Комментарий | 0

Лабиринт Галицкого в Краснодаре

 

 

 

Парк «Краснодар» (также называемый парк Галицкого) – городской парк, расположенный на северо-востоке от центра Краснодара в микрорайоне Школьный, между улицами Восточно-Кругликовская и Героя Владислава Посадского, рядом со стадионом ФК «Краснодар». Парк построен на средства предпринимателя Сергея Галицкого и открыт 28 сентября 2017 года. Площадь составляет 22,7 га. В парке высажено больше 2,5 тысяч деревьев. … Разработкой проекта занималось немецкое архитектурное бюро GMP International (1).

Стадион и парк Галицкого – масштабный и тщательно спроектированный комплекс, различные элементы которого были детально продуманы. Особенно если брать архитектурную составляющую проекта. «Стадион задумывался как вневременная монументальная постройка. …Для отделки фасада использовали тот же итальянский травертин, из которого строили римский Колизей» – говорит один из участников проектирования комплекса Игорь Марков (2).

При создании парка использован ряд намёков на «трансформированную древность», вписанных в рамки футуристической регулярности. Как и в случае со стадионом – Колизеем, в преобразованном виде цитируется, прежде всего, средиземноморская древность. Это и критский лабиринт, и круглые толосы, и реконструкция мавзолея императора Адриана. Но при этом имеется в виду преимущественно эпоха доантичной бронзы. Именно поэтому велика роль связанных друг с другом окружностей.

А вот как описывает парк одна из жительниц города: «Огромная территория, редкие деревья и кустарники, озеро с японскими карпами, бескрайняя песочница с белоснежным песком для малышей и уйма качелей-каруселей. Летом можно послушать живое выступление музыкантов или посмотреть фильм абсолютно бесплатно в летнем кинотеатре на удобных подушках. Фонтаны и фонтанчики, удобные скамейки и деревянные настилы, безупречная чистота …» (3).

«Мы руководствовались тем, что в Краснодаре нет ничего вневременного» – подчеркнул Игорь Марков. Утверждение весьма спорное. Нельзя, например, забывать лучшие образцы православной храмовой архитектуры города. Как дореволюционной, так и современной.

 Но храмы и парк Галицкого, пожалуй, нельзя сопоставлять. Первые – места соприкосновения временного с вечным, символы единства носителей определённых идентичностей (религиозной, этнической). А парк – место отдыха. К тому же его создатели целенаправленно старались выйти за пределы любых идентичностей (в отличии, например, от парков советского времени). Поэтому церкви надо сравнивать с церквями, а парки – с парками.

И действительно, создатели парка обращаются к максимально широкому кругу людей, вне зависимости от их идентичности, культурного багажа и предпочтений: «Парк вокруг «Краснодара» – нестандартный для постсоветской действительности: это территория, которую люди сами наполняют смыслами. Мы создали картинку, но интерпретировать объекты на ней предстоит посетителям. Например, водная гладь задумывалась для созерцания. Так и было, пока не ударило солнце – и горожане не отправились купаться в фонтане».

Но при этом авторы проекта не скрывают своего стремления направлять жителей города, брать их стремления под свой контроль: «Мы намеренно не стали вписывать стадион в городскую среду. Для меня вообще большая тайна, что такое «среда» и как в неё вписываются … Цель «Краснодара» - влиять не на городскую среду, а на умы: показать, что можно по-другому ...

Мы сделали не трендовый «дикий» парк, а пошли от обратного, представив, что нам не нравится в современных общественных пространствах. Например, в них отсутствует сценография. А наш парк сценографичен: это театр. Мы задаем путь, который сами срежиссировали: взгляните направо, налево, теперь через этот ракурс, развернитесь. Каждая дорожка – это продуманный сценарий» (4).

Возможно, к подобному захватывающему эффекту контраста с привычным миром скромных селений, полей, гор и моря стремились когда-то строители критских дворцов. Они хотели подчеркнуть величие царей-жрецов, которые считались залогом благополучия своих подданных.

Так или иначе, властность «организующего начала» парка бросается в глаза всем, кто там бывает: «По идее, парк рассчитан на то, что через него пойдут большие толпы людей от парковки или остановки к стадиону, и задача этих дорожек – как-то равномерно распределить этих людей. Но парк должен работать и привлекать этих людей каждый день и отвечать их ежедневным потребностям. Я надеюсь, что этот недостаток в будущем решат за счет каких-то дополнительных тропинок, которые бы не сильно выделялись из общего вида, но при этом люди бы не месили грязь, а шли по твердому покрытию, для того чтобы перейти на соседнюю дорожку.

Каждый из нас человек. Вы впервые оказались в парке, выбрали путь, но увидели что-то интересное и захотели подойти. Мы люди, и мы так устроены, что мы экономим энергию, не ходим кругами, а идем напрямик. Мне тоже пришлось срезать по газонам. В принципе, сделать все без ошибок не сможет даже самое дорогое архитектурное бюро в мире, но здесь вопрос больше к философии пространства» (5).

Днём парк всё ж послушен, его норов сполна проявляется, когда темнеет. Ориентироваться в парке, находить нужные места и объекты здесь пока не просто.

Идёшь к остановке среди клумб, усеянных мириадами фиолетовых лампочек. И кажется, что ты обречён остаться в этом заколдованном мире навсегда. Раз зашёл – больше не выйдешь. Но, быть может, благодаря этому эффекту начинаешь радоваться, очутившись вновь в обычном серопанельном городе?

Парк «Краснодар» – очень наглядное, предельно концептуализированное воплощение одного из направлений современного транскультурного мейнстрима. А именно: курсом на непосредственное управление мельчайшим. Когда человек целенаправленно оперирует мельчайшими неделимыми частицами, например, для передачи сообщений с помощью квантовой связи. Или когда миллионы разобщённых индивидов оказываются в полной власти государственной машины и корпораций.

Конечно, парк Галицкого на фоне многого другого из этого направления выглядит более интересным, человечным, а не только продуманным и масштабным.

Поэтому жители и гости Краснодара всё же начали обживать, преобразовывать парковую среду. Например, уже сформировался обычай бросать в бассейн с карпами монетки (6).

Хорошо бы, конечно, «для симметрии» создать в Краснодаре «антипарк Галицкого», пронизанный эстетикой заброшенности, природной спонтанности и духом югэн. Для этого можно использовать, например, настоящие заброшенные здания, окруженные зеленью. Но к такому проекту надо подойти столь же серьёзно, как команда Галицкого – к своему.

 

                                                                Примечания

1. Краснодар (парк). URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснодар_(парк) (дата обращения: 14.03. 2021).

2. Грачёв С. Савинов К. «ЕСЛИ БЫ МЫ ПОДСТРАИВАЛИСЬ ПОД РЕАЛИИ КРАСНОДАРА, ЭТОГО СТАДИОНА И ПАРКА НИКОГДА БЫ НЕ БЫЛО».URL.: https://strelkamag.com/ru/article/esli-by-my-podstraivalis-pod-realii-krasnodara-etogo-stadiona-i-parka-nikogda-by-ne-bylo (дата обращения: 13.03. 2021).

3. Почему я не люблю парк Галицкого? URL.: https://zen.yandex.ru/media/tvorchesky_krd/pochemu-ia-ne-liubliu-park-galickogo-5eb2a35e34cbba0565c6e7de (дата обращения: 13.03. 2021).

4. Грачёв С. Савинов К. Указ. соч.

5. Что не так с парком Галицкого? Взгляд из Москвы. URL.: https://www.yuga.ru/articles/society/8350.html  (дата обращения: 13.03. 2021).

6. Почему я не люблю парк Галицкого? URL.: https://zen.yandex.ru/media/tvorchesky_krd/pochemu-ia-ne-liubliu-park-galickogo-5eb2a35e34cbba0565c6e7de (дата обращения: 13.03. 2021).

 

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка