Предисловие
Книга пророка Овадии (значение имени: раб Господа, в русской традиции: Авдей) — четвертая в составе малых пророков. В ней одна глава, 21 стих, это самый краткий текст в ТАНАХе.
Овадия — единственный пророк, который не обращается прямо к евреям, его пророчество адресовано Эдому, юго-восточному соседу, который на протяжении многих веков враждовал с евреями. Место пророчества Овадии в составе двенадцати пророков между Амосом и Ионой было выбрано, вероятно, потому что в конце книги Амоса (9:12) содержится указание на Эдом, а в книге Ионы действие происходит в нееврейской среде.
В тексте пророчества Овадии нет ни одного прямого указания на время описываемых событий. Однако дословные переклички с 49-ой главой Ирмеяѓу позволяют считать Овадию его современником и относить это пророчество ко времени после разрушения Храма (588 г. до н.э.).
Овадия пророчествует Эдому (Эсаву) истребление за его ненависть к брату Яакову, за участие в осаде Иерушалаима. Особенность стиля Овадии — настойчивое повторение отдельных слов. Завершается пророчество знаменитыми словами, ставшими рефреном всех книг пророков: Будет царство Господним.
Глава 1
1. Видение Овадии(а).
Так сказал Господь Бог об Эдоме. Весть слышали мы от Господа, вестник послан народам: «Вставайте, на войну с ним поднимемся»(б).
2. Сделал тебя Я малым среди народов,
презираемым(в).
3. Злосердечие обольстило тебя, в расселинах скал живущего, в вышине обитающего(г),
в сердце своем говорящего: «Кто же меня сбросит на землю?»
4. Орлом вознесешься, гнездо среди звезд поставишь —
и оттуда низрину, — слово Господа(д).
5. Воры пришли, ночные грабители — обобрали, украдут, сколько им нужно,
пришли сборщики винограда, негодные ягоды не оставят?(е).
6. Как обшарен Эсав, тайники его обнаружены?(ж)
7. Все союзники выпроводят тебя до границы, те, что в мире с тобой — обманут тебя и пожрут,
сотрапезники под тобой сеть разбросили — нет разума в нем.
8. В тот день, — слово Господа, —
мудрецов истреблю Я в Эдоме, на горе Эсава — рассудок(з).
9. Твои воины, Тейман, будут разбиты,
все в горах Эсава истреблены, уничтожены совершенно(и)1.
10. Изводил брата Яакова — позором покрылся,
навек будешь ты уничтожен.
11. В тот день ты стоял в стороне, в день, когда его войско чужие пленили,
чужеземцы в его ворота вошли, о Иерушалаиме жребий бросали(к); один из них — ты.
12. Не зыркал бы ты в тот братнин день, в день его гибели,
о сынах Иеѓуды не ликовал в день их истребления, в день их беды рот не разевал.
13. Не входил бы в ворота Моего народа в день бедствия, не смотрел бы и ты на горе его в день беды,
рук к добру не протягивал в день несчастия.
14. Не стоял бы ты на перекрестке, спасшихся истребляя,
не предавал уцелевших в день бедствия.
15. Ибо близок день Господа над всеми народами,
как ты поступал, так с тобою поступят, возмездие на голову твою обратится(л).
16. Коль на горе святой Моей пили вы, все народы пить будут всегда,
пить, глотая и становясь как будто их не было.
17. А на горе Сион будет спасение, она будет святыней,
дом Яакова наследие свое унаследует.
18. Огнем будет дом Яакова, пламенем — дом Иосефа, а дом Эсава — соломой,
загорятся — пожрут их,
не будет уцелевшего в доме Эсава, ибо Господь сказал.
19. Завладеет Негев горою Эсава, равнина — плиштим,
поле Эфраима и поле Шомрона,
а Биньямин — Гиладом(м).
20. Изгнанники из этого войска — Израиля сыновья — кнааним до Царфата, изгнанники Иерушалаима, те, что в Сфараде,
городами Негева завладеют(н).
21. Взойдут на гору Сион судьи2 гору Эсава судить;
будет царство Господним (о).
***
(а) Овадия. Значение имени: раб Господа.
(б) Так сказал Господь Бог об Эдоме. Весть слышали мы от Господа, вестник послан народам:// «Вставайте, на войну с ним поднимемся». Эдом. Эсав. Тейман. Страна, соседствующая с Иеѓудой с юга. Упоминается в Песни моря Моше (Имена, Шмот 15:14-15). У многих стихов пророчества Овадии есть параллели в 49-ой главе Ирмеяѓу. Ср.: Весть от Господа я услышал:// вестник послан народам, против него собирайтесь, идите, на войну поднимайтесь (Ирмеяѓу49:14; далее указывается только номер стиха этой главы).
(в) Сделал тебя Я малым среди народов,// презираемым. Ср.: Сделал тебя Я малым среди народов,//людьми презираемым (15).
(г) Злосердечие обольстило тебя, в расселинах скал живущего, в вышине обитающего. Ср.: Ты — ужас, злосердечие тебя обмануло, в расселине скалы, на вершине горы живущий (16).
(д) Орлом вознесешься, гнездо среди звезд поставишь —// ио оттуда низрину, — слово Господа. Ср.: Если гнездо твое, как у орла, высоко, и оттуда низрину, — слово Господа (16).
(е) Воры пришли, ночные грабители — обобрали, украдут, сколько им нужно, пришли сборщики винограда, негодные ягоды не оставят? Ср.: Пришли сборщики винограда, негодные ягоды не оставят?// А воры ночные? Украдут, сколько им нужно (9).
(ж) Как обшарен Эсав, тайники его обнаружены? Ср.: А Эсава Я обнажил, открыл тайники (10).
(з) В тот день, — слово Господа, —// мудрецов истреблю Я в Эдоме, на горе Эсава — рассудок. Ср.: Об Эдоме. Так сказал Всемогущий Господь: Неужели в Теймане мудрость иссякла?// Сыновей разум покинул? Испортившись, мудрость их провоняла? (7). Гора Эсава. Гора Сеир (Вначале, Брешит 36:8). Горой Эсава ее называет только Овадия.
(и) Твои воины, Тейман, будут разбиты,// все в горах Эсава истреблены, уничтожены совершенно. Ср.: Припомни, Господь, Иерушалаима день Эдома сынам,// говорившим: крушите, до основания его разрушайте (Теѓилим 137:7).Тейман. Город и область Эдома, вероятно, в районе Петры. Иногда — синоним слова Эсав.
(к) Чужеземцы в его ворота вошли, о Иерушалаиме жребий бросали. Ср.: О народе Моем жребий бросали,// мальчика за блудницу давали, за вино девочку продавали и пили (Иоэль 4:3).
(л) Ибо близок день Господа над всеми народами,// как ты поступал, так с тобою поступят, возмездие на голову твою обратится. День Господа над всеми народами. День суда Господа. Ср.: Горе этому дню! День Господа близок! (Иоэль 1:15); Воздаянием Мне отплатите? Если Мне воздадите, легко, вмиг воздаяние ваше на голову вашу Я обращу (там же 4:4).
(м)
Завладеет Негев горою Эсава, равнина — плиштим, поле Эфраима и поле Шомрона,// а Биньямин — Гиладом. Смысл стиха: еврейский народ (и северные и южные колена) завладеют территорией Эрец Исраэль и соседними землями.
Негев. Страна южнее Эрец Исраэль; значение слова: сухая земля.
Равнина. Местность западнее Иудейских гор.
Плиштим. Народ, обитающий на побережье Великого (Средиземного) моря к западу от Иеѓуды, который находился в перманентно враждебных отношениях с еврейским государством.
Поле Эфраима и поле Шомрона. Т. е., Израиль, северное царство, о завоеваниях которого говорится в следующем стихе.
Биньямин. Царство Иеѓуда со столицей в Иерушалаиме включало в себя земли колена Иеѓуды и половину
колена Биньямина, члены которого жили в самом Иерушалаиме и севернее его.
Гилад. Территория в Заиорданье.
(н) Изгнанники из этого войска — Израиля сыновья — кнааним до Царфата, изгнанники Иерушалаима, те, что в Сфараде,// городами Негева завладеют. В первом полустишии говорится, что упомянутые в предыдущем стихе поле Эфраима и поле Шомрона (Израиль) завладеют территориями в районе Цора и Цидона (Финикия), вплоть до Сфарада, одного из финикийских городов. Во втором полустишии речь идет об изгнанниках Иерушалаима (= Иеѓуды), которые, вернувшись, завладеют Негевом. Сфарад. Возможно, в Малой Азии.
(о) Будет царство Господним. Ср.: На горе Цион, в Иерушалаиме Всемогущий Господь воцарится (Иешаяѓу 24:23), а также: Зхария 14:9.
◘◘◘
1. Все в горах Эсава истреблены, полностью уничтожены совершенно. В оригинале: יִכָּרֶת-אִישׁ מֵהַר עֵשָׂו מִקָּטֶל, дословно: (До последнего) человека будет уничтожено из гор Эсава от поголовного уничтожения.
2.Судьи. В оригинале: מוֹשִׁעִים, вельможи (по Раши), Машиах (Мессия, по Радаку).
•••
Это пророчество — ѓафтара к Ваишлах.
Ст. 21 — предпоследний стих Псукей дезимра (дословно: стихи песнопения) утренней молитвы будней и входит в состав малкуйот (царств) в Рош ѓашана.