Комментарий |

Открытые мюсли

Открытая мысль: Философско-литературный журнал. №3. – Москва, 2006. – 245 с.

Скоро этот номер и до Ганновера доберётся (первые два добрались).
Что-то ганноверчане подумают? Что соцреализм воскрес?

За лесом – степь, за далью – дали:
Просторна Родина моя.
Осенней сдержанной печалью
Покрыты здешние края…
(Константин Брыляков)

Я навеки останусь в пустынных краях,
Где брусника и ягель седой,
Буду петь о суровых и радостных днях
У озёр за туманной грядой…
(Юлия Иванова)

В общем, поля колосятся, надои растут…

Другой конёк журнала – «тихо сам с собою». В «Точке.Зрения»
рассказы Татьяны Красновой, три из которых вошли в «ОМ», назвали
«каким-то полунамёком на что-то», «определённо
ценностью для автора».
Причём не ругали, это похвала.
Оказывается, ценность для автора – «значит, ценность для
каждого человека, потому что только познавая чужой внутренний
мир, имеешь возможность путём отождествления хоть немного разобраться
в своём»
. Так что, напрасно Сергей Алхутов в разделе
«Эссеистика. Философия» мучается вопросом, чем же отличается писательство
от графомании. Ничем. Ценным для автора может быть буквально всё.
Вот и рассуждает Т. Краснова о том, что «сейчас лето,
а потом – осень, а там – зима, Новый год, и начнется новый отсчёт
старого»
, задумывается Игорь Тогунов, как «Иные,
в меру своей настырной разумности, стремятся описать суть, надеясь
получить в итоге банальность представления. Банальность эта настолько
начинает завораживать нас, что, сплотившись в кольцо культового
танца, создаём туманящий ритм преклонения, начиная бесконечное
движение в храме представляемого»
. Такие вот «полунамёки
на что-то» и составляют большую часть журнала…

За удачу же номера, если говорить о прозе, – интернационализму
спасибо. Спасибо эстонке Хелью Ребане. Её «Аристарх и ручная бабочка»
– тонкая, умная, благородная вещь. Из этой бабочки она получила
сказку, быль, притчу; о любви, обиде, разочаровании и даже смерти
(а Аристарх, конечно, умер, это кто-то другой на выставке вальяжничал;
Аристарх любил одну живую бабочку, а не множество мёртвых). Ребане
умеет то, что я даже и не знаю, кто ещё умеет. Она пишет просто,
легко и ясно. Очень светло. Может быть, только двуязычье ей немножечко
мешает – иногда «тавтолочит» какая-нибудь фраза, и хочется поправить
(доперевести! :).

«О чём бы ни зашёл разговор, Аристарх умудрялся с любой
темы скатиться на то, почём сейчас цветы, где взять цветы с запахом
(даже розы теперь не пахнут!) и надо ли привозить цветы из Голландии,
если можно вырастить намного более питательные цветы прямо здесь»
.
Тут, конечно, или «о чём бы ни зашёл разговор»
нужно оставить, или «с любой темы», они друг
друга дублируют...

В разделе «Поэзия» рада была встретить большую подборку Николая
Буторина. Это поэт-традиционалист, он пишет так, как будто никаких
верлибров и приколов нет и не бывало и нескоро будут, но получается
красиво и грустно и… соглашаешься на без верлибров и приколов.

День угасал. Прозрачной чернью
Господь фиксировал сие.
Печальным светом Невечерним
переполнялось бытие.

Природа грезила о Боге,
и мелкий дождик лил рысцой –
и атеист, зверёк двуногий,
бежал по гравию трусцой…

Подборка же Элеоноры Ещиной радует, если можно так сказать, потенциально.
Тоже своего рода «какой-то полунамёк на что-то», но тут всё-таки
понимаешь, на что, и жаль только, что автор так путано намекает.

…Потом у художницы (она оставалась ею
                              внутри) произошёл переворот.
Кое-как она вспомнила чьи-то слова.
Случайно, сама, кто послал ей их –
                              только Всевышний разберёт,
Но их мудрость пройдёт через века:

«Каждую секунду где-то умирают люди.
Кто-то в свой час, кто-то –
                              несправедливо рано.
Всякий человек мечтает о чуде,
Но недостаточно верит, ругается бранно.

Минута может оставить за собой ошибку,
Или молодой вдруг поймёт, что уже старый,
А ребёнок, захлопнув тайно читаемую
                              взрослую книжку –
Лучше поймёт: вера заживляет и раны…»...

Её тексты – о вере, и не столько в богов, сколько в себя. В судьбу,
в творчество. Стихи-размышления и одновременно стихи-истории.
Может быть, в этом они и путаются: размышлять или рассказывать.
Но подкупает искренность и вот это… свободолюбие в квадрате: не
надо жёстких форм, не надо и «экверлибристики». Не надо формалистики
как таковой. И сквозь эту «аформальность», торопливость, ошибки
– слышно, что автору ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ. Ведь бывают ошибки и ошибки.
Есть у Ещиной такая строчка: «Улыбка – это шанс сменить
гримасу на лицо»
. Так вот, ошибка – это шанс сменить
гримасу на лицо…

…Ну, и немного математики. Открытые ли это мысли (съедобные ли
это мюсли!) – если «съедобного» не больше десяти процентов (считаем:
Ребане, Буторин, Ещина, Алхутов – на сорок с лишним, простите,
голов)… Или можно смягчить, можно так: «вкусного» десять процентов.
А остальное можно сжевать если только больше ничего давать не
будут. Или «в целях юмористики». Как сено жуют в Сам-себе-режиссёре.
Сколько тёплых минут одна только Ольга Фомина принесла:

Духовный жар; парад планет.
Потерян крест, судьба другая.
Сосна и ладан; яркий свет.
Меня послали, я чужая...

Вот такая грустная песня. И у Фоминой, и у меня. У Фоминой понятно
почему, её послали. А я… меня тоже, возможно, пошлют. Плохо коллег
хвалю (поясню: и редактор, и координатор проекта – мои коллеги-редколлеги
в сетевом журнале «Новая литература»). Видит Бог, я стараюсь.
Но ведь они и сами удивились бы, проникнись я «степями и далями»,
«туманящими ритмами». Как говорится, чем могу… Долго читала, много
думала. Даже стих сочинила:


Этот номер – и в Ганновер?!

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка