Комментарий | 0

О соотношении истинного и ложного

 

 Марсден Хартли. Линкольн, уставший от правды. 1940.

 

 

Первичная информация, получаемая автоматически человеком вследствие действия не осознаваемых им процессов, характерных для всего живого, являющихся результатом контакта любого индивидуального сознания с единым сознанием [1,глава 2.1], при любой ее дальнейшей передаче неизбежно искажается по ряду причин, в частности, по естественной причине – человек не компьютер, он что-то путает, неверно понимает, не может узнать, меняет, переставляет акценты, так как интеллект, точнее, индивидуальное сознание, познающее мир с «чистого листа», чтобы не попасть под влияние своих прошлых жизней, начинает при участии подобных себе форм индивидуальных сознаний сразу же «пробираться» от являющегося к сущностям в основном методом проб и ошибок, пока не накопит достаточный опыт, не привлечет логику, все остальные виды абстрактного мышления, знание ряда закономерностей и т.п.

Чувства так же могут обманывать человека, например, внося смазывающую всю картину дополнительную эмоциональную окраску. Кроме того, человек может изменять содержание сообщения сознательно, например, в собственных интересах, как он их понимает, или упорствовать во мнении в силу привычки, тогда как изменившиеся условия меняют прежние, казалось бы, незыблемые истины.

Человек так же может многого не понимать, по крайней мере, сначала; он может принимать миражи за реальность, а реальность за миражи; в его восприятии, как правило, надуманное, неадекватное перемешивается с фактическим, и ему приходится ежечасно принимать решения на этой зыбкой основе, совершая тем самым неизбежно ошибки. Эти ошибки не всегда можно исправить в течение одной жизни, что само по себе предполагает для каждого индивидуального сознания продолжение жизненного цикла дискретно.

В результате, первоначальная и вполне адекватная по роду применяемых человеком средств, то есть органов чувств, обрабатывающих центров, информация, дающая «настоящее», может исказиться до неузнаваемости вплоть до того, что первоначальная информация приобретает противоположный смысл.

Тем не менее, тот факт, что копирование любым сознанием доступных для него фрагментов из Единого с помощью органов чувств является действительно адекватным, подтверждается не только тем, что сознание само воспроизводит реальность так, как способно, но связно в качестве базы для собственной жизни, а также и тем, что все остальные живые существа, помимо человека, у которых нет, словесного общения, возможности сознательно комплектовать базы данных, нет мышления, выходящего за рамки адаптивных реакций на вызовы окружающей среды, отсутствует креативность и целеполагание в своих действиях, а также многие другие человеческие свойства, не только удовлетворительно существуют на основе среды, формируемой собственными органами чувств при посредстве единого сознания, но и более приспособлены к ней, более соответствуют ей и в этом отношении более совершенны, чем человек, который хоть и способен на креативные действия в своем целеполагании, но часто неверно оценивает окружающее, губя и себя, и среду.

При появлении же избыточной информации в процессе ускоренного развития цивилизации искажения становятся столь фундаментальными (информационный коллапс), что сложная система цивилизации теряет управляемость, и всё многочисленное человеческое сообщество автоматически разрушается [1, глава 6].

Соображение о том, что истина может быть продуктом соглашения (Пуанкаре), является неадекватным, поскольку совпадение мнений не всегда означает приводит к правильному решению, и в конечном итоге часто ведет к ошибочным оценкам, ложным ценностям и даже катастрофическим результатам, то есть выдача ложного за истинное сознательно или нет, например, во имя справедливости, правды, общего благополучия, торжества тех или иных научных школ и т. п., может привести к застою и деградации и даже к гибели, чему несть числа примеров из истории.

Истиной может быть в человеческом сообществе только сближение с сущностью предмета на том или ином уровне, позволяющее по крайней мере удовлетворительно решать поставленные задачи и двигаться вперед. Отсутствие понимания этой проблемы, утверждение типа: у каждого своя правда, всегда можно договориться, совпадение мнений есть свидетельство истины и т. д., существенно замедляло развитие общества и даже отбрасывало его назад, так же как и развитие науки.

Что же касается некоторых примеров появления ложного, то, в частности, кажется очевидным, что жизнь каждого человека конечна; но ведь нам неведомо, что стоит за гробом? Может, там начинается какая-то новая жизнь для сознания, бывшего ранее в человеке? Стало быть, можно подвергнуть сомнению, как кажется, непреложный факт о конечности жизни человеческого сознания, то есть он является в другом контексте ложным, поскольку жизнь сознания может продолжаться дискретным порядком бесконечно в конечных существах.

Этот простой пример показывает неисчерпаемость самой проблемы нахождения истины, если только отвлечься от лежащего на поверхности факта, что жизнь неизбежно заканчивается смертью.

Понятно, что на уровне нашей действительности окончательной отгадки быть не может, но истинность утверждения о конечности жизни для человеческого сознания, тем не менее, можно подвергнуть сомнению. Это, в частности, свойственно религиозному сознанию.

Жизненные реалии человеческих сообществ могут далеко отстоять от сущности, и даже затемнять ее. Тем более что человеческое сознание не склонно отрываться от окружающего, которое оно оценивает с позиции уже переработанной и дополненной им первичной информации, а значит, в той или иной мере, искаженной, хотя сам мир вокруг каждого человека является истинным, поскольку его сознание формирует окружающее только в соответствии с имеющимися у него возможностями и средствами.

Другие миры, точнее, измерения, для людей недоступны, поэтому реально они могут лишь пытаться проникать в сущность окружающих их явлений данного мира, используя открываемые закономерности для познания окружающего, для улучшения собственной жизни. Но вырваться за рамки окружающего каждого человека трехмерного мира, как ни проникай в его глубину, человек не способен, да это и не нужно его сознанию, потому что оно находится в «собственноручно» созданном мире, в своем «настоящем», что пока только и нужно для него на данном этапе развития его сознания.

Сознание в человеке нуждается именно в решении задач, которые ставятся в рамках данного трехмерного мира. Этих задач вполне достаточно для развития сознания в создаваемых людьми цивилизациях, а период существования цивилизаций определяется фактором уплотнения времени, которое конденсируется экспоненциально в результате развития человеческого сообщества в соответствии с растущим объемом получаемой им информации. Время, как это было показано в моей работе «Время как проявление процесса получения информации» [2], есть не что иное, как информационный продукт.

Бег событий с развитием цивилизации ускоряется, или настоящее время каждого человека, как и всего сообщества, уплотняется с увеличением потребляемых ими информационных потоков, что является неизбежным следствием сознательной деятельности человека, захватывающей все большие пространства.

Экспоненциальное ускорение времени, или постоянный рост информационных потоков, проходящих через сознание человека, приводит в конечном итоге к невозможности функционирования цивилизации в ее прежнем виде, поскольку человек, как управляющая всем система, более не способен «переваривать» эти потоки, справляться с ними. И все возрастающая мощность связанных компьютерных систем оказывается уже не помощником человека, а угрозой для него. Информационный коллапс в виде выхода системы управления из сферы непосредственного и адекватного контроля человеком прекращает функционирование цивилизации.

То, что происходит в дальнейшем можно лишь предполагать, но цивилизация, как и любая сложная система, в конечном итоге распадается с появлением на ее месте чего-то нового; или же после определенной паузы при подходящих природных условиях на прежнем месте возникает и начинает развиваться цивилизация, подобная прежней, формируя уже свое ускоряющееся время [1, глава 6].

Данный факт является весьма прискорбным для обыденного сознания хотя бы потому, что наша обычная жизнь в сравнительно удобной цивилизации кончается, а истинным в данной ситуации этот факт является потому, что развитие человеческого сообщества в виде ограниченной системы цивилизации не бесконечно.

Таким образом, с одной стороны, истинно то, что человеческая цивилизация конечна и должна исчезнуть, с другой стороны, истинно и то, что цивилизация, раз появившись, может возникнуть вновь при подходящих условиях, и так может происходить до бесконечности.

Истинно и то, что данный процесс возникновения и распада цивилизаций разумных существ должен иметь связующую нить. И эта нить не может не связывать все разумные существа в их различных проявлениях как в известном нам мире, так и в иных измерениях, поскольку самопроизвольно разум и все живое вообще возникнуть не могут.

Стало быть, истинно то, что разум, точнее, сознание, является ведущим эшелоном мироздания вообще и существует в традиционном понимании времени, как и мироздание, а также его производное – бытие - вечно. Истинность этого утверждения основополагающа, так как известно, что вероятность самосборки такого сложнейшего образования как геном, без которого не существует всё живое, практически равна нулю в трехмерном измерении. А раз так, то геном является «посланцем» вечного сознания, которое, существуя бесконечно, проявляется и живет локально и дискретно в формируемом им самим через носителей сознания времени в форме бытия.

Кроме того, следует отметить то, что малейшее изменение основных мировых констант делает невозможным существование известной нам вселенной в качестве устойчивого образования. Это же относится и к основным физико-химическим параметрам земной жизни, изменение которых ведет к невозможности органической жизни на Земле.

Попытки объяснить эти феномены как со стороны ученых (случайность), так и теологов (внешняя разумная сила), не выдерживают критики.

Дополнительно можно сказать только то, что бесконечность в лице Единого не нуждается ни в каких случайностях или внешних силах.

Единое содержит в себе всё. И это всё – есть потенциально активное и пассивное, реализующееся в голографической проекции Единого во времени; проекция формируется активным через информационный «мост» между Единым и активным в проекции и Едином, обновляя волнообразную структуру проекции, содержащую частотные копии объектов из Единого.

В свою очередь, множественно-единое активное (сознание) преобразует указанным выше нами образом дискретные обновляющиеся структуры голографической проекции в известный нам континуум с пространством, текущим временем, движущимися объектами [там же].

Жизнь в ее самых разнообразных проявлениях возможна только в конечном, в локальных временных лакунах; она и есть то несовершенное, являющееся, в котором может расти и развиваться сознание, одолевая разные сущностные пороги, или относительные истины бытия, стремясь к совершенству через прохождение бесчисленных жизней в несчетных мирах, но, не достигая совершенства никогда, и поэтому никогда не останавливающаяся.

Сознание, а не человек, точнее, сознание посредством субъекта действий – человека – через его ощущения сначала «извлекает» истинный, то есть адекватный для существования и развития как человека, так и его индивидуального сознания, мир из безграничного Единого, а затем через того же человека проходит череду заблуждений и открытий не для того только, чтобы обрести многознание, но, прежде всего, чтобы определить себя же в жизненных коллизиях, где оно может не только приспосабливаться к окружающему, но и, благодаря определенной отделенности от бытия, или самосознанию, способно действовать свободно, стремясь к бытию, отстраняясь от него и снова соединяясь с ним.

Поэтому истинность или ложность всего проходящего индивидуальное сознание определяет только через себя и на себе испытаниями в соблазнах и терниях, пытаясь найти свой кодекс чести. Поэтому не следует искать критерий истины или саму истину в каком угодно внешнем, будь то Бог, судьба, случай; сознание есть у каждого человека, оно им руководит, оно его и создает, как и все вокруг, оно вместе с ним развивается, к нему и надо обращаться, потому что выше его нет ничего; тем более известно, что его проявлением является совесть.

Таким образом, одна из немногих основополагающих истин, по крайней мере в нашем мире, состоит в способности принятия существом с самосознанием решений пусть даже и ошибочных, но формулируемых им самим, и осуществлении соответствующих действий при опоре на проявленное им бытие в ходе информационного процесса, связывающего сознание и Единое, в котором первое распознает второе ради последующего узнавания сознанием самого себя.

Никаких абсолютных истин, поняв которые, можно остановиться и застыть в собственном совершенстве, не существует, поскольку единственный смысл действий сознания в мироздании состоит в бесконечной реализации и узнавании себя каждый раз в конечном; в прохождении бесконечно разнообразных в своих проявлениях коллизий, в приближении каждый раз сквозь череду заблуждений к сущностям являющегося в веренице событий, то есть в смещении от одного уровня понимания сущего к другому в различных измерениях.

Следует вместе с тем отметить, что всюду любой человек сталкивается с противоречиями в определении истинного и ложного. Но так и должно быть, потому, что путь к истине, точнее, от явления к сущности труден и постижение истины на любом уровне происходит в течение многих жизней, сквозь целый ряд ошибок, заблуждений, а также в прохождении от сущностей одного уровня познания к сущностям совершенно иного уровня.

Кроме того, за обманом может скрываться та локальная истина, без которой невозможно выжить целому роду, и поэтому исключить ее из ряда сущностей-истин, способствующих сохранению всего рода, нельзя.

Без этого многозначного и противоречивого пути самой жизни и познания ее законов невозможно развитие сознания и обретение им большей свободы, или больших возможностей для реализации собственных стремлений в попытках решить проблему собственной неудовлетворенности, принять на себя любые вызовы, выразить себя так, как хочется.

Наука же в отграничении истинного от ложного не всесильна, во-первых, потому что область ее деятельности ограничена экспериментальной проверкой обнаруженных ею фактов и явлений, что не всегда возможно; во-вторых, сама наука в своем развитии отвергает с течением времени то, что признавала за истинное и признает истинным уже иное: одни законы сменяются другими, одно понимание предметов и явлений меняется на иное.

Хотя, конечно, роль банальных, точнее, житейских истин, обретаемых человеком в течение жизни велика, и она дает ему некое подспорье для приспособления к ней, но слабо способствует развитию сознания.

Более того, животная натура человека, склонная к конформизму, эгоизму, лживости, вспышкам злобы и недоверия, к различным порочным наклонностям и т. п., есть естественный и главный предмет для постоянной борьбы сознания в ипостаси альтруизма самосознания с нею. Собственно, вся жизнь человека и состоит из этой борьбы, но только в ней самосознание человека может укрепиться, поняв, что означают истинная радость, боль, мечты, стремления, подготовив себя для жизни в новых условиях, в новом своем настоящем времени.

Как мы указывали выше, человеческое сознание односторонне отделено от единого сознания, что обязательно для его индивидуального развития, без помощи чего-то и кого-то.

Но, тем не менее, самосознание в живом существе – человеческом ребенке – никогда не проявится без поддержки родителей, родственников и т.д. Отсутствие такого рода общения оставляет ребенка на уровне просто живого, или существа, которое может лишь приспосабливаться к окружающему.

Посредством различных форм общения ребенок довольно быстро осознает себя как личность, обретая способность воздействовать на окружающее, исходя из собственных запросов, стремлений к изменениям вокруг себя и в себе самом.

В основе этого процесса осознания себя в ходе общения, то есть стремления к объединению с остальными людьми, к их пониманию, стремление к совместным действиям не только для получения непосредственной выгоды, но и к действиям по достижению общих целей, заложено коренное свойство сознания – являться не только индивидуальностью и личностью, но и единым сознанием.

Поэтому в бытии, по аналогии с голографической проекцией, все живые существа так или иначе группируются, а самосознающая часть живых существ стремится в коммуникациях не только пробуждать самосознание в своих наследниках, но и в собственном объединении пытается преодолеть собственную животную натуру с ее конкретной индивидуальностью, желающую только питаться, размножаться, доминировать, и стремящуюся выжить любыми способами. Люди создают цивилизацию, культуру, развивая сознание во многих поколениях, но они всё же не способны «истребить» свою животную основу и, как следствие, не могут выстроить общество, в котором отсутствовала бы зависть и разобщение [3].

Так что, истинный смысл существования человека и человечества состоит в развитии сознания, а не в приобретении благ, не в развитии технологий, науки, не в укреплении того или иного общественного строя, не в создании определенного кем-то «справедливого» порядка. Всё это – химеры, но в том и состоит развитие, чтобы среди химер адекватно определить себя, не поддаваться на посулы и прельщения.

Истина «меняет свои одежды» в зависимости от возможностей индивидуального сознания, которое через человека со скрытой помощью единого сознания формирует собственное время, а значит, и собственный мир из определенных единым сознанием и соответствующих индивидуальному сознанию фрагментов пассивного, то есть только того, что «поддается» его органам чувств в Едином, а также только того, что индивидуальному сознанию в человеке по силам, и уже в этом обретенном собственном мире ищет то, что ему помогает жить, становиться лучше перед самим собой, полагая это истинным, и старается избегать того, что ему мешает жить и совершенствоваться, то есть - ложного.

Конечно, на деле всё оказывается намного сложнее, но принцип существования человека в мире состоит именно в стремлении к отграничению истинного от ложного. В противном случае, никакого разумного развития не случается, наступает застой или хаос.

Этот же принцип отграничения истинного от ложного обусловливает возможность свободного развития человеческого сознания, которое способно, если захочет, отделить истину от лжи, хотя последняя часто выгодна с меркантильной позиции.

Сознание же человека, который стремится осознанно воспользоваться ложным, например, корысти ради, замедляется в своем развитии и в определенной степени разрушается, поскольку теряет связь с гармонией проявленного им же бытия, уклоняясь от правильных соотношений сущего.

Такого рода поступки обычно квалифицируются как зло. Хотя в действительности это всего лишь временное заблуждение самосознания - эгоизм, выражающий в превалировании собственных интересов перед интересами соседей; самосознание в конечном счете признает поверхностность своих стремлений, основанных в основном на телесных слабостях и соблазнах, и на болезненных ошибках научится выбирать то, что более приличествует разуму, духу, а не телу.

Всё это тягостно, сложно, длительно и требует не одной жизни. Однако без прохождения борьбы телесного и духовного, точнее, животного сознания и альтруизма в самосознании, не может быть развития самосознания, не может быть достижения все большей свободы для него, или все более полного отрыва самосознания от сковывающего его телесного, животного, эгоцентричного.

Всё, что ни есть на свете, то есть то, что первоначально проявляется в сознании, является истинным, поскольку сознание оказывается способным «выделять» и расшифровывать именно это из безбрежного Единого, или переводить в информацию, формируя тем самым свое собственное время и создавая благодаря этому условия и пространство для событий, то есть собственную жизнь.

Мир, формируемый каждым индивидуальным сознанием, отнюдь не заслуга и способность одного только индивидуального сознания; напротив, всё, автоматически появляющееся вокруг и внутри человека, производится только благодаря связи каждого индивидуального сознания с единым сознанием, которое способствует отбору индивидуальным сознанием из Единого только того, в чем индивидуальное сознание на своем уровне и в своем носителе может жить и развиваться в непосредственном контакте с другими людьми. Именно этим объясняется то, что Христос ставил на первое место любовь и осуждал эгоизм.

Однако человек часто не может адекватно оценивать получаемую им каждое мгновенье информацию, тем более что она складывается с извлекаемой человеком из памяти по ходу дела более ранней информацией, которая могла подвергнуться искажению. И это сложение не всегда оказывается подходящим для текущей жизни. Возникают ошибки, одни и те же факты интерпретируются по-разному.

Выбор из различных соображений не всегда осуществляется с пользой для дела. Но текущая практика позволяет понять и исправить ошибки, если в них не упорствовать. В этой борьбе, по сути, с самим собой человек определяется в жизни, то удаляясь от понимания сущности приходящих к нему копий фрагментов из Единого, то приближаясь к ней, но, в сумме, продвигаясь всё дальше в понимании действительности и, главное, в понимании самого себя, точнее, в понимании себя каждым индивидуальным сознанием.

Другими словами, отклонение от истинного значения приходящих поначалу в сознание адекватных копий объектов бытия, или являющегося, есть постепенный процесс продвижения сознания от поверхности в глубину, от являющегося к сущностям. И процесс этот крайне медленный, так как сознание человека часто предпочитает выбирать удобное в данный момент для него понимание тех или иных фактов и передает эту искаженную информацию другим людям, еще менее подготовленным к разгадке истинного положения дел. В частности, даже сейчас более 60% населения Земли считает, что солнце вращается вокруг Земли, наблюдая это каждый день.

Подобное заблуждение вполне объективно, поскольку истинное положение вещей, истинная сущность, раскрывается постепенно, по мере надобности и подготовленности сознания. Этот процесс подобен прояснению в процессе учебы смысла сложных математических формул.

С другой стороны, истинность тех или иных факторов жизни определяется конкретными условиями существования человека, которые в конечном итоге наводят его на понимание истинного положения вещей.

Например, человек средневековья, в основном привязанный к месту своего обитания, считал Землю плоской, что совсем не мешало ему жить именно потому, что для него важным было только то, что находилось перед его глазами, а эта не слишком обширная часть земной поверхности практически не имеет кривизны. Но как только человек устремился в далекие края, морские вояжи наглядно продемонстрировали ему кривизну поверхности Земли, он поменял свои воззрения. Тут одна, казалось бы, непререкаемая истина сменилась другой.

Что же касается отношений между людьми, то информационные искажения здесь достигают максимальных значений, поскольку, как правило, эти отношения строятся на обмане одних другими, или, в лучшем случае, на затуманивании истинного положения вещей.

А это положение вещей заключается в хроническом недостатке земных благ для большинства людей не потому, что их мало, а в непомерном аппетите каждого человека, животная натура которого настоятельно требует лучшей доли именно для себя, хотя бы и в ущерб остальным.

Эту долю под теми или иными предлогами и получают наиболее активные, удачливые или продвинутые члены сообществ, которые, к тому же, кооперируются между собой. Причем они, как показала практика прошлого, никогда по собственной «доброй воле» не делились с остальными, хотя, как и в настоящее время, пытались тем или иным способом обосновать унижающий на самом деле их самих грабеж всех остальных, например, тем, что, если не я, так другой захватит.

В настоящее время особенно действенным и эффективным обманом большинства является демократия технократического капитализма, представляющая потребительское общество, при которой население как бы участвует в управлении государством и, как ему кажется, влияет на управление, хотя на деле управление государством и контроль над всем сообществом осуществляется кучкой наиболее сообразительных, быстрых, бессовестных, продажных и наглых индивидов в основном в собственных интересах и в интересах близких им корпораций, а выборы органов власти есть чистая фикция, поскольку член общества никак не может повлиять эффективно на управление государством, и в лучшем случае всё сводится к паллиативам.

Подобный строй автоматически стремится не столько к обделению подавляющего большинства населения планеты материальными благами, заваливая, тем не менее, мир товарами, которые большинство приобрести не способно, но он стремится лишить каждого человека его истинной сущности как самодеятельного, творческого, свободного субъекта, подчиняя его мысли, чувства, действия разрушительному молоху потребления.

Неразрешимость проблемы организации справедливого общественного устройства показал опыт всех революций. Он наглядно указывает на неизбывное несовершенство человеческой натуры, которая при любом строе и государстве стремится «насолить» своему ближнему ради приобретения собственного «кусочка» счастья за редчайшими исключениями, несмотря на известные заповеди Христа.

Однако безуспешность всех попыток реорганизации общества на справедливой основе, то есть такой, чтобы все были удовлетворены собой и окружающим без изъятия, означает, что существование несовершенного человека и создаваемых им несовершенных сообществах вместо благостных райских кущ необходимо, поскольку непрекращающаяся борьба между людьми за свое «место под солнцем» есть истинный движитель изменения сознания в человеке, без которого, то есть при «полной» и окончательной победе справедливости, представляющей по существу лишь определенный порядок, в котором усреднение всего и вся невозможно из-за несомненного отличия каждого от любого другого, общество, фактически лишенное свободы, сковал бы застой, маразм и последующий распад.

Неоднозначность поиска истины и приближения к ней состоит еще и в том, что, ложное, вопреки ходячему мнению, не всегда противоположно истине.

В ложном, как и, практически, во всем ином, имеется позитивная сторона. Мало того, ложное в определенных отношениях способно не только обращаться к истине, но и совпадать с ней.

Попробуем показать эту сторону ложного, начиная с его истоков в мире природы.

Если выживание любого организма зависит от качества получаемой информации в меняющемся окружении, то удовлетворение нынешним, приводящее практически к нежеланию искать и потреблять новую информацию, ведет к вытеснению этого организма из занятой им ниши, деградации, и в итоге – к гибели.

Поэтому проблема выживания, то есть сохранения получаемых ощущений, вынуждает каждое живое существо стремиться к инстинктивному отбору той информации, которая способствует, как минимум, сохранять текущее положение, а, как максимум, улучшать это положение.

Решить проблему выживания или улучшения позиции в своей природной нише существо может только двумя способами: отбором информации, наиболее адекватной для выживания и улучшения своей позиции, или же, напротив, предоставляя врагам или конкурентам неадекватную информацию о себе, которая так же может способствовать решению обеих упомянутых проблем.

Именно решение проблемы выживания и доминантности автоматически вынуждает все живые организмы ежечасно обращаться к поиску информации, дающей то или иное преимущество, и поэтому закрепляющейся в качестве инстинктов и рефлексов, то есть на сущностном уровне для них, включая способы обмана врагов и конкурентов опять же для собственной пользы.

Это же характерно и для человека, широко использующего обман, особенно в острых ситуациях, например, во время войн.

Отличие человека от всех остальных существ в этом отношении состоит только в том, что он способен не только адаптироваться к окружающему, но он способен также осознанно предоставлять ложную информацию, благодаря которой может меняться ход истории, экологическая обстановка и даже возникает вполне реальная возможность уничтожения всей жизни на планете.

То есть роль ложного в процессе развития человеческих сообществ не менее значительна, чем открытие того или иного рода истин, хотя на самом деле именно стремление к открытию истин вызывает ложное не только как преддверие обнаружения сущностей определенного уровня, но и как отдаление от них.

Тем не менее, развитие обеспечивается именно стремлением человека к открытию сущности тех или иных вещей и явлений в рамках достигнутого им уровня самосознания, закрепляя их в виде правил и закономерностей, которые признаются им за истины, но меняются в ходе развития его самосознания,

Если вернуться к природным основам, то можно попытаться обозначить первоисточники таких понятий, характерных для человека, как истина и обман.

Например, рыба-удильщик, зарывшись в ил, колеблет на своем губном отростке некое подобие червячка, добывая себе пропитание этим способом обмана мелких рыбок.

Большая часть насекомых, многие земноводные, пресмыкающиеся и некоторые животные меняют свою расцветку в зависимости от ситуации. – вспомните, зайцев, которые с приходом холодов и снегов так же меняют расцветку, то есть защитная система для них, достигнутая эволюционно, – как бы аналог истины - совпадает с вынужденным информационным обманом в форме маскировки, скрывающей их от врагов.

В первом случае, обман в форме имитации корма для рыб вводит их в заблуждение, давая тем самым пищу ловцу, а во втором случае, обман в форме маскировки, напротив, позволяет потенциальным жертвам ускользнуть от врага.

Их этих примеров, как это ни парадоксально, просматривается совпадение обмана со своего рода прототипом истины в рамках пользы для каждого существа, передающего соответствующую информацию.

Конечно, в этом случае бессмысленно говорить о познании законов бытия, но нельзя и отрицать инстинктивное познание этими существами правил общежития в собственной нише существования, которые в дальнейшем перешли и к человеку с некоторым усовершенствованием.

Поэтому можно отметить, что истина в ее общем значении несет в себе всегда локальный и специфический, защищающий или развивающий позитивный заряд, невзирая на ее форму, которая может быть и обманом.

И в этом смысле можно констатировать, что истина - это та информация об объектах, добываемая различными способами, которая раскрывает их сущность в текущей реальности только для субъектов на определенном уровне сознания для их пользы, а также для применения, развивающая их сознание, и меняющаяся с утратой этого уровня.

То есть известная формулировка истины как адекватной информации об объектах, позволяющая решать те или иные задачи, страдает односторонностью, поскольку приведенные примеры показывают обратное: предоставление неадекватной информации так же может способствовать решению определенных задач в зависимости от их характера и стремлений живого существа.

Всё это наглядно демонстрирует первичность сознания, которое в живых существах инстинктивно или осознанно устанавливает правила манипулирования объектами собственного окружения, которые зависят от уровня их собственного сознания, достигнутого в ходе развития.

Таким образом, обман в ходе человеческого общения, может быть некоей скрытой манипуляцией истиной, точнее, обман может быть той полуоткрытой стороной пока еще скрытой сущности объекта (объектов) на данном уровне развития индивидуального сознания, которую пока открывать рано или нецелесообразно, например, ради самосохранения.

Так что соотношение истинного и ложного не всегда однозначно противоположно.

С другой стороны, подготовка к холодам медведей, готовящих себе берлогу для зимней спячки, свидетельствуют уже не об обмане, а о достигнутом ими в ходе эволюции позитивном результате для себя ради самосохранения. То есть находка медведями такого способа выживания в суровых условиях холодов и бескормицы, как спячка, является для них своего рода истиной в самом чистом виде и без всякого обмана, которую они, правда, не понимают, но чувствуют.

По-видимому, концентрация исследователей на определении истины только в рамках человеческой познающей деятельности привела их к одностороннему пониманию этого понятия, которое выразилось в определении: истина есть адекватное отображение действительности в сознании, тогда как истиной может быть и неадекватное отображение действительности в сознании, если оно несет в себе в определенных условиях позитивный, то есть защищающий или развивающий заряд в плане ее использования.

На это указывает целый ряд меняющихся с течением времени закономерностей, использование которых играло значительную позитивную роль в ходе развития цивилизации, несмотря на их первоначальную неадекватность, обнаруженную впоследствии, но вполне пригодных для использования на том уровне науки и техники, который имелся ранее.

Примером этого может быть геоцентрическая система Птолемея, использовавшаяся более тысячи лет, сменившаяся затем уже более адекватной гелиоцентрической системой Коперника. Закон всемирного тяготения Ньютона трансформировался в общую теорию относительности Эйнштейна, которая в настоящее время так же признается сомнительной в некоторых отношениях, но пока замену ей только ищут.

А это, в свою очередь, указывает на то, что не действительность определяет сознание, а само сознание определяет действительность в виде опоры для себя на соответствующем уровне своего развития.

*

Таким образом, источник как истинного, так и ложного, вплоть до их совпадения при передаче информации, как это видно из вышеизложенного, проистекает из конкурентной борьбы в любой природной нише.

И нет ничего удивительного в том, что такая незаурядная личность, как Платон, оказалась способной заметить этот феномен.

В своем учении об идеях и призраках Платон точно так же отметил роль видимости, которая может быть как обманом, так и истиной определенного уровня.

А это означает, что подобраться к истине на соответствующем уровне собственного сознания, если признать истину в качестве сущности реальности, определяемой имеющимся уровнем сознания, можно даже инстинктивно, а тем более - осознанно.

В свою очередь, данный факт демонстрирует и то, что ход бездушных вещей, кажущийся объективным, есть не более чем своего рода обман, но такой, который предоставляет живым существам развиваться в его рамках.

На самом деле, этот ход является постепенным конструированием реальности сознанием через живых существ для того, чтобы дать им возможность постигать его с пользой для себя на любом уровне индивидуального и группового сознания, открывая истинное в рамках текущей реальности как непосредственно, так и с помощью обманного, расширяя круг собственного знания с пользой для собственного развития [1, глава 1.2].

Человек в своих сообществах, действующий в значительной степени осознанно, точно так же постепенно открывает истины, а точнее, сущности разного рода и для себя, и для всего сообщества, что квалифицируется как его способность к познанию мира.

Но, как и у прочих живых существ, эта способность к изменению себя в рамках окружающей среды для собственной пользы, что для человека представляется стремлением к познанию истины, ограничена, правда, уже не только инстинктами и рефлексами при наличии определенного набора органов чувств, но и неспособностью человеческого интеллекта обрабатывать поступающую информацию сверх некоторого предела, препятствующего принимать адекватные решения, несмотря на использование искусственного интеллекта.

Иначе говоря, открыть истину в последней инстанции ни человеку, ни человечеству как конечным временным образованиям не удастся потому, что они есть орудия сознания, которое через них способно развиваться бесконечно, а в бесконечности края нет. Значит, и последнюю истину в ней обнаружить не удастся ни человеку с его ограниченным сознанием, ни сознанию, ограниченному человеком.

 

Библиография
 
1. Низовцев Ю.М. Человек как голограмма. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
2. Низовцев Ю.М. Время как информационный продукт живого. 31.03.2022. Журнал «Топос». РФ.
3. Низовцев Ю.М. Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке? 12.05. 2022. Журнал «Топос». РФ.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка