Комментарий | 0

Из какого сукна «Шинель» Акакия Акакиевича?

 
 
 
 
 
Если Записки Сумасшедшего были написаны на основе заимствований (или влияния) Гофмана и Сервантеса, то «Шинель» имеет другую родословную — религиозную литературу древнейших времен: жития святых.   Не надо считать, что я хочу унижать, оскорблять и т.д. традицию «минувших дней» или современные религиозные чувства — речь идет о литературном образце, одушевление одного художника творчеством другого художника.  
 
По-моему, повесть «Шинель» Н.В. Гоголя можно рассмотреть как Жития, составленные из пяти частей:
  
  1. «Современная» жизнь героя — начало его деятельности, учение, «подвиг» его;
  2. Шаг назад: рождение и крещение героя;
  3. Сопротивление и борьба «темных сил» против учения героя
  4. Шинель – как центральный предмет борьбы и искушения;
  5. Поражение – но и освобождение героя.
 
1. Современная жизнь героя всем знакома: он работает  в качестве чиновника низшего ранга в «департаменте» его высочества (как и Поприщин) , он серенький, незначительная частичка огромного бюрократического чудовища, и т.д. и т.п.   Но как это сравнить с Житиями Святых? – Сравнение, в общем, идет к тому, что подвижник с начала живет такой же серенькой жизнью, как Акакий Акакиевич - см. «Жизнеописание Аввакума» или пушкинское описание Поэта: «​Пока не требует поэта/К священной жертве Аполлон/В заботах суетного света/ Он малодушно огражден.../И меж детей ничтожных мира/Быть может, всех ничтожней он».   Побуждение «священных сил» толкает героя на «подвиг». Но какой подвиг у Акакия Акакиевича? – спросите Вы. Одно его замечание в "департаменте" к ново-попавшему туда молодому человеку, мучившему его своими «шутками»: «​Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?», и как Гоголь пишет: «И в этих проникающих словах звенели другие слова: я твой брат».  
Всеобщее братство человечества – самая важная идея Христианства, и как таковое есть и учение - теперь уже «подвижника» Акакия Акакиевича.
 
2. В Житиях часто изображают детство подвижника — и можно здесь конечно ссылаться не только на Жития (которые и есть, собственно, «​imitatio Christi», но и на Новый Завет – на детство Христа – где подчеркивается предназначенное будущее (детерминизм, судьба, «свое место в мире») маленького ребёнка — как подвижника и трагического героя истории.
 
Гоголь создал невероятно тонкую картину этого события - похожую на многократные художественные произведения мирового значения: рождение и крещение новорожденного Христа.   Здесь каждое слово имеет веское значение: начиная с даты рождения: 23- го марта
(Праздник Непорочного Зачатия , или может быть начало Пасхальной Недели . т.е. Начало и Конец Христова существования на земле), названия присутствующих при крещении (А.Ц. Белобрюхова, И.И. Ерошкин, жена квартального офицера – но!!- не отец!!), и самое важное: долгое искание подходящего имени – всего 10 имен — все мученики, из первых столетий христианства, переписывающие "Божье Слово", и наконец, решение матери назвать его именем отца: «​Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич». Через строчку Гоголь еще добавит: «​Итак, вот каким образом произошло все это. Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак не возможно».
 
 
3-4. Акакий ​(гр. ): 1). невинный, смирный, аскетический ; 2). а-кака: т.е. не-кака , т.е. благоухающий ; см. как Оксана (в Майской Ночи )  говорит своему грудному ребенку, указывая на икону, написанную его отцом , Вакулой, изображающую низвержение дьявола в ад: " бачь-кака "
В Византийской Империи император во  время церемониальных мероприятий держал в руке маленький шелковый мешочек (акаки), символизирующий бренность человеческой жизни (Wikopedia).
 
В Русской Православной Церкви 17 святых называются Акакием.
 
Имя, отчество Акакий Акакиевич: Бог и Сын  Бога .
 
Nomen est Omen (имя есть судьба ) говорит латинская поговорка,  и  А.А.встречает свою судьбу неожиданным образом – в виде Петербургской погоды : "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того ".
 
Природа против (духа ) Святого !
 
А.А. хочет  сначала "починить "шинель" , но портной "Петрович " отказывается от починки, потому что шинель : "худой гардероб " - и нельзя ее починить. А.А. нужна «новая шинель».
 
Но что такое шинель ? В качестве одежды она служит защите человека от природы ! Но природа, особенно для мало защищенных (оскорбленных и униженных), сильный враг. Незащищенность лежит в основе человеческого существования от рождения до  смерти, и природе все равно, какие у человека  мысли о "всеобщем братстве".
 
В "Идиоте"  Достоевского  Мышкин с ужасом смотрит на Холбинскую картину мертвого Христа .
 
Шинель защищала А.А. много лет – но в "мире этом, безвыходно материальном" (Бродский)  все бренно, даже шинели, и А.А. понадобится завести новую " шинель-защиту ". Она предлагается портным, Петром Петровичем, который, как заметили многие исследователи, имеет черты  дьявола. Он предоставит  новую  защиту – но и берет свою цену: преклонение перед материальном миром. Т.е. получишь новую шинель​, но, взамен, перестанешь периписывать излюбленные "буквы" (Божье Слово),  – пора заботится о воротничке, о деньгах и о новой шинели! "Шинель" –  искушение, дьявольский соблазн  которому  бедный А.А. не может противостоять. (Нет выбора: замерзай от холода или оплати новую шинель!)
 
Великий Инквизитор  Достоевского тоже говорил: человек не в состоянии следовать Христову учению о первенстве духа над материальном миром –  материальный мир силами человека непобедим.
 
5. Поражение А.А. следует скоро после того что он получил "новую защиту", новую шинель от дьявола – после посещения вечеринки (куда он раньше никогда не ходил, потому что он был занят "копированием" своих излюбленных букв – т.е. "Божье Слово" ) и по дороге домой ограбили его на улице.  "А ведь  шинель-то моя".  Кто говорит это?  Бандиты? Дьявол? Петербургская погода? Петрович? Значительное Лицо ? Или другие испостаси дьявола?
 
Если петербургскую погоду, т.е. "природу",  считать  первым врагом "всеобщего братства ", то грабеж добавит к этому еще некоторых из " братьев ", т.е.  «человечество» как второй элемент отрицания Христова учения.
 
Но отрицает ли Гоголь Христово учение? То, что мы знаем о Гоголе, о его идеях, выраженных в " Выбранных местах", трудно представить, что Гоголь хотел посмеяться над  "всеобщим братством человечества ", или  над Христовым учением. Это скорее выражение его отчаяния, как и у Мышкина,  из-за  диалектической , экзистенциальной дилеммы человеческого существования.
 
Но рассказ оканчивается не пессимистически – в конце рассказа есть "возрождение", желание  внушить какие то надежды, так же  как и Булгаковский дьявол говорит Маргарите: "Маргарита Николаевна,  не волнуйтесь! Мир построен так, что в конце все будет нормально!" Или, в "фантастическом реализме" Гоголя  "по ночам появился мертвец в виде чиновника" который "сдирал со всех плеч" шинели разного вида и сорта"– и  таким образом восстановил "справедливость" в мире. Не совсем то, что нормально ожидается от "Второго Пришествия"  – не Новый Иерусалим – но все-таки какая-то надежда.
 
И после этого "привидение... скрылось совершенно в ночной темноте".
 
Сотворив таким образом "всеобщую справедливость", дух А.А. освободился – так же, как и дух Поприщина освободился от "Алжирского Бея".
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка