Свобода как продукт неудовлетворенности сознания
Вряд ли можно сомневаться в том, что ключевым звеном сущего является его созидательная составляющая – сознание. Выше него в сущем ничего нет. Вместе с тем сознание не может замкнуться в себе, не может стоять на месте. Если допустить это, то сознание, как таковое, исчезает. Поэтому сознание не может существовать без развития, но развитие не может быть без опоры и не бывает без потока времени и притока информации. Стало быть, и сознание не способно обойтись без них, но оно также не может быть только в них, то есть в текущем бытии, так как бытие еще надо создавать. Поэтому сознание как активному приходится быть как в бытии, или в текущем времени, и вместе с тем – вне его, или вне времени.
Если внимательно присмотреться к окружающей нас реальности, то именно это мы и наблюдаем в бытии.
Действительно, доказать, что сознания в нас нет никому еще не удалось, и вряд ли удастся, так как без него жизни нет. Однако и самого сознания явственно тоже нет. Мы его своими органами чувств не ощущаем. Значит, оно должно быть также где-то еще. Получается, что сознание находится при нашей жизни в нас, и вместе с тем – вне нас, появляясь в нас при рождении и исчезая в момент смерти.
Всё это указывает на то, что кроме бытия с его текущем временем, которое необходимо для развития сознания, имеется еще и нечто вневременное, и его трудно вообразить, но от этого оно не перестает быть вне нас, и, всё же, вместе с нами, так как без нас оно становится небытием, а мы без него просто не способны проявиться, поскольку вневременная бесконечность содержит всё потенциально, которое можно «развернуть», в нашем представлении, необратимой стрелой времени в настоящем, которое для нас представляется содержащим еще будущее и прошедшее, образуя как бы текущий в одну сторону поток этого искусственного времени, которое имеет отношение только к живому, так как формируется им же, с одной стороны, для развертывания и, тем самым, проявления в нем бесконечности вне времени, а, с другой стороны, ради развития в этом проявлении того же живого и вместе с ним – сознания в нем.
Иначе говоря, вневременное бесконечное ничто проявляется только в текущем времени, которое создается живыми существами – альянсом активного(сознания) и пассивного (неживой материи) – на основе информации, предоставляемой бесконечностью вне времени, в которой потенциально есть всё. Отсюда следует. что сознание (активное) для развития должно иметь опору в виде пассивного, информационно связанные друг с другом, что мы и наблюдаем в любом живом организме. И отсюда же следует, что вне времени, потенциально «имеется» только активное и пассивное, содержащие в себе информацию обо всем, возможном в бытии.
Таким образом, продвигать сознание, кроме него самого, некому. Значит, в самом сознании должна быть заложена способность к развитию, то есть оно должно быть активным, но его активность не может замыкаться в нем самом, так как для проявления активности требуется текущее время с конечными объектами в рамках определенной среды, в потоке которой можно соображать и действовать, получая и передавая соответствующую информацию, что возможно только в текущем времени.
То есть бытие, которое нами в лице ученых приравнивается ко Вселенной, на самом деле, не более чем проявление бесконечного вневременного ничто, которое потенциально «содержит» всё.
И из этого всего только живые существа способны извлекать информационные копии, конвертируя их в конечные объекты бытия, и постоянно обновляя их и себя.
Именно живые существа единственно способны на это, поскольку они есть оптимальное объединение активного (сознания) и пассивного (структурированной материи), способного конвертировать информацию от вневременной бесконечности в текущее время, представляющееся нам средой, окружающей живые существо, которая, в сущности, является инфраструктурой для существования и развития живого.
Развитие для сознания в живом это не просто усложнение, это – приобретение им новых качеств в ходе решения появляющихся задач при обновлении сложившегося порядка бытия в процессе бесконечных и разнообразных внешних проявлений сознания в бытии, отличающихся тем, что в этих проявлениях сознания в бытии сознание посредством живого может мыслить, чувствовать и действовать в текущем времени в конечных материальных формах, которые в его присутствии оказываются живыми, бесконечно, но дискретно, оставаясь само, тем не менее, в целом и в своих частях бесконечным, но изменяющимся в этом процессе собственного развития через конечное.
Путь к новым формам в процессе развития сознания может обеспечить наличие у него соответствующих состояний, гарантирующих производство и внедрение нового. Устоявшийся порядок этому мешает. Поэтому требуется соответствующий «механизм» для изменения или разрушения прежнего порядка.
Иначе говоря, сознание должно постоянно стремиться освобождать место для нового. Этому соответствует состояние неудовлетворенности сознания в живом как собой, так и, окружающим, вкорененное в сознание любого живого существа в отличие от неживых объектов, и, в частности, являющееся стимулом для осознанного стремления сознания через человека к новому, неизведанному.
Получается, что без освобождения пространства, занятого прежними структурами, для нового, создаваемого сознанием в живом, сознанию не обойтись. А это говорит о том, что неудовлетворенность в живом как активном создании неизбежно продуцирует свободу, сначала в минимальном выражении освобождения от ненужного на каждом этапе развития, а затем и в своем проявлении выбором живым того или иного в своем окружении из множества, причем в человеке свобода не ограничивается только выбором из того, что есть, а заставляет его стремиться к новому, неизведанному в результате творческих усилий совместной деятельности природного сознания человека и его самосознания.
Благодаря этому, человек является самым эффективным орудием для развития сознания.
Вообще говоря, о сознании мы не знаем ничего, кроме его внешних проявлений в живых существах, включая человека, но само сознание не возникает перед нами непосредственно.
Поэтому можно только предполагать, что это такое, но, тем не менее, ясно одно: сознание существовать самостоятельно и единственно в бытии не способно, поскольку оно базово располагается вне времени, но своими частицами в живом создает это текущего время, попадая тем самым и в бытие, но оставаясь вместе с тем вне времени, то есть ему приходится для обеспечения собственного существования и развития как активного ассоциировать себя с пассивной материей.
Благодаря этому альянсу получается своего рода промежуточное состояние временно слитых активного и пассивного, которое приобретает конечные разнообразные формы, но только в едином комплексе белковых молекул, благодаря чему каждая такая форма, независимо от ее сложности, имеет датчики для восприятия и передачи информации в виде органов чувств, центр обработки этой информации (мозг у человека) и программу, обеспечивающую возможность существования, роста, воспроизводства (копирования) и развития этого образования, оживающего в присутствии сознания и распадающегося с его уходом, превращаясь в пассивную материю.
Именно это состояние живого и мертвого нам известно, но невозможно отрицать, что мертвое живым делает сознание, материальные формы которого неведомы нам.
Тем не менее, судя по непременной восприимчивости живых существ к информации, и, более того, невозможности существовать без нее, сознание непосредственно связано с информационными процессами, а они возможны только в текущем времени, которое, естественно, не появляется ниоткуда, а возникает только вследствие действий сознания в живом.
Иначе говоря, живое для обеспечения собственного существования и развития должно как-то формировать текущее время.
Единственным источником процесса формирования текущего времени для живого является информация. Значит, живое каким-то образом преобразует информацию в текущее время.
Мы может найти аналогию этому процессу в нашем мире, отметив, что преобразование дискретных импульсных пакетов информации в текущую временную картинку происходит по соответствующему каналу от передатчика этих импульсных сигналов через эфир в телеприемник.
То есть, резонно предположить, что поступающая откуда-то информация в виде импульсных прерывистых сигналов сверхвысокой частоты, не фиксирующаяся никакими приборами нашего измерения, тем не менее, воспринимается органами чувств каждого живого существа и преобразуется в центре обработки поступающих сигналов в непрерывную картинку для этого живого существа, подобно тому, как это происходит в телеприемнике, но не плоско, а в объемную картинку, создавая тем самым меняющуюся среду, окружающую это живое существо, которая, в зависимости от числа и функций имеющихся датчиков-органов чувств, может соответственно отличаться для разных живых существ, находящихся, тем не менее, в единой среде, текущее время которой формируется всей совокупностью живых существ бытия.
Более детально с этими процессами можно ознакомиться, например, в моей работе «Всё и ничто». (2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru).
В этом, своего рода, мире искусственного текущего времени, формируемого сознанием в живом в виде общего времени и собственного времени каждого живого существа, как бы вписанного в это общее необратимое текущее время, живые существа, включая человека, могут жить, развиваться и размножаться.
В частности, для человека в его сообществах создаются различные непредсказуемые коллизии, возникает борьба, столкновения, союзы уже не только на естественном уровне выживания и приспособления живых организмов, возникает также борьба в сфере сознательных преобразований, ведущаяся появившимися сознательными существами, то есть людьми. Вместе с ними в ходе развития возникшего общества меняются не только они сами, но и их сознание, слитое с каждым человеком и перемещающиеся в ходе своего развития от одного носителя сознания к другому.
В результате подобного альянса природного сознания, присущего каждому существу, и другой части сознания, присущей лишь человеку, способного поэтому к осознанию собственного присутствия во времени, получается своего рода «коктейль» из ощущений, восприятий, инстинктов, рефлексов, чувств, мыслей, желаний, намерений, страстей и т. д.
Формируется всегда непохожая ни на кого личность, способная действовать не как животное или робот, а как сомневающееся, чувствительное, но, как бы то ни было, проектирующее свои действия существо, способное к обучению в общении с себе подобными для приобретения новых знаний и умений, способное быстро приспосабливаться к меняющимся условиям существования и вместе с тем осознанно и самостоятельно менять эти условия, способное ставить и достигать поставленные цели, направлять, контролировать и корректировать свои действия.
***
Если признать, что в основе бытия с его текущим временем находится информация, то приходится, в свою очередь, обратить внимание на то, что информация сама по себе не существует, проявляясь только при восприятии сведений, избранных из общего информационного потока.
Однако тут же появляется проблема, состоящая в том, что все объекты материального мира, кроме живых существ, индифферентны к информации. Иначе говоря, они способны реагировать на те или иные влияния, как фотопленка на свет, но не могут эти изменения никоим образом интерпретировать (анализировать, структурировать), превращая их в понятное для себя, что можно так или иначе использовать, то есть в информацию.
Поэтому все объекты, которые могут только нести информацию, не ведая о ней, до тех объектов, которые способны эту информацию воспринять и использовать, можно обозначить пассивными, а последние – активными.
Отсюда следует, что информацию можно определить как сведения о состоянии материальных объектов, которые каким-то образом воспринимаются и распознаются для последующего использования.
К подобного рода расшифровке и использованию информации способны только живые существа, то есть не предметы, а субъекты реальности, которые имеют средства для выделения информации, то есть понятных для себя сведений из собственного окружения.
А чтобы понимать, нужны тебе какие-то сведения или нет, надо обладать хоть каким-то соображением, то есть отделять нужное от ненужного хотя бы для собственного удержания в имеющемся окружении.
Другими словами, информация возникает только в сознании посредством имеющихся у него, точнее, у носителя сознания органов чувств и центра или центров обработки данных, а также формообразующих способностей, или перечень приложений, благодаря которым отделяется нужное от ненужного для конкретного живого существа, но не иначе, являясь распознаваемой в той или иной мере живым существом вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания, то есть доступных для их последующей переработки в конкретное окружение живого существа.
Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием, точнее, носителем сознания, копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды.
Сознанием эти дешифрованные копии материальных объектов посредством соответствующего центра (центров) так же перерабатываются в образы, смыслы, чувства. Они тоже являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего «настоящего» взаимодействует с окружающими объектами.
Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.
И если все объекты, кроме живых, являются пассивными фиксаторами данных из окружающей среды, взаимодействие с которой для них сводится к реагированию на нее изменением собственных свойств вплоть до распада и возникновения в новом качестве, правда, не хаотично, а по непонятно кем установленным правилам в известной нам реальности, которые констатируются учеными, то есть, если эти неодушевленные объекты не проявляют никакой собственной инициативы (активности), то живые объекты способны, благодаря соответствующей обработке поступающих сведений сообразить, как полученной информацией можно воспользоваться, внося те или иные изменения для собственной выгоды в свое окружение и соответственно меняя свое поведение.
Естественно, живые существа прежде всего желают удержаться в информационном потоке, который они способны воспринять и уразуметь – каждое на уровне имеющегося у него сознания, – отличая себя от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется ими для собственной выгоды и сохранения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.
Поэтому все живые существа активны, то есть они используют на инстинктивно-рефлекторном уровне сознания окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в том числе копируя себя так или иначе (размножение) для дальнейшего распространения во времени и пространстве.
Тем самым конечность собственного существования, которое они, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, живые существа преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового).
Чтобы удержаться в информационном потоке, создающем для живого существа ощущение присутствия через его органы чувств в текущей реальности, которая непрерывно меняется, каждому живому существу приходится бороться с аналогичными существами за место и пищу.
Любая остановка или промедление в этой борьбе за жизнь (ощущения) в меняющемся окружении означает смерть, что означает исчезновение ощущений, чего ни одно существо лишаться не желает.
Поэтому каждое живое существо вынуждено во избежание застоя, а значит, гибели, пополнять собственную базу данных новой информацией, не удовлетворяясь той, которую имеет.
Отсюда понятно, что базовое свойство активности любого живого существа состоит в неудовлетворенности его сознания и собой, и окружением, трансформирующееся в стремление к лучшей позиции или хотя бы к удержанию имеющейся.
Иначе говоря, без неудовлетворенности невозможно не только развитие и потребление тем самым более приятных и более разнообразных ощущений, но и обычное выживание.
Сознание в каждом живом существе реализует себя через органы чувств и центры обработки сведений, поставляемых имеющимися органами чувств, а также оно реализует себя посредством программы на белковом носителе в каждой клетке организма (геном), отчасти проявляющей формообразующие способности существа на основе органов чувств и имеющегося интеллекта.
Таким образом, потребление информационных потоков ограничено прежде всего имеющимися органами чувств и их возможностями.
Однако стремление к изменению собственного положения к лучшему, то есть, помимо просто выживания, – к более приятным ощущениям, в частности, и через размножение, а не только благодаря увеличению комфорта и улучшения питания, безгранично, и проявляется всегда, а естественной помехой этому стремлению является конкуренция прочих организмов с аналогичными стремлениями.
В результате, образуется достаточно устойчивая среда живых существ с разнообразными нишами, составляющими определенную иерархию, которая, правда, непрерывно обновляется, но структурно сохраняется.
Тем самым неизбывное стремление каждого существа в своей активности к лучшему положению в собственной конкурентной нише существования можно определить термином «неудовлетворенность», внешнее выражение которой довольно многогранно, поскольку активность живого существа не может удовлетвориться только выживанием и размножением – оно всегда стремится к большей сытости и разнообразию питания, более приятным внешним условиям (теплее, безопаснее, организованнее).
Другими словами, состояние неудовлетворенности сознания собой в живом существе, претворяющееся в выработку способов собственного изменения путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия, предоставляет любому живому существу определенную степень свободы как реализацию его стремлений к лучшему, выражающуюся в изменении им окружающей среды в соответствии с формирующимися запросами и имеющимися средствами.
Однако эта свобода для всех живых существ, кроме человека, ограничивается свободой выбора из того, что есть, без попыток осознанного созидания новых условий для существования, то есть она реализуется лишь в рамках одной адаптивности к среде.
Тем не менее, неудовлетворенность сознания всегда требует большей степени свободы, то есть большей свободы выбора, что дает живому существу больше возможностей для получения более приятных и разнообразных ощущений, что и происходит в ходе эволюции, продуцирующей всё более сложные по структуре и функциям органов живые существа.
Как бы то ни было, данные, поступающие через органы чувств, превращающиеся после их обработки в соответствующих центрах организма в информацию (понятные сведения), могут быть недостаточными или неточными для понимания ситуации, либо живое существо оценивает их превратно, тем более что каждое живое существо, исключая человека, может использовать только свой генетический и личный опыт, собственную память и оно не способно более-менее точно прогнозировать и корректировать свои действия, поскольку не ставит себе целей развития и усовершенствования, а довольствуется только приспособлением к среде.
Поэтому все эти существа вынуждены действовать по методу проб и ошибок, где основную роль играет случайность. Именно этим вызвано столь медленное эволюционное развитие живых существ по сравнению с ускоренным движением человеческой популяции в сторону технического и культурного прогресса.
Таким образом, каждый организм должен быть неизбежно активным в отношении получения дополнительной и, желательно, новой информации о происходящих изменениях, если он стремится к выживанию, а любая активность характерна неудовлетворенностью потому, что постоянная удовлетворенность лишает существо самостоятельного стремления к изменению как своей позиции, так и к собственному изменению, то есть существо превращается в пассивное, равнодушное, что равноценно смерти, поскольку в сообществе живых существ потеря стремления к изменению в соответствии с меняющейся средой, то есть утрата своевременного приспособления к среде, означает неминуемую гибель.
Поэтому в основе активности всегда заложена неудовлетворенность имеющимся, которая для наиболее удобного устроения в окружающем как для самых примитивных организмов, так и для человека, ведет к постоянному и наиболее выгодному для существования приспособлению к окружающему, и утрата неудовлетворенности означает быструю и неминуемую гибель с предшествующей деградацией.
Такая непременная активность живого существа, при которой проявляется неудовлетворенность настоящим ради лучшего устройства в будущем, обеспечивает в целом восходящее изменение как самих существ, так и их окружения. То есть благодаря активности живых существ содержание флоры и фауны, а также окружающих их предметов (вещей) меняется, усложняясь и приобретая всё большее разнообразие. Иначе говоря, живые существа противостоят росту энтропии бытия, удерживая мироздание в целом в стабильном состоянии.
Эта активность живых существ со всеми ее атрибутами, главным из которых является неудовлетворенность, отличает их, например, от компьютеров, так как последние ищут и обрабатывают только те сведения, которые нужны их хозяевам, не понимая их смысл и цель поиска, действуя тем самым только на подхвате у этих хозяев по заданным программам, ничего не требуя взамен.
Если отклик любого организма на воздействие среды можно охарактеризовать соответственно большей или меньшей настойчивостью организма в сопротивлении ей, или иными словам – природным влечением существа к наилучшему приспособлению к окружению в своем стремлении к выживанию и созданию наиболее подходящих условий для размножения и пропитания, закодированном в геноме, то осознание цели, характерное для любого человека, так же как и настойчивость, во избежание угасания стремления к намеченному сквозь различные препятствия, создает усилие для преодоления препятствий к цели.
Таким образом, в ходе своего стремления к цели, достигается она или нет, преодолевая препятствия, человек получает видимое для него самого развитие.
Иначе говоря, в процессе развития самосознания важен прежде всего не сам результат, а получаемое в ходе движения к цели изменение самосознания.
Что же касается сущности сознания человека, то, помимо природного сознания с его эгоцентризмом, он обладает и осознанием себя во времени, и это понимание собственного временного существования наталкивает его не только на себя самого, но и на собственное окружение, которое не следует однозначно отторгать в угоду себе, а, напротив, пытаться привлечь его на свою сторону, выдвинув те или иные общечеловеческие ценностные подходы, следствием которых может быть всеобщее счастье и довольство. Этим самым в обществе продуцируется альтруизм со всеми его атрибутами, который становится противовесом эгоизму как в сознании самого человека, так и в коллективистском сознании человеческих сообществ.
Естественно, неудовлетворенность сознания человека становится двойственным, проявляясь в его эгоцентричном природном сознании и, в значительной степени, в альтруистичном самосознании.
Поэтому имеет смысл несколько детальнее посмотреть на неудовлетворенность с этой стороны.
Именно стремление к приятным ощущениям, характерное для всех живых существ, большая часть мыслителей в истории цивилизации, видимо, из-за недостаточного понимания содержания сознания человека, квалифицировала как стремление человека к счастью, упуская ту особенность человека, которая отличает его от животных как самосознание.
Самосознание не только кардинально расширяет горизонт событий и отношение к ним человека, но и вступает в непрекращающуюся борьбу с природным сознанием, которое никуда не исчезает из сознания человека, являющегося по своей структуре млекопитающим.
Результатом борьбы обеих форм сознания явилось стремительное развитие человеческих сообществ, сравнительно быстро пришедших к цивилизации, высоким технологиям и культуре по сравнению с миллиардами лет эволюционного развития живой природы.
Собственно говоря, агентами этой борьбы обеих форм сознания в человеке являются неудовлетворенность природного сознания человека и неудовлетворенность его самосознания, чаще всего имеющие противоположные стремления в отношении существования в окружающей среде.
Именно этот фактор обеспечивает страстную борьбу, случающуюся при решении различных жизненных проблем как в каждой личности, так и человеческих сообществах.
Объясняется это тем, что неудовлетворенность природного сознания человека руководствуется только выживанием и стремлением по возможности к лучшему питанию, размножению и комфорту, чему не в малой степени способствует стремление к доминированию. Всё это действительно обеспечивает живому существу достижение того главного, чем оно руководствуется, точнее, к чему оно стремится в итоге – приятные ощущения, которые только и требуются от жизни по соображениям природного сознания, и которые действительно способствуют эволюции организмов.
Взгляд на жизнь со стороны самосознания человека, и соответственно его неудовлетворенность жизнью не ограничивается указанным набором стремлений, диктуемых неудовлетворенностью его же природного сознания.
Человеческое самосознание в качестве главных ориентиров для себя ставит счастье, познание себя и окружающего мира в виде нахождения во всем интересного и прекрасного, поиска истины, а также оно всегда пытается отыскать гармонию в жизни, избавив человека навсегда от бед и невзгод, что является непреходящим заблуждением самосознания.
Поэтому неудовлетворенность самосознание человека всё время ищет и находит соответствующие средства для достижения установленных ориентиров в виде воли, интереса, высокого интеллекта, творческого воображения, креативности как способность к поиску неочевидных решений возникающих задач, собственной памяти, опыта и базы данных, накопленные человечеством за обозримое время.
Однако стремления человека в своем самосознании к указанным ориентирам сталкивается с постоянным отдалением указанных ориентиров, и противодействует ему в этом отчасти природное сознание, которому они только мешают, отвлекая от получения непосредственно приятных ощущений по ходу жизни.
Как бы то ни было, но неудовлетворенность самосознания возникла не на пустом месте.
Стремление к приятным ощущениям для него трансформировались в стремление к счастью; которому помогает, подобно настойчивости в достижении приятных ощущений, уже осознанное усилие по достижению поставленной цели – воля, а также воображение, как в абстрактной, так и в образной формах. Что же касается продления получения ощущений за пределами жизни, то человек нашел его в форме религии, обещавшей ему в загробном мире рай или ад в зависимости от его поведения.
Природное любопытство в качестве внешнего проявления неудовлетворенности природного сознания превратилось для самосознания в любознательность и стремление к интересному, то есть новому, в частности, – в стремление к познанию себя и окружающего мира в поисках конечной истины – выяснения цели собственного существования, чему способствуют опять же появившиеся средства для неудовлетворенности самосознания – воля, интерес, высокий интеллект, абстрактное и образное мышление (воображение), креативность, подкрепленные накопившимися и зафиксированными базами данных человеческой цивилизации.
Многие заблуждения и верования, ничем не подкрепленные, также отличают человека от животных, которым подобная глупость не присуща – они пользуются тем, что есть, а человек, считая себя венцом творения, ошибочно полагает, что будущее можно превратить в настоящее навсегда.
Однако сначала обратимся к взаимодействию природного сознания и самосознания, раз уж они, как это следует из вышеизоженного, присутствуют в человеке, составляя в целом его сознание.
Отметим, что появление в человеке самосознания, которое и сделало его человеком, сняло отчасти ограничение в нем субъектности, заставлявшее всё живое только приспосабливаться к окружающей среде.
С приобретением самосознания, человек, в отличие от остального живого наконец осознал себя, то есть понял, что он находится во времени, что он смертен, и поэтому жизнь нужно использовать не только для удовлетворения собственных насущных потребностей, адаптируясь к среде, но сознательно изменять эту среду по своему желанию для получения иных ощущений по сравнению с животными в соответствии с определенными целями, которые превращают его в субъекта действия, продвигая его к осознанию себя в форме новых соображений, не только в утилитарной сфере, но и во всех поддающихся его разуму направлениях, что делает его наиболее свободным из всех живых существ.
Человек начинает понимать смысл своих действий, составляя проекты и корректируя их на ходу, то есть, оставаясь частью среды, он вместе с тем поднимается над ней, становясь отчасти ее хозяином и даже творцом как в различных рукотворных сооружениях, механизмах, процессах, так и творениях духа, что отражается в различных направлениях искусства, науки и культуры.
Подобные действия меняют существенно и с ускорением не только окружающую среду, но и содержание самосознания человека, повышая его образовательный и культурный уровень, то есть позволяя ему постепенно становиться в своем осознании себя всё выше. Поэтому такая дополнительная к низшему (природному) сознанию форма сознания может квалифицироваться как высшее сознание живых существ, или самосознание, которое присуще только людям.
Таким образом, в человеческих существах имеется две составляющих сознания – низшее, именуемое часто бессознательным, или подсознанием, и высшее сознание, или самосознание, уровень которого может существенно отличаться в зависимости от степени развития человека или его сообществ – возьмите, например, человека каменного века и нынешнего нобелевского лауреата, – уровень самосознания и в том и другом случае существенно иной, однако самосознание присутствует и тут и там, не исчезая никуда, а вот низшее сознание, отвечающее в основном за функционирование организма (тела) для удержания его в живом состоянии и адекватным в отношении пребывания тела в окружающей среде, а также за его закрепление и распространение в ней, остается практически неизменным, то есть практически не зависит от времени.
Обе эти составляющие (ипостаси) существуют и действуют в теле и через тело в неразрывной связи, причем высшее сознание существовать без низшего неспособно, так как последнее отвечает за сохранение живого существа в среде, без чего невозможно обойтись, а первое – прежде всего за осознанно-проектную деятельность существа как индивидуально, так и в человеческих сообществах, находящихся в определенной среде, и без него остальные природные существа вполне обходятся.
Именно эти глубинные сущности в виде низшего сознания и высшего сознания, скрытые и переплетенные в каждом человеческом сознании, а, следовательно, и в общественном сознании, со всем их антагонизмом из-за необходимости решения ими различных задач, чаще всего противоречащих друг другу, реально определяют развитие человеческих сообществ на любом этапе.
Новые проекты и идеи развивают ум человека, его проницательность, способствуют наиболее эффективному проявлению еще в течение жизни разнообразных способностей, приводят к мысли об украшении жизни, то есть культуре собственного бытия и бытия общественного.
В человеке обе этих противоположных по отношению к себе и к окружающему ипостаси сознания слиты воедино. Поэтому они не проявляются отдельно, но действуют подспудно, а степень их доминирования зависит от степени развития в человеке высшего сознания. И сам человек часто не может предсказать, что в нем вдруг в следующий момент станет преобладающим – любовь или ненависть, злоба или сочувствие, искренность или лицемерие, робость или мужество, рассудительность или безрассудство.
Низшее сознание «питается» только ощущениями, которые дают ему всё, в том числе и гармонию существования, то есть нечто приемлемое и даже приятное в нашем понимании в определенном сочетании ощущений, если, конечно, отвлечься от борьбы каждого существа за выживание. Поэтому оно ни в коем случае не желает лишаться ощущений.
Подобное тип сознания обладает естественным эгоцентризмом, автоматически стремясь выжить, невзирая ни на что.
В процессе развития живых существ этот тип сознания претерпевает сравнительно незначительные изменения, поскольку ни одно существо не способен изъять свое основное свойство – безотчетное стремление к выживанию, основанное на изначальной активности любого живого.
Высшее сознание, содержащееся в человеке на любом уровне его развития, является коренной противоположностью низшему сознанию.
При наличии высшего сознание в живом существе, это существо как бы прозревает, становясь не столько «влитым» в среду, сколько отделенным от нее, и, стало быть, оно обретает возможность посмотреть на нее и на себя со стороны, оценить это соотношение в попытках осознанно ставить себе цели в виду тех или иных недостатков в собственном существовании, которые, по мнению этого существа, можно было бы преодолеть, и добиваться осуществления поставленных целей в действиях.
Всё это явно выпадает из инстинктивно-рефлекторной сферы действия низшего сознания, и даже начинает противоречить ей, поскольку высшее сознание часто пренебрегает утилитарными соображениями, гоняясь за чем-то недостижимым, но любезным сердцу и уму.
Отделенное в самосознании от среды существо, с течением времени в своем развитии во взаимоотношениях с себе подобными начинает испытывать потребность в новых формах, отличающихся от первобытнообщинных отношений еще диких людей, полностью поглощенных борьбой за выживание. Во взаимном общении эти существа достигают такого предела, при котором их разнообразные осознанные стремления начинают выливаться в существенные изменения окружающей среды, а не просто в ее использование.
От собирательства человек переходит к скотоводству, выращиванию злаков, прочим формам хозяйствования и соответствующего обмена продуктами труда. Возникает неравенство, собственность, борьба за сохранение и приумножение собственности, за власть и т. п., что требует в свою очередь образования неких институтов порядка во избежание хаоса – появляются локальные государства в лоне растущей и совершенствующейся цивилизации.
Новые формы, институты, с одной стороны, обеспечивают ускоренное развитие сообществ уже в структурированном виде, то есть как государств с органами управления, безопасности, судами и т. д., а с другой стороны, не дают государствам развалиться в силу раздирающих последние противоречий.
Несмотря на определенный прогресс в развитии человеческих сообществ в соответствии с развитием самосознания, сущность человеческого сознания, выражающаяся в дуализме, точнее, в разнонаправленных жизнеустремлениях низшего и высшего сознаний (форм сознания), никуда не девается, и не может существенно модифицироваться.
Обе эти стороны сознания непрерывно конфликтуют как внутри человека, так и в межличностных отношениях: недовольство собой, видимая неспособность быстро измениться, ощущаемая ограниченность интеллекта, способностей и т. д.; зависть и ненависть к конкурентам моментально разнесли бы в клочья любое человеческое сообщество, если бы не государство с его институтами.
Тем не менее, каждый человек проявляет и свойства высшего сознания, которые выражаются не только в интеллектуально-производственной сфере, но и в любознательности, различных религиозных и культурных формах, а также в приязненных отношениях, как-то: дружба, любовь, переживания за близких, за отечество и т. п.
Если отношения между людьми на основе самосознания медленно, но неуклонно развиваются, то низшее сознание в человеке остается неизменным.
Поэтому идеальные люди не появляются, а низшее сознание, несмотря на всю замаскированность его проявлений, действует на любой стадии развития человеческого сознания, выражаясь в неискоренимом эгоизме (эгоцентризм) – личном и корпоративном; лицемерии (маскировка); подозрительности (осторожность); презрении к людям иного круга (недоверие к иным сообществам); животных инстинктах в отношении противоположного пола и т. п.
Таким образом, высшее сознание в ходе своего роста всё эффективнее начинает противопоставлять себя низшему сознанию – борьба между ними и отличает человека от животных, проявляясь на ранних стадиях развития еле заметно, а потом всё сильнее и сильнее.
Иначе говоря, рост самосознания, точнее, его альтруистической составляющей, или повышение уровня высшего сознания в борьбе с низшим сознанием постепенно, но с ускорением расширяет человеческую сферу деятельности, обеспечивая перманентное развитие как отдельных персон в их поколениях, так и развитие их сообществ.
С ростом самосознания и тем самым увеличения самодостаточности цивилизации все более нивелируется действие большинства отмеченных выше природных факторов, из чего следует, что они действительно проявляются в качестве необходимых внешних, но никак не фундаментальных для человеческого сознания.
Следовательно, интенсивное развитие сообществ живых существ, – до этого бывшее едва заметным, и основной вклад в которое вносили мутации (случайные изменения в геноме), – начинается только с появлением в них самосознания, и соответственно его взаимодействием с низшим (животным) сознанием, которое никуда не исчезает из этих живых существ. Данное взаимодействие выражается практически в непрестанной борьбе этих слитых вместе ипостасей сознания, поскольку они большей частью имеют противоположные устремления, о чем было подробно сказано выше, то есть их взаимодействие преимущественно выражается во враждебности.
Надо также отметить, что каждое индивидуальное сознание в рамках самосознания через человека и человеческие сообщества должно само разобраться в вещах, постигая их сущности на соответствующих уровнях познания в зависимости от условий. Это и есть главная задача сознания в человеке, которую оно решает в бытии, а не просто жизнь, которая дается сознанию в любом живом. В решении этой задачи в условиях сопротивляющейся среды, то есть в жизни, каждое индивидуальное сознание в человеке получает или нет собственное развитие, повышая свой статус в собственных глазах в своем бесконечном изменении, меняя условия собственного существования.
И в этом процессе без неудовлетворенности самосознания собой и окружающим не обойтись, тем более что у неё имеются средства, с помощью которых человек в своем самосознании способен находить себя в мире в поисках истины и даже пытаться отыскать гармонию в жизни, что опять же способствует развитию его самосознания.
Эти средства всем известны – это воля, интерес, высокий интеллект, абстрактное и образное мышление (воображение), креативность как способность к поиску неочевидного решения возникающих задач, собственная память и базы данных, накопленные человечеством за обозримое время, и соответствующий опыт.
Конечно, определять их можно по-разному, но итогом работы этих средств проявления неудовлетворенности самосознания человека является развитие его самосознания, что мы и наблюдаем воочию, имея возможность сопоставить людей различных исторических эпох – от неолита, с ужасающей дикостью людей, при случае пожирающих побежденных противников, до стадии возникновения интернета, когда люди разных наций знакомятся, вполне понимая и уважая друг друга, несмотря на расстояния и принадлежность к разным народам.
Свобода для человека, продуцирующаяся его неудовлетворенностью собственным окружением и собой, уже не ограничивается одной лишь свободой выбора из того, что имеется.
Поскольку главное отличие человека от прочих живых существ заключается в его осознанных действиях по изменению окружающей среды и себя в тех или иных целях или для реализации задуманных проектов, постольку у него появляется вместе с уже расширенной свободой выбора еще и свобода изъявления собственной воли, которая способна реализоваться даже при ее ограничении обстоятельствами в рамках внутренней свободы, лимитированной лишь собственными мыслительными и чувственными ресурсами.
Таким образом, для человека возникает еще одна задача, которую приходится в жизни решать каждому, – это самостоятельное создание новых возможностей для действий, которые не даются сами по себе как в случае свободы выбора из того, что имеется, а могут, просто-напросто, отсутствовать. Поэтому человеку приходится самому создавать нужную ему ситуацию, или пространство для действий в соответствии с задуманным, чтобы проект не «завис» в сознании, а претворился в жизнь.
Работу сознания в подобном случае можно было бы охарактеризовать как созидательно-разрушительную. Свобода действий здесь уже определяется не имеющейся ситуацией, а воображаемой: ставится цель, возникают задачи, проектируются действия, выявляются препятствия для них, способы их преодоления или обхода. Пространство для этой свободы созидательно-разрушительных действий человека крайне невелико. Оно определяется всего лишь узкими рамками поставленной цели, но само действие по достижению цели изначально обусловлено неудовлетворенностью сознания собой, считающим себя способным на большее, что требует изменения наличного порядка – иначе цель бы не ставилась – и это недовольство сознания стимулирует человека все время стремиться к одной цели, затем к другой и т.д.
Любопытно, что, в зависимости от уровня развития сознания, ставящаяся цель может быть отрицательной (отнять, погубить, позлить, поиздеваться), чему в жизни немало примеров, но ее достижение помогает индивидуальному сознанию понять глубину своего падения и причины его, узнать цену предательства, скупости, эгоизма, ненависти, злобы, неуважения к людям. Стремление к подобного рода целям дает возможность сознанию, понять себя в отношении к другим людям, для того чтобы в дальнейшем преодолеть чувство собственного превосходства над другими. Это, кстати. объясняет отсутствие зла в мире как самостоятельной категории.
Цель может быть и недостижимой, но стремление к ней означает проявление свободы, изначально заложенной в неудовлетворенности сознания, или стремление к собственной полноте, к беспредельному развитию.
Однако, большей частью, в хорошо известной нам обыденной жизни цели бывают, как правило, мелкими, проходными, сиюминутными. Но даже стремление к подобного рода целям с позиции роста и развития сознания и обретения им большей степени свободы собственного выражения вовне необыкновенно ценно тем, что препятствия к заманчивой цели заставляют человека работать, всячески исхитряться для их преодоления, то есть, освобождая путь к намеченной цели, и освобождать, развивать себя. Именно это и требуется сознанию от сопротивляющейся среды: борьба, страдания, разочарования, потери, победы и находки.
Тут может проявиться весь комплекс качеств, имеющихся у человека: интуиция, воображение, память, умения, навыки, воля, характер. В общем, всё идет в ход. Это, конечно, не свобода над обстоятельствами, а, скорее, порыв, осознанное стремление к локальной цели, несмотря на препятствия к ней. Подобное стремление не делает человека мудрым и бессмертным, но позволяет использовать ему все свои лучшие качества и самому определять цели своей жизни, что вносит в нее смысл, а в его сознание – развитие.
При этом осознанное стремление к поставленной цели поддерживается специальным «механизмом» – волей, которая, объединяя в себе природно-генетические задатки индивида, результаты воспитания, обучения, тренировок, осознанные установки к направлению движения, план действий, создает напряжение, усилие для достижения поставленной цели.
Воля помогает реализовываться проектам сознания, не оставляя их только в воображении или на бумаге.
Осознанный выбор целей, обеспечение их достижения волевым напряжением обусловливает не только необходимость наличия основы для этого процесса в виде знаний, умений, памяти, установок, намерений, желаний, и т. д., но и необходимость формирования пространства для действий, не занятого существующими структурами, упорядоченными по известным правилам и предназначенных для решения других задач и поэтому не помогающими, а мешающими реализации новых проектов.
Иначе говоря, процесс развития требует очищения территории от препятствий для движения вперед.
Однако в функцию воли входит преодоление препятствий на пути к цели, а не планирование этого пути с минимумом препятствий для совершения необходимого манёвра, задуманного сознанием и доводимого до цели усилием воли, побуждающей человека стремиться к достижению цели.
Но что же или кто же может отсканировать поле действий, изменить и наметить способы слома существующего порядка, мешающего действию?
Таким «орудием» является способность сознания в форме самосознания после создания проекта и определения цели переходить в иное состояние, так сказать, из состояния созидательного размышления переходить в состояние оценки способов достижения поставленной ранее цели и определения путей преодоления обнаруженных препятствий, то есть способствовать освобождению пути к цели воле, которая без подобной «разведки» становится бессильной.
Сознание в форме самосознания сканирует с помощью датчиков-ощущений пространство предполагаемых действий, на основе собранной информации, памяти, опыта определяет препятствия для достижения поставленной цели, изыскивает возможности их обхода или преодоления или устранения и, далее, запускает волю как осознанное стремление человека к поставленной цели. В предельном случае, когда препятствия видятся сознанию непреодолимыми, но поставленная задача должна быть решена во что бы то ни стало, оно переходит к оценке сноса препятствий любой ценой. И тут всё зависит от уровня наличного самосознания индивида. Если он достаточно высок, то инстинкт выживания будет преодолен сознанием, и человек либо победит, либо погибнет.
Эта способность сознания, точнее, соответствующее состояние самосознания, в отличие от воли, на которую только частично влияет самосознание, создавать схему разрушения того или иного порядка для продвижения проекта с помощью воли к цели, не допуская хаоса и, тем самым, способствуя получению нового и, значит, – собственному развитию, и есть свобода в своем отношении к действительности.
Таким образом, свобода в материальном мире проявляется в своем наивысшем выражении как состояние самосознания, которое обеспечивает пространство для реализации своих подспудных идей, пусть даже и не имеющих прямого отношения к действительности. Для такой свободы не существует препятствий, она не ограничивается выбором из того, что есть, она ищет новые лакуны для реализации, быть может, совершенно бредовых идей самосознания и, скорее, носитель сознания погибнет, чем «механизм» освобождения пути сознанием совместно с волей для поиска нового перестанет работать.
В этом отношении свобода непобедима и абсолютна. И это понятно: развитие, сознания неостановимо.
С другой стороны, уровень природного сознания человека и уровень его самосознания может колебаться от крайне низкого до необыкновенно высокого. Соответственно и граней свободы может быть множество: от жалкого выбора из чего-то совершенно ничтожного до практически полного господства над жизненными обстоятельствами.
Свобода может замкнуться на время в себе, во «внутреннем пространстве» сознания, при слабом самосознании, если не видит сей момент путей для развития, а может дать команду человеку при его сильном духе пойти в атаку напролом без всякой надежды на победу, не желая жить во тьме неприемлемых обстоятельств. Это свойство, кстати, было названо пассионарностью, и ввел этот термин Л. Н. Гумилев. Однако объяснения подобного, как кажется, неразумного поведения человека, в отличие от сказанного выше, не было дано им (см., напр., Низовцев Ю.М. Движущая сила и источник развития человека и его сообществ. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru).
Понятие свободы в данном контексте означает процесс определения сознанием пространства, необходимого для внедрения проекта, задуманного сознанием в состоянии размышлений. Сам процесс заключается в оценке возможностей решения задачи и поиске путей достижения поставленной цели в рамках определенного пространства действий.
Наличное пространство для внедрения проекта и совершения соответствующих действий может быть различным, что определяет степень проявления свободы – от ласкающего, если трудности невелики, до всесокрушающего, если они кажутся непреодолимыми.
Свобода как продукт изначальной неудовлетворенности сознания собой никуда не исчезает, а только меняет свои подходы к решению появляющихся задач, привлекая других людей или меняя направление движения. Главное для этого состояния сознания – не получение результата, а сам процесс, в ходе которого обнаруживается новое и неизведанное. Кстати, чтение книг, потребление всякой иной информации – это тот же процесс удовлетворения ненасытного стремления сознания к новому, не обязательно завершающийся конкретным результатом, но дающий ему пищу для ума.
Таким образом, в структуре сознания в отношении к человеческой деятельности свобода есть состояние, ответственное за выискивание «брешей» в устоявшемся порядке, а при их отсутствии – ответственное за разработку схем ликвидации существующих препятствий на пути к намеченной цели, преодолению которых способствует своим усилием воля, побуждающая человека действовать в заданном направлении. Сам по себе проект, идея без побудительной силы воли не может быть доведен до реализации.
Поэтому в данной, так сказать, «производственной» сфере сознание в виде свободы, продуцируемой неудовлетворенностью, выступает, как правило, в ипостаси виртуальной разрушительницы для создания возможности внедрения им же созданного проекта.
В отношениях между людьми как состояние сознания свобода часто теряет жесткость. Человек в этом состоянии сознания колеблется, выбирает, пытается договориться в клубке противоборствующих сил, идет на компромиссы. Дело в том, что выбирать в антагонистичном обществе, по сути, нечего: любой выбор – дорога в никуда. Поэтому свобода как состояние сознания здесь может выразиться только в игнорировании существующего порядка в пользу бескорыстного служения людям. А это, как известно, не сулит никаких вещественных благ. Искренних порывов подобного рода немного, но только этот путь отражает истинную степень свободы человека и ведет к повышению уровня сознания.
Всё это означает очень медленное, постепенное, но неизбежное расширение пространства свободы у сознания в сопротивляющемся этому мире: сознание в человеке со временем получает возможность перестать обращать внимание на условности бытия, его соблазны, собственные болезни, смерть собственного тела, тем самым, расширяя себя и переходя в иное состояние.
Это и есть истинный смысл жизни сознания в человеке и вместе с человеком.
Внутренняя свобода, то есть возможность внутреннего развития всегда остается у сознания, в любых условиях. Степень этой свободы зависит в основном от прошедших этапов развития сознания, опыта прежних жизней и, отчасти, от притока информации извне. Более совершенное и потенциально более свободное сознание всегда находится в противоречии с несовершенным внешним миром, хотя они и взаимно дополняют друг друга.
Поэтому это состояние сознания, всегда не удовлетворенное собой, находит опору для своего продвижения вперед, развития не только в себе, но и в своем окружении, которое состоит не только из природы, но и из других форм индивидуального сознания в людях, изменяя все застойное, стремясь к разрушению существующего порядка.
То есть вершиной проявления свободы сознания в человеке является внутренняя свобода, ничем не ограниченная, кроме «объема» внутреннего мира человека, отражаясь в его мыслях и чувствах.
Из всего вышесказанного следует, что свобода есть неизбывный продукт активности, ее непременное следствие, она проявляется в действиях человека как состояние неудовлетворенности его сознания собой, претворяющееся в выработку способов собственного изменения осознанно путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы