Комментарий | 0

Три лика Греции

 
 
Ангел. Фрагмент иконы "Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина".
Двусторонняя икона. XIII век. Византийский и Христианский музей, Афины.
 
 
 
 

Греция Андрея Голова

Во время напряженного межкультурного и политического конфликта, важно помнить, что обе враждующие стороны – носительницы фундаментальной духовной культуры. Добра в мире больше, но зло быстрей и заметнее.
Особое место в поэзии Андрея Голова занимает Греция.
В его стихах представлены три ее лика – античный, византийский и афонский. Также звучит тема преемственности Руси от Византии.    

Светлана Герасимова-Голова

             
  

ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА
 
Треснувшая плинфа,
     Рухнувший карниз.
Кариес Коринфа
     Кратеры изгрыз
Но на битой глади
     Ярче и хмельней
Пунцовеют пряди
     Лединых кудрей.
Разроняв наряды
     На колонный прах,
Плещутся наяды
     В греческих морях.
И с ухваткой свойской
     Вьется средь эклог
Свастикой минойский
     Мирный осьминог…
…Эллины лекифам
     Дарят профиль свой,
По ахейским мифам
     Шествуя толпой.
Нимфы ценят фразу
     И покатость плеч –
Лишь богам на вазу
     Некогда прилечь:
Боги долг свой знают
     (Им всяк труд – с руки):
Боги обжигают
     Эллинам горшки.
 
 
 
 
АНГЕЛ  ЗЛАТЫЕ  ВЛАСЫ
 
Слава дольняя, вспыхнув, как встарь,
Кротко высушит капли росы.
В душу кесаря и на алтарь
Смотрит Ангел Златые Власы.
 
О, не плачь, Византия, не плачь,
Что так близок и яростен суд,
А над хрониками неудач
Бирюзовые очи цветут.
 
Пусть отъидут апостолы, пусть
Крест чалмой обмотает пророк:
Ты ведь ведаешь всё наизусть,
Что Распятый Учитель прорёк.
 
Всё ты знаешь об истинном вре-
мени – и у стола твоего
Каждый арсис горит о Царе
Горним золотом славы Его.
 
Твои ратники, аки трава,
Полегли на османских мечах –
И уже не Босфор, а Москва
Отражается в скорбных очах.
 
И над орарями русскими рек,
Где Святая земля на весы
Возлегла – не смежай своих век,
Светлый Ангел Златые Власы...
 
 
 
 
 АФОНСКИЕ ТЕНИ
 
Пишу так много, что не успеваю
            благим молчанием замкнуть уста
И духа усыхающую вайю
            простерть навстречу шествию Христа
По-вдоль калив смиреннаго Афона,
            где слéзне подвизался Силуан.
Ахейских хлябей вспененное лоно
            кровоточит от православных ран
И памяти о будущем. Протата
            спокоен суд над буестью земной,
А пред Портаитиссой светит цата
            неомолимой русскою виной.
Луны исламственные заковырки
            мерцают запятой над бытиём
И чётки лестниц отмеряют пирги
            над Кареёй и Симонопетром.
Лохмотья сокровенного геронта
            метут стезю, не знавшую колёс.
Халкидики трикирием из понта
            благоуветье святости вознёс.
Возверуй – и паренье Декалога
            в крыло преобразит твою ладонь!
Ксиропотам и Ватопед – эклога,
            блюдущая апостольский огонь.
Щербатый корень Аттики речистой
            витийствует у грани бытия,
А  – стопа Пречистой
            и благодатной матери Ея –
Моление по чину паламитов,
            повиснув на стасидиях, творит
И ладит параклесы средь гранитов,
            омывших доевангельск блуд и стыд.
Дерзай же, подвизайся, проповедуй,
            запри святую порту на засов –
И Бог благословит твой труд победой
            над генофондом зевсовых бесóв.
И плоть стечет со чрепья мировонна
            и ребр, творящих гамматическ крест,
И в старой русской костнице Афона
            предбудет меньше на одно из мест.
И брат – будь хоть ивер, хоть караим он –
            вспарит в просиявающую тьму
И аггел цельбоносн – Пантелеимон –
            протянет лжицу рая и ему.
 
 
 
 
          ПАТРИАРХ  НИКОН
 
          Душою в иерусалимских росах,
          А сердцем к анзерским лесам приник он.
          О чём он опирается на посох –
          Великолепный Никон?
          О том ли, что недаром воссияла
          Звезда Москвы из греческого мрака,
          А чаду, Богом взысканному, мало
          Аскезы, митры, брака,
          Как мало быть борцом необоримым
          И ноги мыть убогим и юродам,
          И править самовластно Третьим Римом,
          Как бы своим приходом,
          И простирать над плачущей столицей,
          Запомнившей суровую науку,
          Свою, не раз царями и царицей
          Целованную, руку,
          И в горний Иерусалим, как дети,
          Играть, творя трехперстное сложенье,
          И расстилать апостольские сети
          На берегу гоненья,
          Чтоб вновь в виссон облечься, умирая,
          И двинуться страдальцем и тираном
          К бессчетнокупольной иконе рая
          Над Истрой-Иорданом,
          И там, где долы благостью согреты,
          Всех искренних встречая благодатью,
          С Романовых не снять хвостом кометы
          Пророчество-заклятье.
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка