Комментарий | 0

Моше-Аѓарон (Моисей-Аарон) - 8

 

Марк Шагал. Моисей, получающий 10 заповедей. 1956 г.

 

 

Предсмертная речь: Выбери жизнь

 

Суть нового союза, который заключается Всевышним, приведшим Израиль к границе обетованной земли, с народом, видящим эту землю: отныне не будет посредника между Господом и народом, посредника подобного Моше-Аѓарону, слышащего Господа и с народом Его говорящего. Как в любом сюжете, и Моше и Аѓарон умерли, когда нужными повествованию быть перестали.

Раб Божий Моше созвал «весь Израиль», напомнил, что на их глазах «сделал Господь Паро», что «великие испытания» их глаза видели, но до сего дня Всевышний не дал им «сердце познать, глаза, чтоб увидеть, уши услышать».  Прямо не сказано — смысл понятен: с этого дня Господь даёт Израилю сердце, чтоб познавать, глаза, чтобы видеть, чтобы слышать, уши даёт. Поэтому «слова этого союза храните, их исполняйте,// чтобы добивались успеха во всём, что будете делать» (Слова 29:1-3,8). 

              И далее — слово Всевышнего, обращающегося не только к тем, кто сегодня стоит перед Ним, «чтобы вступить в союз с Господом Богом и в договор», «чтобы поставить тебя сегодня народом Себе, а Он тебе будет Богом, как тебе говорил и клялся отцам твоим Авраѓаму, Ицхаку и Яакову», вступить в союз не только с сегодняшними, но и всегдашне вечными, «с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Слова 29:11-14).

             
Будет: когда придут к тебе все эти слова, благословение и проклятие, которые тебе дал,
в сердце своё их обрати среди народов, куда Господь Бог забросил тебя.
 
Обратишься к Господу Богу, услышишь голос Его, всё, что сегодня тебе заповедую,
ты и твои сыновья всем сердцем своим и всей душою своей.
 
Возвратит Господь Бог пленение твоё и помилует,
вернёт, из всех народов их соберёт, отовсюду, где Господь Бог их рассеял.
 
Если на краю неба будут твои изгнанники,
оттуда Господь Бог тебя соберёт, возьмёт тебя и оттуда.
 
Приведёт тебя Господь Бог в землю, которой отцы овладели, и ты ей будешь владеть,
больше, чем отцам, добро тебе сотворит и тебя Он умножит.
 
Господь Бог обрежет сердце твоё и сердце потомков твоих —
любить Господа Бога всем сердцем своим и всей душою своей ради жизни своей.
 
Даст Господь Бог все эти проклятия
твоим врагам и твоим ненавистникам, преследующим тебя.
 
А ты вернёшься, голос Господа будешь слушать,
все заповеди Его, которые сегодня я заповедую, исполнять.
 
Изобилие благ даст Господь Бог во всех деяниях рук твоих: во благо плод твоего чрева и плод животного твоего, и плод земли твоей,
ибо Господь вновь будет радоваться тебе во благо, как отцам твоим радовался.
 
Если будешь голос Господа слушать, хранить заповеди Его и законы, записанные в книге Учения этого,
если вернёшься к Господу Богу всем сердцем своим и всей душою своей.
 
Эта заповедь, которую сегодня тебе заповедую,
не недоступна тебе, она не далека.
 
Не в небе она,
чтобы сказать: «Кто для нас в небо поднимется, взять её, дать нам услышать, и её мы исполним».
 
Не за морем она,
чтобы сказать: «Кто для нас перейдёт море, взять её, дать нам услышать, и её мы исполним».
 
Но это слово очень близко тебе:
в устах твоих, в сердце твоём — его исполнять.
 
Смотри, сегодня дал тебе жизнь и добро,
и смерть, и зло.
 
Сегодня тебе заповедую любить Господа Бога, Его путями ходить, хранить заповеди Его и законы, уставы,
Господь Бог даст тебе жизнь, умножит тебя и благословит тебя Господь Бог на земле, которой приходишь ты овладеть.
 
А если сердце своё отвратишь и, не послушав,
прельстившись, перед богами иными будешь ты простираться, им будешь служить.
 
Сегодня вам возвещаю: сгинете, пропадёте,
не продлите дни на земле, в которую ты Ярден переходишь, придя туда, ей овладеть.
 
Сегодня вам в свидетели призываю небо и землю: жизнь и смерть тебе дал, благословение и проклятие,
выбери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё.
 
Любить Господа Бога, слушать голос Его, с Ним единиться:
Он жизнь твоя и длительность дней — жить на земле, о которой клялся Господь Бог дать отцам твоим Авраѓаму, Ицхаку и Яакову (Слова 30).

 

              Сказал Моше: «Мне сто двадцать лет», «Господь мне сказал, что я не перейду этот Ярден», «Господь Бог, Он перед тобой переходит, Он эти народы перед тобой уничтожит, и вы овладеете ими,// Иеѓошуа, он перед тобой переходит, как Господь говорил» (Слова 31:2-3).

Призвав Иеѓошуу, на глазах всего народа Моше преемнику своему говорит: «Крепись, будь сильным, ибо ты с этим народом войдёшь в эту землю, которую Господь их отцам клялся им дать,// ты её дашь им в удел. Господь, Он перед тобою идёт, Он с тобой будет, Он от тебя не отступит, Он тебя не оставит,// не бойся и не страшись». Исполнив заповедь, написав Учение, Моше «дал его коѓенам сынам Леви», и всем старейшинам (Слова 31:7-9).

Призвал Всевышний Моше, сказал, что приблизились его дни, чтобы встали они с Иеѓошуей в соборном шатре. Там в столпе облачном Господь им явился. Приоткрыл Всевышний завесу будущего перед Моше, рассказав, что этот народ с богами чужими будет блудить, оставит Господа, союз с Ним нарушит, а Он, Всевышний, оставит его, лик Свой сокроет, многие беды народ этот постигнут. Тогда скажет этот народ: «Не потому ли, что нет во мне Бога, меня эти беды постигли» (Слова 31:14-18).

              Всевышний велит Моше написать песнь, сынов Израиля ей научить, чтобы эта песнь была Богу свидетельством, когда Израиль «к иным богам обратится, им будет служить», отвергнет Его, союз с Ним нарушит, а «когда многие беды, несчастья постигнут его, песнь эта» будет свидетелем, не забудется. Написал Моше песнь, левитам велел книгу Учения у ковчега союза Господа положить. Так ещё раз в Учении ковчег появляется. Ковчег Ноаха — спасение человечества от Потопа. Ковчег Моше — спасение человека. Ковчег для скрижалей, свидетелей Господня союза — спасение от забвения. Моше велит собрать всех старейшин и произносит «в слух всей общины Израиля слова этой песни» (Слова 31:19-30).

«В тот самый день» сказал Господь Моше взойти на гору и посмотреть на землю, которую даёт Он народу Израиля. «Умри на горе, на которую поднимаешься, и будешь к народу своему приобщён,// как умер твой брат Аѓарон на горе Ѓор, и к народу своему был приобщён. Напротив эту землю увидишь,// но туда не войдёшь, в эту землю, которую сынам Израиля Я даю» (Слова 32:48-50,52).

              Перед смертью, подобно праотцу Яакову, Моше даёт благословение каждому колену и всему народу Израиля: «Счастлив, Израиль, кто, как ты, народ, спасаемый Господом, твоим щитом, твоей помощью, мечом величия твоего?// Лебезить перед тобой будут враги, а ты будешь высоты их попирать (Слова 33:29).

              Поднялся Моше на вершину горы, и Господь Землю обетованную ему показал. «Сказал Господь ему: Это земля, о которой Я клялся Авраѓаму, Ицхаку и Яакову, сказав: Дам её потомкам твоим,// дал Я тебе своими глазами её увидеть, но туда не перейдёшь»; «Умер там Моше, раб Господа, в земле Моав по слову Господню»; «похоронили его в долине, в земле Моав», «и никто не знает могилу его до сего дня» (Слова 34:1,4-6).

 
И было Моше сто двадцать лет, когда умер,
глаз его не помутнел, свежесть его не иссякла.
 
Оплакивали Моше сыны Израиля тридцать дней в долинах Моава,
и дни плача, траура по Моше завершились.
 
А Иеѓошуа сын Нуна духа мудрости полон, ибо Моше руки свои на него возложил,
сыны Израиля его слушали и исполняли, как Господь Моше заповедал.
 
И не встал ещё пророк в Израиле, подобный Моше,
которого лицом к лицу знал Господь.
 
Его послал Господь свершить все знаки и чудеса в земле Египет,
Паро и всем рабам его, и всей земле его.
 
И руку сильную, и великое видение ужасное —
что Моше на глазах всего Израиля совершил (Слова 34:7-12).
 
(Окончание следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка