Комментарий | 0

Заметки бывшего учителя. Часть пятая (Эффект референтности*)

 

Братья Запашные. Фото с сайта http://zapachnye.ru/

 

 

Очень часто мы задаёмся вопросом: «Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе? Как побудить его учиться хорошо?». Однажды я стал свидетелем подлинного ЧУДА, когда на моих глазах в кратчайший срок, без малейшего внешнего воздействия учителей и родителей, вдруг резко повысилась успеваемость целого класса. И сотворить это чудо помогли братья Запашные Аскольд и Эдгард – достойные представители знаменитой цирковой династии, которых я имел удовольствие обучать истории средних веков в 1988/89 учебном году. Эпизод этот из моей педагогической биографии не только интересен, но и весьма поучителен. Итак, мы поговорим о роли личности в истории. Вернее, в изучении истории в средней школе.

Это был самый обычный, среднестатистический 6 а класс. Как и во всяком обычном классе, в нём имелись несколько учеников «звёздочек», кучка принципиально неуспевающих разгильдяев и рыхлая масса «середняков», в зависимости от обстоятельств всегда готовая колыхаться либо вверх, либо вниз… Шестой класс -- это тот возраст, когда ещё вчера милые славные детки вдруг начинают превращаться в противных подростков – дерзких и трудно контролируемых. Дети растут, начинается процесс «играй гормон», и для большинства учащихся проблемы собственной успеваемости становятся малозначимой и докучной помехой к свободному созреванию. Ну не хотят они учиться, от слова «совсем»… Более того, в данном классе, в силу ряда причин и обстоятельств, сложилась ситуация, когда на тех, кто ещё пытался хорошо учиться, одноклассники посматривали с очевидным неодобрением, как на зарвавшихся выскочек. Хорошо учиться стало просто неприлично. Это означало противопоставлять себя коллективу, т.е. «задаваться». Не то чтобы таких «белых ворон» хлопотливо лупили в тёмных углах, но атмосфера недоброжелательства по отношению к подобным выскочкам витала в воздухе. В этих условиях никто не хотел становиться изгоем, и потому даже вполне способные и толковые ученики старательно демонстрировали свой пофигизм по отношению к учёбе и учителям. Успеваемость в классе неотвратимо катилась вниз. И если дисциплину и порядок во время урока я ещё мог поддерживать, то заставить моих дорогих воспитанников учиться оказалось просто невозможным. Иронично поглядывая на учительские старания, дети пребывали в перманентном состоянии лёгкой истомы и ленивой расслабленности…

И вдруг… В рижский цирк на гастроли приезжает со своим аттракционом дрессированных хищников всемирно известный артист Вальтер Запашный! Его сыновья Аскольд и Эдгард для продолжения учёбы временно поступают в нашу рижскую среднюю школу № 17, в тот самый 6 а класс. Сказать, что это имело эффект разорвавшейся бомбы, значит не сказать ничего. Представители знаменитой цирковой династии, они в то время уже сами выходили на арену, участвуя в представлении. Юные артисты! Сильные, ловкие, бесконечно уверенные в себе, наконец, просто красивые парни. Разумеется, девчоночья часть шестого класса издала дружное АХХХ!!!! Мужская часть коллектива замерла в угрюмой растерянности…

 

Вальтер Запашный с сыновьями

 

Но что же Аскольд и Эдгард? Оказалось, что эти пацаны совершенно лишены даже градуса звёздной болезни. Ну, то есть абсолютно! В отношениях с учителями они были безукоризненно вежливы и неизменно почтительны, к одноклассникам проявляли ровную доброжелательность. Их совершенно не заботило мнение окружающих, они были абсолютно самодостаточными людьми, личностями, хорошо знающими себе цену. За то время, что братья Запашные посещали мои уроки, я не помню ни единого случая, чтобы они заслужили хотя бы малейшее нарекание. Всегда аккуратны, исполнительны и ответственны. Ни разу не были забыты тетрадь, учебник и атлас, всегда старательно выполненное домашнее задание. Привыкнув к традиционному разгильдяйству своих возлюбленных воспитанников, я как-то попросил братьев принести на следующий урок контурные карты (без малейшей надежды, что их принесут). Но всё было принесено, и задания безукоризненно выполнены! Так обстояло дело не только на уроках истории. Братья Запашные учились всегда «на отлично» по всем, без исключения, предметам. И им не мешала большая загруженность в цирке, многочасовые репетиции и вечерние выступления. Оценка «четыре» была для них провалом, оценка ниже – невозможной катастрофой.

Как-то я поговорил с ребятами после уроков по душам. Мне хотелось понять, как воспитывает таких замечательных мальчишек их отец, Вальтер Запашный. Оказалось, что всё очень просто. Они открыли мне этот незатейливый секрет: «Папа всегда учит нас: вы постоянно и во всём должны быть первыми, самыми лучшими. Только так и никак иначе». Это была разумная строгость, ответственность и впитанная с рождения привычка к порядку и дисциплине. Причём отцовская строгость совсем не мешала Аскольду и Эдгарду быть совершенно нормальными детьми: весёлыми, дружелюбными, общительными. Они прекрасно поладили со своими одноклассниками, не выделяясь ничем, вполне беззаботно играли с ними на переменах.

Но что же доблестный 6 "А" класс? С классом начали происходить немыслимые перемены. Сначала девчонки, а затем и мальчишки стали приобретать всё более аккуратный внешний вид. Никому уже не хотелось выглядеть «распустёхой» на фоне всегда чистеньких и выглаженных братьев. Девчонки начали наперебой рваться отвечать, стремясь блеском своих оценок сравняться с артистами-отличниками и хоть как-то привлечь к себе их благосклонное внимание. Пацанам было труднее. Если бы новоявленные отличники оказались традиционными ботанами-задохликами, не достойными внимания «настоящих мужчин», то не стоило бы даже волноваться. Пара подзатыльников, пинок в портфель, и высокомерный «умник» посрамлён и подавлен. Но тут были не просто отличники... Это крепкие тренированные парни, с раннего детства игравшие с хищниками... Они сами кого хочешь размажут по стенке. И так, оказалось, что для самого отпетого разгильдяя единственный способ самоутвердиться рядом с братьями Запашными -- это попытаться хоть в чём-то, хоть немного подняться до них в учёбе…

И чудо свершилось! За считанные недели 6 а класс было не узнать. Я не стану утверждать, что успевающими стали поголовно все. Но то, что абсолютно все стали учиться гораздо лучше, чем до прихода в класс Аскольда и Эдгарда, это совершенно достоверный факт. Так, два человека, две личности, ставшие (к чему они совершенно не стремились) неформальными лидерами, поменяли отношение к учёбе в целом классе. Самое любопытное, что тот образовательный толчок, который они дали, действовал и позднее, когда братья уже покинули нашу школу. Для многих (хотя, увы, не для всех) привычка хорошо учиться сохранилась и в дальнейшем.

СВЕТ И ЛЮБОВЬ ВСЕМ!

__________

* от лат. referens - сообщающий - один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят. (...) (Национальная Психологическая Энциклопедия).

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка