История как драма
Пётр Лонгин (11/10/2013)
Эссе
(из книги "Русский Носорог"
От автора
В Зелёную книгу вошла автобиографическая повесть "Русский Носорог", драматургические произведения "Нижний чин республики" и "Война", эссе разных лет.
Произведения, вошедшие в книгу, известны пока узкому кругу лиц, среди которых можно выделить Сергея Юрского, о. Михаила Ардова и ныне покойного Олега Янковского...
Произведения, вошедшие в книгу, известны пока узкому кругу лиц, среди которых можно выделить Сергея Юрского, о. Михаила Ардова и ныне покойного Олега Янковского...
Всё, что имеет начало и конец, и протяжённость во времени (и внутреннее содержание, в этой протяжённости раскрывающееся) – называется драмой. Человеческая жизнь (или шире – бытие) – есть механистический прототип всякого действа, - как сценического, так и разворачивающегося вне чёткого разделения на зрительный зал и подмостки. Священная История (а иной не дано) – ярко выраженная драма, а все мы – её зрители и одновременно участники, независимо от степени сознательной включенности в тот сюжет, который разворачивается на наших глазах, и того механизма, благодаря которому «ещё зима сменяет осень, ещё огонь дарит тепло»…
Меня умиляют зрители, явившиеся на спектакль к концу последнего третьего акта (я опять же имею в виду Священную Историю) и реагируют на происходящее так, словно до их появления ничего существенного на сцене не произошло. Они со сдержанным интересом глазеют на подмостки, остроумно комментируют детали декораций, манеры актёрской игры и рассуждают на предмет «всё понятно – это мы уже увидели… А что же, интересно, нам покажут в четвёртом акте?»…
Между тем, драматургическая природа – трёхактна. Ничего общего, например, с иллюзорной теорией «развития по спирали» - реальная история (история имеющая начало и конец) не имеет. Она имеет – «исходный конфликтный факт» (по-старинному «экспозицию»), «центральное событие» («кульминацию») и – «главное событие», в результате которого происходит «развязка» («катарсис», очищение). Если вы «пропустили» центральное событие, то никакого очищения с вами после главного события не произойдёт. (Это значит, что вы, как «дурак с мороза», явились на этот спектакль зря, и для вас было бы лучше, если бы вы вообще на него не являлись…) Хотим мы этого, или нет, но центральное событие мироздания уже произошло: это – Боговоплощение, свершившееся во Христе 2000 лет тому назад. И это событие – равно значительно и для христиан, и для иудеев, и для язычников (и даже для тех мировоззренческих бомжей и безусловных язычников, которые почему-то называют себя «атеистами»).
Отношение к этому событию – вопрос распределения ролей в драме Священной Истории, – только и всего. Будь вы – агрессивный противник Христа, ждущий своего «Мошиаха» в грядущем Антихристе, будь вы – религиозно-индифферентный технократ-прогрессист, будь вы – хоть американский овощ-на-грядке – Создатель ступил на эту землю и для вас, в том числе. И от этого драматургического факта Священной Истории вам никак невозможно отвертеться.
Всё, что было ветхозаветное «до» – это «подъём на горку»; всё что случилось после – это «спуск» с неё. И нечего тешить себе обманчивым термином «развитие». Никакого действенного «развития» в природе драмы (как и в человеческой истории) нет. Действие получает начальный импульс в первом конфликтном факте (исходном событии), получает взрывной толчок – в центральном событии и постепенно «угасает» – вплоть до катарсическаго главного события.
«Развитие» – это иллюзия, туманный морок «урожайного года», на смену которому обязательно приходят «годы тощих коров» со своими тучами расплодившейся на обильных хлебах саранчи. (Сегодня, например, мы с удовольствием пользуемся плодами научно-технического прогресса, а завтра будем у разбитого корыта при лучине подсчитывать невосполнимые потери, этим самым прогрессом нам нанесенные.)
Драматическое действие – это инерция, угасание. Единственное, что не даёт ему окончательно угаснуть – это главный конфликт. Строго говоря, у истории всего два «субъекта»: Господь-Создатель и Сатана-разрушитель. «Разрушитель» - это скрытая до финальной кульминации дьявольская суть. А в истории Сатана действует в образах «Прометея-благодетеля», «Прометея-освободителя», «Прометея-просветителя». Его главный инструмент – имитация добра.
И вся история последних 2000 лет – это история грандиозного предательства ветхого Адама в отношении своего Создателя, явленного во Христе. Вся история этих двух тысячелетий – отказ от Царства Небесного за чечевичную похлёбку земного благоденствия. Сатана – это вечный завистливый эпигон Демиурга, в зависти своей плодящий безжизненные утопии.
На смену кровавому ХХ веку – "золотому веку" социальных и национальных утопий, пришёл новый век – с пёстрым и "весёлым" знаменем глобальной либеральной утопии... Можно не сомневаться: кошмар нового века превзойдёт "идиллию" Хиросимы и Сталинграда, Освенцима и Гулага.
Бытие – это симбиоз. Симбиоз сущего и имитационного, самодостаточного и паразитарного, вечного и конечного, живого и мёртвого. Именно симбиоз (повреждённость) обеспечивает сквозную конфликтность и целостность бытия – от Сотворения мира до Конца времён. Бытие – это драма, проживаемая в динамическом единстве противоположностей – в симбиозе мирового Древа и прижившегося в его теле грибка-паразита. Когда-то это древо было молодо, крепко и цветуще, а чахлый грибок пугливо прятался в укромных редких зарубках на его здоровой коре.
Но теперь Мировое Древо на глазах истощается и сохнет, а грибок множится и “тучнеет”…
При этом, древо устремлено ввысь – к Свету. В бесконечность. А грибок стремится под кору древа: чтобы проникнуть поглубже внутрь и разрушить его до основания. Так мы и живём – мировое древо с его живой структурой и убивающий его паразитарный грибок, разместившийся под его живой корой…
Резюме: пуще всего остерегайтесь – исторического позитивизма: ничего "хорошего" в будущем нас точно не «ждёт».
Ибо, всё хорошее у нас и так уже есть.
Заказать книгу или электронную версию книги в формате pdf можно по адресу longhine @ yandex.ru.
Последние публикации:
Как я стал духовидцем –
(22/11/2013)
Русский Носорог (Фрагмент из книги) –
(03/10/2013)
РУССКИЙ КАРНАВАЛ. Революция dell`arte. Окончание –
(18/11/2003)
РУССКИЙ КАРНАВАЛ. Революция dell`arte –
(17/11/2003)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы