих задач не имеет смысла, так как они просто не существуют.
Между мелкими доменами, связанными между собой хозяйственными и культурными отношениями, не только не может быть никакой вражды, напротив, каждый домен всегда готов помочь другому или другим, как только может, даже поделиться последним, поскольку в каждой ячейке существуют братские отношения, которые переносятся и на отношения между доменами. Как и людям, доменам ничего не нужно захватывать. Что есть иного у одного, предоставляется другим и наоборот. Для этого создаются координационные региональные центры и объединяющий центр. Они координируют общие работы, товарообмен, вопросы здравоохранения, медицины, образования, культуры, транспорта, энергоснабжения, связи и т.д.
Никаких правительств, кланов, групп со своими интересами не существует. Всё просто и мудро. Не делай другим плохо, так и тебе не сделают. Да и нет смысла ничего захватывать, потому что делить нечего. Все знают, что им положено и не претендуют на большее потому, что большего просто нет: всё находится в равновесии. И все домены это равновесие поддерживают. Природные ресурсы не транжирятся, а сберегаются, как только возможно. Никто не хочет возвращения к губительному прошлому.
Так же не возникает проблем и по вопросам любого обмена между доменами. Не надо бороться за разоружение, обеспечивать контроль прав и свобод граждан, так как нет оружия, а права и обязанности у всех одинаковые: право жить со всеми в этом простом мире в равных условиях и обязанность хранить эти условия.
Из этого сравнения видно, что всё негативное, исходящее от государства, исчезает в безгосударственной цивилизации.
Но она как бы застывает в своем спокойном и безоблачном существовании.
*
Вы можете сказать, что это утопия.
Однако имеющиеся артефакты [2,3] наводят на определенные размышления. Надо полагать, сомнения рассеются при ознакомлении с конкретными примерами локальных сообществ, подобных рассматриваемым, которые существуют в настоящее время и являются вполне жизнеспособными, несмотря на сильное давление с внешней стороны.
Самый известный в мире пример деятельности локальных самоорганизующихся и самоуправляющихся сообществ – это кибуцы в Израиле.
Они более ста лет назад начали формироваться в суровых условиях в основном враждебного окружения и жаркого климата на малоплодородной почве. Помощь, оказываемая поселенцам, была незначительной. Приходилось рассчитывать практически только на себя. В результате этой борьбы за выживание выработалось альтернативное известным социальным и экономическим структурам объединение свободных от угнетения работников на основе добровольного общего труда с равным распределением продуктов этого труда.
Основной принцип жизни кибуцев: от каждого по способностям, каждому – в зависимости от возможностей кибуца.
Зарплаты и премий в кибуце нет. Частной собственности нет. Члены кибуца получают необходимое из общего фонда независимо от трудового вклада. Принцип распределения таков: или каждому – или никому. Поэтому у членов кибуца нет дорогих вещей.
Все кибуцники обязаны трудиться в коллективе на принципе самоуправления при распределении рабочего времени. Права у всех одинаковые. Каждый несет ответственность за себя и по отношению друг к другу. Каждый обязан соблюдать установленную общим собранием дисциплину. В отношении всего прочего предоставляется полная свобода. Наёмный труд не используется. Воспитание и питание детей производится сообща. Старость и неработоспособность обеспечиваются. Домашняя работа производится на равных основаниях всеми. Каждый член кибуца обязан помогать другим его членам.
Каждый член кибуца участвует в решении всех общих вопросов сообщества. Высший орган власти кибуца – общее собрание. Оно формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает новых членов в кибуц. На собрании выбирают комиссии по всем основным направлениям: жилищную, финансовую, планово-экономическую, здравоохранению, потреблению, культуре и др. Председатели комиссий вместе с выборным главой кибуца образуют исполнительный орган сообщества.
Общее собрание проходит чаще всего еженедельно. Оно является высшим решающим органом и последней апелляционной инстанцией по всем делам. Текущие функции по управлению и координации осуществляются секретариатом, а в отдельных сферах деятельности – комиссиями, которые собираются не реже одного раза в две недели. В отличие от секретариата, член комиссий обязаны выполнять работу в них в свободное от регулярной работы время. В комиссиях работает около трети членов кибуца.
В кибуце борются со складыванием формальных и неформальных иерархий различными способами. В частности, к равному распределению благ и ротации постов добавляют «статусное несовпадение», что означает несовпадение статуса работника в разных сферах деятельности, например, тот, кто занимает высокое положение в сфере труда, не получает высокого поста в социальной сфере.
В кибуце каждый человек, несмотря на различные ограничения, более свободен, чем человек во внешнем мире. Там он вынужден «продавать» себя как рабочую силу, а в кибуце он такой же, как все, уважаемый член общества, трудящийся на благо этого общества.
В кибуцах стремятся к оптимальному развитию каждого его члена с перевесом интересов коллектива интересам индивида при высокой самодисциплине и самоотверженности каждого члена.
Кибуцы кооперируются между собой, работая в разных сферах, – от сельского хозяйства до промышленности, в сфере обслуживания, ремонта и т.д.
В кибуце в отношении распределения благ исходят из того, что индивидуальные потребности различны, и связи между способностями и результатами труда не существует, как не существует и связи между способностями и потребностями. Поэтому в кибуце в целом прослеживается связь между результатами труда и удовлетворением потребностей, но на индивидуальном уровне ее не существует. Это означает, что при распределении благ не делается различий между инженерами и обычными рабочими. Такой подход позволяет избежать тяги к потребительству.
В кибуце нет потребности в престижном потреблении, поскольку она связана с обществом анонимности. В кибуце же все знают друг друга, знают все возможности и стороны каждой личности, и поэтому нет нужды человеку стремиться к эффекту престижности.
Существование кибуцев подтверждает неадекватность посылки буржуазных экономистов о том. что крупные результаты и экономическая эффективность возможны только в условиях конкурентности и экономического неравенства. Оказывается, и кибуцы это доказали, более важным являются высокие моральные, социальные и экономические мотивы, которые сообщество дает своим членам. Человек соглашается самоограничиться в удовлетворении индивидуальных материальных потребностей в пользу роста коллективного благосостояния, которое становится предпосылкой для удовлетворения индивидуальных потребностей. Он исходит из сознания, что индивидуальная свобода, самореализация всех зависит от коллективно организованного условия – свободы от экономического принуждения и господства. И здесь ценностные представления и ожидания отдельных членов совпадают с видом и способом коллективной структуры и организации и руководства, что означает совпадение между индивидом и коллективом. Этому же способствует коллективное воспитание, совместное питание, ротация при занятии постов и выполнении работ, обсуждение всех вопросов на совместных регулярных собраниях с принятием всеми соответствующих решений.
Как видите, краткое рассмотрение структуры, деятельности, принципов самоорганизующихся и самоуправляющихся кибуцев, показывают эффективность подобных образований. Поэтому развал всех государственных и экономических структур совсем не означает гибель всего, так как на освободившееся место может вступить кооперация свободных самоуправляющихся сообществ.
В кибуцах могут работать люди разных религиозных конфессий.
Там этому не придают значения – есть, так сказать, свобода совести.
Поэтому, для сравнения, имеет смысл рассмотреть пример самоорганизующихся и самоуправляющихся сообществ, в основе которых заложена вера, которая отделила их от стандартной цивилизации с ее известным набором традиций и религиозных направлений.
Однако, как известно, формально признанные установления, обычаи, верования, на деле, не исполняются, наполняются другим содержанием или просто фальсифицируются. С этим истинные ревнители веры не согласны. Они образуют отдельные общины со своими правилами жизни и работы.
Такими сообществами являются, в частности, общины духоборов.
Правила их таковы.
Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.
Уважают достоинство и честь человека как в самом себе, равно и в себе подобных.
Члены общины смотрят на всё существующее с любовью и восхищением. В этом направлении и стараются воспитывать детей.
Под словом Бог члены общины разумеют силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.
Мир состоит из движения, всё стремится к совершенству и чрез этот процесс старается соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.
Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом к животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.
Уничтожать, разрушать что бы то ни было члены общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а, следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.
Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.
Главная задача существования человека – энергия мысли, разум. Пищей естественной служат воздух, вода, овощи и фрукты.
Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому.
Духоборы полагают, что Бог чувственно существует в природе, а духовно – в душе человека. Веруют в перерождение души после смерти, считают, что Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься.
Выполняя завет Христа, духоборы не признают внешних отличий между людьми, не клянутся, отказываясь от военной службы и присяги, отрицают всякую обрядовость.
Делами общины управляет сходка старейшин.
Духоборы отличаются трудолюбием и нравственностью. Их труды в сельском хозяйстве на разных континентах всегда приносили высокие результаты.
Если сравнивать кибуцы и общины духоборов, то по результатам трудовой деятельности они схожи – результаты более чем плодотворны. Отношение друг к другу и тут и там заслуживает самых высоких похвал.
Однако уважение к природе и нравственное совершенство более характерны для духоборов. Устои их более крепки, так как, в отличие от кибуцев, практически никто общину не покидает. Так же более крепка их сопротивляемость любым внешним воздействиям, поскольку они уповают на бога, который их за праведность покинуть не может. Эти люди наиболее искренни в своих чувствах и мыслях. Что говорят, то и делают, и не таят зла ни на кого. Души их чисты и спокойны.
Из этого сравнения видно, что за основу, скрепляющую равновесную цивилизацию, состоящую из мелких доменов, рассеянных на пространстве Земли, возможно, будет взята искренняя и простая вера, общая для всех, неважно, какого ты цвета кожи и какими обладаешь свойствами, дарами и каким следуешь обычаям. И вера эта должна, по-видимому, базироваться на нагорной проповеди Христа, в которой он указал, к чему должны стремиться все люди. И с этим трудно спорить, потому что все недостатки людей и их нынешней цивилизации есть отклонение от заветов Христа, пусть и невольное или вынужденное. Однако и сейчас этим заветам старается следовать часть людей, несмотря на преследование властей. Этим же заветам, по всей видимости, будут следовать с той или иной незначительной коррекцией и в той простой цивилизации, которая образуется после распада нынешней. Тогда души людей будут спокойны и мир воцарится на планете до очередных катаклизмов.
Таким образом, суть этой возможной религии, не разобщающей, а объединяющей людей, сводится к Нагорной проповеди Христа.
***
Сравним действительное отношение к заповедям Христа в нашем мире и мире будущем, в мире равновесной цивилизации.
«Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 3)
Существует много трактовок этого положения. Однако, по существу, тут речь идет о горизонте, к которому каждому человеку нужно стремиться, ибо в Царстве Небесном нет собственности, за которую здесь все цепляются, там нет борьбы за те или иные блага. В этом Царстве все понимают и любят друг друга. Более того, там всё является единым целым.
Поэтому тот, кто будет стараться отринуть соблазны материального мира, приблизится к состоянию чистого духа, и значит, к Царству Небесному.
Понятно, что в нашем мире это невозможно, а те немногие, которые пытаются это искренне совершить, зовутся блаженными.
Для равновесной цивилизации это во многом не так. Там нет частной собственности. Значит, не за что цепляться. Там нет важных несменяемых чиновников и олигархов. Каждый с максимально возможной частотой участвует в управлении своей ячейкой, плохо ли, хорошо, но делает всё, что в его силах. Все помогают друг другу, потому что от этого зависит качество жизни ячейки, да часто и сам факт ее существования. Поэтому люди там становятся ближе друг к другу, как это случается на корабле в долгом плавании. У них пропадает желание что-то отнять или что-то присвоить. Наоборот, они всегда готовы поделиться всем, что у них есть. Разве такое состояние не ближе к духовному?
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 4)
Здесь речь идет о горе, печалях, болезнях, обидах и смертях. Тот, кто плачет и искренне печалится вместе с тобой, как минимум, сочувствует твоему горю. И это ему зачтется. А утешится он в том Царстве, где никогда не бывает невзгод.
От горя, болезней, неприятностей всякого рода в нашем мире никуда не уйти. Но искреннего оплакивания и помощи удается дождаться не часто.
В равновесной цивилизации также много невзгод, мало комфорта, больше работы над собой. Но люди там ближе друг к другу и горе любого из них печалит каждого члена ячейки, и он стремится оказать несчастному всякую помощь и поддержку и не может не переживать вместе с ним. Там нет равнодушных и злорадствующих. Все на виду. И ты, волей-неволей, хоронишь низменные чувства навсегда.
«Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 5)
Действительно, нынешняя цивилизация подошла к своему финалу, а последующая равновесная цивилизация есть собрание кротких людей, у которых нет предметов для споров и которые спокойно живут и работают на земле.
Далее, вплоть до п. 12 следуют очевидные высказывания, которые не требуют комментариев, кроме одного: в нашем мире хорошим людям всегда тяжело жить. Поэтому Христос утешает их, говоря, что они Бога узрят.
В мире равновесной цивилизации люди не будут страдать за правду, так как никто им не будет препятствовать говорить ее, напротив. Все будут заинтересованы в выявлении недостатков и в предложениях по их устранению.
«Вы – соль земли. Если соль станет безвкусной, что ею можно будет солить?..». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 13)
«Вы – свет мира. Не может утаиться город, стоящий на вершине горы».
(Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 14)
Тут Христос продолжает развивать мысль о том, что всегда трудно идти наперекор всему в этом несправедливом мире. Таких людей мало, но они есть пример для подражания, соль земли. И пусть все остальные знают, что не всё в мире плоско, подло и бессмысленно.
Для равновесной цивилизации эта мысль весьма актуальна в плане того, что там все равняются на лучших по делам их. Корысть, безучастность там отсутствуют – нет предмета для них.
«Вы знаете, что нашим предкам было сказано: не убивай, если же кто убьет человека, тот должен быть судим». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 21)
«А я говорю вам, что должен быть судим каждый, кто гневается на ближнего своего; если же кто скажет ближнему своему: ты болтун, тот должен быть судим синедрионом, а кто скажет: ты глупец, тот должен быть ввергнут в геенну огненную». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 22)
Эти слова Христа указывают на то, что каждый человек содержит в себе частицу Бога. Поэтому его не только нельзя убивать, но и нельзя оскорблять, как невозможно оскорблять Бога.
Однако в нашем мире только это и происходит за редким исключением.
В мире же равновесной цивилизации этого нет по той причине, что все люди конкретной локальной ячейки так тесно связаны между собой, что у них и в мыслях не может быть неуважения к ближнему, работающему из всех имеющихся у него сил на благо сообщества и не просящего ничего взамен.
«А я говорю вам: не клянись вовсе…». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 34)
Тут Христос указывает на переменчивость мира, фундаментальную неподвластность его человеку, несмотря на любые его клятвы.
Что характерно, в нашем мире этот завет Христа не только забыт, но и нарушается повсеместно, даже в государственном масштабе, где присягают и клянутся в верности совершенно официально. Все эти клятвы тут же нарушаются в силу каких-то вновь появившихся причин, возникают распри, обиды и даже войны.
Равновесная цивилизация предоставляет больше возможностей не нарушать этот завет Христа, поскольку люди в ячейке настолько тесно связаны друг с другом, настолько хорошо знают привычки и слабости каждого, что больше полагаются не на клятвы, а на установленный регламент, тем более что клятвы даются, когда кто-то что-то хочет получить взамен. В небольшой же ячейке все всё получают в равной степени и отобрать у кого-то что-либо невозможно. Значит, и нет предмета для клятв и обещаний.
«А я говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 39)
«Просящему у тебя – дай, а желающему у тебя взять взаймы – не отказывай». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 42)
«Вы знаете, что было сказано: люби ближнего своего и возненавидь врага своего». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 43)
«А я говорю Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящих вас, молитесь за злословящих и преследующих вас». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 44)
«И тогда станете сыновьями Отца вашего Небесного, который повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и ниспосылает дождь на праведных и неправедных». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 45)
«Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая вам польза от этого?..». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 46)
«И если вы приветствуете только друзей своих, что такого особенного делаете?..». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 47)
Так будьте же совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». (Евангелие от Матфея. Гл. 5 п. 48)
В нашем мире следовать этим заветам Христа практически невозможно, что и происходит за редкими исключениями. Как говорится: места под солнцем мало, людей много. Поэтому каждый старается ухватить всё, что можно, оттеснив ближнего или даже уничтожив его. Ухватив, не отдавать. И уж совсем смешным кажется современным людям пожелание не сопротивляться злому человеку и творить добро ненавидящим вас.
Большинство тех, кто признает справедливость этих слов Христа, в жизни не следует им, но лицемерит, утверждая обратное.
Действительно, в этом мире сплошного насилия, произвола, зависти и злобы сложно вести себя в соответствии с заветами Христа.
Однако для равновесной цивилизации следование этим заветам оказывается в реальности более выгодным, чем обратное. В небольших самоуправляющихся ячейках нельзя не помочь ближнему, так как это может нанести вред всей ячейке и, значит, самому отказавшему в помощи. Злые люди появляются только в мире несправедливом, так как по глубинной сущности человек добр собственного самосознания, и если его не обижают, то он тоже никого обижать не будет, тем более что это и невыгодно: обидчиков действующий совет ячейки может выдворить за ее пределы в дикий мир, где нарушитель быстро погибнет.
Так что сознание каждого человека находится в этом тихом мире, как бы отдыхая от треволнений мира прежнего, готовясь к новым испытаниям в мире грядущем.
«Не накапливайте для себя сокровища на земле, где моль и тля поедают, где воры обкрадывают и похищают». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 19)
«Но накапливайте для себя сокровища на небесах, где ни моль, ни тля не поедают, и где воры не обкрадывают и не похищают». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 20)
«Ибо где сокровище твое, там и сердце твое». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 21)
Здесь – в нынешнем мире – никто не боится тли и самые знатные члены общества уважаются именно за то, что они накопили, точнее, награбили всего столько, что этого и целому народу может хватить надолго. Действительно, накопительство глупо хотя бы потому, что жизнь человеческая слишком коротка, чтобы воспользоваться накопленным. А потерять на бессмысленное накопление целую жизнь можно с легкостью.
В равновесной цивилизации копить нечего. Да, там и нет ничего соблазнительного. Нет ни денег, ни власти, ни яхт, ни особняков. Есть только необходимый фронт работ, деятельность по интересам, да забота о людях.
Так что всё-таки на Земле есть возможность найти время и место для сближения такого, как считается, низкого и грубого существа как человек с Горним миром.
«Никто не может служить двум господам, потому что одного ненавидит, а другого возлюбит, либо одному станет служить усердно, а другому – нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 24)
«А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут…». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 28)
«Вы же ищите прежде правды Божией и Царства его, а всё это будет дано вам». (Евангелие от Матфея. Гл. 6 п. 33)
Что уж говорить об обычных людях, которые, как правило, в своем стремлении выделиться, разбогатеть, при удобном случае попирают всё. Даже служители Церкви, и раньше были, а сейчас особенно стали подвержены стяжательству в значительном числе. И об этом все знают, так как скрыть подобное невозможно.
Христос говорит всем, что есть главное и второстепенное, и нельзя их переставлять или приравнивать друг к другу
В самоуправляющихся ячейках данной проблемы, разлагающей людей, попросту не существует. Им не надо искать богатства при всеобщей бедности и равенстве в потреблении. Зато они могут заботиться больше о своем совершенствовании, о развитии своих способностей, приобретении различных навыков.
«Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными…». (Евангелие от Матфея. Гл. 7 п. 1)
«Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?» (Евангелие от Матфея. Гл. 7 п. 4)
Люди до сих пор игнорируют эту заповедь Христа, что само по себе удивительно, так как полтора миллиарда считает себя христианами. Мало того, со времени возникновения государств действует специальное учреждение – суд, в котором официально обвиняют и принуждают к наказанию.
Так что тут добавить нечего.
Что же касается цивилизации, состоящей не из государств, а мелких доменов, то в этих доменах нет смысла кого-то обвинять, а есть смысл помогать, если появились какие-то трудности. И, вообще, там, с течением времени, выявляется, кто и на что больше способен. Поэтому каждый занимается с успехом своим делом. А уж если доходит дело до серьёзного нарушения, то человек сам осуждает себя, поразмыслив. Совет же ячейки рассматривает это решение нарушителя и утверждает его. Так что суда, официальных наказаний, тюрем и охранников там нет.
«Просите, и будет дано вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам». (Евангелие от Матфея. Гл. 7 п. 7)
«Итак, чтобы люди делали вам всё то, что хотите, то же самое делайте и вы им…». (Евангелие от Матфея. Гл. 7 п. 12)
Пойдите в любое место. И вы обнаружите дома с закрытыми на крепкие замки дверьми, за которыми вас даже не захотят слушать, если и откроют. Все проходят мимо бездомных и несчастных, и никто не хочет им помочь. Подобная разобщенность характерна для нашего мира. А заветы Христа никого не интересуют.
Следующая цивилизация в этом отношении будет существенно отличаться от нынешней.
Там нет запоров, вас всегда выслушают и помогут, и вы тоже, без разговоров, поможете любому потому, что без этой взаимопомощи маленький коллектив рассыплется и все погибнут.
В заключение скажем: не следует обольщаться обещаниями грядущего всеобщего благополучия и справедливости потому, что до этого состояния удастся дойти, если ещё и удастся, с большими потерями. Да и эта равновесная цивилизация есть всего лишь передышка в движении вперед в сопротивляющейся среде, без чего развития невозможно.
Утешаться можно лишь тем, что так просто выразил Христос:
«Однажды фарисеи спросили его, когда наступит Царство Божие, и он сказал им в ответ: Царство Божие наступит незаметно, и не скажут: вот оно здесь или там, ибо Царство Божие внутри вас» (Евангелие от Луки. Гл. 17, пп. 21, 22).
Библиография
1. Низовцев Ю. М. Собственность как основа ускоренного развития» цивилизации. Журнал «Топос». РФ. 28.02. 2022.
2. М. Кремо, Р. Томпсон. Неизвестная история человечества. Издательство «Философская книга». Москва. 2010.
3. М. Бейджент. Запретная археология. Эксмо, Москва, 2004. ISBN 5-699-04989-4.
4. Соболь, Флешин, Шварц, Штеймер, Волин, Лия, Роман, Эрвантян. «Ответ нескольких российских анархистов на «Платформу» по поводу проекта «Организационной платформы», Опубликованной «Группой русских анархистов изгнании». Архивная копия от 11 февраля 2018 года на “Wayback Machine” (Апрель 1927г.).
5. Кропоткин П. А. «Анархия, ее философия, ее идеал. Сочинения. М. Эксмо. 2004. С. 58.
6. Агеев А. И., Логинов Е. П., Райков А. Н. Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях. Агеев А. И., Логинов Е. П., Райков А. Н. «Экономические стратегии». 2019. Т. 21. № 2 (160). С. 20-29.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы