Ѓошея (10)
Мих. Ковсан (12/04/2013)
Глава 10
1. Израиль — лоза цветущая, плодоносящая щедро,
много плодов — множатся жертвенники, чем лучше земле, тем больше каменных жертвенников.
2. Отделят сердце — сразу покараны будут,
жертвенники разобьет, каменные жертвенники сокрушит (а) .
3. Скажут тогда: "Царя у нас нет,
мы Господа не страшились, что нам сделает царь?"
4. Произносили слова, клятвы пустые, союз заключали,
ядовитым цветком вырастет суд на полевой борозде.
5. О тельцах Бейт-Авена затрепещет житель Шомрона,
народ и жрецы, радовавшиеся ему, его и богатство, покинувшее его, оплачут.
6. Самого в Ашур царю Йареву в дар унесут,
стыд охватит Эфраим, советом своим посрамлен будет Израиль.
7. Пропадет царь Шомрона —
пеною на воде.
8. Грех Израиля — высоты Авена будут разрушены, колючки, чертополох над жертвенниками взойдут,
скажут горам: "Накройте", холмам: "На нас упадите".
9. Со времен Гивы грешишь ты, Израиль,
там стояли: не настигнет в Гиве война с негодяями (б) .
10. Пожелаю — их привяжу,
соберутся на них народы — они двумя веревками привязаны будут.
11. Эфраим — телица ученая, любящая молотить (в) , погладил добрую шею ее,
пашет Эфраим, пашет Иеѓуда, Яаков боронит.
12. Праведность сейте, милосердие жните, пашню вспашите (г) ,
час искать Господа, придет и справедливости вас научит 1 .
13. Вспахали зло — несправедливость пожали, съели обмана плоды,
на путь свой уповали, на множество воинов.
14. Поднимется в народе смятение, все твои крепости разгромлены будут, как разгромил Шалман Бейт-Арвэль в день сражения:
мать с детьми были рассечены (д) .
15. Такое вам сделал Бейт-Эль (е) из-за вашего зла,
на заре погиб царь Израиля, сгинул 2.
***
В главе развивается тема, заданная в первом стихе: чем щедрее земля Израиля, тем больше он ее оскверняет.
(а) Отделят сердце — сразу покараны будут,// жертвенники разобьет, каменные жертвенники сокрушит. Смысл: как только евреи отделят сердце от Господа, они будут покараны врагом, посланным Всевышним.
(б) Там стояли: не настигнет в Гиве война с негодяями. Смысл: узнав о страшном преступлении в Гиве (см. прим. (в) к 9:9), все колена Израиля объединились и выступили против колена Биньямина (Шофтим 20:11-14).
(в) Эфраим — телица ученая, любящая молотить. Во время молотьбы животным не завязывали морды, позволяя есть.
(г) Пашню вспашите. Имеется в виду поле после жатвы, на котором были засохшие остатки и сорняки. Ср.: Ибо так Господь сказал мужам Иеѓуды, Иерушалаима: пашню вспашите,// среди колючек не сейте (Ирмияѓу 4:3).
(д) Как разгромил Шалман Бейт-Арвэль в день сражения:// мать с детьми были рассечены. Подробности этого жестокого сражения, хорошо известного современникам, до нас не дошли.
(е) Бейт-Эль. В Бейт-Эле был храм, в нем были установлены быки, которым поклонялись евреи десяти северных колен.
◘◘◘
1. И справедливости вас научит. В оригинале: וְיֹרֶה צֶדֶק לָכֶם. Перевод дословный. У слова יֹרֶהесть второе значение, которое невозможно реализовать в переводе. Вариант перевода: Оросит справедливостью (ср.: дождем к нам Он придет, поздним дождем, орошающим землю, 6:3).
2. На заре погиб царь Израиля, сгинул. В оригинале: בַּשַּׁחַר, נִדְמֹה נִדְמָה מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל, дословно: на заре погиб, погибая царь Израиля.
Последние публикации:
Четверостишные хроники (25) –
(22/11/2024)
Четверостишные хроники (24) –
(01/11/2024)
Четверостишные хроники (23) –
(09/10/2024)
Четверостишные хроники (22) –
(30/09/2024)
Четверостишные хроники (21) –
(29/08/2024)
Четверостишные хроники (20) –
(16/08/2024)
Четверостишные хроники (19) –
(01/08/2024)
Четверостишные хроники (17) –
(12/07/2024)
Четверостишные хроники (16) –
(04/07/2024)
Четверостишные хроники (15) –
(24/06/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы