Тюмень и тюменщики. АВТОБУС ГОРОДСКОЙ
Тюмень и тюменщики
АВТОБУС ГОРОДСКОЙ
А.г. появляется в Тюмени летом 1929 года. Его смонтировали в пожарной мастерской на базе грузовика. Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов (ныне здание инженерно-строительной академии). На следующий год по улицам города побежали настоящие, заводского изготовления автобусы. В 1934 году в Тюмени были введены три маршрута. (Тюмсити)
Про послевоенные Тюменские автобусы сообщает человек по фамилии Попов.
Про первые тюменские автобусы.
Спросил бабку (1917 г.р.), что там с автобусами.
Далее с ее слов.
- Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась.
- ???
- Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала.
1961 год: 22 съезд КПСС: Хрущев объявляет, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.
А привыкать жить при нем нужно уже сейчас.
Главное, что будет при коммунизме высокая сознательность людей.
Нужно уже сейчас воспитывать эту сознательность.
Вот для воспитания этой сознательности в автобусах и троллейбусах и трамваях были отменены кондукторы. Чтобы люди без внешнего принуждения, сами, расплачивались за проезд. Для этого в автобусах были установлены кассы такие железные ящички (сверху прозрачные, плексигласовые) с прорезью сверху же, сбоку ручка. Кидаешь в этот ящик пять копеек, откручиваешь ручкой себе билет, отрываешь его проезд оплачен.
Сознательность граждан оказалось не очень высокой, многие начали ездить, не опуская в кассу денег и не отрывая билетов, поэтому вскоре появились контролеры, проверявшие их наличие. А в случае отсутвия их, штрафовавшие нарушителей.
Такое устройство оплаты проезда на городском транспорте в Тюмери продержалось до середины 1980-х, когда кассы были заменены талонами и компостерами.
А с середины 1990-х возродился и институт контролеров.
***
Кассы на талоны и компостеры были заменены вот почему.
Потому что не желавшие платить за проезд граждане научились вот какому трюку: они в этих кассах билет отрывали, а деньги в кассу за него не клали.
И более того: поскольку в наших автобусах наличествует особенно по утрам очень большая давка оплата проезда осуществлась так: люди со всего автобуса передавали деньги проезд стоил пять копеек в направлении кассы, а человек, стоявший возле нее, эти деньги в кассу опускал, билеты отрывал и передавал назад. И вот: некоторые граждане например автор этих строк, в первой половине 1980-х студент Тюменского университета, систематически не имея денег, даже на просто хлеб, чтобы его есть, и на папиросы, чтобы их курить, поступал так: заходил с утра в автобус, пробивался к кассе, и передаваемые пассажирами деньги в кассу опускал но не все. А часть прятал в кулаке. И таким образом за одну поездку насобировывал и на хлеб, и на папиросы.
Так вот и не построили коммунизма в СССР.
ЗИС-154, 1946 год Суровый русский автобус завода имени Сталина. В.Гаврильчик |
***
Про Хрущева и коммунизм.
Основания для этого утверждения Хрущева, нужно признать, немного были: резкий рост всего хорошего в СССР:
Он начинает обгонять США в научно-техническом прогрессе: Спутник и космос. Реактивные пассажирские самолеты Ту-104, Ту-114, Или-18, Ан-10. Самые большие в мире ГЭС. Первые в мире АЭС и атомный ледокол "Ленин". Бешеные десятками процентов темпы экономического роста. Новые месторождения всего (нефти в том числе), найденные в Сибири. Энтузиазм масс, освобожденных от произвола и недостатков культа личности. Очевидное распространение коммунизма на весь мир, вплоть до Кубы, Африки и Индонезии. Раньше только пушки теперь хватает и на масло. Бешеное (впервые за всю историю СССР) жилищное строительство. Автомобили для населения "Волга" и, особенно, "Москвич". Телевизоры и радиоприемники, рост производства которых за 5 лет в 5 раз. Целина даст невиданное количество хлеба. Кукуруза обеспечит кормами животноводство. И т.д., и т.п.
Так вот: в промышленности ну, не к 1965 году, кончено, но к 1985 практически они были достигнуы, объемы годового производства стали, чугуна, нефти и прочего, которые считались достаточной материальной базой для коммунизма.
Более того в принципе, к тому же 1985 году были более-менее достигнуты и бытовые стандарты коммунизма по Хрущеву.
Ибо коммунизм по Хрущеву отнюдь не представлял собой того, что представлял под коммунизмом советский человек с улицы: полное изобилие болониевых плащей, магнитофонов, автомобилей, черной икры и т.д. "каждому по потребностям" и бесплатно. В речи Хрущова упоминались даже деньги и цены то есть коммунизм по Х. отнюдь не предполагал упразденение денег!
По потребностям-то по потребностям, да потребности эти были высчитаны для человека специфического. Человека коммунистического! Пара башмаков штаны какой-нибудь пиджак, какое-нибудь пальто, койка в общаге, еда в достаточном количестве килокалорий на душу и т.д. Эти вот потребности Советская власть к 1985 году действительно удовлетворяла и действительно почти бесплатно: штанов, пиджаков, башмаков советского производства было сколько угодно, очень некрасивых, зато дешевых около 9 рублей за штуку. Колабаса была дефицит, но хлеба и минтая было завались, и стоило это опять же копейки. За отдельной квартирой или персональным автомобилем нужно было стоять в очереди чуть не порой и двадцать лет, но койка в общаге была гарантирована всякому, а проезд в городском транспорте стоил 5 копеек на нынешние деньги 50 их, то есть практически опять же ничего.
Но человек не успел стать сознательным. Любого фасона пальто, лишь бы спасало от мороза ему оказалось мало. Ему хотелось
Результат известен.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы