Книжная полка «Топоса» - 4. Искусство для искусства
Генрих Вёльфлин «Ренессанс и барокко», Джорджо Де Кирико
«Гебдомерс», Дмитрий Бавильский «Скотомизация»
В этом обзоре пойдет речь про книжки, посвященные искусству. В
последнее время их появляется все больше и больше, альбомы, монографии,
популярные издания, разделы, посвященные искусству в книжных магазинах
разбухают, все труднее и труднее найти что-то по вкусу, отделить
халтуру от чего-то действительно стоящего. Попытаемся.
Монография
Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко», изданная «Азбукой» в
серии «Художник и знаток» одна из первых и наиболее известных
искусствоведческих работ. С нее, собственно говоря, современное
искусствоведение и началось. Посвящена она переходу от одного
глобального стиля (который следует воспринимать здесь как мировоззрение)
к другому. Описание этого перехода дотошно, подробно – формы стен,
фонтанов, окон, вплоть до архитектурных особенностей ступенек
или геометрии садов. Однако никакого наукообразия и занудства,
читается книжка как детектив, в котором нет и не может быть никакой
развязки. Написана она с азартом молодого человека – ведь Вёльфлину,
когда она вышла, было всего 25.
Цитата: «После работ Микеланджело и Рафаэля в Ватикане живопись
и пластика начинают стремиться к крупным и всё более возрастающим
размерам. Появляется привычка отождествлять прекрасное и колоссальное.»
Роман «Гебдомерс», изданный «Азбукой» в своей популярной «дешевой»
серии написал известный итальянский художник-сюрреалист Джорджо
Де Кирико. Тот самый, который рисует пустые города, странных всадников,
монотонное небо, скульптуры, искаженные непонятным страданием...
Вот и роман Кирико соответствующий – загадочный, головоломный,
похожий на сновидение, путанный, с непрописанным сюжетом. Длинные
абзацы, подробные описания и полное отсутствие диалогов раскрывают
сумрачный внутренний мир главного героя, чьё имя вынесено в название
и которое переводится как «состоящий из семи частей» и в облике
которого можно узнать самого художника.
Цитата: «Гебдомерос сидел опершись локтем на руины, подперев голову
ладонью и больше не думал ни о чем...»
Олег Кулик – единственный живущий в России художник,
вошедший в элиту мирового арт-бизнеса. Олег Кулик – это который
голым скачет, изображая собаку, медиа-звезда, не вылезающая из
телевизора. В издательстве «Ad marginem» вышла «Скотомизация»,
книга бесед с художником, записанная Дмитрием Бавильским (её
отрывки вывешивались на «Топосе» пару лет назад). Это легкая,
веселая и умная книжка, способная поднять настроение буквально
с любой страницы. Кулик подробно излагает здесь свои взгляды на
современное искусство, травит байки из своей жизни, неожиданно
оказываясь своеобразным мыслителем. Книга написана без искусствоведческой
зауми с таким расчетом, чтобы любой человек с улицы смог понять
и даже полюбить современное искусство. Здесь подробно разбирается
карта московской арт-сцены и то как устроено мировой арт-бизнес,
приведены едкие отзывы Кулика о коллегах и критиках, а так же
проникновенные слова о любовницах и любви не только к животным.
Кулику не привыкать к скандалам, возможно, книжка спровоцирует
еще один или даже несколько.
Цитата: «Мой член достаточно уникальный, вернее его форма – головка
у меня меньше, чем центр «туловища», торпедообразного строения.
Поэтому мой член хорош не только для вагинального удовлетворения,
но и для анального. Плюс, у него достаточно мягкая головка, так
что он легко входит и выходит. Кстати, у животных копьеобразные
члены.»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы