Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли (М. Шагал. Моя жизнь).
Во все времена, на всех языках спонтанная или с фиксированным текстом молитва — это обращение «я» или «мы». Обращение к тому, что больше любого «я» или любого «мы», в себя их включая. Человек, обращаясь к Богу, славит его, объясняя себе самому мощь того, к кому обращается. Иначе к чему молить, просить, обращаться? Убедив себя в способности Бога просьбы исполнить, человек их перечисляет. В своих просьбах редко-редко человек оригинален, от иных отличаясь. Убедив себя, что Бог может исполнить то, что он попросил, остается человеку поблагодарить, что он и делает, Господа славя, в Его могуществе себя убеждая. Молитва — не монолог, и в той степени, в какой является диалогом, слова случайные или привычные с детства и есть молитва.
Человек обращается к Богу, человек просит у Бога, человек Бога благодарит. Части молитвы могут и повторяться, наплывая одна на другую, человек может заранее Господа благодарить, просьбы человека к Господу могут быть не ясными и не явными, обращение может быть лаконичным или многословно возвеличивающим Господа. Человек может каяться, делиться с Господом болью, благодарить Бога за радость. В любом случае внимательный глаз в самом запутанном тексте эти мотивы увидит, внимающее ухо — услышит.
Служением сердца назвали мудрецы Талмуда молитву (Таанит 2а), выражение это восходит к пророку Ѓошее (7:14), сказавшем о не молящихся: «Не взывали ко Мне сердцем своим».
1
Господь, правду услышь
Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое (В. Гюго. Труженики моря).
Молитвы встречаются практически во всех книгах ТАНАХа, но всего более в первой книге третьего раздела (Писания) — Теѓилим (Псалмы), сборнике древней еврейской поэзии, значительная часть которой исполнялась под аккомпанемент музыкальных инструментов, являясь частью храмового служения. Теѓила (ед. число от Теѓилим, со значением «восхваление») — на греческом: psalmos (песнь). Отсюда — psalterion, на русском — Псалтырь. Теѓилим (Псалмы) являются непременной, самой значительной частью литургии, еврейской и христианской. Первые стихи Теѓилим часто являются техническими надписаниями, определяющими жанр текста и/или характер музыкального сопровождения. Нередко первые стихи описывают ситуацию, место, время произнесения.
Обращаясь к наиболее характерным главам книги, отметим, что в еврейском и православном каноне нумерация глав отличается, потому в скобках указывается номер главы в русской традиции. Пять глав в Теѓилим именуются словом «молитва»: 17 (16), 86 (85), 90 (89), 102 (101), 142 (141).
17 (16)
Структура главы трехчастная: просьба принять молитву, ибо молящийся очистился от грехов; рассказ о злодеяниях врагов; просьбы к Господу. Молящийся просит Господа укрыть в тени Его крыл (защитить), употребляя идиому, часто встречающуюся в ТАНАХе.
Молитва Давида
Господь, правду услышь, моленью внемли, слушай мою молитву.
Не лживы уста мои.
От Тебя — суд мой,
Твои очи истину видят.
Испытывал сердце мое, ночами меня изнурял, очищал — не сыскал,
уста мои затворял — не отворить.
Деяние человека по слову из Твоих уст
я охранял от распутства.
На путях Твоих утверди стопы мои —
не собьются.
Боже, взываю — ответь,
внемли, услышь мое слово.
Милость яви, Спасающий уповающих,
десницей Своей — от на Тебя восстающих.
Как зеницу ока, храни меня,
укрой в тени Своих крыл.
От злодеев, грабителей,
от врагов, душу мою обступивших.
Затворены туком,
гордыней уста их.
Идем — они окружают,
повсюду глаза устремляют.
Как лев, жаждущий растерзать,
сидящий в засаде.
Восстань, Господи, выйди навстречу ему, разбей,
мечом душу мою спаси от злодея,
От смертных — рукой Своей, Господи, от них, наполняющих чрево дарами Твоими, от них, чей удел — жизнь земная: сыты их сыновья,
отделяя излишек потомкам.
Я же в праведности на лик Твой взираю,
насыщаюсь образом Твоим наяву.
86 (85)
В этой главе приводится имя Господа, указывающее на милосердие. Это — цитата из книги Имена (Шмот 34:6; в русской традиции: Исход): «Прошел Господь перед ним, Господь возгласил: Господь Бог милостивый и жалостливый,// гнев отдаляющий, великий в истинной милости, верности».
Молитва Давида
Господь, внемли — мне ответь,
подавлен я, удручен.
Душу мою сохрани, ведь я верен Тебе, мой Бог, спаси раба Своего,
на Тебя уповающего.
Помилуй, Господь,
к Тебе все время взываю.
Обрадуй душу раба Твоего,
Тебе, Господь, душу свою возношу.
Ты добр, Господи, Ты прощаешь,
многомилостив к Тебя призывающим.
Господь, молитве моей внемли,
мольбы мои выслушай.
В день беды я зову Тебя,
Ты мне ответишь.
Среди богов нет такого, как Ты, Господь,
нет деяний, Твоим подобных.
Все народы, Тобой сотворенные, придут пред Тобой преклониться,
имя Твое прославить.
Ибо велик Ты, творишь чудеса,
Ты — Бог единственный.
Пути Своему научи, Господь, по истине Твоей буду ходить,
сердце мое направь к страху пред Именем.
Господа Бога возблагодарю всем сердцем своим,
имя Твое восславлять буду вечно.
Ибо верность Твоя ко мне велика,
душу Ты спас из глубин преисподней.
На меня злодеи восстали, Боже, беспощадна толпа: ищет душу мою, —
нет Тебя перед ними.
А Ты, Господь Бог милостивый и жалостливый,
гнев отдаляющий, великий в истинной милости, верности.
Обратись ко мне и помилуй, мощью Своей раба одари,
спаси сына Твоей рабы.
Дай знак мне на благо: ненавидящие меня увидят и устыдятся,
ибо Ты, Господи, спас, меня Ты утешил.
90 (89)
Единственная глава в книге, приписываемая Моше (Моисею), который в Учении (Торе) именуется Божьим человеком (Слова, Дварим 33:1; в русской традиции: Второзаконие).
Молитва Моше, Божьего человека.
Господь, из рода в род Ты был нам защитой.
Еще не родились горы, землю, мир Ты не создал,
извечно, навечно Ты — Бог.
Человека Ты сокрушаешь
и говоришь: Люди, вернитесь.
В глазах Твоих тысяча лет, как день вчерашний, минувший,
как стража ночная.
Ты их смываешь, как сон,
поутру, как трава, исчезают.
Утро: взошла, исчезла,
вечер: увяла, засохла.
А мы истреблены Твоим гневом,
повергнуты яростью в ужас.
Пред Тобою наши грехи,
тайные — в лика свете Твоем.
В гневе Твоем прошли все наши дни,
как звук, годы сгинули наши.
Дни наши — семьдесят лет, восемьдесят — могучим, их надменность — суета и пустое:
мелькнули и улетели.
Кому ведома мощь Твоей ярости,
гнева ужас?
Счет вести нашим дням научи,
чтобы мудрость сердца мы обрели.
Господи, возвратись! Доколе?
Смилуйся над рабами Своими.
По утрам нас благом Своим насыть,
все дни наши будем рады и веселы.
По дням страдания нас возвесели,
по годам, что видели злое.
Яви рабам деянья Свои,
сынам их — великолепие.
Да будет на нас милость Господа, нашего Бога, дело наших рук утверди,
дело наших рук утверди.
102 (101)
В этой молитве три темы: мольба страдальца, чтобы Господь услышал его молитву, и описание страданий; просьба отстроить Сион; мгновенность человека и вечность Всевышнего.
Молитва страдальца, когда ослабеет,
когда пред Господом скорбь изливает.
Господь, молитву мою услышь,
дойдет до Тебя стенанье.
Лик от меня в день беды не сокрой, выслушай,
в день, когда к Тебе я взываю, ответь мне скорее.
Дымом рассеялись мои дни,
кости мои, как в костре, обгорели.
Сердце разбито, высохло, как трава,
забыл я о хлебе.
От гласа стенанья
кости к плоти прилипли.
Стал похож я на птицу пустынную,
сову, в руинах живущую.
Ночью не сплю я,
одинокая птица на крыше.
Изо дня в день бесчестят враги,
насмехаются, мною клянутся.
Как хлеб, ел я прах,
воду пил со слезами.
Из-за ярости Твоего гнева,
Ты вознес меня — Ты меня бросил.
Дни мои — упавшая тень,
как трава, засыхаю.
А Ты, Господи, вечен,
из рода в род Твое имя.
Восстань, помилуй Сион:
время для милости, срок наступил.
Ибо и камни его рабы Твои возлюбили,
ибо и прах его мил им.
Устрашатся народы имени Господа,
Твоей славы — все земные цари.
Господь воздвигнул Сион,
во славе Своей явился.
К молитве дерева одинокого Он обратился,
их молитв не презрел.
Это записано будет для поколений,
для народа, родившегося Тебя прославлять.
Из выси святой воззрел,
с небес Господь землю увидел.
Услышал стон узника,
смертников освободил.
Чтобы в Сионе имя Господа возвещали,
славу Его — в Иерушалиме.
Когда соберутся вместе народы
и царства, чтобы Господу им служить.
Он силу в пути мою истощил, дни мои сократил.
Я говорю, мой Боже, не погуби во дней моих половине,
Ты, чьи годы из рода в род.
Издревле землю Ты сотворил,
дело рук Твоих — небеса.
Сгинут они — Ты устоишь, как платье, они обветшают,
как одежду, Ты их переменишь — исчезнут.
А Ты — Твои
нескончаемы годы.
Сыновья рабов Твоих будут жить,
семя их пред Тобой утвердится.
142 (141)
Из стиха-надписания узнаем, что эта молитва была создана Давидом во время пребывания в пещере, т.е. во время одного из его бегств, вероятно, тогда, когда скрывался от преследования царя Шауля.
Маскил Давида
Когда был он в пещере. Молитва.
Голос мой — к Господу, я взываю,
голос мой — к Господу, я молю.
Кручину пред Ним изливаю,
о беде пред Ним говорю.
Мой дух изнемогает, Ты знаешь мой путь, на нем
капкан мне поставили.
Посмотри направо, увидишь: близкого нет, исчезло прибежище,
никто о душе моей не радеет.
Тебе я кричал, Господь, Ты мне прибежище,
в земле живых мой удел.
Внемли же мольбе моей, я изнурен, от преследователей спаси,
они сильнее меня.
Из заточенья вызволи душу — имя Твое восславить, праведники меня окружат,
мне Твое воздаяние.
2
Имя Господа призывая
Истинная молитва проистекает из одиночества, беспомощности и чувства зависимости (И.-Д. Соловейчик).
В чрезвычайно лаконичном тексте Учения (Торы) пространных молитв не встречаем. Об Авраѓаме говорится, что он «призвал имя Господа» (Вначале, Брешит 12:8; в русской традиции: Книга Бытия), «имя Господа, вечного Бога» (там же 21:33). Собственно, молитвой является его знаменитый диалог с Всевышним о судьбе Сдома (Содома).
Подступил Авраѓам, говоря:
«Разве Ты праведного со злодеем погубишь?!
Может, есть пятьдесят праведных в городе?
Разве погубишь и не простишь это место ради пятидесяти праведных в нем?
Упаси Тебя сделать такое, убив праведного со злодеем, будет праведный, как злодей!
Упаси Тебя! Всей земли Судия не сотворит правосудия?!»
Сказал Господь: Если найду пятьдесят праведных в Сдоме, в городе,
ради них прощу все это место.
Отвечая, сказал Авраѓам:
«Вот, решился Господу моему я сказать, а я прах и пепел.
Может, до пятидесяти праведных не достанет пяти, весь город из-за пяти уничтожишь?»
Сказал: Не уничтожу, если сорок пять там найду.
Продолжая говорить с Ним, сказал: «Может, найдется там сорок?»
Сказал: Ради сорока Я не сделаю.
Сказал: «Да не гневается Владыка, скажу! Может, там тридцать найдется?»
Сказал: Не сделаю, если там тридцать найду.
Сказал: «Я решился Владыке сказать! Может, там двадцать найдется?»
Сказал: Ради двадцати не уничтожу.
Сказал: «Да не гневается мой Господь, лишь в этот раз я скажу! Может, там десять найдется?»
Сказал: Ради десяти не уничтожу
(Вначале, Брешит 18:23-32).
***
Бегущий от гнева брата Эсава Яаков обращается к Всевышнему с молитвой-обетом:
Дал Яаков обет, говоря:
«Если Бог будет со мной и сохранит на этом пути, которым иду, и даст хлеб, чтобы есть, и одежду одеться.
И с миром меня возвратит в дом отца моего,
Господь будет мне Богом.
Этот камень, который памятником поставил, будет он домом Бога,
и из всего, что мне дашь, десятую часть Тебе отделю»
(Вначале, Брешит 28:20-22).
***
Моше молит Господа простить народу грех золотого теленка.
Вернулся Моше к Господу и сказал:
«Великий грех этот народ совершил, золотого бога сделав себе.
Теперь простишь Ты их грех?
Если нет — сотри меня из книги, которую Ты написал!»
(Имена, Шмот 32:31-32)
***
Иногда молитва может быть предельно краткой, сводясь к экспрессивной просьбе, как мольба Моше об исцелении сестры его Мирьям от проказы:
Возопил Моше к Господу, говоря:
«Боже! Молю, умоляю, исцели ее!»
(В пустыне, Бемидбар 12:13)
***
Молит Господа простить грех народа преемник Моше Иеѓошуа (Иисус Навин).
Разорвал Иеѓошуа одежды свои, пал на землю ниц перед ковчегом Господним — до вечера, он и старейшины Израиля,
прах на головы свои возложили.
Сказал Иеѓошуа: «О, Боже Владыка! Зачем провел, перевел Ты этот народ через Ярден, отдать нас в руку эмори — нас погубить!?
Если бы могли мы жить за Ярденом!
Молю, Владыка, тебя!
Что мне сказать, когда Израиль тыл свой врагам обратил?
Услышат кнаани, все обитатели этой земли, окружат, истребят наше имя с земли,
что сделаешь Ты с именем великим Своим?»
(Иеѓошуа 7:6-9)
***
Характернейший образец молитвы в ТАНАХе, ставшей моделью на все времена — обращение бесплодной Ханы к Господу с мольбой дать ей сына. Глядя на молящуюся, Великий коѓен Эли думает, что она пьяна. Хана дает обет: родившийся сын все свои дни будет назиром (назареем), бритва на его голову не поднимется. Нестриженые волосы — зримый признак назира, стать которым, дав обет и пройдя особую церемонию, могли и мужчина и женщина. Обет состоял в отказе от винограда и всех продуктов, из него произведенных, в первую очередь, от вина, а также от шехара (по Раши: крепкий напиток также из винограда); запрета стричь волосы; запрета приближаться к мертвому, даже отцу и матери. Родившегося сына, будущего пророка Хана нарекает Шмуэль. Это традиционное для ТАНАХа «событийное» имя, его значение: услышал Бог.
Фрагмент из книги Шмуэль (1 1:1 — 2:10) читают в качестве дополнительного чтения (ѓафтары) в Рош ѓашана, Новый год, когда начинается десятидневный до Иом Кипура (Судного дня) период особо интенсивных молитв: в это время определяется, каким будет год в жизни еврея, Израиля, всего мира и каждого человека.
Был один муж из Раматаима-Цофим, с гор,
имя его Элькана сын Иерохама сына Элиѓу сына Тоху сына Цуфа из Эфрата.
У него две жены, имя одной Хана, имя другой Пнина,
были дети у Пнины, у Ханы детей не было.
Этот человек из года в год из своего города поднимался, простирался, жертву Господу Всемогущему в Шило приносил,
там два сына Эли — Хофни и Пинхас, коѓены Господа.
Бывало: в тот день, когда жертву Элькана приносил,
давал долю Пнине, жене, и всем ее сыновьям и дочерям.
Хане давал долю двойную:
любил ее, Господь чрево ее затворил.
Соперница злила ее, дразнила, чтоб озлобилась:
Господь чрево ее затворил.
Из года в год так делала, в дом Господа, восходя, ее злила,
а она плакала и не ела.
Сказал Элькана, ее муж: «Почему плачешь ты, Хана, почему ты не ешь, плохо сердцу твоему — почему?
Разве я не лучше тебе десяти сыновей?»
Встала Хана после еды в Шило, после питья,
Эли, коѓен, сидел на сидении у входа в Храм Господа.
В горечи душевной
Господу молилась она, плакала и рыдала.
Обет дала, говоря: «Всемогущий Господь, если увидишь, заметишь муку рабы Своей, вспомнишь, рабу Свою не забудешь, дашь рабе Своей сына,
его отдам Господу на все дни его жизни, бритва на голову его не поднимется.
Было: долго пред Господом молилась она,
а Эли следил за ее устами.
Хана в сердце своем говорит, голос не слышен — лишь губы шевелятся,
подумал Эли, что пьяна.
Сказал Эли: «Сколько еще пьянствовать будешь?
От вина протрезвись!»
Отвечала Хана, сказала: «Нет, мой господин, я жена скорбная духом, не пила ни вина, ни шехара,
душу пред Господом изливала.
Негодной дочерью рабу свою не сочти,
от великой скорби и горя до сих пор я говорила».
Отвечая, Эли сказал: «Ступай с миром,
Господь Израиля исполнит просьбу твою, то, что у Него ты просила».
Сказала: «Да найдет слуга твоя в глазах твоих милость»,
пошла своим путем женщина, ела, и больше такого лица не было у нее.
Встав утром, пред Господом распростерлись, возвратились, пришли в Раму, домой,
познал Элькана жену свою Хану, и Господь вспомнил о ней.
Было: спустя время зачала Хана, сына она родила,
дала ему имя Шмуэль, ибо у Господа испросила.
Поднялся муж Элькана со всем домом
ежегодную жертву и обет Господу принести.
Хана не поднялась,
мужу сказала: «Когда ребенок будет отлучен от груди, приведу его, пред Господом явится, останется там навсегда».
Сказал ей Элькана, ее муж: «Как в глазах твоих хорошо, поступай, пока не отлучишь его, оставайся, лишь бы Господь исполнил слово Свое»,
осталась жена, сына кормила, пока не отлучила.
Отлучив, Хана поднялась с ним, трех быков, эйфу муки, мех вина принесла в дом Господень в Шило,
юным был отрок.
Зарезали быка,
ребенка к Эли привели.
Сказала: «Мой господин, да живет душа твоя, мой господин,
я женщина, стоявшая здесь при тебе, Господу я молилась.
Об этом ребенке молилась,
и дал Господь мне, о чем я просила, выпросила я у Него.
Господу его отдаю, на все дни жизни отдан он Господу,
Господу они там поклонились.
Глава 2
Молилась Хана и говорила: «Ликует с Господом сердце мое, рог мой с Господом вознесен,
открылись уста мои на врагов, Твоему избавлению радуюсь.
Нет святого, как Господи, нет, кроме Тебя,
нет твердыни, как Бог наш.
Не говорите, не говорите спесиво, спесиво — надменное из уст ваших выйдет,
Господь Бог всеведущ, взвешены Им деяния.
Луки воинов сокрушаются,
силой слабые препоясываются.
За хлеб сытые нанимаются, голодные ими быть перестают,
семерых рождает бездетная, а многодетная злосчастна.
Господь убивает и оживляет,
низводит в преисподнюю и поднимает.
Господь нищим делает и богатым,
унижает и возвышает.
Из праха бедного поднимает, из отбросов нищего возвышает — рядом со знатными посадить, престолом славы их наделить,
ибо у Господа устои земли, Он на них мир утвердил.
Стопы верных хранит, во тьме сгинут злодеи:
силен человек не силой.
Господь врагов сокрушит, с небес на них Господь возгремит, края земли будет судить,
даст мощь царю Своему, вознесет рог помазанника Своего».
***
Во время своего сражения с четырьмястами пятьюдесятью пророками Баала и четырьмястами пророками Ашеры пророк Элияѓу обращается к Господу. Подобно тому, как ответом на молитву Ханы было дарование сына Шмуэля, так в ответ на молитву пророка Господь посылает огонь, пожирающий жертву.
Было: принося вечернюю жертву, подошел пророк Элияѓу, сказал: «Господь Бог Авраѓама, Ицхака, Израиля, сегодня узнают, что Ты в Израиле Бог, а я, раб Твой,
по Твоему слову все это сделал.
Ответь мне, ответь мне! В этот день узнают: Ты — Господь Бог,
Ты их сердце назад обратишь».
Пало пламя Господне, пожрало всесожжение, дрова, камни и землю,
воду во рву слизало.
Увидав, ниц пал народ,
сказали: «Господь — Бог, Господь — Бог»
(Цари 1 18:36-39).
(Продолжение следует)