Военное стихотворение Михаила Дудина «Соловьи»: сквозь смерть к жизни
В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая продолжается и по сей день. С 2014 года поэтами Донбасса создано много военной лирики в русле русской поэтической традиции Великой Отечественной войны 1941–1945. Символы, образы и смыслы, проявившиеся тогда, актуальны и в современных условиях. Пережитое и познанное во время Великой Отечественной войны зафиксировано в поэтическом слове и сохранено до наших дней. Эмоциональное наполнение поэзии военных лет передается и людям нашего времени, помогает строить эмоциональную модель своего отношения к военным событиям.
← Ирина Ногина Соловьи
Рассмотрим стихотворение Михаила Дудина «Соловьи» и определим, что узнает лирических герой стихотворения и как влияет это знание на его дальнейший жизненный выбор.
Чувство узнавания является проявлением способности чувственного постижения духовных смыслов воспринимаемых предметов. Познание является важной частью эстетической организации художественного произведения, он позволяет передать эмоциональное состояние, возникающее лирического героя и «примерить» его на себя, соотнести со своим жизненным опытом, пережить катарсис.
Дудин Михаил Александрович (1916-1993) – русский поэт, прозаик. Родился в деревне Клевнево Ивановской губернии в семье крестьян. Рано остался сиротой. После окончания ивановской фабрики-школы в 1934-м году работал в молодежной газете. В 1939-1945 годах – был корреспондентом фронтовых газет.
В ежемесячном литературно-художественном журнале «Подъем» писатель Иван Лукин в очерке «У нас сегодня пели соловьи…» рассказывает историю создания стихотворения «Соловьи» Михаила Дудина, ссылаясь на свидетельства друга семьи писателя Евгения Войскунского: «...Это было начало июня 1942 года... возвращаясь домой, попал под очень сильный обстрел, пережидал его довольно долго, прижавшись к стене дома, – в общем, выдался трудный день. Вечер был тоже неспокойный, я сидел с двумя-тремя работниками газеты рядом с домом, в котором была наша редакция, в сквере. И вдруг мы услышали, как поет соловей, – типичное такое щелканье. Пощелкал, пощелкал и выдал длинную руладу, очень красивую. Мы замерли. «Надо же, – подумал я, – война, обстрелы, смерть и – соловей!» Это было чудом. В очередном письме я написал об этих соловьях моему другу – Мише Дудину, который работал на тот момент в газете Ленинградского фронта «На страже Родины».
На сайте «РуСтих» приводится такая история создания стихотворения: «Написать стихи к первой годовщине военных действий поэта попросил батальонный комиссар. Причем, дал свободу в выборе жанра, тем самым позволив вылиться исповедальному лирическому высказыванию. М. Дудин в те дни узнал о гибели двух друзей, В. Чухнина и Н. Майорова. Последний был еще и подающим надежды начинающим поэтом. Поэт писал это стихотворение не за столом, а в зарослях орешника, у озера, под пенье соловьев, подстелив под себя шинель. Он чувствовал ответственность перед погибшими товарищами, воспринимал их смерть как завещание прожить достойно эту жизнь. И как свидетель – рассказать, вспомнить, запечатлеть».
Стихотворение «Соловьи» стало классикой фронтовой поэзии. Но чем же оно так цепляет читателей? Прежде всего, контрастом между смертью и жизнью! Лирический герой видит гибель товарища, смерть предстает перед ним во всем ее неприглядном виде, и тут же рядом, он слышит жизнеутверждающий оркестр природы.
И благодаря поэтическому свидетельству Дудина мы становимся сопричастны к постижению подлинного смысла происходящего: «Я славлю смерть во имя нашей жизни». На наших глазах свершается осознание триумфа жизни, несмотря на все ужасы войны. Осознания того, ради чего наши солдаты отдавали свои жизни на этой Великой войне:
Итак, в стихе Михаила Дудина «Соловьи» показано чувственное познание, который позволяет читателю постичь духовный смысл смерти солдата на войне.
В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая в феврале 2022 года продолжилась в виде спецоперации по принуждению к миру на Украине. События военных лет поставили каждого человека в Донбассе в ситуацию экзистенциального выбора, когда перед лицом смерти он должен был определяться, ради чего он живет и за что он готов отдать свою жизнь. И поэзия Великой Отечественной войны оказалась неиссякаемым хранилищем исторической памяти и духовного опыта народа, актуального и в наши дни.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы