Леви-Стросс как воплощение рациональности
К этнологу, философу и культурологу Клоду Леви-Строссу, прожившему огромную жизнь (1908 – 2009), относятся весьма по-разному. Одни восхищаются глубиной и масштабностью его теоретических обобщений, основанных на этнографических данных. Другие полагают, что построения учёного нередко далеки от реалий жизни и культуры каких-либо народов, а, скорей относятся к сфере авторского философского видения.
Как это обычно бывает, правы и апологеты, и критики. Смотря какой аспект творчества Леви-Стросса рассматривать, и из какого набора оценочных критериев исходить. Подробному анализу различных аспектов творчества этнолога и философа и без того посвящено немало работ. Отметим лишь, что у Леви-Стросса в целом лучше получалась «рентгеноскопия скелета» человеческой культуры и отдельных этнических культур, например, изучение универсальных бинарных оппозиций в культуре и мышлении людей, исследование основанных на них формул и кодов.
Интересно, что современные учёные-гуманитарии всё более становятся описанными Леви-Строссом бриколерами. Они в большей степени не создают новое, оригинальное, заменяющее старое, но комбинируют уже известное в соответствии со стоящими пред ними в данный момент целям. И новым концепциям суждено стать ещё одним из ингредиентов для бриколажа (1).
Но для нас сейчас важно совершенно другое – Леви-Стросс, как и некоторые другие структуралисты, пытался обобщить культурный опыт человечества с помощью концентрированной эссенции европейского абстрактного рационализма с момента его зарождения. В которой можно, например, разглядеть и платоновский мир идей (универсальные бинарные оппозиции), и аристотелевское единство идеи и материи (паттерны конкретных этнических культур).
Рассматриваемые учёным ступени воплощения идей и принципов в жизнь носителей тех или иных культур напоминает об эманациях в неоплатонизме, усиленном тщательно разработанным инструментарием новоевропейской эмпирической науки.
Феномен Леви-Стросса, прежде всего, воплощение того сегмента европейского интеллектуализма, где существует тысячелетняя преемственность и традиция, где постоянно актуальны, пусть и в трансформированном виде, его наиболее ранние пласты. Эта традиция символизирует непрерывность существования западного культурного мира, а также его претензию на бесконечность и единственность.
Но эта традиция внутренне полифонична. Леви-Стросс, например, больше напоминал средневековых сторонников предопределения, детерминированности человеческого поведения. Тогда как функционалисты, с которыми учёный во многом не был согласен, в большей степени разделяли принцип свободы человеческой воли.
Также Леви-Стросс был одним из наиболее характерных интеллектуалов своего времени. По крайней мере, для среды рационалистов. Недаром средина XX в. стала временем, когда стала бурно развиваться кибернетика – опредмечивание и воплощение в действие математики. Для Леви-Стросса жизнь различных народов, составляющих человечество, было опредмеченным и воплощённым человеческим разумом как таковым.
Это было время выхода человека в космическое пространство, когда казалось, что между чистой мыслью, идеалом, и реальной жизнью больше не осталось преград. При этом Леви-Стросс был всё же достаточно осторожен, т.к. полагал, что полное воплощение потенциала человеческого разума «здесь и сейчас» маловероятно, человек ограничен и «запрограммирован» той культурой, к которой принадлежит, спецификой конкретного этапа её развития. И возможности для личного выбора у него не так уж много.
Возможно, что осознание этого факта стало в своё время «философской составляющей» самоубийства советского писателя Александра Фадеева. Помимо прочего, трудного было мириться с осознанием того, что идеал, принцип может быть воплощён в реальность только в ограниченном, искаженном виде. И не как иначе.
Также очень вероятно, что активное и концептуально последовательное творчество Леви-Стросса стало следствием постоянного ощущения угрозы для дальнейшего существования единого во времени и пространстве мира, основанного на рациональности. Как угрозы извне, так и исходящей от ускоряющегося самопоедания этого мира. Своим творчеством философ словно пытался создать метод для воссоздания такого мира там, где его уже нет либо не было изначально.
В мире, где в жизни людей могут сполна воплотиться принципы изменчивости и непредсказуемости, рациональный мир Леви-Стросса может периодически появляться и исчезать, как прочие иные миры.
Примечание
Васильев И. Основы моноцентрического плюрализма. URL.: https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/osnovy-monocentricheskogo-plyuralizma (дата обращения: 27 05. 2020).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы