Путь героя
С детства любил сказки и мифы. Их было весело и интересно слушать или читать, однако, я заметил (конечно, не без помощи мамы и папы), что они меня еще чему-то учат. От родителей я «получил призыв» взглянуть на сказки как на метафоры или иносказания, и я столкнулся с... приглашением в мир мудрости. Каждый раз, проникая в него через сказки, во мне всё основательнее формировалась мысль, что наш привычный мир не таков, каким он должен быть, и, в том числе, я не такой, каким должен быть.
В детстве мне читали героические сказки про мужчин и женщин, про животных и даже про явления природы. Они были молдавского происхождения, конечно же, так как я детство провёл в Молдове, но молдавская культура находится на стыке между западной и восточной, и я зачитывался не только сказками о европейских вампирах, но и о русской бабе Яге. Поэтому с малых лет я стал замечать, что в разных культурах герои и монстры, с которыми эти герои борются, часто удивительно похожи.
Когда я подрос, наткнулся на книгу "Тысячеликий Герой", в которой автор, перечитав внушительное количество мифов и сказок, вывел особую "формулу героя". Он заметил, что в совершенно разных культурах встречаются одни и те же сказочные мотивы, которые соединяются в одной и той же точке, в точке под названием "Герой", как будто человеческая цивилизация пытается сделать из себя, или призвать, или родить героя.
Автор книги, Джозеф Кэмпбелл[i], изучил множество мифов и сказок о героях, сравнивал, анализировал их и пришел к интересному выводу: героев много, однако путь, по которому идут все эти герои – один. Он заметил, что все герои совершают примерно одинаковые в своей сущности поступки. Конечно, некоторые герои могут быстрее или медленнее проходить определенные этапы пути, или вообще их пропускать, однако, ключевые моменты, как правило, одни и те же, и «на своём месте».
В начале я говорил о том, что мифы и сказки – это послания, попытка пригласить в мир мудрости. Мудрость в том, что внутри человека – женщин, мужчин, детей и стариков – присутствует герой, которому суждено совершить подвиг. Например, победить, скажем, чудище отчаяния, которое много лет обитает в детских домах. Или – подвиг внутренний – стать хорошим другом, отцом, сыном, учеником.
Какова тайная тропа, по которой идёт герой?
Во-первых, будущий герой зачастую вообще не претендует на геройскую судьбу. Это мы встречаем в сказке о Илье Муромце, в легенде о Парсифале, в эпосе о Фродо или Гарри Поттере, в истории о Человеке Пауке. Еще одна важная особенность героя на этом этапе состоит в том, что герой и не герой ещё, но в нём заложен этот потенциал. Нераскрытая сила, это семя, заложенное в герое, выражается, например, в том, что он сын богов или сын героя, как Геракл, либо у него какой-то знак, как у Гарри Поттера, либо ему предначертано стать героем, как, например, Самсону из Библии.
Таков первый этап. Иными словами, герой сидит дома с мамой, никого не трогает, и, возможно, даже знать не знает, что у него на лбу написано, что он – герой. Вот с чего начинается его путь.
Второй этап героя – это зов, то есть что-то, что скажет герою, что пора взять рюкзак и идти бить дракона. В гости к герою прилетает сова с письмом из параллельной вселенной, или умирает дядя Бен, то есть значимый человек, что призывает героя совершить подвиг. Или Бог говорит герою встать и идти в Ниневию и проповедовать. Очень-очень часто герой сначала отвергает зов. Причины могут быть разными. Но чаще всего зов отвергается потому, что герой сам ещё не очень верит в то, что он – герой. Примеры – в истории о Гидеоне, в истории с Саулом, царем до Давида, в истории о Люке Скайуокере и т.д. В конечном итоге, герой принимает зов и отправляется в путь.
Здесь начинается третий этап. Герой получает наставника. Герою нужен наставник, чтобы быть героем, подобно тому, как сыну нужен отец, чтобы стать мужчиной, либо подобно тому, как дочь нуждается в матери, чтобы понять, что такое быть женщиной. Наставник помогает ученику реализовать внутренний потенциал. Наставник может появиться на пару мгновений, либо сопровождать героя на всём его пути. В истории Геракла это кентавр Хирон, для Фродо – Гендальф.
Итак, герой идёт на зов, который приказывает ему совершить важное и великое дело, а может и не великое, но всё равно важное. Стоит, однако, уточнить, что на великое дело идут с не менее великим оружием. У Геракла это была сила, у Моисея – чудеса, данные ему Богом, у рыцаря Артура – меч. Великим оружием может быть знание, знак, покровительство кого-то, либо что-то другое. В женских сказках моего детства это орудие облекалось в покровительство, то есть орудие женщин часто те персонажи, которые либо питают к ним симпатию (как, например, в фильме-сказке "Морозко"), либо которым эта женщина сделала доброе дело (как в сказке "Василиса Прекрасная").
Этап четвертый. Теперь, когда герой собрался в путь, спрашивается, а куда идти? Вне зависимости от зова, всегда будет одна и та же суть – пойдешь туда, где раньше не был, и будешь делать то, что никогда еще раньше не делал. Если герой не идет туда, где не был, и не делает то, что не делал, то он, видимо, свернул куда-то не туда... Это многих пугает, хочется оставаться там, где ты уже раньше был, чтобы делать то, что ты делать уже привык. Нередко герой может жалеть о том, что вообще собрался в путешествие, как, например, Бильбо из книги "Хоббит", или, временами, Человек-Паук, который всякий раз подвергает себя опасности, борясь с преступниками.
Неизведанная территория, полная загадок и новых поступков, которые надо совершать, описывается в мифах как "тёмная пещера", "тёмный-тёмный лес", "морские глубины", дальние края за тридевять земель, другое царство, край земли или “по ту сторону изгороди”. Там происходят вещи, недоступные пониманию и вызывающие страх. “Тёмный лес” нашей жизни всегда рядом с нами, и сегодня его принято называть тем местом, которое находится за гранью нашей зоны комфорта. Походом в темный лес может стать просто поездка в школу или университет, так как часто нашей зоной комфорта является дом, из которого нам приходится выходить, чтобы осваивать мир.
Все этапы до этого можно сравнить с зачатием и родами. Герой в сказках нередко живет с матерью, как, например, Парцифаль, или как Иван из фильма-сказки “Морозко” (его называют “вдовьим сыном”), или – как Геракл. Это, вероятно, символ “заточения” героя внутри питающей, пассивной, земной, женской стихии. Чтобы совершить подвиг, он должен “родиться”, выйти из среды комфорта, неизменной среды, и войти в среду дискомфорта, в среду динамичную, агрессивную, маскулинную. Здесь его должен встретить наставник, на чьих руках он должен “родиться”. Без наставника герой с большой вероятностью сделает много глупостей, либо впадет в искушения без его покровительства (как случилось с самовлюбленным Иваном из фильма “Морозко”, или с Гераклом, оставленный Зевсом на волю Геры.)
Этап пятый – то, что обитает за пределами. Герой путешествует по незнакомым и опасным местам, освещая путь тускловатым огоньком зова. Он продвигается вглубь чужих земель и постепенно начинает раскрепощаться, здесь пригождается его оружие, которым он преодолевает опасности. Всё хорошо, цель находится уже недалеко, ещё денёк или два и цель будет достигнута. Герой не расслабляется, теперь ему легче переносить свою судьбу. Еще три недели назад ему бы и вголову не пришло, что он будет способен определять путь по мху, что сможет добывать еду, научится плавать... И вдруг, из лесной чащи на него набрасывается чудовище, монстр, угроза, искушающее смертью творение тьмы, опасный противник, заколдованное существо, хищник среди хищников. Это нечто превышает по своей свирепости всё то, что встречал герой на своём пути до этого. Такой противник ему не по зубам. Но это сейчас не важно, потому что именно в этот момент зов становится сильнее всего. Герой крепче хватается за меч, сражаясь в полную силу. Ему приходится биться сильнее, чем когда-либо до этого. Приходится прямо на месте обучаться новым приемам, в то же время пристально следя за поведением своего противника. Времени на передышку нет, спрятаться негде. Одно неверное движение, и герой получает смертельный удар в самое сердце. Он был так близок к цели. Если бы не это чудище, он бы наверняка исполнил веление зова. Остаётся слишком мало времени даже на то, чтобы попрощаться. Полная темнота перед глазами, сила тела стремительно покидает его, душащее отчаяние сдавливает его последние попытки проявить волю к жизни. Неужели он был обречён не достигнуть цели, обречён просто умереть? Это и был замысел его пути?
Неужели всё, что было до этого, равнозначно бессмыслию?.. Надо было оставаться дома, не убегать «туда-не-знаю-куда» и делать «то-не-знаю-что»... Но – всё это время он делал то, что мог делать только герой... он ушёл туда, куда идут только герои, и ему было по плечу то, что по плечу лишь героям... Но почему? Откуда в нём способность делать то, что дано делать лишь героям?.. Дело в том, что он всегда был героем, всегда, даже когда и не догадывался об этом. В нем была заложено зерно победы, он был победителем своих войн еще до того, как вошёл в схватку. Осознав это, осмыслив свой путь, оценив по достоинству всё то, что происходило с ним до сих пор, герой перестаёт падать духом. Зерно героя, заложенное в нем от рождения, остается непоколебимым даже перед лицом смерти, и, ощутив его вновь, он воскресает новым, обновленным человеком. Был гусеницей – стал бабочкой. Всю дорогу он шёл путём героя, теперь он стал героем. Не он трепещет перед хищником, но хищник перед ним. Герой сметает со своего пути все угрозы, встающие у него на пути, и достигает столь желанной цели.
Но кем же был столь лютый монстр? Монстр был обстоятельством, тем самым условием, что делает путь героя путём героя. Если бы не было этого зверя, то и этого приключения совсем не было бы, потому что ничего не препятствовало бы достижению цели. Чудище – причина, по которой нам нужны герои. Сколько героев, столько же и монстров. На каждого монстра найдётся свой герой. Стоит признать, что не всякий герой в силах справиться с предназначенным им монстром, но одно можно сказать однозначно: герой уже во многом исполнил свой путь, если пошёл против своего монстра. Победа не гарантирована, за проигрыш в неравной схватке никто не будет винить, но могут осудить за трусость или отказ взять ответственность за то, что было предназначено герою, и за то, что герой не бился в полную силу, потому что герой, как и любая личность, всегда в силах хотя бы делать выбор и стремиться быть последовательным.
Этап шестой. Чего же герой достиг? Неужели недостаточно того, что он, стольким новым вещам научился, совершил столько подвигов, победил свирепейшего монстра и сам стал иным, обновлённым? Нет. Этого недостаточно. В конце пути герой получает дар великой ценности. Некоторых героев приглашают в рай, некоторым дают знания, другим дают лекарства, волшебные предметы, дают освобождение, некоторым возвращают из мёртвых родственников, некоторых прощают, некоторые получают права на престол.
Здесь герой нередко должен сделать выбор – удержать дар себе, либо вернуться и посвятить этот дар ближним. В большинстве мифов и сказок герой всё же поступает альтруистически – он принимает решение вернуться обратно ради общества.
Этап седьмой. Конец пути?
Герой возвращает принцессу королю, герой приносит огонь от богов простым смертным, герой возвращает солнце обратно на небосвод, герой приносит матери лекарство от тяжелой болезни, герой избавляет страну от захватчиков. Благодаря подвигу героя всё общество процветает. Всё возвращается на круги своя, либо вообще становится даже лучше, чем до бедствий. Герой купается в славе, его подвиг еще долго будут воспевать грядущие поколения. Герой возвращается в материнскую, земную стихию. Только в этот раз будучи уже оформленным, исполнившим свой потенциал существом. Осталась впереди одна лишь смерть, воссоединение с женским началом через погребение. Вроде бы, это конец... Вроде бы.
Структурно, мы замечаем интересный намёк на продолжение: герой вернулся туда, где началось его приключение, свое геройское призвание он исполнил, но геройская натура осталась с ним и в нём. Рано или поздно, ему всё равно придётся опять покинуть свою обитель, дабы уйти обратно в неизвестность, чтобы вернуть или открыть что-то очень ценное, потому что с приходом покоя, возвращаясь в зону комфорта, приходит нередко и застой, а вместе с застоем и упадок, который обесценивает то, что обесценивать нельзя. И вот нам вновь нужен герой, который принесет то, чего нам так не хватает.
Взгляд на путь героя как бы сверху обнаруживает круг: история началась в отчем доме, история и вернулась к отчему дому. Взгляд со стороны позволяет увидеть спираль: герой вернулся в прежнее место, но сам уже не прежний, и лес, из которого он вышел, уже не прежний, и общество, обогащенное его даром тоже не прежнее.
[i] Джозеф Кэмпбелл. Тысячеликий Герой Тысячеликий-герой.pdf – Яндекс.Документы (yandex.ru)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы