Комментарий | 0

Миха (4)

 

 

 

Глава 4
 
1.Будет в конце времен1: утвердится гора дома Господня вершиной всех гор, всех выше холмов,
и все народы к ней устремятся(а)2.
 
2. Многие народы пойдут, говоря: "Идите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, Он научит Своим путям, и будем ходить стезями Его,
ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима — слово Господне"(б).
 
3. Он рассудит народы, племена обличая,
и перекуют они мечи на плуги3, и копья свои — на серпы(в)4, народ на народ меч не поднимет, воевать больше учиться не будут.
 
4. Будет каждый сидеть под своей виноградной лозой, под смоковницей, и не будет губителя:
уста Всемогущего Господа изрекли.
 
5. Все народы пойдут, каждый во имя своего божества,
а мы пойдем во имя Господа Бога нашего во веки веков.
 
 
6. В тот день, — слово Господа, — хромых соберу, изгнанных объединю(г),
на которых бедствие Я навел.
 
7. Хромых сделаю уцелевшими, больных5 — народом могучим,
Господь на горе Сион царствовать будет над ними отныне и во веки веков.
 
 
8. Пастушья башня к крепостной башне придет,
прежняя власть к царству дочери Иерушалаима возвратится.
 
9. Зачем теперь ты орешь?
Нет у тебя царя, советник исчез, муки, как роженицу, тебя охватили?
 
10. Как роженица, дрожи, трепещи, дочь Сиона:
из города ныне уйдешь — жить в поле, до Бавеля дойдешь, там ты спасешься, там Господь от руки врагов тебя вызволит.
 
11. А ныне против тебя народы многие собрались,
говорят они: «Накажем, Сион глаза наши увидят».
 
12. Они мыслей Господа не познали, Его замысел не постигли:
как снопы на гумне Он собрал их.
 
13. Встань, молоти, дочь Сиона, сделаю рог твой железным, копыта сделаю медными, народы многие истолчешь,
награбленное ими Господу отделишь, богатство — всей земли Властелину.
 
14. Ныне, дочь воинства, ратников собери: он на нас осаду поставил,
по щеке судью Израиля(д) стегать будут плетью.
 
 
***
Во второй части главы говорится о том, что против дочери Сиона многие народы собрались, а в первой описывается благополучие дочери Сиона, возвращенной на свою землю. Первые три стиха, повторяющие (или повторяющиеся у) Иешаяѓу, имеют универсалистский характер, чуждый всему тексту Михи.
(а) Ст. 1-3 точное повторение Иешаяѓу (2:2-4), современника Михи.
(б) Многие народы пойдут, говоря: "Идите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, Он научит Своим путям, и будем ходить стезями Его, ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима слово Господне". Возможно и другое прочтение, согласно которому слова ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима слово Господне не являются частью прямой речи, а принадлежат самому пророку.
(в) И перекуют они мечи на плуги, и копья свои на серпы. Ср.: Перекуйте плуги на мечи, на копья — серпы (Иоэль 4:10).
(г) В тот день, — слово Господа, хромых соберу, изгнанных объединю. Пророчество о возвращении евреев из изгнания.  Ср.: Из страны северной приведу, с концов земли соберу слепого с хромым, беременную и родившую (Ирмеяѓу 31:7).
(д) Судья Израиля. Очевидно, речь идет о царе.
 
◘◘◘
1. В конце времен. В оригинале: בְּאַחֲרִית הַיָּמִים, дословно: в конце дней. Обычно значение: в будущем.
2. Устремятся. В оригинале: ְנָהֲרוּ, значение: потекут, понесутся, как воды реки. При этом у тропа есть два смысловых нюанса. Первый: особое значение, которое имеют все "водяные" слова в иврите. Второе: в конце времен все народы "потекут" вопреки законам природы на гору.
3. Плуги. В оригинале: ְאִתִּים; возможные значения: плуги (орала), лопаты, мотыги.
4. Серпы. В оригинале: מַזְמֵרוֹת; возможные значения: серпы, ножницы для обрезания виноградных лоз.
5. Больные. В оригинале: הַנְּבִיאִים. Слово встречается единственный раз, прочтение предположительное. Вариант: отвергнутые.

 

 

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка