Пётр I в поэзии
Пушкин часто обращался к нему: неистовому российскому царю, столь круто поменявшему реальность; вот он в «Полтаве»: живой, как плазма, крепкий, как кленовый свиль, щедрый к победителям:
А это – навечно связанный с городом, созданным им, точно вместившийся нетленной своею сутью в грандиозный памятник, преследует, с громким звоном медных копыт, бедного, скорбного главой Евгения…
Из камня высеченный стих Батюшкова резок и зол:
Пётр-персонаж, Пётр – данный через поэтическое видение, Пётр, неумолимо влекущий к себе поэтов: слишком обширен жизненный материал.
А вот – жёсткий приговор Цветаевой: данный через рябиной горящий неистовый её ритм:
Но и форма ниспровержения – громоздка: раз Распровеликий…
Мистика Блока туманна, и, вспоминается статья Д. Андреева о нём – поэте-вестнике, прозревавшем другие реальности:
Памятник велик: он таинственен, он… отчасти туманен, он влечёт, как и сам образ, точно оставшийся вечным символом в монументе.
Неприязненный стих дал и А. Тарковский: выверенный и точный:
Пётр-казнящий: как было – и стихотворение наименовано «Петровы казни».
Совершенно восторженно – на волнах классицизма – пел образ царя Ломоносов:
Песня – звенела веками, и высокие её знамёна взвивались в дали небес.
Обширный, с ювелирно выделанными строками стих Антокольского, играет разными красками, и так звонок и гулок, будто отражается в веках:
Могущество Петра, образ человека, вздыбившего огромно-сонную, византийскую страну разлетается множеством поэтических озарений: они вспыхивают, трепеща и проклиная, восславляя и живописуя, и – суммарно – составляют интересный остров в океане русской поэзии.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы