Причины и следствия отрицательного отбора во властные элиты
1. Некоторые предпосылки.
Все живые существа, кроме человека, не страдают от глупости, а живут себе по заданной программе сосуществования с окружающей средой как ее динамические составляющие в соответствующих нишах, конкурируя между собой как внутри определенного вида, так и между видами. Одни виды появляются, другие изменяются или вовсе исчезают. Постепенно меняются и отдельные особи.
Круговорот в живом мире заключается в основном в пожирании друг друга или в сосуществовании различными способами, если это более выгодно, как это, например, делают муравьи с тлями.
Каждое живое существо обладает геномом, определяющим его тип, индивидуальность, ход роста и развития. Кроме того, живые существа являются таковыми вследствие присутствия в них сознания, которое отнюдь не определяется наличием мозга или даже простейшей нервной системы, а присутствует и в одноклеточных организмах.
Сознание – атрибут живого организма. Именно оно делает его живым, то есть самопроизвольно активным в своей неудовлетворенности окружением, что выражается в обратной связи со средой на основе программы на белковом носителе (геном).
Иначе говоря, непонятное науке образование, как бы приходящее в мир с неизвестной стороны, – сознание, вносит в структурированный белок, имеющий в основном клеточное строение с программой на специальном белковом носителе в каждой клетке, способность управлять собой этому структурированному белку различных форм и совокупностей клеток при взаимодействии с окружающей средой: питаться, размножаться, организовывать клеточный обмен (метаболизм), конкурировать с соседями за лучшее место в процессе питания и размножения.
Тем самым живое существо попадает в информационный поток, получая и производя информацию на доступном ему уровне в течение своего времени жизни, предоставляя не только себе, но и включенному в него сознанию возможность развиваться в этих информационных потоках.
Получается, что сознание в самом общем смысле создает возможность для пассивной материи при слиянии с собой проявлять самопроизвольную активность в общем информационном потоке на основе неудовлетворенности настоящим, формируя время и, следовательно, пространство с объектами, необходимыми для удержания в нем себя в виде этого нового образования (живого). Само же сознание не может развиваться без пассивной материи, и его в отдельности можно охарактеризовать только как вечное начало, развивающее себя через пассивную материю в объединении с ней, противостоя росту энтропии каждой вселенной, которые не могут существовать в стабильном состоянии без участия в их формировании живого, или структурированной материи, содержащей сознание, то есть стабильное состояние всего мироздания обеспечивается сознанием для собственного развития через живые организмы с их органами чувств и формообразующими способностями.
Иначе говоря, информация существует только благодаря взаимодействию пассивной материи (вещи) и активной материи (сознания) в форме живого, обеспечивая формирования всего остального, начиная от излучений и кончая бесконечным рядом вселенных с обитаемыми планетами.
Подобное попадание в информационный поток живого существа, то есть организма, обладающего, в отличие от вещей, сознанием, возможно только в том случае, если в нем действуют совместно как сознание, так и организованное в соответствии с ним тело, в котором имеется центр обработки информации, поступающей от сенсоров (органов чувств), основная задача которого состоит в оценке поступающих сведений для адекватного взаимодействия с имеющимся окружением.
Собственно, степень развития индивидуального сознания в живом существе зависит от возможности этого центра обрабатывать поступающие сведения с той или иной скоростью, потребляя при этом соответствующий объем информации.
Таким образом, сознание в первом приближении есть активность, делающая организм перманентно неудовлетворенным, в отличие от неживых объектов, то есть потребителем и производителем информации.
Иначе говоря, информация составляет именно ту совокупность сведений, которую живое существо, способно, во-первых, воспринять имеющимися у него органами чувств, а, во-вторых, инстинктивно осознать эти сведения как информацию для использования в своих устремлениях, производя в свою очередь соответствующую информацию для окружения собственной активностью.
Данное, и в определенной степени осознанное управление информационными потоками, несмотря на всю его автоматичность как в каждой клетке, так и в организме в целом, – своего рода усложненная обратная связь с окружением – позволяет живым существам развиваться индивидуально, передавая нажитое своему потомству в генах.
Из этого видно, что информация сама по себе не существует, а является связующим звеном между пассивной материей (вещи) и активной материей (сознание), появляясь только в процессе взаимодействия сознания и вещей, которое осуществляется только в рамках определенным образом структурированных образований – живых организмов в среде, пригодной для их существования и размножения. В организмах сознание объединяется с пассивной материей, делая ее намеренно активной, то есть способной выделять из окружения только те сигналы, откликаясь на которые организм оказывается способным удержаться в этой среде и оставить потомство.
Получаемая и производящаяся организмом информация в ходе его жизненного цикла автоматически считывается сознанием этого организма, развитие которого тем самым дает развитие и каждому индивидуальному сознанию в теле.
Без подобного временного симбиоза «пассивного» (вещь) и «сознательного» (активное) проявление и развитие сознания невозможно. Поэтому вечное сознание становится индивидуально бесконечным только дискретно, то есть через рождения и гибель каждого живого существа в симбиозе со своим временным белковым носителем в (телом) в его текущем времени.
Такой носитель с помощью центра обработки поступающих от органов чувств сведений, сканирующих окружающее, оказывается способным получать доступные ему данные, то есть информацию, о состоянии соседствующих материальных объектов, откликаясь на эти сведения в попытках создавать благоприятные условия своего существования.
Этим самым каждый организм постоянно создает индивидуальный информационный поток, который трансформируется в его текущее время, или собственное время жизни.
Совокупность всех живых существ соответственно создает общий информационный поток, или общее время, в ход которого включаются все живые существа, причем в этом же потоке этой совокупностью формируются не только они сами, но и все остальное – неживое, но необходимое для поддержания жизни в виде бытия, включающего в себя в изменении иерархически и системно вселенные, поля, излучения, звезды, планеты, словом, всё, без чего жизнь становится невозможной.
Таким образом, сами по себе неживые объекты не возникают – они формируются посредством совокупного сознания живых существ, поскольку сознанию без неживого (вещей) не обойтись. Поэтому сознание в бытии, то есть во времени, может существовать только дискретно в своем индивидуальном выражении в симбиозе со структурированной и запрограммированной белковой материей, поскольку время жизни каждого организма ограничено.
Рассуждать о развитии неживой материи бессмысленно, так как она формируется посредством совокупного сознания живых существ в бытии и существует как своего рода приспособительный фон, точнее, база для вечного развития сознания посредством локальных дискретных оазисов органической жизни на обитаемых планетах.
В этом контексте все неожиданные перипетии жизни различных существ не только бесконечно развивают сознание в целом, но также дают ему ощущения, сомнения, надежды и переживания высшего звена в цепочке живых существ – человека. Поэтому всё остальное в бытии служит подспорьем для появления этого звена в самом сложном системном виде – в форме цивилизаций, которые существуют временно, но появляются и исчезают постоянно.
Более детально данный вопрос рассмотрен в моей работе «Новое – парадоксальное – представление картины мироздания» [1, часть 2, глава 4].
Развитию организмов в целом способствует дополнительно взаимодействие с окружающей средой особого рода, в результате которого в геном вносятся случайным образом, например, при размножении или достаточно жестком облучении, изменения, что может повлиять на развитие организма и его потомства как негативно, так и положительно.
Такая непременная активность живого существа, при которой проявляется неудовлетворенность настоящим ради лучшего устройства в будущем обеспечивает в целом восходящее изменение как самих существ, так и их окружения. То есть благодаря активности живых существ содержание флоры и фауны, а также окружающих их вещей меняется, усложняясь и приобретая всё большее разнообразие. Иначе говоря, живые существа противостоят увеличению энтропии мироздания, которое, если посмотреть и с этой стороны, существовать без них не может в стабильном состоянии.
Подобного рода активность живых существ со всеми ее атрибутами, главным из которых является неудовлетворенность, отличает их, например, от компьютеров, так как последние ищут и обрабатывают только те сведения, которые нужны их хозяевам, действуя тем самым только на подхвате у этих хозяев по заданным программам, ничего не требуя взамен.
Какова сущность и организация подобной активности – сознания, и откуда оно появляется, структурируя и оживляя белковые соединения с геномом, делая их уже намеренно активными, вряд ли станет доподлинно известным вследствие неуловимости этого образования в бытии, в котором оно появляется как бы из иного измерения.
Доказательством этой неуловимости и иномирности сознания является беспомощность всех попыток ученых мужей оживить композиции элементов, практически совпадающие по составу с белковыми соединениями живых существ, включая геном.
Это означает, что живой организм есть некий симбиоз структурированного белка (пассивное) и сознания (активного). А данный факт предполагает, что сознание так же не может проявиться без своего носителя – определенным образом структурированного белка в форме заданной совокупности клеток, в каждой из которых находится соответствующая программа так же на белковом носителе – геном. С другой стороны, и структурированный белок не способен действовать без сознания, что мы каждые сутки наблюдаем на примере бессмысленного существования органики любой сложности, полученной химическим путем. Точно так же и компьютер не будет работать без соответствующих программ и источника энергии.
Тем не менее, несмотря на присутствие сознания, все живые организмы, кроме человека, подпадают под ограничение, состоящее в следующем.
Они не способны как по действию генома, так и по влиянию на организм имеющегося сознания выйти за пределы активности, проявляющейся только в рамках этой среды, поскольку их сознательная деятельность на уровне генома запрограммирована не на осознанное изменение окружающей среды, а на приспособление к ней. В соответствии с этой программой, зафиксированной в геноме каждой клетки организма, их сознание является сугубо адаптивным.
Именно данное свойство сознания этих живых существ делает эволюционный процесс развития живых существ столь замедленным, с откатами и провалами. В частности, на Земле он шел до появления человека миллиарды лет. За это время существо, способное на осознанные действия неадаптивного, в частности, творческого характера, так и не появилось, что вполне резонно, если иметь в виду присутствие в предшествующих человеку организмах только адаптивного к среде сознания, которое, естественно, не может обращать потоки информации от собственного центра ее переработки на проектно-целевое преобразование среды, поскольку никаких задач, кроме приспособительной активности у организма не существует.
Сугубая адаптивность организмов предполагает только стремление наиболее эффективно взаимодействовать с окружением, насколько позволяют имеющиеся ресурсы, не отвлекаясь на всё остальное. В этом отношении все существа, кроме человека, напоминают живые автоматические механизмы, спонтанная активность сознания которых замыкается в рамках приспособительных реакций по отношению к окружению, то есть этим динамическим составляющим среды не может быть свойственно всё, что не относится к адаптивным реакциям, в частности, юмор, душевные переживания, а также осознанные целевые действия, не соответствующие реальным условиям гуманитарного и обыденного общения, или, в человеческом понимании – глупость.
Иначе говоря, низшая форма сознания организмов состоит в спонтанной активности адаптивного типа, ведущей к саморазвитию на фоне случайности (мутаций), а высшая форма состоит в намеренной активности проектно-целевого типа, ведущей к саморазвитию через осознанные виды деятельности.
Поэтому только существа, способные частично отказаться от приспособительных инстинктов, могут осуществлять такие действия, которые ими же квалифицируются как глупость. То есть глупость не способна проявиться без осознанной постановки цели, которая в общем не соответствует реалиям обстановки, и она свойственна только человеку.
Как ни странно, именно благодаря глупым намерениям и соответствующим им действиям, которые или противоречат устоявшимся взглядам и теориям, или не соответствуют им, вызывая поначалу издевательские возражения и смех аудитории, а потом позитивно меняют жизнь всего сообщества, появляются многие эпохальные изобретения и открытия, а также художественные произведения.
Конечно, на подобного рода полезные глупости способны немногие, а остальные, за редким исключением, каждый день совершают бесполезные глупые поступки, но не в силах их предотвратить. И ответа об истинной причине глупости пока никто не дал.
Попытаемся сделать это.
2. Роль самосознания в возникновении глупости.
Итак, кроме нецелевой (инстинктивной) адаптивной активности организмов, существует и целевая инициативная активность, которая реализуется в осознанных намерениях и действиях как человека, так и человеческих сообществ, в отличие от других живых существ и сообществ различных организмов. на Земле.
Подобные сообщества появились на базе высокоразвитых приматов сначала в виде гоминидов около 6 миллионов лет назад. Именно они поразительным образом изменили мир на Земле довольно быстро по сравнению с прежним – замедленным – процессом развития жизни на планете.
Главную роль в том ускорении могла сыграть только появившаяся у этих новых существ новая форма сознания – осознание себя в своих стремлениях и действиях, обеспечившая проектно-целевую направленность как всякого человека, так и его сообществ.
Более детально о механизме появлении человека на Земле, отличающегося от всех прочих существ, по сути, только наличием у него самосознания, сказано в моей работе «Как и для чего из обезьяны получился человек?!» [1, часть 1, глава 1].
Таким образом, без самосознания глупость существовать не может.
Человек ставит себе цели на основе информации, предоставляемой его сознанию, и, в частности, самосознанию, центром обработки информации, которым у него является мозг.
Эта информация может быть неточной или недостаточной, и не всегда удается этот пробел восполнить. Однако цель поставлена и поступок совершен, оказываясь в глазах общественности совершенно идиотским. В этом случае данного субъекта трудно винить в сделанном, поскольку он хотел, как лучше, но чего-то не хватило. Обычно считается, что не хватило ума. Но часто это не так, поскольку наши предшествующие поступки определяют последующие, и муж под кроватью (Ф. М. Достоевский) оказывается потому, что он сделал первую глупость – женился. Но глупостей не совершает только тот, кто ничего не делает, а это невозможно. Значит, мир людей в значительной части определяется глупостями.
Однако ошибки совершаются не только по глупости, причиной которой является неразумие.
Ошибки совершаются по недогляду, дрожанию конечностей, головной боли, прочим естественным помехам и информационной недостаточности, то есть тому, что свойственно и животным, хотя они, в отличие от людей, всегда разумны, поскольку они действуют не по резонам самосознания, которые всегда ищут опору в нормах морали, в достигнутых ценностях культуры и науки, в стремлении к справедливости, которые всегда являются недостаточными, завися от времени и обстоятельств, а часто – глупыми в виду невозможности достижения поставленной цели.
В противоположность этим резонам, адаптивный разум животных ограничивается сугубо инстинктивно-рефлекторными действиями, которые могут быть ошибочными, однако их ошибки диктуются естественными причинами, а не надуманными в рамках самосознания. Тем не менее, интеллект разных животных не одинаков по своему уровню. Поэтому одних поедают другие, этих – третьи и т. д.
Итак, глупости, в отличие от ошибок, совершаются исключительно людьми, и эти люди могут очень хорошо соображать. Причем они часто понимают глупость своих намерений, но отказаться от них не могут, потому что иногда хочется чего-то недоступного, как кажется, пока. И человек с увлечением пишет стихи и читает их друзьям, вызывая у них безумный смех.
Конечно, недомыслие тоже порождает глупые поступки, но они сродни ошибкам животных, и квалифицируются глупостями только общественной средой, поскольку либо противоречат установленным правилам в обществе, в частности, морали, например, учинением драки или ссоры без видимого повода, а вследствие плохого настроения, подобно грызне собак.
Недомыслие может отрицать природные законы, например, в попытках вычерпать море или вывести из козлов баранов, либо человек ставит себе недостижимые цели, вроде уравнивания всех людей ради их благополучия, либо глупостью поступков пытается выделиться на общем массовом фоне, например, выращиванием ногтей метровой длины или бороды до пола.
Вполне сознательной глупостью, а не ошибкой является следование вредным привычкам ради приятных ощущений, что характерно практически для всех живущих ныне индивидов, проявляясь как следствие их животной натуры, то есть животной составляющей сознания, которая стремится только к ощущениям, желательно – приятным, несмотря ни на что. Конечно, осознавая вредность этих привычек, человек думает про себя, что, в принципе, дурные привычки он преодолеет, но не хочется пока. Однако потом оказывается поздно, и глупость снова торжествует.
Обывательская глупость захватывает не только основную массу населения, но и многих сравнительно обеспеченных и сообразительных людей, полагающих самым важным в жизни благополучное существование, что банально, максимально просто, и не требует серьезной аналитико-синтетической работы мозга, оглупляя человека фактическим бездействием мозга. Такого рода глупость лишает их самостоятельности, делая подверженными сторонним влияниям, в частности, различных религиозных конфессий и сект, а также политиков и прочих краснобаев, и тем самым лишает возможности полноценной, то есть творческой жизни, которая невозможна без риска, и требует максимальной раскрепощенности сознания, то есть свободы.
Крайней формой глупости является тупость, которая приводит к перманентным ошибкам, а производителей этой крайней степени дурости называют болванами.
В этом случае ошибки совершаются просто потому, что человек не понимает, что делает, то есть у него отсутствует и сообразительность, и компетентность. Таких деятелей очень много во властных структурах, куда их протаскивают влиятельные родственники. От того-то в значительной степени так плохо обстоит дело с управлением в большинстве государств, которые никак не могут выбраться хоть на какой-то приемлемый уровень жизни для основного населения, даже если управители не особенно сильно обкрадывают казну.
Тем самым среди людей, которые уже давно не поедают друг друга, могут существовать экземпляры, пригодные на самом деле только в пищу. Однако эти болваны в силу своей недоразвитости прекрасно себя чувствуют, безнаказанно совершая массу глупостей при сочувствии им близких родственников.
Таким образом, в человеческом общежитии производятся разные глупости.
Есть глупости чистые – без примеси ошибочных намерений, например, в виде осознанного следования к недостижимым целям, например, сделать собственную жизнь вечной, употребив на это дело имеющиеся миллиарды. И ведь, употребляют!?
Можно также наблюдать глупости, совершающиеся по недомыслию, например, кражу чего-то хорошего в поле зрения камеры наблюдения.
Совершаются и глупости ошибочного толка, например, когда мужчина надевает женскую шляпку, и торжественно шествует в ней по улице, вызывая смех у прохожих.
Особые неприятности могут доставить обществу, так называемые, благоглупости. В основном, это идеи, осеняющие очень достойных и сообразительных людей. Эти идеи, по мнению их авторов, непременно должны сделать всех счастливыми. Почти все великие мыслители и философы были подвержены этим глупостям потому, что им резонно хотелось осчастливить всех, а не только кучку разбойников, захвативших власть. Один лишь Кант сильно в этом сомневался. Но о его сомнениях ни Ленин, ни Гитлер не задумывались, получив соответствующий результат.
Если животным в развитии способствует упорство в достижении более приемлемых и даже приятных условий жизни на основе подсознательной неудовлетворенности настоящим, то человеку в развитии помогает воля, удерживающая его в направлении поставленной цели без отвлечения на постороннее. То есть воля – это уже сознательная реакция на происходящее как вовне, так и внутри человека, проявляющаяся в форме устойчивого ментального усилия по достижению поставленной цели, которая создает возможность погони за перспективой в условиях конкурентной среды, поддерживая поступательную направленность развития.
Вместе с тем воля, как одна из составляющих самосознания, и упорство, характерное для животного сознания, действуя совместно, могут всё время поддерживать стремления как человека, так и его сообществ совершать глупости, которые самосознанию кажутся необходимыми, а животному сознанию – приятными.
В частности, такие всем известные личности, как Наполеон, Ленин, Сталин и Гитлер желали, каждый по-своему, блага народам, считая, правда, втайне сами народы скопищем баранов. Достигнуть этого блага, а заодно и полного верховенства для себя они полагали посредством завоевания мирового господства. Этой утопической идеей они прониклись в силу своего «выдающегося» ума. Народам же тоже захотелось быстро попасть в обещанный им рай на Земле в силу довольно убедительных доводов этих деятелей, возомнивших себя гениями. Однако их аргументы благодаря имеющимся у них многочисленным талантам и полной искренности оказались действенными, в результате чего они превратили народы в увлекаемое ими стадо.
Всё это организованное стадо с полнейшим напряжением воли пыталось достичь поставленных целей, глупее которых трудно придумать. Естественно, всё закончилось фиаско, а из этих вождей только Наполеон и Ленин со временем поняли свою глупость.
Наполеон, правда, со второй попытки – после Ватерлоо, понял идиотизм своих действий в стремлении объединить совершенно разные по своему самосознанию народы в единое целое под своим чутким руководством, и уединился не без помощи своих врагов–англичан на острове посреди океана переживать свою глупость.
Ему, отчасти, следовал Ленин, сглупивший в попытке внедрить в сознание дремучих русских людей утопические идеи Маркса о райской жизни в образованиях типа коммун, что привело к полному краху экономики России, а Ленина к мысли о возврате страны к капитализму в виде НЭПа (Новая экономическая политика). Переживать собственное фиаско ему так же довелось в уединении подмосковного имения Горки, где он, в значительной степени от расстройства, как и Наполеон, безвременно скончался.
То есть мало чем ограниченное волевое усилие, совпадающее у лидеров с интенсивной животной настойчивостью народных масс, может привести к совершеннейшей глупости в силу известных заскоков самосознания в форме постановки утопических целей, особенно, если низшее сознание народных масс также станет ожидать благ от подобных намерений.
Вспомним также идею Карла Маркса о пролетариате как истинном движителе человечества к коммунизму, на которую повелось и, в значительном числе, до сих пор ведется население, ожидая счастья для всех на Земле, хотя и пролетариат куда-то делся, точнее, превратился в персонал для обслуживания клиентов, и нищих стало больше. Так что глупость народная тоже границ не имеет.
Вместе с тем многие богачи с помощью различных специалистов усердно добиваются продления собственной жизни насколько возможно, вплоть до бесконечности, затрачивая на эту глупость фантастические суммы д денег. Всё это смешно, но факт. Что они будут делать в этой бесконечности им самим неясно, но хочется непременно перенести приятные ощущения от имеющегося в настоящем и в безграничное будущее.
Получается, что к ошибкам человека, как и животных, могут приводить внешние помехи, недостаточные сообразительность и опыт, отсутствие нужных знаний и умений, то есть то, с чем самосознание может быть не связано.
Вместе с тем, человек принимает и вполне осознанные решения, при которых может ошибаться, например, разрабатывая сложные проекты и недостаточно их прорабатывая, или они могут быть вовсе несвоевременными, либо неверно корректируемыми и т. д.
В этих обстоятельствах так же отсутствует гуманитарно-общественная активность самосознания.
Но как только эта гуманитарно-общественная активность проявляется, то она сталкивается с адаптивной активностью, характерной для животного сознания.
Они могут противодействовать друг другу, где временно доминантом оказывается та или другая составляющая сознания, но могут и действовать совместно в одном направлении.
Именно в этой гуманитарной сфере общения целый ряд поступков может расцениваться со стороны общественностью или самим человеком впоследствии как глупые, но не ошибочные вследствие сознательного выставления этих глупостей напоказ, что особенно характерно для сферы искусства.
В общем же, глупость, в отличие от ошибок, можно определить как неадекватную осознанную реакцию на происходящее в гуманитарной сфере общения вследствие ложно понятой или недопонятой человеком ситуации, что, понятно, может произойти с каждым, и которая может привести как к фатальным результатам для данного человека и его окружения, так и просто к насмешкам над болваном, творящем невесть что. Глупость отсутствует у остальных живых существ, не способных на сознательные действия себе во вред, что часто характерно для Homo sapiens.
Глупость не обязательно является недомыслием, поскольку часто глупости совершаются весьма сообразительными людьми по резонам, кажущимся им верными, которые диктуются им якобы высшими соображениями или насущными потребностями, а их не терпится удовлетворить.
Проявляется глупость, по нашему мнению, в пограничном состоянии сознания, то есть в сравнительно узком поле – между инстинктивно-рефлекторным (животным) сознанием и самосознанием.
Самосознание – это особая форма сознания, присущая только человеку. Оно отличает любого человека – независимо от его интеллекта – от животных инициативно-проектным мышлением, способным вырываться за пределы природной среды, вполне осознанно меняя ее и себя – и не только для утилитарных целей, тогда как животное сознание требует приятной пищи и стремится лишь к доминантности для приобретения наилучших условий ради жизни и размножения, но только по стандартным калькам в форме инстинктов и рефлексов, и осознание себя как самоценных субъектов деятельности не появляется у животных даже тогда, когда реакция на происшедшее приводит их к травмам и прочим негативным последствиям, но принимается во внимание подсознательно, переходя в поколения с формированием дополнительных инстинктов и рефлексов.
Человек же, раз он имеет два состояния сознания, получает тем самым условное поле, пограничное между ними, в отличие от животных, хотя сознание неделимо, но, тем не менее, каждое из обоих отмеченных состояний сознания может проявляться в большей или меньшей степени – в разной мере влияя друг на друга. В этом, довольно «узком» поле, человек так же способен к приобретению идей и составлению проектов как продуктов самосознания, но, находясь под сильнейшим давлением животного сознания, он, подобно животным, подсознательно уверен в правильности своих действий и непосредственного видения, не понимая, что уже вышел из природной среды в иную, где, кроме тактики, требуется и стратегия с соответствующими оценками и, как минимум, аналитико-синтетическим мышлением, и где инстинкты и рефлексы (животный интеллект) перестают адекватно работать в соответствии с приходящими запросами в рамках искусственной сферы самосознания, отражающей моральные и культурные правила человеческого общежития, а не только природной среды.
Поэтому реакция человека, находящегося в подобном пограничном состоянии сознания, которое может быть как кратковременным, так и очень длительным, не предполагает, как правило, выверенных поступков в рамках культурно-цивилизационной среды – они могут существенно отклоняться от норм нравственности и даже законов, довольно часто представляясь окружению, а впоследствии и самим авторам глупыми. Этому способствует, в частности, отсутствие тщательной аналитико-синтетических работы мозга либо недостаток времени на размышления, либо слабой сообразительности, либо невежественности (некомпетентность), либо приверженность к негодным в данный момент традициям, либо влияние посторонних помех и т. д.
В результате отсутствия плана выверенных поступков в рамках культурной среды, происходит их замещение поступками в соответствии с соображениями животного сознания по данному поводу, приводя человека к несоразмерным с культурной средой действиям, но вполне эффективным с позиции животного сознания, однако – неадекватным, то есть глупым с позиции стороннего наблюдателя той же культурной среды. Хотя глупость свою иногда субъект действия понимает и старается замаскировать ее с разной долей успеха.
Кто-то может довольно часто выходить из этого полу-животного состояния тактических уловок и хитрых изворотов, но таких не слишком много. Большинство ограничивается рамками привычек и веры, пребывая в жизни- полусне на манер сомнамбулы, «консервируя» себя в непреходящей тупости и умственной лени, занимаясь каждый день примерно одним и тем же.
Хотя, в принципе, развитое самосознание дает возможность достаточно часто отстраняться от тупого, полу-животного существования; однако и животная сущность человека не дремлет, бросая даже самого умного и разборчивого, например, в объятия страсти и непредсказуемых поступков, глупее которых быть не может.
Так что если кто-то думает, что прогресс – сугубо дело умников, то он глубоко заблуждается, так как умники часто оказываются глупее всех остальных. Всё не так просто, поскольку глупость захватывает все слои общества и всех индивидов – вопрос только в степени и месте индивида.
С другой стороны, в этом же «узком» поле между низшим сознанием и самосознанием, преобладание самосознания над животным сознанием человека точно так же может заставлять человека делать глупости.
Например, монахи пытаются во что бы то ни стало уничтожить своё, как они считают, порочное естество, то есть на самом деле собственное животное сознание, контролирующее весь процесс взаимодействия организма с внешней средой, умерщвлением плоти разными способами.
Глупости совершаются и при совпадении намерений самосознания и стремления животного сознания тогда, когда самосознанию они кажутся необходимыми, а животному сознанию – приятными.
Таковым может быть высокомерное отношение некоторых образованных или высокопоставленных особ к простой публике, которое льстит их самолюбию, но со стороны выглядит смешным и глупым, поскольку эта публика знает, что они являются большей частью обычными бездарями и бездельниками. Глупостью является также гордость скареды накопленными сокровищами, которыми он не пользуется сам и утаивает от остальных, Естественно, собственную глупость он осознает только перед смертью, когда всё материальное становится неважным.
Итак, все организмы, кроме человеческих, действуют лишь следуя процедуре проб и ошибок, накапливая в своих генах позитивный опыт, и неизменно погибая при существенных изменениях окружающей среды, последствия которых не были отражены в генетической памяти.
Человек же, в отличие от них, может сравнительно быстро, если он не полный болван, осознанно корректировать свои действия, даже неимоверно глупые, наблюдая их последствия.
При том надо отметить, что интеллект как итоговый продукт обработки мозгом поступающих сведений в совокупности с данными из памяти ни к природному сознанию, доставшемуся человеку от приматов, ни к самосознанию не имеет прямого отношения, поскольку он является своего рода отражением технической эффективности обработки информации, поступающей в управляющую организмом систему (мозг для человека), присутствуя в любом живом существе его сознанию – от бактерии до человека-гения.
Сознание просто владеет доступным интеллектом и применяет его для действий организма. Они могут быть более или менее эффективными в зависимости от мощности и гибкости имеющегося интеллекта, который иногда называют сообразительностью. Интеллект может быть превосходным у отъявленного мерзавца и слабым у честного, образованного и культурного человека.
Хотя внешне сознание проявляется через интеллект, на самом деле человек им осознанно или нет только пользуется в собственных целях, считаясь в окружении более или менее умным.
Однако сообразительность оказывается не столь важным фактором при нахождении новых идей и постановке целей, но может быть важной при реализации целей. Иначе говоря, сообразительный исполнитель, быстро и точно выполняющий заказ, может быть совершенно негодным планировщиком, и наоборот, неумеха, соображающий медленно и с трудом, может перевернуть мир оригинальной идеей, которую, правда, реализовать сам не способен без натасканных и сообразительных в деловой активности по данному профилю профессионалов, которые, кстати, часто пользуясь бескорыстностью автора, примазываются к нему или вовсе выдают его идею за свою.
Вместе с тем неумение пользоваться собственным интеллектом может привести к глупым поступкам, что характерно для невежественной публики, которая не привыкла обдумывать и проверять сказанное, в частности, политиками, которые эту публику непрерывно обманывают.
Как бы то ни было, двойственность сознания человека – присутствие у него как природного (низшего) сознания, так и конкурирующего с ним самосознания, по преимуществу антагонистичной ему в направленности стремлений – указывает на то, что главным фактором в проявлении глупости у человека является взаимодействие его самосознания с природным (животным) сознанием.
Без этого взаимодействия глупость никак проявиться не может. Поэтому она и отсутствует у остальных живых существ, не способных на сознательные действия себе во вред.
Но поскольку жизнь каждого человека построена на взаимодействии животного сознания и самосознания, каждое из которых может временно или постоянно доминировать, да и уровни этих форм сознания могут быть различными, то глупость непременно проявляется даже в самых умных (сообразительных) представителях человеческого рода, часто даже в больших масштабах, чем в слабых головах, как это было показано нами выше.
Эта эффективность обработки информации соответствующими центрами под наименованием сообразительность свойственна и обезьянам, одни из которых лучше справляются с каким-то делом, другие хуже, совершая больше ошибок, но обезьяны не способны оценивать ошибочные действия друг друга как глупость, поскольку у них отсутствует абстрактное мышление и они не могут осмысливать собственные поступки с позиции их абсурдности, а могут только друг на друга злиться и рычать из-за ошибок в действиях, а могут поколотить или даже съесть неумеху.
То есть обезьяны, не обладая самосознанием, способны оценивать неэффективность собственных действий или действий соседа только как ошибки, тогда как человек способен оценивать их и как ошибки – с позиции технологической эффективности действий, и как глупости – с точки зрения нарушения законов, морали, а также абсурдности поведения, в частности, стремлений к недостижимому и осознанных действий себе во вред в соответствующих рамках цивилизации и культуры. Человек также способен сравнительно быстро поменять способ своих действий на более эффективный или моральный даже при слабой сообразительности благодаря разнообразным подходам, имеющимся в его распоряжении, как образованного в той или иной степени члена общества, которое имеет обширную базу накопленных и зафиксированных данных, а также соответствующие механизмы их реализации.
Иначе говоря, по соображениям обезьян, бестолковые действия недостаточны только по результату, но их сообразительность ограничена отсутствием самосознания и сравнительно скудной базой личных и генетических данных, в которой могут отсутствовать подходящие подсказки для принятия более эффективных решений, а морали у обезьян не может быть, поскольку они не осознают собственного присутствия во времени и, стало быть, свою смертность. Они пытаются исправлять ошибки в рамках своего адаптивного сосуществования со средой в поисках более эффективных решений только методом проб и ошибок, поскольку не способны, в частности, на проектные или интуитивные решения по изменению окружения в свете выгодной для себя перспективы. Обезьяны даже в своем высшем воплощении приматов, существуя десятки миллионов лет, в отличие от Homo sapiens, период присутствия которых на планете более чем на порядок меньше, не выходят за пределы собственного животного сознания, стремления которого сводятся только к еде, размножению и доминированию среди себе подобных.
3. Причины отрицательного отбора представителей властной элиты.
Во всех человеческих сообществах довольно много индивидов со сравнительно слабым уровнем самосознания, и поэтому склонных к принятию решений, диктуемых им животным сознанием, которое стремится преимущественно к указанной выше триаде, что сужает их интересы настолько, что многие их намерения и действия можно квалифицировать со стороны как обезьяньи, но, если последним это простительно – они просто удовлетворяют свои животные потребности, не имея стыда и прочих моральных установок, то для людей эти «низкие» поступки не могут не быть глупыми, а часто и мерзкими, поскольку совершаются сознательно.
Например, они способны позорить себя кражей чужой собственности, хотя и своей им может быть достаточно; они могут с легкостью бросить семью ради симпатичной красотки, которая тут же может сбежать к более состоятельному папику; эти довольно активные и по обезьяньи ловкие субъекты непременно лезут на место руководителя даже сложным производством, не имея достаточных знаний и квалификации, а только амбиции, нанося только вред.
Обычное наблюдение демонстрирует, что стремление к наилучшей еде, симпатичным красоткам и теплому креслу, позволяющему особенно не перетруждаться, но получать прекрасные бонусы, свойственно практически всем представителям власти как на самом верху, так и в глубинке.
Эти, надо признать, типичные обезьяньи стремления всё время провоцируют начальство на разного рода глупости, тем более что власть производит в их умах переоценку собственных личностей, представляющихся им теперь непогрешимыми перед собственным окружением, что подкрепляется пропагандой и лестью подчиненных, но для непредвзятого наблюдателя видится сущим идиотизмом.
Но их глупые и наглые поступки слишком часто остаются безнаказанным из-за понимающего ситуацию более высокого начальства, которое отличается от дурака более низкого ранга только высотой кресла и не желает иметь в подчиненных независимых и порядочных субъектов, которые его самого быстро выведут на чистую воду.
Так что, увы, действия обезьяноподобных субъектов в руководстве производит неисчислимые глупости – от войн до массового голода, сокрытия масштабных изобретений ради получения собственной выгоды, и прочих явных глупостей, вплоть до стремления к мировому господству при обладании соответствующими ресурсами, что приводит к бедам и их самих, и особенно их потомство, но неизменно повторяют свои глупости под давлением собственного животного сознания, которому всегда хочется большего и лучшего. И эти властные полу-приматы никак не унимаются – лезут и лезут руководить всё равно чем за приятной, как им кажется, жизнью.
Поскольку во властные структуры рвутся отнюдь не таланты и творцы, а преимущественно субъекты, которым, как и приматам, больше всего прочего хочется самой изысканной пищи, самых ласковых и симпатичных самок, желательно, в большом числе, и самых больших возможностей «навластвоваться всласть», с наслаждением попинав за время своего властвования как можно больше соплеменников, и даже «сотрясти» по возможности весь мир, постольку подобный отрицательный отбор во власть не может не быть вызван преобладанием животного сознания примата у подобных субъектов.
И этот отбор в управляющие обществом структуры наглых, но энергичных и бессовестных бездарей, способных на всё, которых интересует прежде всего власть, неизбежен благодаря множеству преимуществ, которыми они обладают по сравнению с остальным более пассивным населением, не имеющим в своем сознании подобного доминирования низшего сознания при слабости высшего.
Поэтому во власти во все времена находятся, за редким исключением, по сути, негодяи, на что с удивлением обратил внимание еще Платон две с половиной тысячи лет назад.
Действительно, с ним трудно не согласиться, ознакомившись с его краткой характеристикой тирана: «Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит, так что они перестанут его беспокоить, я думаю, первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны чтобы народ испытывал нужду в предводителе… Он связан блаженной необходимостью либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью… И не правда ли, чем более он становится ненавистен гражданам своими этими действиями, тем больше требуется ему верных телохранителей?» [2].
Достоверность его бранных слов, характеризующих тиранов, подтверждается попыткой Платона сотрудничать с сиракузским (Сицилия) тираном Дионисием Младшим ради построения аристократического, справедливого государства под мудрым управлением философов, в результате чего он чуть не отправился к праотцам, но всё же как-то уцелел. Интересующиеся смогут ознакомиться подробнее с перипетиями жизни Платона в Интернете.
Платон оценивает демократию несколько выше тирании, но ненамного, полагая, что именно в силу своей близости к толпе со всей ее глупостью и мерзостью демократия неизбежно плодит тиранов: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей… Казалось бы, это лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее… демократический строй, высокомерно поправ всё это, нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе… В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе… такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании… граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, похожие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей, там восхваляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе. Разве в таком государстве не распространится на всё свобода?.. душа граждан делается крайне чувствительной даже по мелочам: всё принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они, как ты понимаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными или неписаными, – чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти… именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания… когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа… Имея в руках чрезвычайно послушную толпу, разве он воздержится от крови своих соплеменников?» [2].
Над демократией в отношении моральных качеств Платон ставит олигархию, по-видимому, из-за отсутствия у нее явной кровожадности и глупости, но он презирает этот строй так же, как демократию и тиранию, поскольку правители-олигархи озабочены лишь жаждой наживы за счет народа, и абсолютно равнодушны к его нуждам, стремясь утолить только свою неистребимую жадность: «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении… Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз, тем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания… Главный порок – это норма, на которой он основан. Посуди сам: если кормчих на корабле назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он и больше способен к управлению кораблем, не допускать… подобно рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей, хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга… Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче… ненасытное стремление к богатству и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию» [2].
Судя по приведенным фрагментам, за прошедшие тысячи лет менялась только внешняя форма правления, точнее, ее наименование, а суть, отмеченная Платоном, вряд ли сильно изменилась.
Таким образом. доминирование животного сознания приматов в представителях власти дает им множество преимуществ перед остальными группами населения, так как часто присущую им тупость и крайнюю аморальность – наследство ленивых, но ушлых и изворотливых обезьян, – они, правда. с разным успехом, замещают высокоинтеллектуальными советниками и помощниками, а также собственной энергией, внимательностью и хитростью, то есть создавая превратное мнение о себе, а на самом деле пытаясь обмануть всех.
В результате, они обеспечивают на какое-то время для себя и своего потомства весьма комфортную жизнь, несмотря на преобладающее в их сознании культурное убожество в силу низкого уровня самосознания, то есть предпочитая высоким ценностям животные «страсти», пресмыкаясь перед вышестоящими начальниками и всячески лицемеря ради собственного материального процветания, отставляя на второй план интересы общества и стараясь использовать все слои населения для удовлетворения своих низменных потребностей способами, которые большей частью являются глупыми или, по крайней мере, недальновидными.
Изменить подобный кадровый состав властных элит на мудрецов и гениев, о чем мечтал еще Платон, никак не удается до сих пор. Сам Платон, было, попытался это сделать, но чуть не поплатился жизнью. С тех пор в этот гадюшник порядочные люди предпочитают не лезть, а кто попал туда, в результате, например, революций, или постепенно отстреливаются, или сами быстро уходят из властных структур, или деградируют в своем самосознании до уровня соратников.
Тем не менее, подобные наглые, хитрые и сообразительные в некоторых отношениях субъекты, но, по сути своей, глупые, редко удерживаются во властной элите надолго, так как используют власть, прежде всего, для своих шкурных целей, пренебрегая нуждами народа. Их заменяют другие субъект аналогичного типа, но они поначалу стараются сделать для приобретения популярности хоть что-то полезное для всех. Поэтому некоторый прогресс в цивилизационном и культурном развитии всё же проглядывается, несмотря на все препоны, которые в целом устраивают ему властные элиты.
4. Следствия отрицательного отбора во властные элиты.
Решения всё же приходится принимать не советникам, а власть имущим, и эти решения, естественно, диктуются большей частью преобладающим в них животным – весьма прагматичным – сознанием, имеющего в виду свои выгоды, что, конечно, с позиции развития культуры и цивилизации, а тем более самосознания, является глупостью в самом чистом виде.
Подобная глупость властных элит в целом дополнительно усугубляется угодничеством подчиненных перед начальством. Они, чтобы не потерять своего положения в иерархии власти, стараются не вступать в конфликты со своими боссами даже тогда, когда их решения ошибочны или просто глупы, что не может не повлиять на негативный ход событий, по крайней мере, локально.
Действительно, подобного рода глупость замедляет развитие человеческого сообщества, приводя довольно часто к неимоверным человеческим потерям, что хорошо известно из истории, но, с другой стороны, эта глупость, а также хамство, лицемерие, жадность, безответственность, презрение к остальному населению, непременные потуги сделать его своими рабами или бессловесными обслуживающими роботами вносят непременное раздражение в общественность, создавая постоянное напряжение в обществе, которое подобно разности потенциалов в электрических цепях понуждает его по крайней мере в лице непассивных несогласных с господством этих негодяев над собой, увлекать периодами и народную массу к борьбе с ними.
Иначе говоря, цивилизация развивается не по соображениям власть имущих, а по объективным законам, основным из которых является борьба природного (животного) сознания со всем его эгоцентризмом, и самосознания, наиболее характерного своим альтруизмом в каждом человеке и в обществе в целом.
Именно эти две ипостаси человеческого сознания в своей перманентной борьбе обеспечивают развитие человеческих сообществ, не давая им застыть в полной тупости, сытости, равнодушии и лени, против чего не возражает животное сознание, но только для себя любимого, чего не терпит альтруистичное высшее сознание (самосознание), желающее справедливости для всех без изъятия, что тоже в своей крайности является чистой глупостью.
Если вернуться к глупости власть имущих, то она поддерживается, как правило, низким интеллектуальным и образовательным уровнями, поскольку интересы этих полу-приматов направлены отнюдь не на развитие, а на удовольствия, а также она усугубляется слабостью самосознания, которая выражается в отсутствии чувства собственного достоинства, стыда, и крайним лицемерием. Повышенный уровень доминантности, позволяющий занимать выгодные места путем использования всех средств, в том числе и недопустимых по нормам морали, а также постоянный контроль собственных недостатков, хорошо этим паразитам известных, сочетаясь с неплохим прагматическим (животным) разумом, производящим хитрость, дает им возможность с успехом паразитировать на остальном населении, привлекая на помощь паразитов пониже рангом из силовых структур.
Однако эти негодяи, в силу своей тупости, не понимают, что уничтожение или оглупление всех остальных, о котором они перманентно мечтают, означает лишение под ними той благодатной почвы, на которой они паразитируют, то есть ведет их к гибели, подобно глистам в дохлятине.
В частности, довольная свежая идея, продвигаемая ими, заключается в переводе всех финансовых и прочих операций в быту в цифровой формат (цифровизация) на основе искусственного интеллекта. Они полагают, что благодаря этому снижение собственных доходов из-за растущего падения спроса можно, как минимум, компенсировать заменой реальных потребностей населения на те, которые выгодны власть имущим. Для достижения этой цели создается всемирная база данных, в которую должна войти вся доступная информация о каждом клиенте, включая даже болезни, которыми он страдает. Соответственно, эта информация позволяет вести непрерывный контроль за каждым человеком, навязывая ему как вкусы, так и товары, направляя каждого человека туда, куда желают власти, вследствие чего появляется возможность и собирать с него максимальную дань, и перманентно управлять всей его жизнью.
Подобная близорукая идея, рассчитанная на полное подчинение каждого человека соображениям властной элиты с помощью компьютерных сетей, направлена прежде всего на создание идеального потребителя путем лишения его собственной воли и желаний. Она быстро и неотвратимо приведет все слои общества, лишенное самодеятельности, а значит, и развития, к деградации и распаду в форме исчезновения цивилизации.
Глупость доминантов животных страстей и желаний при крайней слабости самосознания, которое не может заставить своих носителей вглядеться в перспективу и прекратить массовое отделение человека от духовных ценностей, а главное – от творчества, фактически отрицает смысл существования человечества в его стремлении к непрерывному осознанному обновлению, превращая в подобие стаи обезьян.
Если вернуться к некоторым особенностям представителей властных элит, то следует отметить, что обезьянья ловкость в обмане окружающих, преобразовавшаяся в хитрость – их вторая натура. Пользуясь ею, они вполне успешно на общем фоне остального, в основном пассивного населения, могут обеспечить себе лучшую пищу, максимально возможный комфорт и наилучшие условия для размножения. Всё остальное их мало интересует – типичные полу-приматы с человеческим обличьем: хитрые, коварные, но глупые, поскольку стремятся не к высотам культуры и человеческого духа, а к самому примитивному – в сущности, к обезьяньей жизни, что не обеспечивает развития их самих, точнее, – их сознания. Хотя, скорее всего, им нравится быть полу-приматами, но они это тщательно скрывают, ставя себе памятники на площадях как великим вершителям прогресса.
Для власть имущих хорошо только то, что приятно и полезно для них самих. Прочих они презирают, но считают нужными тварями, которых желательно использовать для поддержания собственного приятного существования.
Однако определенное осознание собственной изначальной тупости и животной сущности всегда тревожит их, тем более что конкуренты не зевают и им необходимо постоянно отстаивать, как это происходит и в животном мире, занятую нишу власти и привилегий.
В отстаивании занятого лидирующего места среди властных элит развитых стран мира в настоящее время лидируют элиты англо-саксонского мира, чьи решения и действия подкрепляет, контролирует и в определенной степени руководит ими надгосударственная финансовая элита.
Безусловные успехи этих лидеров в тактическом плане, позволившие оттеснить или подчинить себе все остальные властные элиты, выйдя на первое место по ограблению стран и народов мира, благодаря чему они считаются самыми умными и продвинутыми, кажется, противоречит нашим рассуждениям о непреходящей глупости любых властных элит.
Посмотрим, так ли это в стратегическом плане?
Единственным реальным достижением указанных лидирующих элит является захват и временное удержание власти над большинством стран мира за счет контроля над энергетическими ресурсами, а также благодаря военной силе, угрозам, шантажу, подкупам и обману, в чем они за несколько сотен лет изрядно поднаторели.
Что же конкретно дает им это достижение?
Если вспомнить альфа-самцов стай обезьян, то временное достижение ими власти над стаей достигается подобными же средствами, ничего не добавляя сверху.
То есть в погоне за властью и прибылью эти элиты не имеют возможности обратиться к иным – истинно человеческим, – а не обезьяньим ценностям. В результате своего положения, при котором, как кажется, позволительно делать все, что угодно, они и делают самые приятные вещи по ощущениям: на первом месте это власть, дающая неоспоримое в животном мире превосходства, на последующих местах – разнообразный приятный секс, заменяющий нормальное размножение, и чревоугодие, а также злоупотребление наркотиками, алкоголем и т. п., которые несомненно создают фантасмагорические видения и приятное расслабление.
Что это всё как не разложение! Оно, конечно может длиться какое-то время, но этот скотский мир перед лицом более сдержанных и энергичных конкурентов не может не закончиться крахом.
Вспомним, чем кончила Испания Средних веков, над владениями которой не заходило солнце, и которая затопила себя американским золотом.
Ее элита постепенно разложилась, хозяйство развалилось, военная мощь упала. И этим воспользовался главный конкурент Испании – энергичная тогда Британии.
В настоящее время аналогичным образом в затылок англосаксам дышит Китай.
Можно констатировать: любая властная элита в итоге неизбежно прибывает к разложению и исчезновению именно по своей изначальной глупости, связанной с преобладанием в ее представителях животного сознания, предоставляющего им лидирующие позиции в обществе, но временно, поскольку прагматично-паразитические стремления животного сознания не только ведут общество к застою в итоге, но и неизбежно вступают в противоречие с соображениями общественного самосознания, которое требует развития общества в сторону альтруизм и гармонии.
Поэтому данная элита довольно быстро заменяется другой властной элитой, которая поначалу, стремясь к популярности и удержанию у власти, обеспечивает обществу больший простор для развития технологий и культуры, невольно продвигая общество к повышению самосознания в целом, но опять же постепенно скатывается к застою и паразитизму.
Однако, в целом, небольшими шажками, общество идет по пути прогресса, и вместе с этим поднимается уровень его самосознания – в нем появляется всё больше персон, думающих не только о себе, но и об общем благе, о развитии культуры, искусства, появляется всё больше пацифистов и нонконформистов.
Таким образом, преобладание у представителей властных элит низшего сознания при слабости высшего (самосознания) является истинной причиной их стремления к властвованию, то есть доминированию над прочими людьми, в ходе которого, пользуясь своими преимуществами в виде хитрости, коварства, беззастенчивости, лести вышестоящим, угодничества им, низкопоклонства, лицемерия, энергичности, коммуникабельности и иногда неплохой сообразительности, они получают преимущество в занятии руководящих постов, оттесняя более достойных по способностям и талантам к управлению персон, что определяет отрицательных отбор кандидатов во властные элиты.
Тем не менее, позитивная роль властных элит при всей их неизбежной глупости состоит в том, что они, отделяясь в своих привилегиях от масс, начинает противостоять им, внося соответствующее раздражение во всех остальных, лишенных таких бонусов, и создает тем самым неискоренимые противоречия в обществе, провоцируя его развитие в непрекращающейся борьбе одних с другими за власть, пищу и женщин, а попутно и за развитие науки, техники и культуры, предоставляющих определенные преимущества в этой борьбе, что было бы невозможно при всеобщем благостном состоянии удовлетворенных потребностей, за которое так яростно сражаются борцы за справедливость.
Эти борцы, несмотря на свою глупость, состоящую в уверенности в наступлении всеобщего счастья на планете, так же делают нечто полезное: зовут народ к борьбе за всеобщую справедливость, не снимая напряжение в обществе и приобщая массы к культуре, что также содействует развитию общественного сознания.
Тем не менее, ни хитрость представителей властных элит, ни благонамеренность утопистов-интеллектуалов не способны адекватно править миром, так же, впрочем, как и выдающиеся умы, в силу собственной ограниченности как в восприятии сигналов, приходящих через ощущения, так и обработке поступающей в мозг информации, не позволяя окончательно найти желанное, которое всегда только манит.
Что же касается противоположных желаниям власть имущих соображениям некоторых гуманистов, философов, религиозных деятелей и даже экстремистов об установлении всеобщей справедливости в обществе, то оно приятно всем, за исключением властной элиты и ее прислужников, но тоже является обычной глупостью, поскольку усиленные пропагандистские и силовые меры по достижению справедливости, как мы видим из недавней истории, неизменно ведут или к полному застою и деградации населения, или приводят к уничтожению значительной части этого населения и разрушению экономики, что лишает данную страну самостоятельности.
На неизменный антагонизм людей в обществе в свое время обратил внимание Кант, указав, что идиллическое существование без борьбы означает полный застой и остановку в развитии общества: «Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, – это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной из законосообразного порядка… Без этих самих по себе непривлекательный свойств необщительности, порождающих сопротивление, на которое каждый неизбежно должен натолкнуться в своих корыстолюбивых притязаниях, все таланты в условиях жизни аркадских пастухов, то есть в условиях полного единодушия, умеренности и взаимной любви навсегда остались бы скрытыми в зародыше; люди, столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали свое существование более достойным, чем существование домашних животных…» [3, с. 5].
То есть, в целом, борьба властных элит, ведомых большей частью эгоистичными стремлениями превалирующего в них животного сознания между собой, а также их борьба с неформально-интеллектуальной оппозицией, которая руководствуется в своих соображениях альтруистичным самосознанием, способствует общественному бурлению, не давая людскому роду остановиться в своем развитии.
Таким образом, противоположные устремления обоих форм сознания в своем внешнем выражении не могут не породить движения вперед человеческих сообществ в рамках цивилизации, хотя и со спорадическими сбоями в виде откатов и торможения.
Вместе с тем надо сказать, что, если животная составляющая человеческого сознания, по крайней мере, в течение последних нескольких десятков тысяч лет практически не изменилась, то самосознание, появившееся в зачаточной форме впервые у гоминидов не ранее шести миллионов лет назад, постепенно развивалось, накапливая свою мощь, что естественно сказалось на подъеме культуры, науки и техники. Уровень самосознания в целом рос, но неравномерно, оставляя большую часть населения планеты на сравнительно низких его значениях. Однако с течением времени слой культурных и образованных людей увеличился, достигнув таких величин, что довольно большая часть общества стала способной противостоять властной элите, провоцируя массы к борьбе за более высокий уровень как материальной, так и духовной жизни – началась эпоха революций и мировых войн.
Итак, первоначальный перевес животного сознания с его естественной дикостью над самосознанием сменяется с появлением государств в рамках цивилизации в значительной степени доминированием самосознания, провоцирующим интенсивный рост не только культуры, но и сравнительно быстрое развитие технологий. Иначе говоря, движения вперед человеческих сообществ в рамках цивилизации становится всё более ускоренным, и властные элиты, которые оперируют в основном в рамках собственного животного сознания, ничего не могут противопоставить этому ускорению. Однако это ускорение не может длиться долго. Через определенное время информационные потоки начинают захлестывать своих потребителей и производителей, и наступает информационный коллапс, в значительной степени спровоцированный возросшей мощью самосознания. А этот фактор означает обновление человеческого сообщества через распад имеющихся структур.
Если вернуться к соображениям властных элит по данному поводу, то в силу их недалекости они не пойдут дальше обычных глупостей.
Власть имущие полагают, что можно обособиться от остального населения, которое они считают жалким сбродом, например, на плавучих комфортабельных островах, откуда они будут манипулировать прочим населением, что, конечно, поразительная глупость, поскольку там в полном комфорте их ждет быстрое вырождение, но раньше они, скорее всего, передерутся там, как пауки в банке, или от скуки, или от желания стать еще выше в элитарной иерархии.
Что же касается другой идиотской мечты властных негодяев о сокращении населения планеты с полным оглуплением остатков этого населения, то очевидность этой несуразности, диктуемой преобладанием в их сознании его животной формы для удобства полнокровной жизни альфа-самцов в отлично управляемой стае, напоминает мечты некоторых ученых болванов об управлении извержениями вулканов, свечением звезд и движением галактик. Уж как-нибудь без их идей, не блещущих хоть какой-то искрой разума, численность населения планеты сама собой отрегулируется, как это, например, происходит в настоящее время в Европе, где оно уменьшается из-за избыточного конформизма и желания хорошо пожить без беспокойных детей.
Вмешательство в этот сложный процесс тех же власть имущих с подселением к европейцам дикарей вызовет лишь катастрофическое изменение качества населения в сторону варварства и неуправляемости, то есть приведет в итоге к хаосу и цивилизационному краху, по крайней мере, в Европе, что может быть сиюминутно выгодно, властным элитам США и верхушке международных корпораций.
Понятно, любая цивилизация не может существовать вечно, но ее жизненный цикл определяется отнюдь не глупостью элит и не пассивностью народонаселения, а расширением информационных потоков и соответствующим уплотнением собственного времени цивилизации в силу непрерывного развития той же цивилизации благодаря росту самосознания с наступлением предела в восприятии человеческим сообществом этих информационных потоков в виде информационного коллапса.
Подробнее о данном феномене изложено в моей работе «Назад – к приматам?! или вперед – к сверхчеловеку?! [1, часть 3, глава 3].
В заключение необходимо отметить, что бесконечно следующие друг за другом планетарные цивилизации предназначены отнюдь не для беспредельного развития человека и его сообществ, что бессмысленно, поскольку они являются конечными образованиями, а они нужны для развития сознания, которое вечно, но дискретно меняется именно в конечных человеческих жизнях.
Библиография
1. Низовцев Ю.М. Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник). 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
2. Платон. Диалоги. Государство, книга VIII. Собрание сочинений. М., 1994.
3. И. Кант. Сочинения в шести томах. Т. VI. М. 1963-1966.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы