Комментарий | 0

О причинах ускоренного развития человеческих сообществ

 

 

 

 

Если обратиться к развитию человеческих сообществ, то, прежде всего, надо отметить, что средства для жизни человек в своих сообществам как существо, способное на целевые и вместе с тем – произвольные действия, уже может добывать не как раньше, просто охотясь или собирая нечто съедобного, подобно животным, а с помощью различных приспособлений и искусственных методик выращивать растения, разводить животных или вылавливать добычу с помощью сеток и капканов.

Более того, человек уже способен целенаправленно улучшать свой быт, строя дома и украшая жилища.

Конечно, всё это происходит не сразу, но протекает с определенным ускорением, если обратить внимание на сокращение периодов, в которых происходят качественные изменения в устроении общества.

Любопытно, что аналогичный процесс происходит и практически со всеми живыми существами в ходе их эволюции, но для человеческих сообществ это ускорение, или уплотнение собственного времени последовательного развития сообществ человека, приобретает наибольшую величину.

Чтобы определить причину ускоренного развития человеческих сообществ, начиная с гоминидов, и по сей день, сначала отметим календарные периоды возникновения и существования разных типов живых существ в известной последовательности в ходе эволюции.

Одноклеточные организмы появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Промежуток времени от возникновения одноклеточных примитивных организмов до образования более структурированных организмов в виде водорослей составил 2,3 миллиарда календарных лет.

Животные появились примерно 550 миллионов лет назад. Соответственно промежуток времени от возникновения водорослей до появления первых животных оказался короче – около 650 миллионов календарных лет.

Первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад. То есть промежуток времени от возникновения первых примитивных животных до появления сложноорганизованных млекопитающих оказался еще короче – около 330 миллионов календарных лет.

Таким образом, заметно, что развитие организмов на Земле шло ускоренно, то есть собственное время указанных групп организмов уплотнялось.

Если проследить далее ход развития животного мира, то можно отметить непрекращающееся уплотнение собственного времени развития от более простых существ к более сложным.

В частности, первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад, первые обезьяны появились около 30 миллионов календарных лет назад, первые гоминиды появились 6 миллионов лет назад, первый человек разумный появился около 200 тысяч лет назад.

Гоминиды в своих сообществах, впервые среди всех живых существ, приобрели способность осознавать собственные действия, то есть использовать не только инстинкты и рефлексы, приспосабливаясь к окружающей среде в качестве лишь ее активных элементов, но и способность вполне сознательно сообща координировать и планировать свои действия как на текущее время, так и на перспективу. Тем самым они вышли за пределы адаптивности к среде, преобразовавшись через несколько миллионов лет в homo sapiens.

То есть собственное время развития сообществ гоминидов до преобразования их в homo sapiens еще более уплотнилось по сравнению с предыдущим периодом развития обезьян.

В свою очередь, homo sapiens приобрели в итоге этого развития гоминидов больший по массе и дополнительным отделам мозг, обеспечив себе максимально эффективную возможность изменять окружающую среду целенаправленно для собственной выгоды, что позволило им сформировать цивилизацию всего лишь через несколько сотен тысяч календарных лет.

Но только цивилизация дала действительный простор для ускоренного течения собственного времени человеческих сообществ в ходе их изменения, просуществовав по сию пору по разным оценкам от восьми до шести тысяч календарных лет.

Иначе говоря, человек в своих сообществах, в отличие от вроде бы столь же стайной обезьяны, приобрел в дополнение к ее адаптивности к природной среде еще и совершенно новые особенности в отношении взаимодействия с окружающей средой – целеполагание и вариативность видения проблемы в нужном ракурсе, позволяющие достигать поставленной цели разнообразными способами в зависимости от собственной сообразительности, самыми эффективными из которых оказываются креативные.

Эти особенности предоставили ему возможность понять свое существование в мире не только благодаря высокой степени эффективности процесса мышления, которая свойственно и крысам, и приматам, то есть животным, имеющим довольно развитой мозг, но, в отличие от них, вследствие использования целеполагания и креативности, которые позволили человеку эффективно взаимодействовать с окружающей средой в соответствии не только со своими насущными потребностями, но и с интересами и запросами, которые могут не совпадать с потребностями и все время меняются, а диапазон их расширяется.

Другими словами, программа действий человека кардинально расширилась в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.

Поэтому лишь подобного рода осознание себя в мире текущего времени в размерности своей краткой жизни означает истинное очеловечивание живого существа, поскольку приводит к признанию собственного существования не только в мире ощущений, но и в мире идей, довольно гармонично объединяя в одном лице способность чувствовать и способность познавать как окружающий мир, так и себя самого.

Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих новых существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.

То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся информационных потоков, которые воспринимаются его органами чувств, развивая как их, так и органы управления организма, вследствие чего, например, масса человеческого мозга по сравнению с массой мозга приматов возросла в несколько раз.

Отметим теперь, как изменилось ускорение человеческих сообществ с возникновением цивилизации в рамках основных фаз их развития в единицах календарного времени.

Рабовладельческий строй, сменивший первобытнообщинную организацию человеческих сообществ, которая заняла многие десятки тысяч лет, длился уже только несколько тысяч лет вплоть до перехода к феодальному типу хозяйствования.

В эпоху феодализма развитие цивилизации еще более ускорилось по сравнению с периодом существования рабовладельческого строя, заняв чуть больше тысячи лет в Европе.

Капитализм занял исторический период в несколько столетий – с XVII века по XXI век, ускорив развитие цивилизации в несколько раз по сравнению с феодализмом.

Однако столь явное уплотнение собственного времени существования и развития различных групп живых существ вплоть до возникновения цивилизации не нашло удовлетворительного объяснения в рамках известных научных теорий.

Наши соображения по данному вопросу не имеют отношения к известным концепциям. Тем не менее, они, на наш взгляд, вполне удовлетворительно объясняют феномен ускорения собственного времени живых существ и их сообществ в результате их активности.

Описанное выше уплотнение собственного времени, происходящее с усложнением живых существ в ходе их развития, объясняется ни чем иным, как следствием деятельности живых существ. Поэтому оно не имеет прямого отношения к календарному – как бы внешнему – времени, наглядно обтекающему нас.

Однако это собственное время протекает неявно, в рамках внешнего – открытого – времени, не фиксируясь людьми, а отдельные проявления его считаются или чудом, либо вызывают недоумение. Естественно, этот тип времени, зависимый от деятельности людей и, соответственно, расширения информационных потоков, в которых они же находятся, но не объясняющийся официальной наукой, которая объективирует календарное время, до сих официально игнорируется, несмотря на отмеченные выше факты ускорения этого типа времени, отличного от календарного.

Для дополнительной иллюстрации того, что живые существа, находящиеся текущем календарном времени, формируют также и собственное время в рамках этого календарного времени, сопоставим течение времени для человека во сне и наяву.

Результаты исследований продолжительности сновидений показали, что их длительность редко превышает 3 минуты, а часто занимает всего лишь десятки секунд, тогда как события, которые отражаются в сновидениях, как правило, не укладываются в эти временные интервалы, занимая иногда на порядок больше календарного времени.

Ученые до сего времени этот факт объяснить не могут, произнося всего лишь ничего не значащие слова о субъективном восприятия образов, возникающих во сне в сознании человека.

Действительно, этот феномен ускорения времени в сновидениях не вписывается в научное представление времени как объективного, постоянного и последовательного протекания происходящих явлений.

В частности, этот поступательный ход событий физика считает формой протекания всех разнообразных процессов, или условием возможности изменений.

Иначе говоря, наука в ее нынешнем состоянии объективирует время, полагая, что все процессы, происходящие в мире, не оказывают никакого влияния на однообразный, непрерывный и постоянный «ход» времени.

Сам по себе процесс протекания сновидений является несомненно объективным, напоминая демонстрацию какого-то события на телеэкране.

Но тут же возникает вопрос: почему же интервал этого, якобы объективного и постоянного «хода» времени в процессе конкретного сновидения так существенно отличается по продолжительности для идентичного события, происшедшего наяву? Получается, что происшедшее во сне изменение условий для одного и того же события, которое ранее случилось наяву, повлияло на «ход» времени, подрывая трактовку понятия времени наукой?

Выходит, что ход времени на самом деле подвержен изменению в зависимости от условий, в которых находится человек: мало чем отличаясь для большинства процессов, происходящих в теле человека во сне, от тех же процессов днем, но существенно отличаясь для процессов, происходящих в мозгу человека днем, который, как известно, занимается обработкой информации во сне. То есть время во сне как бы разделяется на два потока.

Следовательно, факт ускорения времени во сне, если судить по длительности сновидений и соответствующих им событиям наяву, вполне адекватно объясняется с позиции представления времени как продукта процесса обработки информации, поступающей или поступившей в обрабатывающие информацию центры от органов чувств живого существа.

Любой центр обработки информации, и в частности, мозг, работает по определенным программам, которые предусматривают перерывы для устранения ненужной информации, систематизации и архивирование поступившей для того, чтобы с большим успехом решать те или иные задачи в дальнейшем.

Поэтому мозг точно так же, как и любой компьютер, избавившись ночью от потока внешней информации, оказывается способным, обработав информацию, поступившую за предшествующий день и сопоставив результаты этой обработки с информацией, имеющейся в памяти, выработать по соответствующим программам варианты, или модели дальнейшего поведения человека наяву, имея в виду те изменения, которые произошли за истекшее время, совместно с организацией функционирования каждой клетки, отдельных частей и организма в целом.

В течение сна поступившие за предшествующий день пакеты информации в том или ином сочетании с информацией, содержащейся в памяти, подобно тому как аналогичные пакеты информации в компьютере выводятся на экран монитора через соответствующие блоки, преобразующие их в видимое изображение, точно так же выводятся в соответствующие центры мозга, отвечающие, например, за формирование зрительных образов, образуя иногда идентичное отражение того или иного события, происшедшего наяву.

Если исходить из этой системы преобразования информации, то скорость течения времени для каждого индивидуального человеческого сознания зависит от объема информации (количества и содержания информационных пакетов), поступающей в обрабатывающие центры организма человека, и от скорости обработки поступающей информации в этих центрах.

Вместе с тем в процессе сна уже не требуется обработка внешней информации, которая практически не поступает в организм, так как основные рецепторы человека в виде зрительных и слуховых уже не взаимодействуют с окружающей средой по-прежнему, исключая тем самым поток информации, поступавший ранее через них.

То есть, в данном случае, мозг сосредоточивается на обработке только той информации, которая была накоплена за истекший день с возможными вкраплениями в нее информации из более ранних поступлений, не отвлекаясь на обработку внешней информации, которая в состоянии сна практически не поступает более, тогда как в дневное время мозг был вынужден работать как бы на два фронта – обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать и размещать ее в памяти, и кроме того, использовать уже имеющуюся информацию из памяти в сочетании с поступающей для отклика на поступающие вызовы от окружающей среды.

Стало быть, мощность этого живого компьютера - мозга, представляющего орудие интеллекта сознания человека, во сне уже расходуется на обработку меньших объемов информации, вследствие исключения поступления внешней информации, в результате чего обработки этих объемов происходит быстрее. По этой причине событие, происшедшего наяву, идентично отражаясь в сновидении, происходит в течение меньшего отрезка календарного времени.

Иначе говоря, течение времени во сне, отражающее для сознания человека конкретное событие, которое произошло ранее наяву, ускоряется по сравнению с течением календарного времени.

Тем самым в процессе сна организм человека получает дополнительное время для восстановления работоспособности каждой клетки тела и организма в целом, устранения избыточной информации, а также для формирования наиболее адекватных моделей поведения человека наяву.

Этот примечательный факт означает, что календарное, или внешнее время для человека, в котором находится каждый человек наяву, если примерять его на событие, идентично отражающееся в сновидении, не совпадает с его собственным временем во сне, «ход» которого может существенно отличаться от календарного времени.

Таким образом, феномен сна сам по себе указывает на вполне объективную картину существования как для человека, так и для всех живых существ двух типов времени – внешнего, или календарного,  и собственного времени каждого живого существа, в которых находятся они все, но календарное время отмечается ими явственно, например по смене дня и ночи, времен года и т. п., как бы заслоняя изменение собственного времени для них.

Поэтому выше мы показали на примере сновидений факт непосредственного и отчетливого проявления собственного времени для каждого живого существа. Ход этого собственного времени может существенно отличаться от течения внешнего времени для каждого живого существа в зависимости от степени развития его сознания и от условий, в которых это существо находится.

Описанный выше частный случай ускорения собственного времени во сне объясняется, как и все остальные случаи уплотнения собственного времени в ходе качественного изменения деятельности живых существ [см., напр., 1] тем, что, в отличие от неживых объектов, каждое живое существо находится в информационном потоке, потребляя, формируя и распространяя этот поток для того, чтобы сохраниться в нем, а значит, и в жизни. Сам же информационный поток, естественно, так или иначе меняется как от этих действий, так и от внешних условий.

Поэтому, если время в рамках деятельности живых существ является информационным продуктом, то с изменением потоков информации, охватывающих живое существо или существа, время их собственной жизни и периодов жизни их родов или видов, а также периодов существования человеческих сообществ меняется в соответствии с изменением потоков информации, в которых они находятся, несмотря на то, что календарное время течет по-прежнему [2, 3].

Вышесказанное приводит к мысли, что информация есть сведения о состоянии материальных объектов, которые сознание живого существа способно распознать при сканировании им окружающего имеющимися в его распоряжении средствами. Инициатива в данном процессе принадлежит сознанию любого живого существа, включая человека, а не объектам, окружающим его.

Информация, или дешифрованные сведения, обозначения, разъяснения и т.д. передаются от материальных объектов через материальные объекты, например, свет, к материальным объектам, например, приборам для конечного восприятия ее сознанием. То есть без материальных объектов, в том числе и самого сознания информация не существует. Она возникает только при выделении сознанием живого существа из общего «шума» тех сведений, которые сознание этого существа способно распознавать частично инстинктивно, частично осознанно для высшего сознания (самосознания).

Иначе говоря, информация возникает только в сознании посредством имеющиеся у него, точнее, у носителя сознания ощущений, но не иначе, являясь понимаемой человеческим сознанием вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания. Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды, своего рода «шума». Сознанием эти дешифрованные копии фрагментов материальных объектов, в частности, перерабатываются в образы, смыслы, чувства, которые так же являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего «настоящего» взаимодействует с окружающими объектами.

Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.

Этот информационный процесс автоматически помещает конкретное живое существо или сообщество живых существ в поле его собственного времени, которое он или оно не замечает, поскольку оно находится как бы внутри него, отмечая только ход независимого от него внешнего календарного времени, основанного на периодическом движении планет и светил.

Именно это явное текущее время довольно тривиально признается нынешними учеными единственным, хотя еще более двух столетий назад вполне здравомыслящий Кант, который был не чета нынешним философам, подверг сомнению это соображение: «Время не есть что-то объективное и реальное…, а объективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой чувственно воспринимаемого по определенному закону, и чистое созерцание» [4].

 

Библиография
 
1. Низовцев Ю. М. Объяснение фактов ускорения и замедления времени. Журнал «Топос». РФ. 23.03.2022.
2. Низовцев Ю. М. Почему время жизни таково, каково оно есть? Журнал «Топос». РФ. 16.03.2022.
3. Низовцев Ю. М. Время как информационный продукт живого. Журнал «Топос». РФ. 31.03.2022.
4. И. Кант. О форме и причинах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира.  Сочинения, т. 2. М., 1964.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка