Шломо (Соломон). Научная реконструкция (3)
Эрнст Фукс. Царь Соломон. 1963 г.
3
Коѓелет
Слова Коѓелета, сына Давида, царя в Иерушалаиме
(Коѓелет 1:1).
Начнём с примечания. Привычное «суета сует» — перевод очень не точный. Это вжившееся в язык словосочетание вызывает образ бессмысленного, хаотичного движения, что звучит по сравнению с оригиналом верхом оглушительного оптимизма. В оригинале: הֲבֵל הֲבָלִים (ѓавель ѓавалим). Важнейшее значение корня הבל — дуновение, пар из уст. Удвоение однокоренных в иврите имеет значение усиления. Таким образом, значение выражения: нечто настолько ничтожное, эфемерное, что уловить невозможно, нечто совершенно не материальное. А в переносном значении: исчезающее, преходящее, беспредметное, бессмысленное, тёмное, лживое и пустое, бесполезное, непонятное.
Три тысячи притч он произнёс
В ответ на просьбу Шломо одарить его «сердцем разумным», чтобы судить Господень народ, «между добром и злом различать», Всевышний даёт ему «великую мудрость и разум», «широту сердца, словно песок на морском берегу» (Цари 1 5:9). Таким образом, Господь царя одаряет в избытке, намекая на то, ради кого и для кого этими качествами он наделён, употребляя обетование-гиперболу, обращённую к праотцу Авраѓаму: «Сделаю потомство твоё, как песок земной» (Вначале 13:16). Но не только соплеменникам будет известна мудрость Шломо, не только к ним она «больше мудрости всех сынов Востока,// всей египетской мудрости» (Цари 1 5:10) обращена: будет имя царя Израиля «у всех народов вокруг» (там же 11).
Всё у Шломо, словно имя его, гармонично, стройно, округло: и царское слово, и царские деяния, и царские числа.
О чём же в притчах и песнях своих Шломо говорил? «Он говорил о деревьях от кедра ливанского до эзова [эсоп], растущего из стены,// говорил о животных и птицах, о гадах и рыбах» (там же 13). Шломо, олицетворяющий собой целостность, полноту всего, знания в первую очередь, постиг весь мир природы, все растения от самого могучего дерева до самого никчемного кустарника, растущего в расселинах скал. Заметим, самое большое и самое малое выбрано не случайно. Кедр ливанский — высокое и крепкое дерево, символ мощи. Ливанский кедр был использован Шломо при строительстве Храма. Эзов только кажется совершенно никчемным. Эзов — растение, имевшее сильный запах, использовавшееся в качестве пряности, но главное — оно применялось для ритуального очищения (Воззвал 14:49-52).
Мудрость и знание Шломо охватывают весь мир, они универсальны. Не удивительно, что «ото всех народов приходили услышать мудрость Шломо,// ото всех царей земли, о мудрости его слышавших (Цари 1 5:14).
И было, что им услышать! Три тысячи притч! Где они? В книге Притчи, в надписании которой на авторство указано определённо: «Притчи Шломо сына Давида,// царя Израиля» (1:1).
Притчи — вторая книга третьего раздела ТАНАХа Писания, одна из трёх книг, которые принято называть литературой мудрости. Название Притчи на иврите — משלי (мишлей), т.е. משל (машаль) во множественном числе. У этого слова целый ряд значений (пословица, афоризм, сентенция, пророчество, философское и морализаторское рассуждение, плач, ироническое и саркастическое высказывание), что нашло выражение в жанровом многообразии этого дидактического сочинения, которое, вероятно, использовалось в школах мудрости. Адресат книги — юноша, ученик, постигающий мудрость. У книги ярко выраженный универсальный характер, достаточно отметить: в тексте ни разу не появляется слово Израиль. Задачи определены уже в начальных стихах: «Познавать мудрость и поучение,// речения разума понимать. Принимать поучение, разумение,// праведность и правосудие, и справедливость» (там же 2-3).
Притчи — поэтический сборник афоризмов и сентенций различных авторов, один из них собиратель Шломо, которого в этом качестве точнее назвать бы Коѓелетом. Компилятивный характер Притч ещё в большей степени, чем другие тексты ТАНАХа, затрудняет их датировку. Как утверждается (25:1), притчи, приписываемые царю Шломо, были собраны и отредактированы в царствование Хизкии.
В Притчах, вероятно, как ни в одной другой книге ТАНАХа, ведущую роль играют ключевые слова: мудрость, разум, знание, поучение. Притчи — «чёрно-белая» книга, для которой в высшей степени характерно противопоставление, столкновение антонимов, таких как мудрец (43 упоминания из 138 в ТАНАХе) — дурак (основное слово в противопоставлении, 49 упоминаний из 70 в ТАНАХе), праведник — злодей и т.д. В чём назначение книги?
Понятно, что главный герой Притч — это хохма (мудрость), хохма, странствующая в поисках самой себя.
Хохма и её странствия в поисках самоопределения
Мудрость, мудрец, мудрый поступок, мудрое слово, мудрый правитель… Ярослав Мудрый, Альфонс Х Мудрый — у каждого народа есть свой мудрый царь. Хоть один на всю историю, да найдётся. Правда, редко больше. Потому как правители чаще стремятся именоваться Великими да Грозными, и, похоже, подданные таких почитают гораздо больше.
А мудрое слово? Например, такое: человека, который ищет мудрости, можно назвать учёным, но если он думает, что нашел её, он безумец (персидское изречение).
Ещё одно: мудрый народ. Что вкладываем мы в это понятие? Слово Моше, призывающего народ перед вступлением в землю, Богом обетованную, заповеди хранить.
И наконец: мудрец. Кого мы вправе наградить этим титулом? Как отличить мудреца от человека обычного? Царя от простолюдина — просто: атрибуты власти, свита, играющая его. А мудрец? Одно и то же разумеем, произнося «мудрость», «мудрец»? Ответ очевиден, и вывод напрашивается плачевный: мы обречены на субъективизм, и все попытки отыскать некое стержневое, «ствольное» качество, на котором произрастают субъективные «листья» (хоть разные — из одного и того же ствола), все попытки истинной универсальной оценки человека и его деяний, увы, бесполезны. И всё же, на что-то всё-таки мы опираемся? Значит, есть общая, пусть ускользающая из-под ног, почва, которая позволяет не предавать анафеме общесогласные истины.
Язык свидетельствует. Область значений мудрости расплылась едва ли не до полной утраты словом семантики. Что означает хохма?
Для строительства Переносного храма Господь призвал Бецалэля (Веселеил), «духом Божиим исполнил его:// мудростью [хохма], разумом [твуна], знанием [даат] во всяком искусстве» (Имена 31:3).
Хохма чётко и позитивно не определена, но обозначено её первенство в иерархии понятий, хохма нечто даже не большее, но иное, чем профессиональные умения (знание) и интеллект (разум). Но всё-таки, что же? Вещь в себе, точному определению не поддающаяся?
Круг замыкается. Пытаясь определить, что есть хохма, Текст находит искомое: мудрость и разум = мудрость сердца, а она — «мудрость в сердце». Получается, определение невозможно? Но разве можно хохме отказать в поисках самоопределения?
Благодарные Бецалэлю за помощь, мы справедливости ради должны отметить, что впервые слово хохма появляется в Учении задолго до его рождения. Встревоженный сном о семи коровах (и колосьях), тучных и худых, фараон призывает всех мудрецов египетских (Вначале 41:8). На этих снах и делает карьеру Иосеф (Иосиф), который рекомендует: «Теперь усмотрит Паро мужа умного [навон], мудрого [хахам],// над землёй египетской поставит его» (там же 33), т.е. рекомендует себя. С чем фараон и соглашается, над Египтом ставя Иосефа: ведь «нет умного и мудрого такого, как ты» (там же 39).
Египет издавна славился мудростью. Но и фараон не уверен в своём понимании того, что есть мудрость, на всякий случай подкрепляя это слово близким ему по значению. Как и любая аксиома, хохма самодостаточна, а потому одинока и обречена на поиски самой себя в сравнении, в приближении к другим понятиям и от них отторжении. В Притчах, вершине «сакрального интеллектуализма» (С. Аверинцев), хохма познается и определяется и через сравнение, и через отрицание, и абстрактно, и более конкретно — через различных носителей мудрости. Излюбленный приём (книга ведь дидактическая) — противопоставление сына мудрого сыну-глупцу.
В Притчах бесчисленное множество блестящих афоризмов, главный предмет сакрально-интеллектуального исследования которых — хохма. Понятие обогащается множеством оттенков, сравнений, уподоблений, и получает в спутники не менее значимое: антонимы. Их соотнесение с главным героем не меньше сравнений помогает писать его портрет, дающийся художнику нелегко.
Если Бецалэль принимает мудрость, то Шломо озабочен тем, чтобы её передать, чтобы сын постиг: «Счастлив человек, который мудрость нашёл,// человек, который рассудок обрёл (Притчи 3:13); чтобы осознал: «Господь землю мудростью основал,// рассудком небеса утвердил» (там же 19).
По всему по этому и происходит самое неожиданное. В восьмой главе Притч хохма персонифицируется и выходит на улицу: возглашает, подаёт свой голос на площадях, взывает, говорит речи.
Получается, что и Шломо, великому мудрости собирателю, её положительное определение не далось. Пусть бы и так, но, по крайней мере, он очень близко к этому подошёл и сумел описать счастливого человека, который не только у ворот мудрости слушает её постоянно, но и её «входа столбы» охраняет. Вот и представим дом, в котором мудрость живёт, и счастливого человека. Он не серенады любимой поёт, а хозяйке дома внимает. Та из окна, или с балкона (их не было в древнем Израиле), скорей всего, с крыши обращается к людям. Счастливому недостаточно слушать. Ему необходимо охранять столбы входа — чтобы от чужой глупости, чужого умысла злого не рухнули, и сообщение с миром оказалось для мудрости невозможным.
Если в 8-ой главе Притч мы видим попытку «положительного» самоопределения, то в следующей у мудрости появляется персонифицированный соперник.
Шломо слишком мудр, чтобы увериться в победе хохмы самому и «сына своего» в этом уверить. Хохма — персонаж, чьи странствия в поисках самоопределения подобны скитаниям Вечного жида, но, в отличие от него, у персонажа по имени хохма множество спутников, хотя порой представляется, что не они мудрость ищут, а наоборот: хохма ищет и тщательно отбирает из множества претендентов своих оруженосцев.
Что же такое хохма?
Хохма – это разум, знание, рассудок... Список продолжим, поставив между слагаемыми знак «плюс». И сколь бы долгим, бесконечным не будет количество слагаемых, всё равно между их суммой и мудростью знак равенства ставить не надо. Во всяком случае, мудрец Шломо его не поставил.
Не был знак равенства поставлен и в апокрифической Книге Премудрости Соломона (неканоническая в православии, второканоническая в католицизме), где персонифицированная мудрость продолжает активно действовать, самоё себя разыскивать, в грубом мире распознавать.
Суд Шломо
Царь — это суд. Праведный суд — праведный царь. Не случайно, готовя восстание против отца, стремясь завоевать сердца израильтян, Авшалом, становясь у городских ворот, подзывал каждого «на суд царский идущего», расспрашивал и говорил: «Смотри, слова твои хороши и верны,// но некому у царя тебя выслушать». Заронить сомнение в царском суде — на царя тень неправедности набросить. А после этого свои претензии на праведность суда заявить, т.е. на царство: «Кто бы поставил меня судьёй в этой стране,// приходил бы каждый, у кого тяжба и суд, ко мне, я бы судил его справедливо» (Шмуэль 2 15:3-4). Был ли Авшалом прав или был голословен, нам неизвестно. Его слова могут быть как справедливы, так и клеветой. Во всяком случае, у Давида в этом вопросе презумпция невиновности.
Первое деяние Шломо после утверждения власти и принесения жертв в Гивоне — суд знаменитый, о котором знают те даже, кто более ничего об этом царе в жизни не слышал.
В качестве доказательства того, что Господь исполнил Своё обещание даровать Шломо знание «суд постигать» (Цари 1 3:11), приводится знаменитый рассказ о двух блудницах, ребёнка поделить не сумевших, представших на суд пред царём. Сюжет этот, в деталях разнящийся, встречается во многих вариантах у разных народов, включая древние Индию и Китай.
(У Иосифа Флавия сказано немного иначе. «Послав одного из своих телохранителей, он [царь] велел принести живого младенца, равно как труп мёртвого дитяти, а затем приказал разрубить обоих пополам и вручить по одной половине того и другого каждой из женщин». Иудейские древности 8:2:2).
В последнем стихе текста ТАНАХа о знаменитом суде ключевые слова — «весь Израиль» и «мудрость». Как и отец его, Шломо становится царём всего Израиля не только волей Господней: избранничество необходимо ведь оправдать, подтвердить, что Господь в своём выборе не ошибся, как это было с первым царём Израиля. Но если Шауль и Давид на поле брани Божий выбор пытаются подтвердить, то Шломо весь Израиль завоёвывает мудростью, которой наделил его Бог, мудростью соломоновы решения принимать.
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы