3
Молитвы Давида и Шломо
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
(А. Пушкин).
Давид и Шломо (Соломон) — отец и сын, второй и третий цари Израиля. В книге Шмуэль (2 32:1) Давид назван «сладкозвучным певцом Израиля». Традиция приписывает Давиду авторство книги Теѓилим, в которой с его именем связаны семьдесят три главы. О царе Шломо сказано: «Три тысячи притч он произнес,// пять и тысяча было песен его» (Цари 1 5:12). Традиция считает Шломо автором трех книг ТАНАХа: Притчи (Мишлей), Коѓелет (Екклесиаст), Песнь песней. Классические образцы молитвы в ТАНАХе — обращения Давида и Шломо к Всевышнему.
Пришел царь Давид, пред Господом сел,
сказал: «Кто я, Господь, мой Господин, и что дом мой, что сюда меня Ты привел?
Мало в глазах Твоих это, Господь, мой Господин, Ты сказал еще и о будущем дома раба Твоего,
таков закон человека, Господь, мой Господин?!
Что еще Давид Тебе скажет?
Ты знаешь раба Своего, Господь, мой Господин.
По слову Твоему, по Твоему сердцу такое великое Ты совершил,
рабу Своему Ты открыл.
Истинно, велик Ты, Господи Боже,
Тебе подобного нет, нет Бога, кроме Тебя, о чем слышали мы ушами своими.
Кто подобен Твоему народу Израилю, народу одному на земле?
Бог пришел его вызволить — народом Себе; сотворив Себе имя, вам великое сделать, чудеса в стране Своей, перед народом Своим, который Себе от Египта избавил, от народов, богов их.
Себе народом Своим Израиль Ты утвердил — народом навеки,
Ты, Господь, Ты стал им Богом.
Теперь, Господи Боже, слово, что Ты сказал о рабе Своем и доме его, навек утверди,
сделай, как говорил.
Возвеличится имя вовеки, и скажут: 'Господь Всемогущий Бог над Израилем',
а дом раба Твоего Давида пред Тобой будет крепок.
Ты, Всемогущий Господь Бог Израиля, открыл в слух раба Твоего, сказав: Дом построю тебе,
потому раб Твой молиться осмелился Тебе этой молитвой.
Ныне, Господь, мой Господин, Ты — Бог, слова Твои истинны,
рабу Своему Ты это благо поведал.
Теперь пожелай благословить дом раба Своего пред Тобой быть вовеки,
Ты, Господь, мой Господин, говорил, и благословением Твоим дом раба Твоего благословен будет вовеки»
(Шмуэль 2 7:18-29)
***
Шломо — преемник Давида на царском троне. Юному царю явился Господь, которого он просит о разуме и от которого получает всё, чем полна счастливая жизнь человека и правителя царства.
В Гивоне явился Господь Шломо ночью, во сне,
сказал Бог: Проси, что тебе дать.
Сказал Шломо: «Великую милость Ты оказал рабу Своему Давиду, отцу моему, ходившему пред Тобой в верности, праведности, в прямоте сердца,
храня к нему милость великую эту, Ты дал ему сына, ныне на его престоле сидящего.
Теперь, Господи Боже, ты поставил царем раба Своего вместо Давида, отца моего,
а я, малый отрок, не умею выходить и входить.
Раб Твой — среди Твоего народа, который избрал Ты,
народа великого, его из-за множества не сосчитать, не исчислить.
Сердцем разумным раба Своего одари — народ Твой судить, между добром и злом различать,
ибо этот огромный народ кто сможет судить?»
Хорошо в глазах Господа было,
что это Шломо попросил.
Сказал ему Бог: За то, что это просил, а не просил себе долгие дни, и не просил богатство себе, и души врагов не просил,
а просил понимать, суд постигать.
По твоему слову Я делаю,
даю тебе мудрое и умное сердце, подобного тебе не было до тебя и после тебя такого, как ты, не будет.
И то, чего не просил, Я даю, и богатство и славу,
подобного тебе все твои дни не будет среди царей.
Если будешь Моими путями ходить, хранить законы и заповеди Мои, как ходил Давид, твой отец,
Я продлю твои дни.
Проснулся Шломо, это — сон,
пришел в Иерушалаим, стал перед ковчегом завета Господня, вознес всесожжения, жертвы мира принес, устроил всем рабам своим пир
(Цари 1 3:5-15).
***
Другая знаменитая молитва Шломо была им произнесена при освящении Храма (там же 8:22-53).
Тогда сказал Шломо:
«Господь сказал, что обитать Он будет во мгле.
Строя, воздвиг я обитель Тебе,
место вечного пребывания Твоего».
Повернул царь лицо, Израиль собравшийся благословил,
и стоял весь Израиль собравшийся.
Сказал: «Благословен Господь Бог Израиля, Своими устами говоривший Давиду, отцу моему,
и Своей рукой Он исполнил, сказав.
Со дня, когда народ Мой Израиль вывел Я из Египта, ни в одном из колен город Я не избрал дом построить, чтобы имя Мое там пребывало,
избрал Я Давида быть над народом Моим Израилем.
На сердце Давида, отца моего,
дом имени Господа Бога Израиля было построить.
Но Господь сказал Давиду, отцу моему: У тебя на сердце было дом построить имени Моему,
хорошо, что у тебя это на сердце было.
Но не ты Дом построишь,
а сын твой, из чресл твоих вышедший, он построит Дом имени Моему.
Исполнил Господь сказанное слово Свое,
я встал вместо Давида, отца моего, я на престол Израиля сел, как Господь говорил, я Дом построил имени Господа Бога Израиля.
Я установил там место ковчега, в котором Господень завет,
заключенный с отцами нашими, когда Он из земли Египет их вывел».
Встал Шломо перед жертвенником Господним против собравшегося Израиля,
руки к небу простер.
Сказал: «Господь Бог Израиля, нет богов подобных тебе вверху, в небесах, и внизу, на земле,
хранишь завет и верность рабам Своим, всем сердцем пред Тобою ходящим.
Делал рабу Своему Давиду, отцу моему, что говорил,
устами Своими изрек, рукой Своею сегодня исполнил.
Теперь, Господи Боже Израиля, исполни рабу Своему Давиду, отцу моему, что сказал ему, говоря: Предо Мной муж у тебя на престоле Израиля сидящий не истребится,
только если хранить будут твои сыновья свой путь, ходить предо Мною, как ты ходил предо Мной.
Теперь, Боже Израиля,
сделай истинным слово Твое, сказанное рабу Твоему Давиду, отцу моему.
Истинно, будет ли Бог жить на земле,
ведь небо и небес небеса Тебя не вместят, тем более этот Дом, что я построил.
К молитве раба Твоего обратись, к моленью его, Господи Боже,
услышь мольбу его и молитву, которой Твой раб молится пред Тобой.
Чтобы ночью и днем на этот Дом глаза Твои были открыты, на место, о котором сказал: Там будет имя Мое —
слышать молитву, которой на этом месте Твой раб будет молиться.
Услышь мольбу раба Твоего и Твоего народа Израиля, на этом месте молящихся,
Ты услышь в месте пребывания Твоего, в небесах, услышь и прости.
Согрешит человек перед ближним своим, тот клятвы потребует, чтобы заклясть,
он придет в этот Дом перед жертвенником для клятвы.
Ты в небе услышишь, суд над Своими рабами свершишь, злодея осудишь, на его голову путь его Ты возложишь,
правого оправдаешь, воздашь по его правоте.
Когда народ Твой Израиль будет врагом поражен за то, что пред Тобой согрешили,
и они вернутся к Тебе, прославляя имя Твое, будут молить Тебя, умолять в этом Доме.
Ты в небе услышь и прости грех Своего народа Израиля,
в землю, которую дал их отцам, их возврати.
Затворится небо — не будет дождя, ибо пред Тобой согрешили,
на этом месте помолятся, прославляя имя Твое, от греха отвернутся — Ты им ответь.
В небе услышь и прости грех раба Своего, народа Израиля, пути добра научи, по которому им идти,
дай дождь их земле, которую дал Своему народу в наследие.
Будет ли голод в земле, мор, будет ли ветер палящий, ржа, саранча, червь, будет ли враг в земле ворота ее осаждать, —
любые болезнь и беда.
Каждая молитва, каждое моленье, которое будет у каждого человека и всего Твоего народа Израиля —
прострет каждый, беду сердцем познавший, руки к этому Дому.
Ты в небе, в месте пребывания Твоего услышь и прости, дай каждому по путям его, ведь Ты знаешь сердце его,
ведь Ты один ведаешь сердца всех сынов человека.
Чтобы они страшились Тебя все дни, что живут на земле,
которую дал Ты нашим отцам.
И чужеземца не из Твоего народа Израиля,
а пришел из далекой страны ради имени Твоего.
Услышав об имени великом Твоем, о Твоей силе могучей, о руке простертой Твоей,
пришедшего в этом Доме молиться.
Ты в небе, месте пребывания Своего, услышь, сделай все, о чем чужеземец к Тебе воззовет,
чтобы знали все народы земли Твое имя — страшиться Тебя, как Твой народ, чтобы знали, что именем Твоим наречен этот Дом, который построил я.
Когда выйдет народ на войну против врага дорогой, которой послал Ты,
Господу будет молиться в сторону города, что Ты избрал, Дому, который построил я имени Твоему.
Услышь в небе молитву, мольбу их,
за них отомсти.
Когда они пред Тобой согрешат, ведь нет человека, что не грешит, и Ты разгневаешься на них и предашь их врагу,
и пленители их в плен уведут в землю врага далекую или близкую.
В земле пленения, там сердца свои возвратят,
обратят, Тебя будут молить в земле пленения, скажут: 'Грешили, преступали, злодейство творили'.
Когда в земле пленения, в земле врагов, их пленителей, всем сердцем, всей душой вернутся к Тебе,
Тебе будут молиться в сторону их земли, которую отцам их Ты даровал, города, который избрал Ты, Дома, который имени Твоему я построил.
Услышь в небе, месте пребывания Своего молитву, мольбу их,
за них отомсти.
Прости Свой народ, пред Тобой согрешивший, все преступления, которые пред Тобой совершили,
дай к ним милость пленителей, и те смилуются над ними.
Они — Твой народ, Твой удел,
они — те, кого вывел Ты из Египта, из горнила железного.
Глаза Твои будут открыты мольбе раба Твоего, мольбе Твоего народа Израиля —
слышать все, о чем к Тебе взывать они будут.
Ведь Ты их Себе в удел от всех народов земли отделил,
как говорил через Моше, раба Твоего, когда из Египта наших отцов выводил, Владыка мой, Господи!»
4
Чудо спасения
— Мать-заступница, — бормотала в огне Елена, — упроси Его. Вон Он. Что же Тебе стоит. Пожалей нас. Пожалей. Идут Твои дни, Твой праздник. Может, что-нибудь доброе сделает Он, да и Тебя умоляю за грехи. Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай... Все мы в крови повинны, но Ты не карай. Не карай (М. Булгаков. Белая гвардия).
Царь Хизкияѓу (в русской традиции: Езекия), воспитанный на идеях пророка Иешаяѓу, восстановил службу в Храме, искоренил языческие культы, отпраздновал Песах. Царь Ашура (Ассирии) Санхерив, недовольный отпадением Иеѓуды, отправился в поход, обложил Иерушалаим, но свершилось чудо: в последнюю минуту Господь насылает мор, осаждающие умирают. С остатком войска царь бежит. Сведения о походе сохранились в ассирийских клинообразных надписях. Царь Хизкияѓу молит Господа о спасении от врага и получает ответ через пророка Иешаяѓу. Этот рассказ встречаем и у Иешаяѓу (37). И здесь и у пророка Господь наречен Восседающим на керувах. Керувы (херувимы) впервые появляются в книге Вначале (Брешит 3:24): «Изгнав человека,// Он к востоку от сада Эдена керувов поставил, и — пламя вращающегося меча: охранять путь к дереву жизни».
Молился Хизкияѓу пред Господом, говоря: «Господь, Бог Израиля, восседающий на керувах, Ты — Единственный Бог всем царствам земли,
Ты сотворил небо и землю.
Простри, Господи, слух — услышь, отверзи, Господи, очи — узри,
услышь слова Санхерива, пославшего хулить Бога Живого.
Верно, Господи,
цари Ашура разорили страны и земли.
Предали богов их огню,
ибо они не боги, творение рук человека из камня, из дерева, их они истребили.
А ныне Господь Бог наш, спаси от его руки,
и все царства земные узнают, что Господь Бог единственный Ты».
Послал Иешаяѓу сын Амоца к Хизкияѓу, сказав:
«Так говорил мне Господь Бог Израиля: Ты молился Мне о Санхериве, царе Ашура — услышал Я.
Вот слово, сказанное Господом о нем:
Издевается над тобой дева, Сиона дочь, глумится, головой тебе вслед качает дочь Иерушалаима.
Кого поносил, кого ты хулил, на кого голос ты повышал,
высоко глаза поднимал, на Святого Израиля!
Через посланцев своих поносил ты Господа, говоря: 'С множеством колесниц высоко я в горы поднялся, на вершины Ливана —
срубить высокие кедры и лучшие кипарисы, место вершины плодоносного леса достигнуть.
Я вырыл — чужую воду я пил,
я осушил ступнями все реки Египта'.
Разве не слышал? Давно всё это Я сотворил, в дни древние определил,
ныне исполнил: уничтожил, обратив в груды развалин укрепленные города.
Их бессильные жители ужаснулись, отчаялись,
стали травой полевой, зеленью, травою на крышах, еще не заколосившимся хлебом.
Сядешь ли, выйдешь, придешь ли — Я знал,
и когда Мне дерзил.
За дерзость твою и беспечность, Моего слуха достигших,
вложу в нос кольцо, в рот — удила, возвращу дорогой, которой пришел.
А это тебе знамение: этот год ешьте выросшее от зерна павшего, на второй год — выросшее само,
на третий — сейте и жните, сажайте виноградники, ешьте плоды их.
Уцелевший остаток дома Иеѓуды укоренится внизу,
вверху будет он плодоносить.
Из Иерушалаима выйдет остаток, от горы Сион — уцелевшее,
это месть Всемогущего Господа сотворит.
Потому Господь так царю Ашура сказал: В город этот он не придет, стрелою не выстрелит,
со щитом не подступит, насыпи не насыплет.
Дорогой, которой пришел, вернется,
в город этот он не войдет, — слово Господа.
Я защищу этот город, спасу
ради Себя и ради раба Моего Давида».
Было той ночью: вышел посланец Господень, поразил в стане Ашура сто восемьдесят пять тысяч;
проснулись утром, и вот: все тела мертвые.
Двинулся, ушел, возвратился Санхерив, царь Ашура,
и жил в Нинве.
Было: поклонялся он в храме Нисроха своему богу, и Адрамелех и Сарэцэр, сыновья, мечом убив его, в землю Арарат убежали;
и вместо него воцарился Эсар-Хадон, его сын
(Цари 2 19:15-37).
***
Еще один знаменитый рассказ о царе Хизкияѓу, о его болезни, молитве и чуде: передвижении солнечных часов назад в знак выздоровления Хизкияѓу.
В эти дни заболел Хизкияѓу смертельно,
и, придя к нему, Иешаяѓу сын Амоца, пророк, сказал: «Так сказал Господь: Завещай своему дому, ибо умрешь ты, не выживешь».
Отвернул он лицо к стене —
Господу помолиться.
«Молю, Господи, вспомни, преданно я ходил пред Тобой, с цельным сердцем, доброе в глазах Твоих делал»,
и плакал Хизкияѓу, рыдал.
Было: Иешаяѓу из среднего двора не вышел,
ему было слово Господа, говорящего.
Вернись, скажи Хизкияѓу, Моего народа правителю: «Так сказал Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, слезы твои увидел,
вот, исцеляю тебя, на третий день в дом Господень взойдешь.
Пятнадцать лет к дням твоим добавляю, от руки царя Ашура спасу Я тебя с городом этим,
город этот Я охраню ради Себя и ради Давида, раба Моего».
Сказал Иешаяѓу: «Возьмите лепешку инжира,
возьмите, приложите к нарыву, будет он жить».
Хизкияѓу сказал Иешаяѓу: «Каков знак, что Господь меня исцелит,
что на третий день я в дом Господень взойду?»
Сказал Иешаяѓу: «Это тебе от Господа знак того, что исполнит Господь то, о чем говорил:
десять ступеней тени пройти или десять ступеней ей возвратиться?»
Сказал Иехизкияѓу: «Легко тени склониться на десять ступеней,
нет, пусть тень на десять ступеней назад возвратится».
Воззвал к Господу пророк Иешаяѓу,
Он возвратил тень со ступеней, по которым спустилась, ступеней Ахаза, назад десять ступеней
(Цари 2 20:1-11).
***
Если царь молит Господа о собственном исцелении, то пророки Элияѓу (Илья) и Элиша (Елисей) с помощью молитвы возвращают жизнь детям. Пророк Элияѓу вынужден бежать от царского гнева. По слову Господа он скрывается вначале в окрестностях Ярдена (Иордана), затем у вдовы в Царфате, у которой чудесным образом мука и масло не иссякают, а затем свершается великое чудо: пророк оживляет сына вдовы.
После этого было: заболел сын той женщины, хозяйки дома,
очень тяжелой была болезнь, дыхания в нем не осталось.
Сказала она Элияѓу: «Что тебе, Божий человек, до меня,
пришел напомнить мне прегрешение и сына убить?!»
Сказал ей Элияѓу: «Дай сына мне!»
Взял его от груди, поднял наверх, туда, где он жил, на кровать свою положил.
Воззвал к Господу, говоря:
«Господи, Боже, даже вдове, у которой живу я, Ты зло причинишь, сына убив?»
Трижды над ребенком он простирался, взывал к Господу, говоря:
«Господи, Боже, да вернется душа ребенка в него!»
Господь голос Элияѓу услышал,
душа ребенка в него возвратилась — он ожил.
Взял Элияѓу ребенка, с верха дома отнес его вниз, матери отдал,
сказал Элияѓу: «Смотри, твой сын жив!»
Сказала женщина Элияѓу: «Теперь я узнала, человек Божий ты,
в твоих устах истинно слово Господне»
(Цари 1 17:17-24).
***
Рассказ о пророке Элише схож с предыдущим. Элиша пророчит бездетной женщине из Шунема рождение сына. А когда ребенок умирает, совершает чудо, мальчика оживляя. В рассказе действует слуга Элиши Гейхази.
Пришла на гору к Божьему человеку, за ноги его ухватила,
подошел Гейхази ее оттолкнуть, Божий человек говорит: «Оставь, душа ее горестна, Господь скрыл от меня, не сказал».
Сказала: «Я сына у моего господина просила?
Разве не сказала тебе: в заблуждение меня не вводи?»
Сказал он Гейхази: «Опояшь чресла, мой посох в руку возьми и иди, встретишь кого — не приветствуй, тебя поприветствует — не отвечай,
посох мальчику на лицо положи».
Мать ребенка сказала: «Жив Господь и жива душа твоя, я тебя не оставлю»,
встал, за нею пошел.
Гехази пришел перед ними, на лицо ребенка посох он положил — ни звука, ни голоса,
вернулся навстречу ему, сказал, говоря: «Не пробудился ребенок».
В дом Элиша пришел,
и — на кровати положен мертвый ребенок.
Вошел, дверь закрыл за обоими,
Господу он молился.
Поднялся, на мальчика лег, рот ко рту приложил, глаза — к глазам, ладони — к ладоням, приник к нему,
и тело мальчика потеплело.
Вернулся, прошел по дому туда раз, сюда раз, поднялся, приник к нему —
семь раз ребенок чихнул, раскрыл мальчик глаза.
Позвав Гейхази, сказал: «Позови эту жительницу Шунема», позвал тот, пришла,
он сказал ей: «Сына возьми».
Подошла, к ногам его пала, на земле распростерлась,
взяла сына, ушла
(Цари 2 4:27-37).
5
Молитва-диалог
В молитве же мы имеем дело с диалогом... Человек карабкается в гору навстречу Богу, в то время как Он спускается, образно говоря, с вершины горы. Две руки смыкаются, как при рукопожатии (И.-Д. Соловейчик).
Человек обращается к Богу, и Бог на молитву его отвечает. Как? Иона молит Господа, дает обет — рыба исторгла Иону. Жители Нинве (Ниневии), города, в который послан пророк, узнав о решении Господа их за грехи уничтожить, объявляют траур, постятся, молятся. Раскаиваются — Господь приговор отменяет. Две молитвы о спасении занимают центральное место в рассказе о пророке Ионе, бегством пытающемся спастись от миссии, возложенной Господом (главы 2 и 3).
Глава 2
Приготовил Господь огромную рыбу, чтобы поглотила Иону,
был в чреве рыбы Иона три дня и три ночи.
Молился Иона своему Господу Богу
из чрева рыбы.
Сказал он: «В беде к Господу я воззвал — Он мне ответил,
из чрева преисподней молил — Он мой голос услышал.
Бросил в пучину, в сердце морей, поток меня обступил,
валы, волны Твои надо мной проходили».
Сказал я: «От очей Твоих изгнан,
но продолжаю Твой Храм святой видеть.
До души водою объят, бездна меня окружила,
голову мою буря обвила.
До основания гор опустился, навек мне — запоры земные,
но Ты, Господь Бог мой, жизнь мою из преисподней поднимешь.
Душа во мне изнемогла — Господа вспомнил,
дошла до Тебя молитва моя, до Твоего храма святого.
Хранящих ничтожных, пустых
оставил их верный.
С голосом благодарения жертву Тебе принесу, данный обет исполню,
спасенье у Господа».
Сказал рыбе Господь —
исторгла она Иону на сушу.
Глава 3
Было слово Господа к Ионе второй раз, сказал Он.
Встань, иди в Нинве, город огромный,
объяви призыв, который тебе оглашу.
Встал Иона и по слову Господа пошел в Нинве,
а Нинве огромный город у Бога, три дня пути.
Начал Иона обходить город — один день пути,
взывая, он объявлял: «Еще сорок дней — Нинве будет повергнут».
Жители Нинве в Бога уверовали,
пост объявили, оделись во вретище от мала до велика.
До царя Нинве дошло это слово, поднялся с трона, снял облачение,
покрывшись вретищем, сел он на землю.
Воскликнул, говоря, чтобы в Нинве от имени царя и вельмож объявили,
чтоб ни людям, ни животным: быкам, овцам, не есть ничего, не пастись и не пить.
Чтобы вретищем люди и скот были покрыты, к Богу громко взывали,
чтобы каждый от злого пути, от насилия рук своих отвратился.
Кто знает, Бог, отвратившись, помилует,
ярость гнева Он отвратит — и не погибнем.
Увидел Бог их дела, что от злого пути своего отвратились,
пожалел Бог о бедствии, о котором говорил, что им сотворит, и не сделал.
***
Даниэль «в посту, вретище, пепле», исповедуясь, молится о народе Израиля, об Иерушалаиме. В ответ Господь посылает в видении Гавриэля, толкующего пророчество Ирмеяѓу. Согласно ему, семьдесят семилетий даны Израилю и Иерушалаиму вину искупить. Историософскую загадку Даниэля пытались разгадать, исчислив сроки, многие поколения толкователей разных конфессий.
В первый год Дарьявеша сына Ахашвероша из рода Мадай,
который воцарился над царством касдим.
В первый год его царствования я, Даниэль, постигал по книгам
число лет, о которых было слово Господне Ирмее-пророку: руинам Иерушалаима исполнилось семьдесят лет.
Обратил я лицо свое к Господу Богу просить в молитве, в мольбах,
в посту, вретище, пепле.
Молился я Господу, исповедовался,
говоря: «Господи, Боже великий и грозный, завет и верность хранящий любящим Его, заповеди Его берегущим.
Грешили, поступали мы нечестиво, злодеяния совершали и бунтовали,
от заповедей и от законов Твоих отступали.
Не слушали рабов — пророков Твоих, от имени Твоего говоривших царям и вельможам, отцам нашим
и всему народу страны.
У Тебя, Господи, праведность, у нас ныне — стыд на лице:
у человека Иеѓуды и жителя Иерушалаима, и у всего Израиля, близких и дальних, во всех странах, куда Ты забросил за вероломство, пред Тобой совершенное.
Господи, стыд на нашем лице, у царей, вельмож, отцов наших:
пред Тобой согрешили.
У Господа Бога нашего — милосердие и прощение,
хоть мы бунтовали.
Не внимали голосу Господа Бога нашего
Его учению следовать, данному нам через рабов — пророков.
Весь Израиль учение Твое преступал, отступал, голосу Твоему не внимал,
и постигло нас проклятие клятвы, записанное в учении Моше, раба Божьего, ибо грешили мы против Него.
Сказанное о нас, о судьях, нас судящих, Он слово исполнил: навести на нас зло великое,
не свершавшееся под небесами, но свершившееся в Иерушалаиме.
Как написано в учении Моше, это зло нас постигло,
а мы не молили Господа Бога от греха отвратиться, правду Твою постигнуть.
Быстро Господь навел на нас это зло:
праведен Господь Бог наш во всех свершаемых Им деяниях, а мы голосу Его не внимали.
Господь Бог наш, рукою сильной выведший Свой народ из Египта, создал имя Себе доныне,
а мы грешили, злодеяния совершали.
Господи, в праведности гнев и ярость от города Иерушалаима Своего, от горы святой отврати,
за наши грехи и преступления наших отцов Иерушалаиму и Твоему народу — позор перед всеми соседями.
Внемли, Господь, молитве, мольбам раба Твоего, озари ликом Свой Храм опустевший —
ради Господа!
Приклони, Боже, ухо, внемли, раскрой глаза и увидь руины города, Твоим именем нареченного,
не на праведность свою — на мольбы пред Тобою, на великое милосердие Твое уповаем.
Господь, услышь! Господь, прости! Господь, внемли и сверши! Не медли!
Ради Себя, Господь: Твоим именем наречен Твой город и Твой народ!»
Я говорил и молился, в грехе своем и моего народа Израиля исповедовался,
повергал мольбу пред Господом Богом о священной Божьей горе.
Еще молитву произношу,
а муж Гавриэль, которого в видении прежде я видел, подлетев, коснулся меня во время жертвы вечерней.
Вразумляя, он со мной говорил,
сказав: «Даниэль, ныне вышел я научить тебя знанию.
Было слово в начале твоей мольбы, и я пришел сообщить: ты дорог,
слово пойми, виденье постигни!
Семьдесят семилетий даны народу и городу святому преступление истребить, уничтожить грехи, искупить вину, навечно спасение праведное установить,
скрепить печатью виденье пророков, Святое святых помазать.
Пойми и постигни: от повеления возвратить и отстроить Иерушалаим до помазанника-властителя — семь семилетий,
а после шестидесяти двух семилетий отстроены будут площади, рвы — и во время беды.
А после шестидесяти двух семилетий будет помазанник истреблен — его не будет,
а город, Святое, властителя, придя, уничтожит народ, конец которого будет скорым, а они в конце войны на руины обречены.
В одно семилетие с сильными союз укрепит,
в половину семилетия прекратит постоянные и мирные жертвы, будет мерзкая власть, пока крах не наступит и разрушителя назначенное не постигнет»
(Даниэль 9).
(Окончание следует)