Комментарий | 0

Притча (2)

 

 

 

2

Вертоград, лоза и избрание деревьями царя

 

Очень жаль, что трехсложное, таящее в себе богатейшие фонетические возможности «вертоград» в дарвиновском отборе уступило место четырехсложному и поэтому почти невозможному для перевода с иврита «винограднику». Но деться некуда: больше синонимов нет, ничем заменить невозможно.

Израиль считается, если не эксклюзивной родиной винограда и главнейшего напитка в истории человечества, то, по крайней мере, родиной слова «вино», в различных фонетических одеяниях вошедшего во многие европейские языки.

Иерушалаим, где и вокруг которого происходит большинство событий в ТАНАХе, находится на линии водораздела. Восточнее вода устремляется на восток, в пустыню, в Соленое (Мертвое) море.  Западнее — в Иудейские горы, на запад, к морю Великому (Средиземному). Вот, там-то, в горах, под жарким солнцем на влажной почве устраивают террасы, высаживают виноградники, жаль, не вертограды.

Сейчас их почти не осталось. Но моему соседу, иерусалимцу пророку Иешаяѓу (в русской традиции: Исайя) труд виноградаря, лелеющего лозу, представлялся во всех подробностях. В краткой притче (шесть стихов — машаль, один стих — нимшаль) он рассказал о винограднике, описывая процесс закладки, постройку сторожевой башни, ее обычно складывали из камней, вырубку давильни в скале.

Виноградник — популярнейший герой древнего текста, достаточно вспомнить, какие метаморфозы претерпевает он в Песни песней. Остается добавить: «любимый» — традиционное обращение к Господу, однако в данном контексте написать слово с заглавной буквы (в иврите их нет) — раньше времени притчу, скажем очень красиво, дезавуировать. 

 

Виноградник. Иешаяѓу 5:1-7
 
Спеть ли любимому моему о винограднике песнь любви?
Виноградник был у любимого на тучном отроге.
 
Вскопал его, от камня очистил, лозу посадил, башню построил, вырубил он давильню,
надеясь получить виноград, тот плод дикий принес.
 
Теперь, житель Иерушалаима и муж Иеѓуды,
рассудите меня с моим виноградником.
 
Что еще винограднику сделать, чего я не делал?
Почему надеялся, что принесет виноград, а принес плоды дикие?
 
Теперь я скажу, что сделаю с виноградником:
уберу заграждение — его разорят, разрушу ограду — вытопчут.
 
Обращу его в пустошь, не обрезая, не вскапывая, — вырастет чертополох,
не проливать дождь на него тучам велю.
 
Виноградник Всемогущего Господа — дом Израиля, муж Иеѓуды — Его радости насаждение,
правосудия чаял — насилие, справедливости — и стенание.
 
Лоза. Теѓилим 80 (Псалмы79)

 

Виноградник, виноградная лоза, просто лоза — один из важнейших, быть может, важнейший герой ТАНАХа, пришедший из мира растений, знак, символ Израиля. Притчу не всегда легко выделить в тексте: с одной стороны с басней граничит, с другой — с аллегорией, развернутой метафорой, как в этом поэтическом тексте, начинающемся, как часто бывает, с надписания, где названы музыкальный инструмент и жанр или характер музыкального исполнения. В 3-ем стихе упомянуты Биньямин, сын Рахели, Эфраим и Менаше — сыновья ее сына Иосефа. Эти три колена выступали в поход под одним знаменем и в стане располагались рядом (В пустыне, Бемидбар 2:18-24).

 

Руководителю. На шошаним. Эдут. Мизмор Асафа.
 
Пасущий Израиль, внемли, как овец, ведущий Иосефа;
явись, Восседающий на крувим.
 
Мощь Свою пробуди перед Эфраимом, Биньямином, Менаше,
приди нам на помощь.
 
Боже, верни нас,
Свой лик озари — будем мы спасены.
 
Господь, Бог Всемогущий,
доколе отвергать Ты будешь молитву народа?
 
Кормить их хлебом из слез,
слезами из чаши поить?
 
Соседям отдал нас на разор,
врагам — на глумленье.
 
Боже Всемогущий, верни нас,
Свой лик озари — будем мы спасены.
 
Ты лозу из Египта унес,
народы изгнал — ее насадил Ты.
 
Очистил Ты — для нее,
корни укоренил, страну заполонила.
 
Тень ее горы покрыла,
ветви — кедры могучие.
 
Простерлись ветви до моря,
побеги ее — до реки.
 
Зачем Ты ограды ее проломил?
Каждый прохожий ее обирает.
 
Вепрь обгладывает,
воронье объедает.
 
Бог Всемогущий, вернись, с небес всмотрись и увидь,
вспомни эту лозу.
 
Побег ее насадила десница Твоя,
укреплена поросль Тобою.
 
Сломлена, огнем сожжена,
крикнешь — погибнет.
 
Да будет рука Твоя на муже десницы Твоей,
на человеке, Тобой укрепленном.
 
Мы от Тебя не отступим,
оживи нас — имя Твое воззовем.
 
Господь, Бог Всемогущий, верни нас,
Свой лик озари — будем мы спасены.
 
Избрание деревьями царя. Судьи. Глава 9 (1-25, 50-57)

 

Если у притчи о винограднике относительно самостоятельная роль в пророчестве Иешаяѓу, где зачастую нет тесной связи между фрагментами, то знаменитая притча об избрании деревьями царя (жанрово близкая к басне), как и притча об овечке в повествовательном цикле о Давиде, вне сюжета была бы не слишком заметна. В книге Судей читаем рассказ о сыне царской наложницы Авимелехе, получившем от жителей Шхема деньги, хранившиеся в языческом храме. Наняв «людей ветреных и пустых», он убил семьдесят братьев и стал царем.

Узнав об этом, законный претендент на престол Иотам поднялся на гору Гризим, с которой Моше и старейшины заповедали народу: когда перейдут Ярден, шесть колен станут на горе Эйваль, а шесть — на горе Гризим, с горы Эйваль Израиль благословят, с горы Гризим — проклятия произнесут (Слова, Дварим 27).

С горы Гризим и обращает Иотам притчу к жителям Шхема. В последней части рассказывается о судьбе царя-братоубийцы. У первой и последней части рассказа есть отчетливые приметы места и времени. У серединной, притчи, эти приметы отсутствуют, разве что породы деревьев указывают на место, где происходит избрание.

 

Пошел Авимелех сын Иерубаала в Шхем к братьям матери,
сказал им и всей семье дома отца своей матери, говоря.
 
«Скажите в слух жителей Шхема, что лучше, власть над вами семидесяти человек, всех сынов Иерубаала, или власть над вами одного человека?
Вспомните, что я кость ваша и плоть».
 
Братья матери говорили о нем в слух жителей Шхема все эти слова,
и склонились их сердца к Авимелеху, ибо сказали: «Он брат наш».
 
Дали ему семьдесят серебряных из дома Баал Брита,
на них он нанял людей ветреных и пустых, пошедших за ним.
 
Пришел в дом отца, в Офру, убил братьев своих, сыновей Иерубаала, семьдесят человек на камне одном,
остался Иотам сын Иерубаала, младший, он спрятался.
 
Собрались жители Шхема и всего Бейт Мило, пошли, Авимелеха воцарили
возле дуба, что в Шхеме.
 
Сообщили Иотаму, он пошел и, встав на вершине горы Гризим, возвысил голос, воззвал,
сказал: «Слушайте меня, жители Шхема, и услышит вас Бог.
 
Пошли деревья помазать над собою царя,
сказали маслине: 'Царствуй над нами!'
 
Сказала маслина: 'Оставлю я масло свое, которое чтят во мне Бог и люди,
и пойду по деревьям скитаться?'
 
Сказали смоковнице:
'Иди ты, царствуй над нами!'
 
Смоковница им сказала: 'Оставлю я сладость свою, свой добрый плод
и пойду по деревьям скитаться?'
 
Сказали деревья лозе:
'Иди ты, царствуй над нами!'
 
Лоза им сказала: 'Оставлю я сок свой, веселящий Бога, людей,
и пойду по деревьям скитаться?'
 
Терновнику все деревья сказали:
'Иди ты, царствуй над нами!'
 
Сказал терновник деревьям: 'Если истинно помажете меня над вами царем, идите, в тени моей укрывайтесь,
если нет, из терновника выйдет огонь и пожрет кедры ливанские'.
 
А теперь, честно и справедливо вы поступили, воцарив Авимелеха?
Хорошо с Иерубаалем и домом его поступили? По деяниям рук воздали ему?
 
Отец мой за вас воевал,
отдавая душу свою, избавлял вас от рук Мидьяна.
 
А вы ныне восстали против дома отца моего, семьдесят человек, его сыновей на одном камне убили,
воцарили Авимелеха сына рабыни его над жителями Шхема, ибо он брат ваш.
 
Если ныне честно и справедливо вы поступили с Иерубаалем и домом его,
то радуйтесь Авимелеху, и он будет вам рад.
 
Если нет, выйдет огонь от Авимелеха, пожрет жителей Шхема и Бейт Мило,
и выйдет огонь от жителей Шхема и Бейт Мило и пожрет Авимелеха».
 
Бежал Иотам, убежав, в Беер пошел,
поселился там из-за брата своего Авимелеха.
 
 
Властвовал над Израилем Авимелех три года.
 
Наслал Бог злой дух между Авимелехом и жителями Шхема,
предали Авимелеха жители Шхема.
 
Чтобы расправа над семьюдесятью сыновьями Иерубаала
и кровь их пали на брата их Авимелеха, убившего их, и на жителей Шхема, укрепивших руки его убить братьев своих.
 
Устроили против него жители Шхема засады на горных вершинах и грабили всякого, мимо них проходившего по дороге;
Авимелеху сообщили.
Пошел Авимелех в Тевец,
разбил в Тевеце стан и его захватил.
 
Была в городе защитная башня, туда бежали мужчины, женщины, все жители города и заперлись,
поднялись на крышу башни они.
 
Пришел Авимелех к башне и воевал,
подошел к входу башни в огне ее сжечь.
 
Одна женщина, бросив обломок жернова на голову Авимелеха,
череп ему проломила.
 
Тотчас призвал слугу, оруженосца, сказал: «Меч обнажи, убей меня, чтоб не сказали: женщина убила его»,
пронзил его юноша — умер.
 
Увидели израильтяне, что Авимелех умер,
и каждый пошел на место свое.
 
Воздал Бог за зло Авимелеху,
которое сделал отцу своему, убив семьдесят братьев.
 
Зло жителей Шхема обратил Бог на их голову,
постигло их проклятие Иотама сына Иерубаала.
 
(Окончание следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка