Благословит тебя с Сиона Господь (Иерушалаим в ТАНАХе) -2
Мих. Ковсан (14/07/2016)
2
Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима
В последней (52) главе пророк Ирмеяѓу рассказывает о вторжении Невухадрецара (Невухаднецар, Навуходоносор II), царя Бавеля (Вавилона), осаде Иерушалаима, безуспешной попытке царя Цидкияѓу (Сидекии) бежать, его пленении, о том, как на его глазах были убиты его сыновья, как затем ему самому выкололи глаза. Касдим (вавилоняне) сожгли город, разграбили Храм, переплавили золотые и серебряные вещи («из золота — в золото, из серебра — в серебро»), увели в плен несколько групп пленников.
Двадцать один год было Цидкияѓу при воцарении, одиннадцать лет он царствовал в Иерушалаиме;
имя матери его Хамуталь дочь Ирмеяѓу из Ливны.
Он творил в глазах Господа зло,
как творил Иеѓояким.
Случилось из-за гнева Господня в Иерушалаиме и Иеѓуде: отринул их от лица Своего;
на царя Бавеля восстал Цидкияѓу.
В девятый год царствования его, в десятый месяц, в десятый день пришел Невухадрецар, царь Бавеля, он и войско его, к Иерушалаиму, став станом против него,
вокруг построили стену.
Был город в осаде
до одиннадцатого года царствования Цидкияѓу.
В четвертый месяц, в девятый день усилился в городе голод,
не стало хлеба для люда простого.
Проломлен был город, воины убежали, ночью из города царским садом через ворота меж стен сбежали из города, касдим окружили город,
а они ушли пустынной дорогой.
Войско касдим, за царем погнавшись, настигло Цидкияѓу на равнине Иерихо,
и всё войско от него убежало.
Царя схватили и привели к царю Бавеля в Ривлу, в земле Хамат,
и он вынес ему приговор.
Царь Бавеля зарезал сыновей Цидкияѓу
и всех знатных Иеѓуды на глазах его в Ривле.
Выколол он глаза Цидкияѓу,
и, заковав в оковы, увел его царь Бавеля в Бавель, в тюрьму посадил до дня его смерти.
В пятый месяц, в десятый день, в девятнадцатый год царя Невухадрецара, царя Бавеля,
прибыл Невузарадан, глава телохранителей, перед царем Бавеля стоящий, в Иерушалаим.
Сжег он дом Господа и дом царя,
и все дома Иерушалаима, каждый большой дом он сжег.
И все стены вокруг Иерушалаима
разрушило войско касдим главы телохранителей.
Из нищего народа и народа, в городе остававшегося, и перебежчиков, к царю Бавеля сбежавших, и часть народа
угнал Невузарадан в Бавель.
Из нищего народа оставил Невузарадан, глава телохранителей,
виноградарями и землепашцами.
А медные столбы из дома Господня и подставки, и медное море из дома Господня сломали касдим,
всю медь в Бавель унесли.
Котлы и лопатки, ножи и кропильницы, ложки, всё добро медное для службы забрали.
Блюда, совки, кропильницы, котлы и светильники, ложки и кружки из золота — в золото, из серебра — в серебро,
забрал глава телохранителей.
Два столба, одно море, двенадцать медных быков под подставками, сделанных царем Шломо дому Господню,
во всех этих вещах меди весом без счету.
Столбы высотой восемнадцать локтей, шнур двенадцать локтей его обвивал,
толщиною четыре пальца, полый.
На нем медный венец, высота венца пять локтей, на венце вокруг решетка с гранатами — всё из меди,
то же на другом столбе с гранатами.
Во все стороны гранатов девяносто шесть,
сто всех гранатов на решетке кругом.
Взял глава телохранителей Серайю, главного коѓена, и Цефанью, заместителя коѓена,
и трех хранителей входа.
А из города взял сановника — начальника воинов, и семь человек, лицо царя зрящих, находящихся в городе, писца, вельможу, военачальника народа простого,
и шестьдесят человек из простых людей, находящихся в городе.
Взял их Невузарадан, глава телохранителей,
и повел в Ривлу к царю Бавеля.
Царь Бавеля их перебил, в Ривле, в земле Хамат, умертвил;
из своей земли изгнал он Иеѓуду.
Это люди, которых изгнал Невухадрецар
в седьмой год: три тысячи двадцать три еврея.
В восемнадцатый год Невухадрецара:
восемьсот тридцать две души из Иерушалаима.
В двадцать третий год Невухадрецара изгнал Невузарадан, глава телохранителей, семьсот сорок пять душ евреев;
всего четыре тысячи и шестьсот душ.
Было: на тридцать седьмом году изгнания Иеѓояхина, царя Иеѓуды, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца
Эвил-Меродах, царь Бавеля, в год своего воцарения возвысил голову Иеѓояхина, царя Иеѓуды, и выпустил его из темницы.
Милостиво с ним говорил,
дав престол выше царей, которые с ним в Бавеле.
И он тюремные одежды переменил
и ел хлеб всегда перед ним все дни своей жизни.
Еду его, еду до дня смерти ежедневно от царя Бавеля давали ему постоянно
все дни его жизни.
Миха, один из двенадцати так называемых «малых пророков», в одиннадцати стихах 3-ей главы называет причины сказанного в последнем 12-ом стихе: «Сион, как поле, будет распахан». Этот стих цитирует Ирмеяѓу (26:18), указав источник цитаты (единственный раз в ТАНАХе). С тех пор на протяжении двух с половиной тысячелетий редкий текст о трагической гибели Города обходился без этих слов Михи: их комментировали, сравнивали, отыскивали многочисленные аллюзии.
Сказал я: слушайте главы Яакова, вельможи Израиля,
вам праведность ведома?
Добро ненавидящие, зло возлюбившие,
с костей кожу и плоть обдирающие.
Моего народа плоть пожирающие, кожу снимающие, кости ломающие,
ломают — в котел, в горшок — словно мясо.
Тогда к Господу воззовут — не ответит,
в час тот лик от них скроет: зло творили делами своими.
Так сказал Господь о пророках, в заблуждение ввергающих Мой народ:
Грызя зубами, мир возглашают, в рот не вложат — тому войну объявляют.
Потому ночь вам — не провидение, тьма вам — не колдовство,
над пророками солнце зайдет, день для них потемнеет.
Прорицатели устыдятся, колдуны опозорятся, усы свои скроют:
нет ответа от Господа.
Но я исполнен силы, духа Господня, справедливости, мужества
сказать Яакову о преступлении, Израилю — о грехе.
Слушайте это, главы дома Яакова, вельможи Израиля,
справедливое извращающие, искривляющие прямое.
Кровью Сион возводящие,
злодеянием — Иерушалаим.
Его главы судят за мзду, за плату коѓены учат, пророки за деньги колдуют,
на Господа уповают они, говоря: «Ведь Господь среди нас — беда не постигнет».
Потому из-за вас Сион, как поле, будет распахан,
Иерушалаим руинами станет, Храмовая гора — холмами лесистыми.
Сколь бы ни были наказания Господни тяжки, сколь бы долго ни длилось изгнание-наказание, уцелевшие, прошедшие сквозь горнило очищения будут возвращены, и осуществится пророчество Иешаяѓу (37:32): «Из Иерушалаима выйдет остаток, избавленные — от горы Сион». А пророк Иоэль предсказывает, что после прощения Господь изольет дух на всех людей, способностью пророчества их одаряя. Господь спасет Свой народ и созовет соседние народы, рассеявшие Израиль, на суд в долину Иеѓошафат (название состоит из двух корней: Господь, суд). Господь будет судить народы, продававшие детей Израиля, народы, ограбившие его.
В пророчестве об избавлении звучат два важнейших мотива. Иоэль призывает: «Перекуйте плуги на мечи, на копья — серпы», подобно тому, как это делают Иешаяѓу (2:4) и Миха (4:3). Подобно Иехезкэлю (47:1-12), Иоэль пророчествует, что из дома Господня забьет источник.
Иоэль 3
После этого будет: Дух Свой пролью на всякую плоть, пророчить ваши сыны и дочери будут,
старцы сны будут видеть, юноши — видеть видения.
И на рабов и на рабынь
в эти дни дух Свой пролью.
На небесах и земле знамения дам:
кровь и пламя, дыма столбы.
Тьмой станет солнце, кровью — луна
перед приходом дня Господа, великого и ужасного.
Будет: призовет имя Господа — и спасется,
на горе Сион, в Иерушалаиме уцелевшие будут, как сказал Господь, спасшиеся — воззвавшие к Господу.
Иоэль 4
В эти дни, в этот час,
когда пленников в Иеѓуду, Иерушалаим Я возвращу.
Соберу все народы, в долину Иеѓошафат их сведу,
там с ними буду судиться о народе, уделе Моем Израиле, который они в народах рассеяли, за землю Мою, которую разделили.
О народе Моем жребий бросали,
мальчика за блудницу давали, за вино девочку продавали и пили.
Кто вы Мне, Цор и Цидон, все земли Плешет?
Воздаянием Мне отплатите? Если Мне воздадите, легко, вмиг воздаяние ваше на голову вашу Я обращу.
Серебро Мое и золото взяли,
драгоценности Мои в свои дворцы унесли.
Продали сынов Иеѓуды, сынов Иерушалаима сыновьям яваним —
от пределов своих их удалить.
Подниму с места, куда вы их продали,
а ваше возмездие на голову вашу Я обращу.
Ваших сыновей и дочерей сынам Иеѓуды продам, а они их продадут шеваим, народу далекому,
Господь так сказал.
Возгласите это в народах, готовьтесь к войне,
воинов пробудите, сойдясь, поднимутся ратники.
Перекуйте плуги на мечи, на копья — серпы,
скажет слабый: «Я — воин».
Спешите, идите, все народы окрестные, соберитесь,
там поставь, Господи, Своих воинов.
Пробуждайтесь, идите народы в долину Иеѓошафат:
там Я воссяду окрестные народы судить.
Бросьте серп: жатва созрела,
идите, топчите, давильня полна, винные погреба переполнены: зло их огромно.
В долине истребления толпы и толпы:
в долине истребления день Господа близок.
Солнце, луна помрачнели,
сияние звезды утратили.
С Сиона Господь зарычит, из Иерушалаима голос возвысит, небеса и земля содрогнутся,
а для Своего народа Господь — убежище, сынам Израиля Он — оплот.
Узнаете: Я — Господь Бог ваш, на Сионе, Моей горе святой обитающий,
будет Иерушалаим святым, чужие в него не явятся больше.
Будет в тот день: вином закапают горы, молоком холмы потекут, во всех руслах Иеѓуды вода заструится,
из дома Господня источник забьет, долину Шитим напоит.
Пустошью станет Египет, Эдом — безлюдной пустыней
за насилие над сынами Иеѓуды: кровь невинную в их стране они проливали.
Населена будет вечно Иеѓуда,
во веки веков — Иерушалаим.
За кровь неотомщенную Я отомщу,
обитать Господь будет в Сионе.
Пророк Зхария родился и вырос в изгнании, свою пророческую деятельность начал в юности. Вместе со своим современником пророком Хагаем он был свидетелем строительства Второго храма, что подтверждает Эзра (5:1-2, 6:14). Пророчество Зхарии характерно многочисленными видениями и устремленностью в дни, когда Господь, помиловав грешный народ, вернет всех изгнанников и воцарится в Иерушалаиме. Подобно предшественникам, особенно пророку Иешаяѓу, Зхария верит в универсальную миссию избранного народа. В 8-ой главе Зхарии говорится о возвращении Господня присутствия в землю Израиля и о будущем ее процветании, о том, что посты станут праздниками, что народы придут в Иерушалаим искать Господа.
Было слово Всемогущего Господа, говорящего.
Так сказал Всемогущий Господь: Возревновал Я о Сионе великою ревностью,
яростью великой возревновал.
Так сказал Господь: Я возвращаюсь в Сион в Иерушалаиме обитать,
наречется Иерушалаим городом истины, горой Всемогущего Господа, горою святой.
Так сказал Всемогущий Господь: Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима,
у каждого посох в руке от обилия дней.
Наполнятся площади города мальчиками и девочками,
играющими на его площадях.
Так сказал Всемогущий Господь: Как будет удивительным это в те дни в глазах уцелевших народа,
так и в глазах Моих это удивительным будет, — слово Всемогущего Господа.
Так сказал Всемогущий Господь: Вызволю Свой народ из восточной страны
и из страны солнечного заката.
Приведу, в Иерушалаиме поселю,
они Мне будут народом, а Я буду им Богом за верность и праведность.
Так сказал Всемогущий Господь: Будут крепки руки слышащих в эти дни слова
из уст пророков в день основания дома Всемогущего Господа, строительства Храма.
Ибо до тех дней не было человеку награды, платы животному не было,
уходящему и входящему от врага мира не было, каждого на ближнего Я насылал.
Ныне, не как в дни прежние, Я для уцелевших в народе, —
слово Всемогущего Господа.
Потомству — мир, даст плод лоза, земля принесет урожай, дадут росу небеса,
дам это всё уцелевшим в народе в удел.
Будет: вы были проклятьем в народах, дом Иеѓуды и дом Израиля, Я вас спасу, благословением будете,
не бойтесь, будут руки ваши крепки.
Так сказал Всемогущий Господь: Как замыслил вам зло, когда Меня разгневали ваши отцы, — сказал Всемогущий Господь, —
не помиловал.
Так в эти дни вновь замыслил добро Иерушалаиму и дому Иеѓуды,
не бойтесь!
Это вы будете делать:
говорить правду каждый ближнему своему, истина судом мира будет судить в ваших воротах.
Зла ближнему в сердце своем не замышляйте, клятвы ложной не возлюбите,
ибо всё это Я ненавижу, — слово Господа.
Было слово Всемогущего Господа, говорящего.
Так сказал Всемогущий Господь: Пост четвертого и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого станут для дома Иеѓуды радостью и весельем, добрыми праздниками,
правду и мир любите.
Так сказал Всемогущий Господь:
Еще народы придут, жители множества городов.
Пойдут жители одного к другому и скажут: «Пойдем молиться пред Господом, искать Господа Всемогущего,
пойду и я».
Пойдут многие племена, народы могучие искать Всемогущего Господа в Иерушалаиме,
молиться пред Господом.
Так сказал Всемогущий Господь: В те дни десять человек всех языков и народов схватят
и, держась за полу еврея, скажут: «Пойдем с ними — мы слышали: с ними Бог».
В засушливом Израиле вода — наибольшее благословение, самый ясный знак Господня прощения. Изгнанный из Иерушалаима, потерявший семью, пророк Иехезкэль прозревает строительство Храма, прощенье Господне, возвращенье народа Израиля в землю Израиля. Одно из величайших видений пророка — поток воды, текущий из-под порога Храма в засушливую пустыню, всё оживляющий на пути.
Иехезкэль 47:1-12
Возвратил меня к входу Дома, и — из-под порога Дома течет вода на восток, ибо Дом — на восток,
с правой стороны Дома, с юга к жертвеннику струится вода.
Северными воротами он вывел меня, повел внешним путем к наружным воротам, дорогой, ведущей к востоку,
и — с правой стороны хлещет вода.
Когда выходил этот муж к востоку, был в руке его шнур,
тысячу локтей отмерил и повел меня по воде, по щиколотку в воде.
Отмерил тысячу и повел меня по воде, в воде по колена,
отмерял тысячу и повел меня по бедра в воде.
Отмерял тысячу — и поток, через который я не мог перейти:
поднялась вода, вода — чтобы плыть, поток — не перейти.
Сказал мне: «Видел ты, человек?»
Повел, к берегу потока вернул.
Вернул — на берегу потока много деревьев,
по обеим его сторонам.
Сказал мне: «Эта вода в восточную область течет, струится в пустыню,
льется в море, и, изливаясь из моря, вода исцелится».
Будет: всё живое, кишащее, где льются потоки, оживет, и — великое множество рыбы,
ибо эта вода, протекая, всё исцелит, и всё там, где разольется поток, оживет.
Будет: стоять будут возле него рыбаки от Эйн Геди до Эйн Эглаим, сети забросят,
разной рыбы будет, как в море Великом, великое множество.
Болота и ямы не исцелятся, для соли оставлены будут.
Над потоком с обеих сторон плодовые деревья поднимутся, листья вянуть не будут, плоды не иссякнут, каждый месяц будут они созревать, ибо течет вода из Святилища,
для еды будут плоды, для целения — листья.
Книга Эзры начинается сообщением: «свершилось слово Господа из уст» пророка Ирмеяѓу, пророчившего возвращение изгнанников из Бавеля (Вавилона): царь Параса (Персии) Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться на родину, восстановить Храм и вернуть увезенную храмовую утварь. Первая группа изгнанников во главе с Шешбацаром, правителем Иеѓуды, возвращается в Иерушалаим и близлежащие города. Затем следует рассказ о восстановлении храмового жертвенника и в канун праздника Сукот возобновлении жертвоприношений и закладке Храма, что происходит «с помощью Давида, царя Израиля», т.е. при пении Теѓилим (Псалмов).
Эзра 3
Наступил седьмой месяц, сыновья Израиля в городах,
собрался народ, как один человек, в Иерушалаим.
Встал Иешуа сын Иоцадака и коѓены, братья его, и Зрубавэль сын Шеалтиэля и братья его, построили жертвенник Богу Израиля —
возносить на нем всесожжения, как в Учении Моше, Божьего человека, написано.
Установили жертвенник на месте его, от народов тех стран была им угроза,
возносили на нем всесожжения Господу, всесожжения утром и вечером.
Устроили праздник Сукот, как написано,
и ежедневные всесожжения числом, как в законе, каждое в день свой.
Затем постоянные всесожжения в новомесячья и во все священные праздники Господа
и все, приносимые Господу добровольно.
С первого дня седьмого месяца начали всесожжения Господу возносить,
а Храм Господа не заложен.
Дали деньги каменотесам и мастерам,
еду, питье, масло — обитателям Цидона и Цора, чтобы деревья кедровые из Ливана морем в Яфо доставили по разрешению Кореша, царя Параса.
А во второй год по прибытию в дом Бога, в Иерушалаим, во второй месяц
Зрубавэль сын Шеалтиэля и Иешуа сын Иоцадака, и остальные их братья, коѓены и левиты, и все прибывшие из пленения в Иерушалаим начали, поставив левитов от двадцати лет и старше руководить работой в доме Господнем.
Встали вместе Иешуа, сыновья и братья его, Кадмиэль с сыновьями, сыновья Иеѓуды руководить исполняющими работу в доме Божием,
и сыновья Хенадада, их сыновья и братья, левиты.
Заложили строители Храм Господа,
поставили коѓенов, облаченных, с трубами, и левитов, сыновей Асафа, с тарелками Господа восхвалять с помощью Давида, царя Израиля.
Пели хвалу и благодарение Господу: «Ибо Он благ, ибо Израилю милость Его навеки»,
а весь народ великим возгласом восклицал, Господа восхваляя: «Дом Господень заложен!»
Многие из коѓенов и левитов, глав родов и старейшин, в величии своими глазами прежний Дом видевшие, плакали плачем великим,
а многие голос взметали, радостно восклицая.
Народ не отличал звук клича радости от звука плача народного:
взметал народ возглас великий, и звук был слышен вдали.
Строительство Храма возвратившимися из изгнания натолкнулось на многочисленные политические проблемы, которые разрешились благополучно, когда в царском дворце в Мадае (Мидии) был найден указ Кореша (Кира) о строительстве Храма. Мидия — это народ, живший по соседству с Парасом (Персией) и близкий по культуре и языку: Персия — на территории нынешнего восточного Ирана, а Мидия — в западной части. В результате по повелению Дарьявеша (Дария) было возобновлено строительство Храма, и он был освящен.
Эзра 6
Тогда царь Дарьявеш дал повеление,
проверили в хранилище документов, в котором там, в Бавеле богатства хранили.
В кожаном мешке в летнем дворце в стране Мадай найден был свиток,
в нем написано так: «Памятка».
В первый год царя Кореша царь Кореш дал повеление о доме Бога в Иерушалаиме: «Будет отстроен Дом, место, где жертвы приносят, основания его будут возвышены,
высота — шестьдесят локтей, ширина — шестьдесят локтей.
Три ряда огромных камней, один ряд — из дерева,
на расходы из царского дома выдано будет.
И утварь Божьего дома, золотую, серебряную, которую Невухаднецар вывез из Храма в Иерушалаиме и привез в храм в Бавеле,
возвратят, отдадут в Храм в Иерушалаиме, на место свое, в доме Бога положат.
А теперь Татнай, правитель Заречья, и Шетар Бознай, и сообщники их персы Заречья,
уходите оттуда!
Дайте дом Бога этот создать!
Пусть правитель Иеѓуды и старейшины Иеѓуды дом Бога строят на месте его.
Мной дано повеление, что вы будете делать с этими старейшинами Иеѓуды, чтобы этот дом Бога отстроить:
из владения царского — налогов Заречья, на расходы немедленно будет выдано этим мужам, и не прерывать.
То, что им нужно: телят, баранов, ягнят для всесожжения Богу небес, зерно, соль, масло, вино, по слову коѓенов в Иерушалаиме выдавать им изо дня в день без задержки.
Чтобы приносили приятное Богу небес
и молились о жизни царя и его сыновей.
Мной дано повеление, чтобы у каждого, изменившего это слово, из дома вынуто было бревно, и он был поднят на нем и повешен,
и дом превращен за это в руины.
Бог, чье имя там пребывает, изгонит любого царя и народ, изменить это руку простерших, чтобы дому Бога в Иерушалаиме навредить.
Я, Дарьявеш, дал повеление исполнить немедленно».
Тогда Татнай, правитель Заречья, и Шетар Бознай, и сообщники их
тотчас сделали, как царь Дарьявеш прислал.
Старейшины Иеѓуды строили, добиваясь по пророчеству Хагая-пророка и Зхарьи сына Идо,
строили и завершили по воле Бога Израиля, повелениям Кореша и Дарьявеша, и Артахшасты, царя Параса.
Этот дом был закончен к третьему дню месяца адара,
в шестой год царствования царя Дарьявеша.
Сыны Израиля: коѓены и левиты, остальные сыны изгнания с радостью совершили освящение этого Божьего дома.
Принесли в жертву, этот Божий дом освящая, сто быков, двести баранов, четыреста ягнят,
в искупление грехов всего Израиля двенадцать козлов по числу колен Израиля.
Коѓенов по стражам поставили, левитов — по сменам на службу Богу в Иерушалаиме,
как написано в книге Моше.
Совершили сыны изгнания Песах
четырнадцатого первого месяца.
Ибо, как один, очистились коѓены и левиты, все были чисты,
для всех сыновей изгнания пасхальную жертву зарезали и для братьев-коѓенов, и для себя.
Ели сыны Израиля, возвратившиеся из изгнания, и все, ради них от нечистоты народов земли отделившиеся
искать Господа Бога Израиля.
Устроили праздник мацы, семь дней веселья,
ибо Господь обрадовал их, сердце царя Ашура к ним обратил: руки их укрепил в работе над домом Бога, Бога Израиля.
Книга Нехемьи начинается с рассказа о том, как он, царский виночерпий, получив печальные известия из Иеѓуды, молится и просит царя послать его в «город могил отцов». Молится он, вероятно, как и пророк Даниэль, в сторону Иерушалаима (Даниэль 6:11).
Господи, в праведности гнев и ярость от города Иерушалаима Своего, от горы святой отврати,
за наши грехи и преступления наших отцов Иерушалаиму и Твоему народу — позор перед всеми соседями.
Внемли, Господь, молитве, мольбам раба Твоего, озари ликом Свой Храм опустевший —
ради Господа!
Приклони, Боже, ухо, внемли, раскрой глаза и увидь руины города, Твоим именем нареченного,
не на праведность свою — на мольбы пред Тобою, на великое милосердие Твое уповаем.
Господь, услышь! Господь, прости! Господь, внемли и сверши! Не медли!
Ради Себя, Господь: Твоим именем наречен Твой город и Твой народ!»
(Даниэль 9:16-19)
По приезде Нехемью поражает вид разрушенного города, и он начинает отстраивать стену, принимая меры защиты от врагов. Несмотря на трудности, в кратчайший срок стену отстроили.
В переводе сохраняется «пунктирный» синтаксис оригинала. Так, к примеру, читаем: Было: когда пришли евреи, жившие среди них,// они нам сказали: «В десять раз! Изо всех мест к нам возвратитесь!» Смысл: евреи, жившие в местах со смешанным населением, передают услышанное от других, которые, запугивая их, говорят, что даже если евреи вернутся из всех мест изгнания, всё равно других будет в десять раз больше. Или в последнем стихе главы: «только оружие и воду». Вероятный смысл: снимали только оружие и сосуды с водой.
Книга повествует о публичном чтении и толковании Учения (Торы), подписании союза с Господом — обязательстве соблюдать заповеди, а также праздновании Сукот.
Нехемья 4
Было: Санвалат, Товия, жители Арава, Амона, Ашдода, услышав, что началось восстановление стен Иерушалаима, что начали закрываться проломы,
очень разгневались.
Все вместе они сговорились идти против Иерушалаима воевать,
преграду создать.
Мы Богу молились,
против них днем и ночью ставили стражу.
Сказала Иеѓуда: «Иссякла сила носильщиков, а земли много,
не сумеем стену отстроить».
Враги наши сказали: «Не узнают и не увидят, как войдем к ним и перебьем,
работу их прекратим».
Было: когда пришли евреи, жившие среди них,
они нам сказали: «В десять раз! Изо всех мест к нам возвратитесь!»
Я поставил за стеной, ниже этого места, средь скал,
расставил народ по семьям с мечами, копьями, луками.
Посмотрев, встал и сказал знатным, управителям, остальному народу: «Не бойтесь их,
Господь велик и могуч, помните, бейтесь за братьев, сыновей, дочерей, жен, за ваши дома!»
Было: наши враги услышали, что нам стало известно, как Бог расстроил их замыслы,
все мы вернулись к стене, каждый к своей работе.
Было с этого дня: половина моих юношей занималась работой, половина держала копья, луки, щиты, и в латах,
а вельможи позади всего дома Иеѓуды.
Строители стены, носильщики грузов, грузящие:
одной рукой исполняет работу, меч держит — другая.
Каждый строитель мечом на бедре опоясан, и строят,
в рог трубящий — со мной.
Сказал я знатным, управителям, остальному народу: «Работа велика и обширна,
а мы на стене отделены, далеки друг от друга.
В место, откуда звук рога услышите, туда к нам собирайтесь,
за нас Бог сразится».
Исполняем работу,
а половина держит копья с восхода зари до выхода звезд.
Тогда же народу сказал: «Пусть муж со своим юношей ночует в Иерушалаиме,
ночь нам будет для стражи, а день — для работы».
Ни я, ни братья мои, ни юноши, ни люди из стражи сзади меня одежд не снимали,
только оружие и воду.
Нехемья 8
Весь народ, как один человек, собрался на площадь перед Водными воротами,
сказали Эзре-писцу принести книгу Учения Моше, что Господь Израилю заповедал.
Принес Эзра-коѓен Учение народу, мужчинам, женщинам, всем слушать способным
в первый день в месяц седьмой.
Он читал на площади перед Водными воротами от света и до полудня перед женщинами, мужчинами, понимающими,
и слух всего народа — к книге Учения.
Стоял Эзра-писец на деревянном помосте, для этого сделанном, рядом с ним справа стояли Матитья, Шема, Аная, Урия, Хилкия, Маасея,
слева — Педая, Мишаэль, Малкия, Хашум, Хашбадана, Зхарья и Мешулам.
Развернул Эзра-писец книгу на глазах народа всего: был он выше всего народа,
развернул — весь народ встал.
Благословил Эзра Господа, великого Бога,
отвечал весь народ: «Истинно, верно!», руки вздымая, кланяясь, ниц на земле пред Господом простираясь.
Иешуа, Бани, Шеревья, Ямин, Акув, Шабтай, Ѓодия, Маасея, Келита, Азарья, Иозавад, Ханан, Пелая — левиты разъясняли народу Учение,
а народ — на своих местах.
Читали книгу, Учение Божие разъясняя,
разумея, чтение постигая.
Сказали всему народу Нехемья, тиршата, и Эзра, коѓен, писец, и разъяснявшие народу левиты: «День этот святой пред Господом, вашим Богом, не скорбите, не плачьте!»,
ибо весь народ плакал, слова Учения слыша.
Сказал им: «Идите, жирное ешьте, сладкое пейте, еду тому, у кого не готово, пошлите: это у Господа день святой,
не печальтесь: оплот ваш — благоволение Господа».
Левиты успокаивали весь народ, говоря: «Не унывайте: день этот свят,
не печальтесь!»
Пошел весь народ есть и пить, еду посылать, устраивать веселье великое,
ибо вняли словам, которые им говорили.
На следующий день собрались к Эзре-писцу главы родов всего народа, коѓены и левиты
слова Учения постигать.
Нашли написанным в Учении:
заповедал Господь через Моше в шатрах сынам Израиля жить в праздник в месяц седьмой.
Возвестили, по всем городам и в Иерушалаиме возгласили, сказав: «На гору идите, ветви масличного дерева, ветви сосны, ветви дикого мирта, ветви пальмы, ветви мирта несите, строить, как написано, шалаши».
Вышел народ, принесли, сделали шалаши каждый на крыше своей, во дворах, во дворах Божьего дома
и на площади Водных ворот, и на площади ворот Эфраима.
Сделала вся община вернувшихся из пленения шалаши, в шалашах поселились, не делали сыны Израиля этого с дней Иешуи сына Нуна до этого дня,
было веселье великое.
Читал он книгу Учения Божьего изо дня в день, с первого дня до дня последнего,
семь дней праздновали они, а в день восьмой — по закону праздничное собрание.
(Окончание следует)
Последние публикации:
Четверостишные хроники (25) –
(22/11/2024)
Четверостишные хроники (24) –
(01/11/2024)
Четверостишные хроники (23) –
(09/10/2024)
Четверостишные хроники (22) –
(30/09/2024)
Четверостишные хроники (21) –
(29/08/2024)
Четверостишные хроники (20) –
(16/08/2024)
Четверостишные хроники (19) –
(01/08/2024)
Четверостишные хроники (17) –
(12/07/2024)
Четверостишные хроники (16) –
(04/07/2024)
Четверостишные хроники (15) –
(24/06/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы