Комментарий | 0

Запечатления Ирины Гаркуши

 

Уже не раз бывало, когда из различных «мировых центров» в «провинцию» движутся новые философские и политические идеи, художественные стили. Проходит время, «мировые центры» теряют силы и самоуверенность, и сами начинают искать, чтобы заимствовать извне. Из «провинции» к ним приходят их же идеи и стили, но изменившиеся и преображенные. Наполненные новой энергией и идеями. И образами.
  
Одним из носителей таких идей и образов стала молодая кубанская художница Ирина Гаркуша.
Ирина Гаркуша родилась в 1985 году в городе Кропоткине.
В 2009 году закончила художественно-графический факультет КубГУ.
Её работы находятся в частных коллекциях Италии и Мексики.
Участница почти двух десятков выставок в различных городах России и за рубежом, член союза художников.

15 мая 2015 года состоялась выставка Ирины Гаркуши «Запечатления». На ней были представлены более сорока эстампов художника разных лет. Стиль, в котором они выполнены, относят к авангарду.

Я уже писал о нём в статье «Феномен Максима Кантора» : «Впервые «авангардное искусство» появилось ещё в каменном веке. При переходе от охотничье-собирательского к производящему хозяйству. Тогда в изобразительном искусстве на место реалистических сюжетов пришли символические знаки-пиктограммы и орнаменты.

Серия "Нимфы"

Усложнение хозяйства, миграции, перемены климата, относительно частые и резкие ломки человеческой жизни резко увеличили «абстрактность» человеческого мировосприятия. Который видел мир, который стал гораздо более изменчивым. И который надо было упорядочить посредством оторванных от непосредственной предметной реальности и потому постоянных символов. Появление «первобытного авангарда» было одновременным с появлением первых «интеллектуалов». Связанных со сферой религии.

Символика «древнейшего авангарда» обращалась к общезначимым вещам: любви, плодородию, рождению, смерти. Её носители и толкователи жили в жестко коллективистском обществе. Символика была общепринятой и чрезвычайно устойчивой. Она распространилась по всему мира и отчасти жива до сих пор.

С тех пор «авангардные» и «реалистические» тенденции в мировом искусстве сменялись не раз.

Серия "Пастораль"

Реалистическое искусство Нового времени показывала силу реально существовавшего европейского человека. Который выше и значимей любых догм, схем и теорий. Который не боялся реальности и чувствовал себя в ней комфортно. Даже в не слишком благоприятных условиях. И считал себя в силах изменить её «под себя». И активно пытался это делать.

Потом европейцы ослабли и почувствовали себя не столь уютно. Она показалась слишком враждебной и сложной. При этом накопленный культурный багаж позволяет строить искусственные миры. Всё это совпало с появлением «великих левых идеологий», предназначенных для исправления неуютного мира. В значительной степени - путём конструирования нового, искусственного мира.

На этом фоне вызрели два вида авангарда. Один можно условно назвать «беспредметным». Он представлен в основном ничего не значащими изображениями и насмешками над чем-либо значимым. И направлен на ликвидацию мира и самого художника». Это взгляд на мир «с точки зрения Бога», для Которого якобы всё равно всему и не существует различий, хорошего и дурного, чёрного и белого. Ведь Он ни в чём не нуждается, и ему ничто не приносит вреда и пользы, в отличии от художника…

Серия "Прощание"

Другой авангард, «предметный» или «семиотический» имеет целью построение отдельных реальностей посредством знаков и символов. Он продолжает традиции «древнейшего авангарда». Но новейший миростроитель индивидуалистичен. Зачастую социально атомизирован. Он вынужден изобретать свой собственный язык, нередко мало кому понятный. И построенный им новый мир оказывается небольшим и недолговечным.

Творчество Ирины Гаркуши, несомненно, относится к семиотическому авангарду. Оно посвящено Первообразам. Первообразам постоянных и длительных явлений или отдельных жизненных  впечатлений. А часто – тому и другому одновременно.

Серия "Страницы из дневника"

Художник изображает нечто, вышедшее из тьмы и готовое дать начало «поточным линиям» людей, животных, гор и городов, любви и страдания. А пока это нечто, уже отделившееся от небытья, но не успевшее до конца оформится. И оформиться оно должно в нечто многообразное, всё дальше уходящее от Первообраза.

  Другие работы Ирины похожи на то, как человек нечто увидел. Но ещё не вполне осознал, что это. Как называется, плохое или хорошее.

Именно поэтому работы художника вызывают ассоциации с творчеством эпох неолита и бронзового века. Эпох, когда Первообразы изображались людьми полухаотическими и многозначными, многообразными, алогичными и живыми. Ещё не огранённые и не расчленённые логикой эйдосы Платона и Аристотеля или Амеша Спента зороастрийцев.

Серия "Ты всюду здесь"

В целом и беспредметный, и семиотический авангарды по сути редко когда относятся к изобразительному искусству. Это скорей акционистская философия, выражающая разнообразными способами небольшое количество идей. Таких, как равнодушие Бога и тотальное одиночество человека в его индивидуальном мире, стеклянно-холодном, хрупком и неуютном.

А вот работы Ирины Гаркуши – не философия, а именно искусство. Цвет и линия живут в них своей самобытной жизнью, которую легко можно ощутить. Но нелегко рационально осмыслить. Образы не укладываются в будто бы подходящие для них рамки. Они утекают дальше и глубже, открываются всё новые смыслы. За которыми скрывается Невыразимое.

Ирина нарядила Его в уютные, неброские и красивые одежды. И они Ему явно идут…

В работе над статьёй использованы материалы сайта «Сфера».

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS