Всё об искусстве (8)
Не так разве?..
Скрывать художническую «кухню» - все чаще лень становится. В этом нет "идеологии", и вообще - идеи. Хочется послушать голос лени. Со временем желание рассуждать пропадает, вникать перестаешь, - "почему то годится, а здесь провалено безоговорочно?.."
Да - да, нет - нет...
Оказалось, вероятность ошибки та же, что и при дотошном желании дойти до причины принятия или отказа... Другое дело, если одной левой сделано… А если силы приложил? Ведь за этими раскопками страх ошибки, а что ее бояться, она участница общего поражения, жизнь ведь в целом - поражение надежд на нее, разве не так?.. Но главное настолько главно, что важным быть перестает, вылезает за пределы, а важно то, что исследование ошибок не убавляет вероятности новых ошибок, потому что способ делания задан от природы, ничего с ним не поделаешь – сначала делаем, а потом уж – думаем или не думаем…
…………………
Жизнь - и реальность…
Желание слить воедино реальные вещи с их изображениями, создать новое пространство, в котором все они равноправны... В сущности блажь. Искусство, как глубинное свойство нашей натуры, в общем случае не нуждается в "реальности", имеет свое обоснование, предмет, и назначения… Оно не развлечение, тем паче, не "десерт", - это равноправное с наукой разума течение глубинной жизни в нас. А "реальность" - только один из срезов этого пространства, и, как любой срез, массу случайностей содержит, посторонних деталей…
…………………
По этажам за кошкой…
Вчера в поисках знакомой кошки поднялся на лифте до девятого этажа, последнего в доме, и, спускаясь по лестнице, на каждом этаже заглядывал за шахту лифта - там неширокое пространство, труба мусоропровода - и окно. На двух окнах из девяти обнаружил готовые натюрморты, "поставленные" бомжами, которые здесь ночуют.
Два года тому назад я начал фотонатюрморты с идеи, что все вокруг нас или многое уже поставлено как надо для цельного изображения, стоит только выбрать точку зрения, угол, ракурс... Оказалось, не совсем так, в жизни признаки художественной гармонии встречаются не часто, а если и случаются, то им мешают задние планы и вся среда, которую непросто исключить из поля зрения, если в руках оптический прибор. Художник это делает легко и самовольно, он свободней: если пишет с натуры, ненужные вещи может просто не замечать, а если по воображению или памяти, то и проблемы нет.
Я поступал как художник - выбирал подходящие по моему чувству вещи, и ставил их так, как считал нужным и красивым - интересным. Чтобы между ними были разговоры-споры, напряжение и драма. Фотографировал, и рассматривавл как начальный набросок или эскиз использует художник... Потом обрабатывал изображение в компьютере, но не механически применяя технику, фильтры и прочее, а выделяя отдельные участки изображения, меняя их освещенность, цвет... Ничем не отличается от художнической работы, только на экране происходит… Наконец, используя инструменты типа пера, пририсовывал на экране все, что считал необходимым.
Но гуляя по этажам в поисках знакомой кошки… убедился - иногда готовые постановки случаются в жизни. Идешь - и наталкиваешься на натюрморт.
Так чаще бывает, когда вещи разбрасывает природа, ветер, например. Или оставляют люди, не озабоченные представлениями о красоте.
…………………
.................
...разумеется, "оптическую иллюзию" можно было бы сделать куда "чище", техника дозволяет :-) Создание единого изображения из "реальной бутылки", живописных бутылок, графического изображения на листке бумаги - и фона, взятого совершенно не помню откуда, из какой-то другой картинки, что ли... как я сейчас понимаю, задним числом, было интересно мне - именно - просто ИНТЕРЕСНО, потому что на пути уверенности в едином устройстве всякого изображения, если оно цельное ( об этом мне понятней всех говорил Сезанн, его инстинктивная уверенность сильней любых доказательств)... вставали некоторые препятствия, изображения на сетчатке глаза и в фотоаппарате различаются, поэтому возник задор, или "кураж" - показать, самому себе-то ясно!.. что эти различия несущественны. И не идти далее, в сторону фокусов, то есть, не замазывать "швы", а оставить все как есть, не "долизывать" задачу. Но если совсем всерьез, то стремление ОЩУТИТЬ цельность изображения, единую атмосферу, настрой - оно гораздо сильней любой выдуманной задачи. НО... без нее вполне можно было бы ограничиться незаконченным наброском. Но тут берет своё долгая школа "научника" - сделать собственную уверенность хотя бы определенным намеком, и не оставлять неопределенным, как это делает поэт, например, оставляя больше места воспринимающему, - "зыбился в тумане", пример, постоянно приходящий в голову, что более неопределенно, чем в "тумане моря голубом", и потому для меня первый образ интересней...
…………………
Когда смотришь десятки и сотни миниатюр разных художников и фотографов, то своего человека сразу видишь. Если человек работает много, и не просто лупит все, что видит перед собой, а имеет свой взгляд на вещи, ТО его изображения пусть интуитивно (и лучше, если так) определенным образом ВЫРАВНЕНЫ по цвету и свету. Это не значит, что они одинаковы, напротив, но есть пределы у каждого, или состояние меры, и видно, что человек считает сильным, выразительным, а что для него пустой ненаполненный чувством крик, демонстративная истерия цвета и света, с оглядкой на зрителя, и все такое...
…………………
Только что он насмешливо улыбался - пишите, мол, пишите, почитаем…
А здесь? - застыла улыбка - и "неужели все?" в глазах.
Сейчас лязгнет крышка...
Всего лишь – простая фигурка химеры, но сколько в ней всего уместилось
……………………
Человека выделяет из прочего животного мира вовсе не способность к мысли, к умозаключениям, не особой глубины и мощи память - все это есть у зверей в довольно развитом виде, во всяком случае, пути развития намечены. Искусство - отличает. Особая форма деятельности мозга - индуцирование далеких ассоциаций и способность оперировать большими неопределенностями. Наука на своих высотах развивается методами искусства.
……………….
Друзья снялись на память...
................
К сожалению, журнал Ю.А.Кувалдина "Наша улица" теперь выходит только в электронном виде. Этот человек мне был интересен. Его преданность искусству удивительна и трогательна. Наши взгляды различались. Он артистичней, не чужд сцены, саморекламы, окружен поклонниками и почитателями, мне это чуждо. Я сомневаюсь в тезисе "ни дня без строчки", и так бывает, и не так... и хорошо, и плохо, и гениально, и болото болтовни без руля и ветрил... Первая стадия творчества, конечно, должна содержать свободу и спонтанность, если этого нет, то автор ремесленник, пусть умелый. Но если дальше нет жесткого отбора, то все тонет, нам даются за всю жизнь в лучшем случае несколько удач, полторы истины, все остальное - банальность. Если ты, конечно, не Платонов и не Рембрандт. "Безумству храбрых..." - но надеяться плодотворно вечером и ночью, а по утрам неплохо и в зеркало посмотреть...
Но вот то, что "писатель пишет для писателя" - в этом много правды. Хотя... мне кажется, тоже не совсем так - писатель не читает писателя, они друг на друга иногда поглядывают - ты здесь, и хорошо. Творческие люди вредны друг другу своим творчеством, но помогают духом творчества и самим присутствием в жизни, оно поддерживает - - мы живы еще...
Парадокс жизни, я писал об этом, заключается в том, что все лучшее на земле создано творчеством, и ничто не находится в таком загоне, пренебрежении, под давлением, угрозой и даже преследованием. И это по-своему понятно - для жизненной рутины творчество слишком сильное лекарство, оно необходимо в микродозах, чтобы превращаться в рутину технологии и практики.
А пока что России не нужны творческие люди, несмотря на все заверения: мы видим практику текущей жизни и политику власти. Ситуация катастрофическая гораздо на более низком уровне - трагическая нехватка просто компетентных и честных людей, не в такой вот степени озабоченных собственной, простите, шкурой. Творчество сильней, оно интернационально, оно не погибнет, пока живы люди. А страны и цивилизации погибают, и это стоит помнить, мне кажется.
……………………
(Окончание следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы