Комментарий | 0

Моше-Аѓарон (Моисей-Аарон) - 1

 
 
Марк Шагал. Моисей, получающий 10 заповедей. 1956 г.
 
 
 
 
 
Он вёл за правую руку Моше рукою величия Своего,
воду отвёл перед ними, творя Себе вечное имя.
 
Вёл их сквозь бездны,
словно в пустыне коня, — они не споткнулись
(Иешаяѓу, Исайя 63:12-13).
 
Он сравнял его [Моисея] в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам; 
Он его словом прекращал чудесные знамения, прославил его пред лицем царей, давал чрез него повеления к народу его и показал ему от славы Своей.
За верность и кротость его Он освятил его, избрал Себе из всех людей,
сподобил его слышать голос Его, ввёл его во мглу
и дал ему лицем к лицу заповеди, закон жизни и ведения, чтобы он научил Иакова завету и Израиля — постановлениям Его.  
Он возвысил Аарона, подобного ему святого, брата его из колена Левиина, —
постановил с ним вечный завет и дал ему священство в народе;
Он благословил его особым украшением и опоясал его поясом славы;
Он облёк его высшим украшением и облачил его в богатые одежды (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова 45:2-9).
 

 

Моисей научает нас также многим истинам, но пять из них — наипрекраснейшие и наилучшие. Во-первых, — что есть и существует божество, вопреки [мнению] безбожников, из которых одни колеблются, сомневаясь в Его существовании, другие, более дерзкие, даже осмеливаются утверждать, что Его вообще нет, а говорят о Нём только люди, желающие сокрыть истину мифическими выдумками. Во-вторых, — что Бог един, вопреки мнению тех, кто вводит многобожие и не стыдится перенести негоднейшее толпоуправство с земли на небо. В-третьих… — что мир возник, вопреки мнению тех, которые полагают, что он — не возникший и вечный, и уже более ничего не оставляют Богу. В-четвёртых, — что также и мир един, поскольку един и Творец, уподобивший Своё творение по [признаку] единственности Себе Самому и употребивший всю материю для произведения целого. Ведь целого не могло бы быть, если бы оно произошло и составилось не из всех частей, — ибо есть и такие, которые предполагают, что миров множество, а иные — что беспредельное множество, которые сами беспредельны и воистину невежественны в отношении того, о чём нужно знать твёрдо. В-пятых, — что Бог промышляет о мире. Ведь всегда создавшее проявляет заботу о возникшем по необходимости природных законов и связей, в соответствии с которыми и родители заботятся о детях (Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею, 61).
 
Муд­ро­стью он [Моисей] пре­вос­хо­дил всех когда-либо суще­ст­во­вав­ших людей, отлич­но умел при­во­дить в испол­не­ние заду­ман­ные реше­ния, а так­же отли­чал­ся весь­ма убедительным в глазах про­сто­го наро­да красноре­чи­ем. К тому же он так вла­дел собою и так умел обузды­вать свои стра­сти, что каза­лось, их у него вовсе и не было и он был зна­ком с ними ско­рее по име­ни и по при­ме­ру на дру­гих людях, чем по себе лично. Таких пол­ко­вод­цев, каким был он, сущест­во­ва­ло немно­го, да и пророк он был такой, како­го дру­го­го боль­ше не было, так что, когда он гово­рил, каза­лось, буд­то уста­ми его веща­ет сам Гос­подь Бог (Иосиф Флавий. Иудейские древности 4:8:49).
 
Мои­сей утвер­ждал и учил, что у егип­тян и ливий­цев непра­виль­ное представле­ние о божестве, так как они изо­бра­жа­ют его в обра­зах диких зверей и домаш­не­го скота; оши­ба­ют­ся и гре­ки, пред­став­ля­ю­щие богов в челове­че­ском обра­зе. Ведь, по его мне­нию, Бог есть одно, единое суще­ство, кото­рое объ­ем­лет всех нас, зем­лю и море — то, что мы назы­ваем небом или все­лен­ной, или при­ро­дой все­го суще­го. Кто, будучи в здра­вом уме, дерзнёт создать изображе­ние тако­го бога, похо­жее на какой-нибудь из окру­жаю­щих нас пред­ме­тов? (Страбон)
 
И то, что Самим Богом наименован он другом Божиим, и, что, желая лучше погибнуть со всеми, если Бог и им по благоволению не окажет помилования за всё, в чём согрешили, остановил гнев израильтян, потому что Бог изменил определение Своё, чтобы не огорчить друга, — и это и всё сему подобное служит ясным свидетельством и доказательством того, что жизнь Моисея достигла самого крайнего предела совершенства (Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя, или О Совершенстве и добродетели).
 
Моисей — ключевая фигура еврейской истории. Если Авраам был праотцем еврейского народа, то Моисей стал творческой силой, сформировавшей его. Пророк и вождь, человек мощной воли и несокрушимой энергии, он был способен на гнев и безжалостную решимость, но в то же время обладал высокой духовностью, был великим пророком и общался с Богом (Мартин Бубер. Моисей).  

 

 

От автора

 

            Источник этой книги о Моше и Аѓароне — прежде всего, четыре книги Учения (Тора, Учение Моше, Пятикнижие): Имена (Исход), Воззвал (Левит), В пустыне (Числа), Слова (Второзаконие), книги первого раздела ТАНАХа, мною переведённого и прокомментированного на основе традиционных толкований и современных научных исследований. Прямая речь Всевышнего в переводе даётся без кавычек. Буквой ѓ передается отсутствующая в русском языке буква ה, звучание которой схоже с украинским «г». Сделано это для того, чтобы приблизить звучание имён собственных в переводе к оригинальному. Стихи традиционно делятся на полустишия, нередко — на большее количество интонационно выделенных частей. Названия книг даются в переводе с оригинала, а не как принято в переводах Библии на русский язык. При первом упоминании этих названий и всех имён собственных даётся традиционное русское название.

 

Послал Моше, раба Своего, Аѓарона, его Он избрал
 
Пришёл Израиль в Египет,
в земле Хама [Африка] Яаков [Иаков] зажил.
 
Очень расплодил Свой народ,
сильнее врагов его сделал.
 
Обратил их сердце Свой народ ненавидеть,
против рабов Своих замышлять.
 
Послал Моше, раба Своего,
Аѓарона, его Он избрал.
 
Дали им знаки Его, слова
и чудеса в стране Хама.
 
Тьму наслал — потемнело,
слову Его не противились.
 
Воды в кровь обратил,
рыбу их умертвил.
 
Страна кишела лягушками,
и покои царей.
 
Сказал — скопище появилось,
вши — во всех их пределах.
 
Дал дожди града,
их стране — пламя огня.
 
Виноград, инжир Он побил,
в их пределах деревья сломал.
 
Сказал — появились акриды,
без числа саранча.
 
Всю траву пожрала в стране,
плоды их земли пожрала.
 
Каждого первенца в стране поразил,
всей мощи начало.
 
Вывел их с золотом, серебром,
и не было павшего в их коленах.
 
После ухода веселился Египет,
ведь пал на них страх.
 
Завесой облако Он простёр
и огонь — светить ночью.
 
Просили — привёл перепелов,
хлебом небесным насытил.
 
Утёс отверз — вода потекла,
рекой пошла по пустыням.
 
Ибо помнил слово святое
рабу Своему Авраѓаму [Авраам].
 
Свой народ вывел в радости,
избранников — в ликовании.
 
Дал им земли народов,
и труд племён унаследовали.
 
Чтобы Его законы хранили
и Его учение берегли.
Восхваляйте Бога!
(Восхваления, Псалмы 105:23-45)
 
Восхваляйте Бога!
Благодарите Господа, ибо Он благ,
верность Его навеки!
 
Кто о могуществе Господа молвит,
восхваление Ему возгласит?!
 
Счастливы берегущие справедливость,
совершающий праведное ежечасно.
 
Помни меня, Господь, к Своему народу благоволя,
вспомни Своим спасением.
 
Увидеть благо избранников,
веселиться Твоего народа веселием,
восхваляться
с уделом Твоим.
 
Как отцы, мы грешили,
беззаконие, злое творили.
 
Отцы в Египте
чудес Твоих не постигли,
не помнили
великую верность Твою,
удручали у моря
Ям-Суф
[Ям Суф, Чермное море, Тростниковое море, Красное море, Эйлатский залив Красного моря].
 
Он их спас ради имени Своего,
могущество Своё возвещая.
 
Окрикнул Ям-Суф — высохло,
как по пустыне, их по безднам провёл.
 
От руки ненавистника спас,
от руки врага их избавил.
 
Вода покрыла врагов,
ни один не остался.
 
Поверили слову Его,
Ему восхваления пели.
 
Дела Его быстро забыли,
Его совета не ждали.
 
Вожделением вожделели в пустыне,
в пустоши Бога испытывали.
 
Что просили — им дал,
худобу душам послав.
 
Возревновали в стане к Моше,
к Аѓарону, Господню святому.
 
Открылась земля, поглотила Датана [Дафан],
клан Авирама [Авирон] покрыла.
 
В клане огонь разгорелся,
злодеев пламя спалило.
 
Телёнка сделали в Хореве [Хорив, Синай],
перед литым простирались.
 
Славу свою променяли
на образ телёнка, траву поедающего.
 
Бога, спасшего их, забыли,
свершившего в Египте великое.
 
Чудеса — в земле Хама,
грозное — у Ям-Суф.
 
Сказал:
Уничтожить их!
Если бы не избранник Его Моше,
пред Ним встал в проломе —
отвратить Его ярость
от истребления.
 
Они погнушались желанной землёй,
слову Его не поверили.
 
В шатрах роптали,
не слушали голоса Господа.
 
Поднял Он руку —
их в пустыне повергнуть.
 
И среди народов их семя повергнуть
и по странам рассеять.
 
К Баал Пеору [Ваал-Фегор, верховное языческое божество] приникли,
жертвы мёртвым ели они.
 
Гневили Его деяниями своими —
их мор поразил.
 
Встал Пинхас [Финеес], судил —
мор прекратился.
 
 В праведность зачтётся ему
навеки, из рода в род.
 
Злили Его у Мей Мерива [воды Меривы, воды вражды],
Моше из-за них пострадал.
 
Ведь дух Его удручали,
и устами Он произнёс.
 
Народы не уничтожили,
о которых Господь им сказал.
 
Смешались с народами,
их делам научились.
 
Служили их идолам,
ставших им западнёй.
 
Приносили в жертву сыновей и дочерей своих
бесам.
 
Проливали чистую кровь,
кровь сыновей и дочерей,
идолам Кнаана [Ханаан, название Земли обетованной до прихода евреев] в жертву её приносили,
и кровью земля осквернилась.
 
Они осквернились делами своими,
блудили своими деяньями.
 
Гнев Господа на Его народ возгорелся,
уделом Своим возгнушался.
 
Отдал их в руку народов,
ненавистники властвовали над ними.
 
Враги притесняли —
их руке покорялись.
 
Много раз
их спасал,
а они замыслами Его удручали,
оскудев от вины.
 
Он их увидел в беде,
их моленье услышав.
 
Вспомнил с ними союз,
в великой милости их утешил.
 
Милости дал им
от всех их пленивших.
 
Спаси, Господи, Боже,
и собери из народов —
благодарить имя святое,
Твоим восхвалением славиться.
 
Благословен Господь, Бог Израиля
извечно, навечно,
и весь народ скажет: «Истинно!»
Восхваляйте Бога!
(Восхваления 106)

 

            Вот, и вся история Исхода из Египта, вся история Моше и Аѓарона и в качестве эпилога взгляд в будущее пророка Моше глазами автора Восхвалений. Дальше — детали, объяснения, уточнения, почерпнутые из четырёх книг Учения.

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS