Слова Назидания ("Кара соз")
Стихотворное переложение
Да, были ведь люди когда-то
Пускай не такие уж умники, франты,
Как нынешняя молодёжь.
Да, было невежество и бескультурье. Однако
Хорошее было, его бы вернуть вам обратно,
Но, видно таких, как они среди нас не найдёшь.
Вот, как мы привыкли бросаться
Тем, что создавали казахи веками,
Ценилось народом не зря.
Мы вместе с плохим собираемся, братцы,
Хорошее тоже всё выбросить сами
Ребёнка с водой вместе выплеснуть, как говорят.
Две вещи в народе ценили:
Без них нам не выжить, уже не подняться.
Во-первых - вожак должен быть.
Его «ел-басы», «топ-басы» называли. Вы может, забыли?
Главою народа он был тогда, совестью нации.
И шли за ним с верой казахи, а не как рабы.
Второе – единство народа.
Не выжить в степи людям по-одиночке,
Когда каждый сам себе бий.
А вместе пройдём и огонь мы и воду.
Когда куст живой, по-весне на нём дружно все почки
Распустятся. Так и нам людям положено бы.
Признав эту истину, люди,
Решимость и стойкость приобретают.
Как асик, залитый свинцом
В руках игрока в кости битою будет,
А если нет стойкости, это костяшка пустая.
Все люди как братья должны мы идти за отцом.
И с честью решались вопросы.
Тот, кто неустанно желает отмщенья
Из личной обиды своей,
Тот общему делу вред только наносит.
Но общее если решенье -
Вставали тогда на защиту общиною всей.
Когда же нужна была помощь,
Тогда имена общих предков помощником были,
Звучали призывно, как клич.
И распри уйдут – если сам ты обиды не помнишь.
Пословица есть: "Сам прости - и тебя не обидят».
Ты слаб, если истину ту не способен постичь.
Вражда – это путь к пораженью,
Отстаивать истину нужно иначе -
Уменьем в согласии жить.
Где тот благородный дух общности чести, радения?
Где дружба сегодня? Она не согласие значит,
А только коварство при помощи лести и лжи.