Комментарий | 0

Путь к дороге

 

Эссе

 

Илл. А.Г. Антонова к рассказам Андрея Платонова.

 

 

Ключевые герои Платонова (романа «Чевенгур» и повести «Котлован») – это своего рода Одиссеи, странники. Отличие – Одиссей вернулся домой. У героев Платонова нет постоянного дома. Они кочевники, что, наверное, отражает евразийскую особенность – охоту к постоянному передвижению в пространстве.

Платонов, как Гоголь, показывает своих героев в пути. Как Лев Толстой. Путь – попытка выйти за пределы привычного мира.

Платонов – мастер метафоры. Метафора – это форма выхода за пределы мира. Метафора – форма пути, пути, открывающего новые смыслы. Смысл – связь человека и мира.

Косноязычие героев Платонова – источник пространства смыслов народа. Речь его героев – это скорее всего мысли, изреченные именно как мысли – как поток сознания, их речь грамматически неправильная. Герои-идеологи Достоевского также склонны к грамматизации бытия. Мысль, как они думали, способна стать абсолютной конституирующей силой, то есть мысль приравнена к Богу.

Герои Платонова обитают в плотном мире сказа, сказ – одна из исконных форм языка. Герои Платонова пребывают не в бытии, а в пространстве сказа, народного языка. Пространство языка заменяет им жизнь.

Язык – форма духовного бытования народа, своего рода его путь, путь в бытии.

Язык – это проект жизни народа в бытии. Герои Платонова одержимы проектами (большими и маленькими), которые заканчиваются крахом. Что делать? Кто виноват?

Некуда. Обрыв…

Дорога не путь, дорога – процесс, а путь – это перемещение. Дорога – это идея процесса изменения, эволюции, возрождения, путь – физическое передвижение в реальном пространстве. Платонов – писатель пути, его герои – люди пути.

Произведения Платонова – летопись странствий народа по тропам бытия. Странствий без мессии, без пророка. Платонов – летописец истории духовного сиротства народа. Его многие герои сироты и в прямом смысле слова. Александр Дванов, например.

В мире пути платоновских персонажей безраздельно царствует вопрос. Вопрошание – форма логоцентризма, веры во всемогущество Слова. В скобках заметим – логоцентризм породил литературоцентризм.

Платонов, как Достоевский, как Лев Толстой, показывает прозрение своих героев. Прозрение – обретение нового зрения для того, чтобы ступить на дорогу. Пока в пути, но уже видна дорога. От пути – к дороге.

 

P.S. Литературные дороги привели Платонова в Казахстан. Творчество Платонова изучается в казахстанских вузах, в частности в ведущем университете страны Казахском национальном университете, который носит имя великого мыслителя аль-Фараби.

 Платонов объединяет культуры и эпохи.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка