Анатолий Карпов и шахматы
Каисса, благосклонно улыбаясь, глядит, не видимая игрокам, на доску, и ход, который делает магараджа, озадачивает путешественника за три моря…
Или Садко – который непременно должен выиграть: иначе сказка утратит свой райский, русский аромат…
…фигуры необыкновенны – все сработаны из желтоватой слоновой кости, и слоны несут на своих спинах изукрашенные тончайшими узорами башни с вооружёнными солдатами; на конях – отчаянные седоки с обнажёнными саблями, а король…
Король сделан с магараджи, и увенчан чалмой с крохотным изумрудом в центре.
…за пределами плоти, попав в миры просветления, в нижние световые слои - человеческая сущность обнаруживает духовное зрение открытым, и орган его светится во лбу третьим глазом.
Духовное действо шахмат включает в себя изощрённость мозга, доходящего до предела, за которым тишина: сулящая суммы сияний; но цель каждой конкретной партии, из миллионов, играемых по миру – победить…
…это хорошо знал Анатолий Карпов, которому скоро исполнится семьдесят, что – по сравнению с шахматными анналами, в которые чемпион мира вписан навсегда – не особенно много…
Шахматы, совмещая в себе блистательную игру ума и медитативное напряжение, красоту и стройность, помноженные на необходимость первенства, уникально перекликаются с массою явлений мира: тут сверкает алмазной гранью математика и звучит музыка, тут… словно прослеживаются архитектурные взмывы, и слышны поэтические, насыщенные звукописью периоды.
Многое включает в себя дворец шахмат, но лабиринт, вмещённый в него, подразумевает такую изощрённость мозга, что, только обладая универсальным шахматным умом, можно стяжать световые триумфы…
Дар проявляется рано: но подозревал ли отец Анатолия Карпова, выучивший его в пять лет игре, о столь стремительном восхождение сына?
Его жизнь зафиксирована поэтапно в исторических хрониках, не стоит повторяться; куда интереснее его индивидуальная манера: тот блеск, та отточенная техника реализации преимуществ, которой он славен…
…снова взмывы Вивальди слышатся на заднем плане: и бурно разворачивающаяся атака завершается победой…
Поэтические коды связывают иные ходы, позволяя говорить об ассоциативном мышление, как необходимой форме шахматной игры…
Карпов – игрок универсальный: казалось, он суммировал опыт предыдущих мастеров, обогатив его своим, неповторимым; добавив к бесконечной шахматной теме собственную интонацию.
И интонация эта позволила его быть вписанным в анналы – шахмат, истории…
Взирала ли Каисса на партии мастера?
Видела ли она партию на берегу, в которой Антоний Блок, духовно разбитым из похода возвращающийся домой, противостоит смерти: она принимает киношно-мужское обличие, а цвет одежд – разумеется чёрен…
Опустошённый из похода он возвращается домой, его не радует природа, и ничего в стране родной. И раны ноют постоянно, и гроб Господень не добыт. И то, что жив – ужасно странно. Но жив, однако. Не убит…
Рыцарь Антоний Блок не убит, и партия будет продолжаться столько, сколько будут смотреть бергмановский фильм, разгадывая его каждый по-своему.
…есть византийская версия происхождения шахмат: роскошь двора басилевса подразумевала мудрецов, вполне способных разработать тончайшую игру – если не считать того, что она была разработана за много веков до цветения Византии.
Приземистые базилики, плечистые церкви, тяжёлые купола, и – роскошь лестниц, в изножии которых великолепные, каменные львы, и церковные службы такого размаха и величавости, что дух захватит; а мысли о Христе отойдут на второй план.
Но – искусство византийской мозаики: своеобразное «искусство глаз»: они – с изображений святых – прожигали душу смотрящего: Ты жить обязан по-иному!
…Эйве характеризует рациональный, предельно математический подход к шахматной игре; в то время, как Хосе Рауль Капабланка больше доверял интуиции: божественному цветку, чья красота зависит от окраса человеческой личности; Стейниц – новатор шахмат – создал первое теоретическое учение оных, помимо собственной игры; многие дебюты названы в честь Алёхина…
Но семьдесят скоро будет Анатолию Карпову: одному из ярчайших мастеров игры…
Дворец шахмат – изощрённо красиво, с бессчётным набором вариативности, как украшений – вдвинут в метафизические небеса: недаром в Индии полагали, что занятия шахматами ведут к обретению мудрости.
Но в самый дворец вдвинут лабиринт такой сложности, что только обладающий универсальным шахматным мозгом сможет выбрать ходы, ведущие к триумфу.
Есть ли глобальная цель игры?
Вероятно, она посложнее, нежели цель игры в бисер, и сокрыта массою метафизических напластований, но цель шахматных турниров – победа.
Анатолий Карпов одержал их много, вписав своё имя в лучащийся – кстати, весьма немногими именами – пантеон.
…восхождение Карпова было стремительно – Михаил Ботвинник обращается с ходатайством к министру высшего образования СССР Вячеславу Елютину выделить для Карпова дополнительное место в МГУ, так как полагает, что Карпову для достижения крупных спортивных успехов надо жить в Москве.
О! шахматы союзны и с музыкой, и с поэзией, и… с военными действиями.
Гармония ходов может прерываться резкими всплесками, что, сглаживаясь, возвращаются к изначальной гармонии.
За определённой атакой можно услышать орган Баха, за иной – могучее неистовство Бетховена, или – когда наступает на доске относительное спокойствие – раскрываются лирические страницы Шопена.
Карпов – универсал: кажется, он совмещает лучшее, из бывшего до него, привнося своё, неповторимое.
Техника реализации достигнутого преимущества отточена до предела: высверк афоризма мерцает за оной.
Он может вести и спокойное, не спешное наступление, не оставляющее противнику шанса…
Великолепие шахмат дополнительно подчёркнуто проявлением в жизни такого фундаментального и блестящего игрока, как Карпов, чья жизнь, неуклонно двигаясь вверх, уже вписана в анналы.
…сияющая красотой Каисса растворена в мудрости шахмат, чья музыка звучит бесчисленными мелодиями; и богиня, погружённая в слои собственной мудрости, пестуют таинственными лучениями лучших из лучших игроков…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы