Цикл «новый большой русский стиль» (2002–2004)
***
Я был — в ослепительных джинсах,
в густой ярко-синей
рубашке,
было мне — тридцать три года,
и
сердце моё —
разрывалось — от счастья.
1 ...Мама! и как так случилось, что я — написавший свои знаменитые книги: о смерти, о страхе, о прахе (о пыли), о комплексе жертвы — умудрился всё ж таки стать таким совершенно здоровым, таким невозможно счастливым и таким — абсолютно — бессмертным? А вот так и случилось! — что, глядя однажды в ваши милые-милые лица, с плохо скрываемой злобой, отчаяньем и раздраженьем, я вдруг вспомнил, как нынешний мой арт-директор, а раньше — флористка, тоже, видимо, глядя — в не менее! — милые лица своих постоянных клиентов, вдруг сказала, сбивая с колен непокорную, грубую землю: Извините меня, но японского сада — НЕ БУДЕТ. 2 Вот и вы извините меня, ибо мне — не хватило любви, этой грубой пахучей любви, а вот вам, как ни странно,— хватило! ...о, как долго, как долго — в сиреневых сумерках — тридцать четвёртой весны голубая лисица — в моих переулках — бродила. А теперь всё иначе — я сегодня проснулся от счастья, с сильно бьющимся сердцем — и глядя в апрельский рассвет, в загустевшую зелень, вдруг засмеялся, потому что опять-таки вспомнил: и своё прошлогоднее пьяное зимнее буйство, и себя самого — в окруженье каких-то подонков, и мужские, надёжные руки подоспевшей охраны, но главное — голос, ЖИВОЙ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ голос, с таким неподдельным участьем спросивший меня: «Ну, что, Дима, уже не можете — без скандала?» Ну, почему же — МОГУ. 3 Ибо — как сказала бы Дебби Джилински, (ещё один — буйнопомешанный ангел из любимого мной голливудского фильма), превращаясь у всех на глазах — в кучку пепла и в ворох кредиток: «Я НИКОМУ НЕ ХОТЕЛА ВРЕДА, МНЕ — НЕ НРАВИЛОСЬ! — ДЕЛАТЬ КОМУ-ЛИБО БОЛЬНО. НО ВРЕМЕНАМИ — ЛЮДИ ПРОСТО ОТКАЗЫВАЛИСЬ СЛУШАТЬ, ЧТО ИМ ГОВОРЯТ, И ТОГДА — Я ВЫНУЖДЕНА БЫЛА ПРИМЕНЯТЬ УБЕЖДЕНЬЕ, УГРОЗЫ ...И — СЛЕЗОТОЧИВЫЕ СРЕДСТВА» 4 Так что ты не сердись,— а приди на меня поглазеть через год или два (лучше десять!) — и то, что осталось, будет так же плясать для тебя, будет так же стесняться и петь... Что ж поделать, ну нравится мне — эта первая мелкая взвесь, этот быстрый апрельский пожар, эта нежно-салатная жалость! 5 ...И за это за всё — за твою несказанную щедрость, за твою беспощадную трезвость, за минутную слабость твою — будет, будет тебе твой обещанный праздник: этот буйно помешанный прах легендарная пыль черемуха счастья бесстыдно раскрытая жизнь ВЕСЬ ЭТОТ ГРУБЫЙ АПРЕЛЬСКИЙ БЕССМЕРТНЫЙ ПИАР вечный воденников
Шиповник
И мальчиком, и дядечкой — нельзя:
кусаю губы, потому
что знаю,
что — вот она! — не первая
весна
и не последняя... а так, очередная...
Я — сбрасываю кожу, как змея, я — как крапива, прожигаю платье, но то, что щас шипит в твоих объятьях, кричит и жжется — разве это я? Нет, в том шиповнике, что цвёл до издыханья, до черноты, до угля — у забора я до сих пор стою как тот невзрачный мальчик за пять минут — до счастья и позора. Ну что ж поделать, если не совпавший ни там, ни здесь — со мной, по крайней мере — ты пах моей щекой, моей мужской рубашкой ещё до всех моих стихотворений. — За всё про всё одна лишь просьба есть: за то, что мы не были и не будем — люби меня таким, каким я есть, таким-каким-я-нет — меня другие любят. ...Я не надеюсь, ни с одним из вас ни там, ни здесь совпасть,— но в это лето мне кажется, что кто-то любит нас, имперских, взрослых, солнечных, раздетых. Из душного цветочного огня он нас прижмёт к себе, а мы — ему ответим... Ещё я знаю, что на целом свете, уже лет десять, больше нет тебя.
***
Только что ж мне так тошно
в моём ослепительном сне
—
по колено в песке, на участке из солнца и пыли
—
знать, что всех схоронили, устроили в этой
земле
(и тебя, в том числе), а меня почему-то забыли
...ты мне приснилась постаревшей, какой-то жёлтой, неуверенной в себе, и всё, что есть во мне мужского, содрогнулось от жалости и нелюбви к тебе. Однако, всё это — значенья не имело, по крайней мере, по сравненью с тем — как ты, с каким-то детским вызовом сидела — на самом краешке куриной слепоты... Но я не выдержал — свою мужскую муку, и вот тогда — из солнечного сна — ты — старой девочкой, безвременной старухой, ты так внимательно взглянула — на меня. Но все сама отлично понимая, ты поперхнулась собственной судьбой — и засмеялась — вечно молодая — над нашей пошлостью и трусостью мужской. ...Мой сон прошёл, но я не просыпался, и снилось мне, что я плыву во сне, как и положено мужчине, содрогаясь от отвращенья — к самому себе. Надеюсь, верю, знаю — непременно настанет день, когда при свете дня, с таким же ласковым, бесстыжим сожаленьем один из вас — посмотрит на меня и станет мне так ясно и понятно, что всё, что есть,— не стыд, не пыль, не прах, а только — розовые голубые пятна в моих смеющихся — еще живых — глазах.
Шиповник —
распадающийся на части
Всё сбудется — не завтра, не сегодня, не в этой жизни и не после смерти... Но боже, как горит твоя изнанка, что мне все кажется, что мы с тобой бессмертны. Как тот — другой — трепещущий у школы, измятый весь, с пурпурной головой (да не измятый ты — лиловый ты, лиловый, вульгарный, страшный, черный, черный — мой!). А был еще один — с чуть розоватой кожей, когда я тоже выбился из сил и только повторял: о боже, боже, боже... Мне кажется, что был еще — четвертый, но я его забыл. Да нет же, вот и ты — меня в конце предавший (ну, пусть на площади, ну пусть перед народом), зато я помню, как ты сладко пахнешь — то кашей гречневой, то молоком, то медом. — Я, столько лет к вам всем протягивавший руки, как будто требовавший не любви, а денег,— да неужели я не вынесу разлуки, особенно когда она — навеки. За то, что вы — своей мужской работой, меня с ума сводили ежедневно, за то, что пахли вы — мужским и крепким потом, мы с вами встретимся — (все сразу!) непременно. ...Но что-то мне сегодня подсказало: не в этот раз и не на этом свете. Нет, мой бесценный, это ты — бессмертен, а я в тебе — умру, тридцатилетним. За вас за всех — трепещущих у школы, сгоревший весь, с изнанкою лица... — Да не сгоревший я,— лиловый я, лиловый, пурпурный, розовый, багровый — до конца...
***
Кс. Р. и Е. Р.
В тот год, когда мы жили на земле (и никогда об этом не жалели), на черной, круглой, выспренной — в апреле ты почему-то думал обо мне. Как раз мать-мачеха так дымно зацвела, и в длинных сумерках я вышел из машины ( она была чужая, но была!)... ...И в этот год, и в этот синий час — (как водится со мной: в последний раз ) мне снова захотелось быть — любимым. Но я растер на пыльные ладони весь это первый, мокрый, лживый цвет: того, что надо мне,— того на свете нет, но я хочу, чтоб ты меня — запомнил... — Ведь это я, я десять раз на дню, катавший пальцами, как мякиш или глину, одну большую мысль, что я тебя люблю, (хоть эта мысль мне — невыносима), стою сейчас — в куриной слепоте (я, понимавший все так медленно, но ясно) в протертых джинсах, не в своем уме. ...в тот год, когда мы жили на земле — на этой подлой, подлой, но — прекрасной. апрель 2004
Шиповник forever
в первый раз я увидел тебя — в шесть лет,
второй раз
— когда мне стукнуло 35,
в третий раз я увижу тебя
— перед смертью,
а больше я тебя уже никогда не
увижу.
1 За то, что ты — не абы как, а трижды — вдруг вспыхнувший в моей июньской тьме, я все равно тебя — когда-нибудь увижу: в гробу, в России, в дочери, во сне. 2 Я тебя обожаю... За то, что — имперский, тяжелый, засучив рукава, так насмешливо, так безнадежно ты смотрел на меня (слишком красный и слишком лиловый) — ты за это за всё мне приснился вчера — белоснежным. 3 Дорогой мой, желанный, единственный, счастье мое! — всё, что я обещал,— всё сбылось (только всё как-то слиплось, слежалось...). ...Но зато — о, как долго томилось мужское твоё молоко, как смешно и по-детски оно на твои рукава — проливалось. 4 Я искал тебя — всю свою жизнь на таком подмосковном ветру, я писал тебе длинные письма, но всё бесполезно. — Я увидел тебя в первый раз — в одна тыща затёртом году, а теперь ты меня положил на лопатки — на теплую землю. 5 Так что это — я ненавижу тебя... И за весь мой истерзанный вид, за шиповник, несбывшийся мой, и за весь твой volksvagen позорный... (...дорогой мой, бесценный, родной — у тебя ничего не болит?) — У меня ничего не болит, я хотел бы — в четвертый, в четвертый!..
***
Мужает голос и грубеет тело, но всё по-прежнему во мне — свежо и звонко. Я подниму себя — привычно, между делом, легко и убеждённо, как ребёнка. А ранней осенью — жизнь зацветёт, как школа, начнёт букетами и ранцами кидаться, но зрелость с юностью — как школьник и дошкольник, всё меж собой никак не сговорятся. Но — солнце — правду — выскажет в упор и также в зеркале, как зелень, отразится, когда из ванны выйдешь в коридор ты — с мокрой головою, как лисица. ...Чем ближе осень — ярче подоконник, чем дальше школа — тем ещё ужасней и я сижу в углу, как второгодник, и свет стоит столбом — как старшеклассник. Мне нравится, что жизнь со мной — груба и так насмешлива, подробна и невместна: я подниму своим привычным жестом легко и убежденно — прядь со лба. Ведь сколько раз уже — в очередном аду — я прижимал к лицу свои мужские руки и полагал, что я иду — к концу, а шёл, как правило, к какой-то новой муке. Ну так простимся же — по-царски, без обид, здесь и сейчас, откинув одеяло,— нам только жизнь и зрелость — предстоит, как раньше смерть и детство предстояло.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы