Судьи (2)
Недоверчивый Гидон (Гедео́н) - Иерубаал (Иероваал)
Следующий рассказ ещё более сложен. Вместо кратких двух первых частей (первая: сыны Израиля творят зло — Он предаёт их в руку врага; вторая: вопль Израиля — Господь ставит судью) встречаем развёрнутые, по меркам ТАНАХа весьма обширные, описания. Новый враг Израиля — Мидьян (мадианитяне) находится на юго-востоке, это племена, кочевавшие к востоку от Эйлатского залива и распространявшиеся на север.
Новый судья, новый спаситель Израиля напрямую сравнивается, едва ли не идентифицируется с самым великим спасителем Израиля во все времена — с Моше, тем самым обретая особое измерение.
Редактору-составителю Судей уже не надо беспокоиться об излишней усложнённости повествования: читатель прошёл не только начальную школу, но и прочёл рассказ о Дворе и Бараке, победивших Явина и Сисру.
На этот раз спаситель представлен вместе с Господним посланником, в отличие от Дворы, избравшей пальму, сидящим под дубом. В это время Гидон сын Иоаша (Иоас) «в давильне молотит пшеницу, чтобы скрыть от Мидьяна» (6:11). В давильне? Их обычно вырубали в скале, в них давили виноград или маслины. Опасаясь грабителей, Гидон молотит пшеницу в необычном месте, что подчёркивает ненормальность положения, в котором находился Израиль.
Гидон — первый судья, с которым Всевышний говорит напрямую. В начале рассказа спаситель Израиля в образе Моше «растворяется». Вот и в этом диалоге посланник Господа «растворяется»: вместо него слышен голос Господень, обращённый к Гидону, поражённому миссией, возложенной на него. Подобно Моше, избранник Господень отнекивается: ведь он из беднейшей тысячи в колене Менаше (Манассия), одного из самых малых в Израиле, он младший в доме отца своего. В своё время подобные слова мы услышим из уст первого израильского царя Шауля (Саул) из Биньямина, самого малого колена Израиля.
Прочитаем, обратив внимание, как «уходит» посланник Бога, и слышен голос Всевышнего, и как снова является.
Беря пример с праотца Авраѓама (Авраам), Гидон подлинный пир приготовил. Во-первых, козлёнок, во-вторых, лепёшки из целой эйфы муки. Эйфа — древняя мера сыпучих тел и/или жидкостей. Точный эквивалент современным мерам не известен. Предположительно около 22 литров, что, согласитесь, не мало.
Что идёт Гидон приготовить? Сказано: дар, это можно понять и как жертвоприношение Богу и как угощение посланнику Его, явившемуся в образе человека, как три посланника Господа праотцу Авраѓаму. Господень посланник с даром так велит поступить: «Возьми мясо, лепёшки и положи на эту скалу, вылей похлёбку». Концом посоха посланник касается лепёшек и мяса — огонь их пожирает, а он скрывается, в своей истинности убеждая Гидона, воскликнувшего: «Горе, Властелин Господи! Лицом к лицу видел я Господня посланника». Отвечает Господь: «Мир тебе, не страшись,// не умрёшь» (там же 20, 22-23).
Подобно праотцам, строившим жертвенник Господу, отмечая место, где им Всевышний являлся, Гидон построил жертвенник, назвав его «Господь — мир» (там же 24). Никто об этом жертвеннике, кроме самого Гидона, не знает. Его соотечественники как поклонялись, так и продолжают поклоняться Баалу (Ваал), влиянию культа которого были подвержены ещё до прихода в Землю обетованную. Во время скитаний в пустыне они поклонялись Баал-Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях. Как поклонялись, так и продолжают поклоняться Ашере (Асират), которая в языческом пантеоне Кнаана была женой главного бога, богиней плодородия. В честь Ашеры сажали деревья в месте служения, рядом с жертвенником.
Господь говорит Гидону взять двух быков у отца, жертвенник Баала разрушить, дерево, символизирующее Ашеру, срубить, построить жертвенник Богу на вершине скалы, на которой посланник Господень явился и где услышал он голос Всевышнего, и на дровах Ашеры вознести всесожжение. Это Гидон ночью, втайне и совершает.
Встав утром и увидев совершённое святотатство, стали жители города дознаваться, кто его совершил. «Разыскивали, искали, сказали: 'Гидон сын Иоаша натворил'» (там же 29).
Изначальный смысл имени Иерубаал: страшитесь Баала. Обстоятельства наречения объясняют иронию, заключённую в этом имени.
Мидьян с присоединившимися к нему Амалеком (Амалик) и сынами Кедема (сынами востока), соседними и дружественными на тот момент племенами, переходят границу с Израилем. «Дух Господа окутал Гидона», он трубит в шофар, израильтян, у которых нет постоянного войска, на войну созывая, посылает гонцов к своему колену Менаше и соседним коленам, и главное — обращается к Богу: «Ты спасёшь моею рукой Израиль, как говорил?» (там же 34, 36) Гидон — человек недоверчивый, он просит Господа дать явственный знак.
лишь в этот раз по стриженой испытаю: пусть будет сухо на одной стриженой, а на всей земле будет роса».
Гидон и «весь народ с ним» (7:1) разбивают стан, северней стан Мидьяна. Этим замечанием начинается и заканчивается повествование о сражении. Далее — великолепный рассказ о чуде победы, в нём четыре тесно связанных друг с другом фрагмента. Первый о том, как из всего немалого войска остаётся лишь триста; второй — о проникновении Гидона во вражеский стан (подвиг, повторённый Давидом); третий — о приготовлении звуком шофаров, огнём и мечом сразиться с врагом, заставляющее вспомнить, как Израиль звуками шофаров обрушил стены Иерихо (Иерихон); четвёртый — о смятении во вражьем войске, где друг на друга меч обратили.
спустился он и Пура, его слуга, к краю вооружённого лагеря.
Так триста израильтян многочисленных врагов победили. Таков чудесный рассказ о чудесной победе, но им повествователь не ограничился, рассказав об изнанке победы. Понятно, нашлись и обиженные — люди колена Эфраима (Ефрем), стоявшие в стороне, когда Гидон войско своё собирал, и объявившие об обиде своей после победы.
Преследуя врага, Гидон просит жителей двух городов о хлебе для воинов, а получив отказ в успехе его не уверенных, обещает после полной победы «колючками пустынными и терновником» тела их измолотить, что исполняет, старейшин одного города действительно так наказав, а жителей другого города перебив (8:7, 14-17).
Напоследок повествователь, ещё раз напоминая о чудесной победе, говорит, что триста гидоновых воинов преследовали пятнадцать тысяч врагов уцелевших, а «павших — сто двадцать тысяч меч обнажающих». Не удивительно, что великому спасителю, Богом руководимому, израильтяне предлагают стать их царём: «Властвуй над нами и ты, и сыновья твои, и сыновья твоих сыновей,// ибо от руки Мидьяна ты спас нас». Ответ Гидона: «Не буду над вами властвовать, и не будет над вами властвовать сын мой,// Господь властвовать будет над вами» (там же 10, 22-23).
Что может быть замечательней такого ответа? Но! Гидон просит дать ему малость — по серьге от добычи. Разостлали накидку, на которую бросил каждый серьгу. «Был вес золотых серёг, что просил, тысяча семьсот золотых [около двадцати килограммов],// кроме полумесяцев, подвесок, пурпурных одежд царей Мидьяна, кроме ожерелий на шеях верблюдов».
Из этого сделал Гидон эфод, поместил его в своем городе Офре, а после него там совратился Израиль,
было это Гидону и дому его ловушкой (там же 26-27).
Сделав эфод, подобный части облачения Великого коѓена (Имена, Исход 28:6), служивший для вопрошания Господа о будущем, Гидон нарушил запрет Учения, согласно которому эфод должен быть в Храме, в месте, Господом избранном.
О дальнейшей судьбе Гидона сообщается: у него было семьдесят сыновей, «ибо у него было множество жён», что наложница в Шхеме (Сихем) сына ему родила, его нарёк Гидон Авимелех (Абимелех, дословно: отец мой — царь), что «в седине доброй умер Гидон сын Иоаша» и был похоронен в гробнице отца своего (там же 29-32).
Повествователь сообщает также, что после смерти Гидона совратились сыны Израиля чужими богами, Господа Бога, «от всех врагов вокруг их спасавшего», Израиль не помнил, «дому Иерубаала, Гидона милости не оказывали» (там же 33-35).
Гидон стал последним, вплоть до Шимшона (Самсон) судьёй, в рассказе о котором чётко прослеживается повествовательная модель. Читатель, наверно, привык? Потому повторять её ни к чему? Или просто последующие рассказы иного характера, более свободного от изначально заданной схемы?
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы