Комментарий | 0

Притча (3)

 

 

3

Школа притч пророка Иехезкэля 

 

Виноградное дерево. Глава 15

           Не только видения Иехезкэля отличаются сложностью ассоциаций, многозначностью картин и не разгадываемостью символов. Крайне сложны и оригинальны притчи пророка, чрезвычайным пристрастием к которым он отличен от Иешаяѓу, Ирмеяѓу и двенадцати «малых» пророков. Он, «сын человечий», слышит и передает вопросы Всевышнего (машаль) и от имени Господа — ответы на них (нимшаль). 

 

Было слово Господа мне, сказавшего.
 
Сын человечий, чем отлично виноградное дерево от другого,
виноградная ветвь — от деревьев лесных?
 
Для ремесла ее древесину берут?
Берут колышек, на нем инструмент свой повесить?
 
Вот, оно пламени отдано — пожирать,
огонь два края пожрал, середина его обгорела — для ремесла пригодится?
 
Было целым — для ремесла не годилось,
огонь пожрал, обгорело — тем более для ремесла оно пригодится?
 
Потому так сказал Господь Бог: Как виноградное дерево среди деревьев лесных отдал Я пламени — пожирать,
так отдал Я обитателей Иерушалаима.
 
Обращу Свое лицо против них, от огня уйдут — пламя пожрет их,
и узнаете, что Я — Господь, когда лицо обращу.
 
Предам эту землю опустошению
за то, что они изменяли, — слово Господа.

 

Два орла. Глава 17

           Историософская притча о двух орлах гораздо сложней. Состоит она из трех частей, графически, как и в оригинале, в переводе разделенных лишним пробелом. Первые две начинаются одинаково традиционно: «Было слово Господа мне, сказавшего», третья: «Так сказал Господь Бог». Первая часть (машаль), главные герои которой два очень похожих друг на друга орла, заканчивается вопросом. Вторая часть (нимшаль) помогает разгадать заданную в первой части загадку, отождествив орлов с важнейшими державами, между которыми, словно между молотом и наковальней, обитает Израиль. Третья часть — прямая речь Господа на языке машаль, здесь сходятся параллельные линии о похожих орлах.

            Если предыдущую притчу можно понять без всякого комментария, то эту без знания истории захвата Иерушалаима и разрушения Храма, в результате чего сам Иехезкэль, лишившись семьи, оказался вдали от родины среди изгнанников, понять невозможно.

            В чем  соль любой притчи? Ею загадывается загадка: узнай привычное в непривычном, знакомое в незнакомом, а, узнав, поразись. Чем загадка таинственней и изящней, чем неожиданней и поучительнее разгадка, тем больше притча автору удалась. Среди всех текстов ТАНАХа пророчество Иехезкэля содержит наибольшее число впечатляющих и совсем не простых образцов этого жанра.

            Попробуем осторожно, не мешая разгадывать предложенную Всевышним загадку, напомнить исторические реалии.

            В машаль читатель встречается с кедром, точнее, с его верхушкой. Кедр — высокое, крепкое дерево, символ мощи. Ливанский кедр был использован царем Шломо при строительстве Храма. В 586 г. до н.э. Храм был разрушен «бичом Божиим». Так в ТАНАХе именуется царь Бавеля (Вавилона) Невухаднецар (Невухадрецар, в русской традиции: Навуходоносор II).  Он взошел на престол, когда борьба за территории бывшей Ассирийской империи между Бавелем и Египтом была в разгаре. В конце 601 г. до н. э. Невухаднецар предпринял попытку вторгнуться в Египет, но потерпел неудачу, что побудило государства региона, включая Иеѓуду, к восстанию против его владычества. В 598 г. до н. э. он вторгся в Иеѓуду, овладел Иерушалаимом, захватил в плен царя Иеѓояхина (Иехонию) и поставил царем его дядю Цидкияѓу. 

В притче содержится прозрачный намек на юного царя Иеѓояхина, воцарившегося в возрасте 18 лет и царствовавшего около трех месяцев. Зимой 598/97 г. до н. э. он сдал Иерушалаим вавилонянам. Был выслан в Бавель с матерью, семьей, приближенными и 10 тысячами воинов и ремесленников.

В 588 г. до н. э. царь Бавеля вновь вторгся во вновь восставшую Иеѓуду и осадил Иерушалаим. Цидкияѓу, которому во время восшествия на престол был 21 год, склонялся последовать совету пророка Ирмеяѓу не восставать против Бавеля, однако не сумел противостоять требованиям военачальников и, изменив клятве, данной царю Бавеля, бросил вызов. Осада Иерушалаима длилась два с половиной года. В Иерушалаиме начался голод. В месяце тамуз 586 г. до н. э. городская стена была пробита. Цидкияѓу бежал, был схвачен, его сыновья убиты, он сам ослеплен и отправлен в цепях в «землю Кнаан» (Бавель), где и умер.

 Невухаднецар разграбил Храм и увел в Бавель еще часть населения. В царствование Невухаднецара (его имя встречается в ТАНАХе свыше 90 раз) империя достигла вершины могущества, город Бавель был расширен, укреплен и украшен.

 

Было слово Господа мне, сказавшего.
 
Сын человечий, загадай загадку и притчу скажи
дому Израиля.
 
Скажи: «Так сказал Господь Бог»: Большой орел, большекрылый, ширококрылый, узорчато густоперый,
появившись в Ливане, крону кедра схватил.
 
Верхушку побегов сорвав,
принес в землю Кнаан, в городе торговцев ее положил.
 
Взяв из семени этой земли, на поле семя он уложил,
у вод обильных его поместил, словно иву, его посадил.
 
Выросло виноградной лозой, стелющейся, низкорослой, с ветвями, клонящимися к нему, корни под нею,
стало виноградной лозой, ветвями она проросла, отростки пустила.
 
Был и другой орел, большой, большекрылый и густоперый,
и лоза виноградная протянула корни к нему, ветви простерла — чтоб от гряд своих насаждений он ее напоил.
 
 Была на добром поле она у вод обильных посажена —
пускать ветви, плоды приносить, стать лозою отменной.
 
 Скажи: «Так сказал Господь Бог»: Она преуспеет?
Корни ее он обрежет, плоды оборвет — она не зачахнет? Листья сорвут  — не засохнет? Не искоренят ее силой большой, народом могучим?
 
Удастся посаженная?
Не высохнет, не зачахнет, когда ее ветер восточный затронет? На грядах, где выросла, не засохнет?
 
 
Было слово Господа мне, сказавшего.
 
Скажи дому мятежному: Этого вы не знаете?
Скажи: Царь Бавеля в Иерушалаим пришел, взял царя и вельмож, к себе, в Бавель их увел.
 
Взял из семени царского, с ним союз заключил,
привел его к клятве, знать земли он увел.
 
Чтобы было царство униженным, не поднялось,
чтобы союз стойко хранили.
 
Восстал на него, послов в Египет послал — дать коней и много народа.
Добьется? Уцелеет сотворивший такое? Спасется союз преступивший?
 
Жив Я, — слово Господа Бога, — если не в месте царя, его воцарившего, клятву которому обесчестил, союз с которым нарушил,
не у него в Бавеле умрет.
 
 Не с войском большим и не многим народом, что Паро даст ему в этой войне, когда вал насыпают и башню дозорную строят —
множество душ уничтожить.
 
Клятву он обесчестил, союз преступил,
дал руку, всё это сделав, — не уцелеет.
 
Поэтому так сказал Господь Бог: Жив Я, если клятву Мою опозорившему, союз Мой нарушившему
ему на голову не обращу.
 
Сеть на него Я накину, в Мою западню будет пойман,
в Бавель приведу, буду судиться с ним за вероломство, с которым Мне изменил.
 
От меча все его беглецы со всех сторон упадут, во все концы будут развеяны уцелевшие,
узнаете: Я, Господь, говорил.
 
 
Так сказал Господь Бог: Я с вершины высокого кедра возьму, Я посажу,
из верхних побегов нежный сорву, Я посажу на горе высокой-высокой.
 
На горе самой высокой Израиля его посажу, он ветви поднимет, даст он плоды, станет кедром могучим,
все птицы под ним будут жить, все крылатые будут в тени ветвей его обитать.
 
И все полевые деревья узнают, что Я, Господь, высокое дерево Я унизил, дерево униженное — возвысил, дерево напоенное иссушил, дерево сухое сделал цветущим,
Я — Господь, сказал Я — и сделал.
 

 

Блудница. Глава 16

Всё написанное Иехезкэлем, все видения, все притчи его — всё создано в изгнании, вдали от родины, куда он стремится  перенестись хотя бы в мечтах. Полет его фантазии легок, стремителен. Пророк переносится в Храм, не прежний, разрушенный, оставшийся в памяти, но новый, отстроенный, вечный. Пророчество Иехезкэля — последствие национального крушения, которое народу никогда не изжить, быть может, евреи выжили, сохранились, потому что никогда и нигде не забывали о разрушенном Храме.

За что Храм был разрушен? За то, что Израиль-жена изменял Господу-мужу. Эта «формула» изобретена не Иехезкэлем, но, став общей у всех пророков, у него обрела земной смысл, что в дальнейшем открыло дорогу мистическому «переложению» темы.

Для понимания притчи решающая  роль географии. Кнаан (в русской традиции: Ханаан) — первоначальное название земли, куда пришли евреи, рукою могучей и дланью простертой выведенные из Египта. Среди греховных народов, которые Господь перед  евреями изгоняет, эмори («твой отец») и хити (хитит, «твоя мать»). Арам —государство северней Израиля, а плиштим — народ, обитающий на побережье Великого (Средиземного) моря к западу от Иеѓуды, который находился в перманентно враждебных отношениях с еврейским государством.

Шомрон (Самария), старшая сестра героини, — это главный город колена Эфраима и всего северного царства — Израиля, которое часто в ТАНАХе называется этим именем. Младшая сестра Сдом (Содом) — город, уничтоженный за грехи жителей Господом, символ презрения всех нравственных норм, знак абсолютной греховности. «И Господь пролил на Сдом и на Амору смолу, огонь  —// от Господа с неба» (Вначале, Брешит 19:24).

Главное преступление героини-блудницы: «закланию Моих сыновей предавала,// перед ними проводить отдавала», т.е. приносила Молеху (в русской традиции: Молох) жертвы, проводя детей своих в долине Бен Ѓином через огонь (Цари 2 23:10).

 

 Было слово Господа мне, сказавшего.
 
 Сын человечий, скажи Иерушалаиму о его мерзостях.
 
Скажешь: «Так сказал Господь Бог Иерушалаиму»: Твой род, твоя родина в земле Кнаан,
твой отец — эмори, твоя мать — хитит.
 
Твое рождение: в день рождения не отрезали пуповину, в воде для очищения не омыли,
солью не просолили, пеленами не спеленали.
 
Глаз не сжалился над тобой: что-то сделать из милости,
бросили в поле в мерзости твое тело в день рождения твоего.
 
Проходя мимо, увидел тебя, валявшуюся в крови,
сказал: В крови своей будешь жить, сказал: В крови своей будешь жить.
 
Множество листьев, как растению в поле, Я тебе дал, поднялась, выросла, в украшениях чудных пришла:
выросли груди, волосы отросли, и — нага, непокрыта.
 
Проходя мимо, увидел, и вот, твое время — время любви, над тобой простер Я крыло, твою наготу прикрывая,
поклялся тебе, вступил с тобою в союз, — слово Господа Бога, — и стала Моею.
 
Водою омыл, кровь с тебя смыл,
маслом тебя умастил.
 
В узоры одел, в кожу обул,
на голову виссон повязал, шелком покрыл.
 
Украшениями тебя Я украсил,
дал браслеты — на руки, ожерелье — на шею.
 
Кольцо на нос дал, а в уши — серьги,
на голову — корону прекрасную.
 
Украсилась золотом, серебром, одеяние — виссон, шелк и узоры, тонкий хлеб, мед и масло ты ела,
стала прекрасной, царства достойной.
 
 Благодаря красоте пошло твое имя в народы:
совершенство, великолепие дал ей, — слово Господа Бога.
 
Но, уверившись в красоте, своим именем стала блудить,
на каждого идущего блуд изливая, чтоб ему это было.
 
Взяв из своих одежд, цветастые возвышения делала, на них ты блудила,
такого не было и не будет.
 
Взяв украшения из золота, серебра, что дал Я, мужские изваяния делала
и с ними блудила.
 
Взяв одежду узорчатую, их покрывала,
Мое масло и воскурение им отдавала.
 
Еду, что давал, тонкий хлеб, масло и мед, которыми тебя Я кормил, им отдавала в приятное благоухание, —
слово Господа Бога.
 
 Брала сыновей, дочерей, что Мне родила, в жертву их приносила — им на съедение,
блуда мало тебе?
 
Закланию Моих сыновей предавала,
перед ними проводить отдавала.
 
В блуде и мерзости дни юности не вспоминала,
когда была нага, непокрыта, валялась в крови.
 
Было: после всех злодеяний твоих:
Горе, горе тебе, — слово Господа Бога.
 
Помост себе ты построила,
на каждой улице сделала возвышение.
 
На каждом перекрестке построила возвышения, позорила свою красоту, перед  каждым идущим ноги раскидывала,
свой блуд умножая.
 
 С сыновьями Египта, со своими соседями с большой плотью блудила,
свой блуд умножала, Меня возмущала.
 
Я  руку простер, то, что дал тебе, отнимая,
произволу дочерей плиштим отдавая, они, тебя ненавидя, твоих путей разврата стыдились.
 
Не насытившись, с сынами Ашура блудила,
с ними блудила — и не насытилась.
 
Множила блуд в земле Кнаан до Касдима,
и этим ты не насытилась.
 
Как злосчастно сердце твое, — слово Господа Бога, —
когда творишь ты такое, необузданная блудница.
 
На каждом перекрестке строя помост, делая на каждой улице возвышение,
не как блудница была ты, осмеивая плату за блуд?
 
Жена любодействующая,
чужих вместо мужа брала ты.
 
Всем блудницам подарки дают,
а ты, блудя, сама любовникам давала подарки, подкупала, чтобы шли отовсюду.
 
Не женское было в блуде твоем: не тебя домогались,
ты одаривала — тебе не дарили, у тебя всё навыворот было.
 
Поэтому слово Господа слушай, блудница.
 
 
Так сказал Господь Бог: За то, что низ обнажала, в блуде срам твой перед любовниками оголится,
за всех идолов твоей мерзости и кровь сыновей, что им отдавала.
 
Любовников, которых ты ублажала, кого любила и кого ненавидела, вместе Я соберу,
отовсюду их соберу, перед ними твой срам обнажу, они срам твой увидят.
 
Накажу тебя карами любодеек и кровь проливающих,
предам тебя мести кровавой и яростной.
 
В их руки отдам: они помосты разрушат, возвышения разобьют, одежды сорвут, украшения отберут,
голой бросят тебя, непокрытой.
 
Подняв толпу, камнями тебя забросают,
мечами изрубят.
 
В огне твои дома будут жечь, на глазах множества женщин суд учинят,
блуд прекратят, раздавать подарки ты больше не будешь.
 
Ярость тобой утолю, от тебя Моя ревность отступит,
успокоюсь, не буду гневаться боле.
 
За то, что дни юности ты не помнила, всем этим Меня возмущая,
твои пути на голову твою возложил, — слово Господа Бога, — а у тебя и мысли не было обо всех своих мерзостях.
 
Любой, поговорками говорящий, произнесет о тебе поговорку:
какая мать, такая и дочь.
 
Ты дочь своей матери, питающей отвращение к мужу и детям своим,
сестра сестер, питающих отвращение к мужу и детям своим; мать ваша — хитит, отец — эмори.
 
Шомрон, сестра твоя старшая, от тебя слева живет с дочерьми,
сестра твоя младшая от тебя живет справа, Сдом с дочерьми.
 
Не их путями ходила, не их гнусности ты творила —
малую малость, хуже их пути свои извратила.
 
Жив Я — слово Господа Бога, — разве делала сестра твоя Сдом с дочерьми,
что ты с дочерьми своими творила?
 
Прегрешения сестры твоей Сдом:
гордыня пресыщения хлебом, в покое была, в тишине, а руки бедного, нищего она с дочерьми не поддерживала.
 
Возгордились, мерзкое передо Мною творили,
увидев, отверг их.
 
Шомрон и половины грехов твоих не совершила,
ты их мерзостью превзошла, сестер оправдав мерзостями, что натворила.
 
Ты, сестер осуждавшая, неси позор за грехи, которыми больше их осквернилась, они тебя справедливей,
и стыдись, неси свой позор, оправдывая сестер.
 
Я изгнанников возвращу, изгнание Сдома и дочерей, изгнание Шомрона и дочерей,
и твоих изгнанников, твое изгнание с ними.
 
Чтобы несла ты позор, всего, что натворила, стыдилась
им в утешение.
 
Вернется к прежнему сестра твоя Сдом с дочерьми, вернется к прежнему твоя сестра Шомрон с дочерьми,
к прежнему и ты с дочерьми своими вернешься.
 
Не была ли сестра твоя Сдом сплетней в устах
в день гордыни твоей?
 
Пока зло твое не открылось в час позора от дочерей Арама и всей округи, и дочерей плиштим
в округе, тебя презирающей.
 
Разврат и мерзости несешь ты, —
слово Господа.
 
Поэтому так сказал Господь Бог: Сделаю тебе то, что сделала ты,
клятву презрев, нарушив завет.
 
А Я вспомню с тобой союз дней твоей юности
и установлю союз вечный с тобой.
 
Вспомнишь свои пути — устыдишься, взяв сестер, старшую, младшую,
Я дам в дочери их тебе, но не от союза с тобой.
 
Установлю союз Мой с тобой,
и узнаешь, что Я — Господь.
 
Чтобы, вспоминая, стыдилась, рта от стыда не открывала,
когда прощу тебе всё, что натворила, — слово Господа Бога.
 
Плач-притча. Львы и лоза виноградная. Глава 19
 
В этом тексте две притчи. Первая — плач, в одежду притчи одетый, герои которой, судьба их печальна, львица и два ее львенка. И — встык точной рукой, вероятно, самого Иехезкэля, который, в отличие от предшественников, не произносил позже и другими записанные тексты, а сам и сразу писал,  другая плач-притча — о виноградной лозе, традиционном символе Израиля.
 
Плач по правителям Израиля вознеси.
 
Скажешь: Что с твоей матерью, львицей? Со львами лежала,
среди львов своих львят растила.
 
Одного львенка вскормила, львом стал,
научился терзать добычу, людей пожирать.
 
Чужие о нем услыхали, он в яму попался,
в цепях в страну Египет его увели.
 
Увидела — не сбылась, пропала надежда,
взяла одного из львят — сделать льва из него.
 
Ходил между львов — львом стал,
научился терзать добычу, людей пожирать.
 
Дворцы разрушал, опустошал города,
от рычанья его страна и всё, что в ней, опустело.
 
Народы стран, что в округе, против него собрались,
сети раскинули — в яму попался.
 
В клетку, на цепь посадить, к царю Бавеля его привести,
в тюрьму отвести, чтобы в горах Израиля больше не было слышно рычанье.
 
 
Мать твоя в крови твоей, как лоза виноградная, посаженная у воды,
от вод обильных плодоносная и ветвистая.
 
Были мощные ветви ее для жезлов властителей, возвышалась среди ветвей,
высотой, множеством ветвей выделяясь.
 
В ярости вырвано, брошено оземь, ветер восточный плоды иссушил,
отломились — засохли, ветвь мощную пламя пожрало.
 
Теперь в пустыне посажена,
в земле иссушенной, жаждущей.
 
Из отростка ветви вышел огонь, пожрал плоды, ветви мощной не стало — жезла властителя;
это — плач, для оплакивания.

 

Послесловие. Мудрецы Талмуда и комментаторы ТАНАХа находили в первом плаче-притче прямые исторические параллели. Так, мать-львицу было принято отождествлять с царством Иеѓуда, названного именем сына праотца Яакова, который в отцовском благословении  сам назван  львенком (Вначале, Брешит 49:9).

Первого львенка из притчи принято отождествлять с Иеѓоахазом, царствовавшим три месяца и захваченным в плен египетским фараоном Нехо. Второго — с   Иеѓоякимом (Иоакимом), царствовавшим в Иеѓуде в 609–598 гг. до н. э., посаженным на престол фараоном, захватившим в плен младшего брата Иеѓоахаза. В течение первых трех лет его правления Иеѓуда была вассалом Египта, а после разгрома вавилонянами египетских сил при Кархемише в 605 г. до н. э. подпала под власть Бавеля.

 

Начиная с нимшаль. Оѓала и Оѓалива. Глава 23

 

            Возможно, и в Бавеле (тоже: Касдим), в изгнании были школы, подобные иерусалимским школам мудрости, и там были известны видения Иехезкэля и его притчи. Коль так, то учащимся притча об Оѓале и Оѓаливе, жанрово граничащая с аллегорическим повествованием, была не трудна: в ней точки над «и» расставлены сразу. Да и имена сестер говорящие. Оѓала — ее шатер = ее Храм (указание на северное царство, Шомрон, в котором был свой храм). Оѓалива — Мой шатер = Мой Храм, указание на южное царство, Иеѓуду = Иерушалаим, в котором был Храм Господа.

 

Блудили в Египте, в юности блудили они,
там мяли их груди, измяли девства сосцы.
 
Их имена: старшей — Оѓала, Оѓалива — ее сестры, стали они Моими, родили сыновей и дочерей,
их имена: Шомрон — у Оѓалы, Иерушалаим — у Оѓаливы.
 
Подо Мной Оѓала была — блудила,
с любовниками распутничала, с Ашуром и ближними.
 
В голубое одеты, правители и наместники, все — красивые юноши,
всадники, скачущие на конях.
 
Свой блуд им расточала, всем сыновьям Ашура отборным,
всем, с кем распутничала, их идолами осквернялась.
 
Но блудить с Египтом не кончила: с юности с ним блудила, они измяли девства сосцы,
разврат на нее изливали.
 
Потому Я предал ее в руку любовникам,
в руку сынов Ашура, с которым распутничала.
 
Они ее наготу обнажили, сыновей и дочерей захватили, ее убили мечом,
женщинам досталось имя ее: им казни вершили.
 
Увидев, ее сестра Оѓалива больше ее извратила, распутничала,
сестры блудливей блудила.
 
С сыновьями Ашура распутничала, с правителями и наместниками, ближними, в голубое одетыми, всадниками, скачущими на конях,
все — красивые юноши.
 
Увидел Я, что она осквернилась,
путь у обеих один.
 
Блуд свой она умножала,
изображения людей на стене увидала, образы касдим, начертанных киноварью.
 
Чресла поясом подпоясаны, длинные шапки на головах, военачальники видом,
сынам Бавеля подобны, родина их — Касдим.
 
Увидев, их возжелав,
послала своих посланцев в Касдим.
 
Пришли сыны Бавеля к ней на любовное ложе, блудом ее осквернили,
осквернилась она, и душа ее от них отвратилась.
 
Блуд свой она обнажила, наготу свою оголила,
Моя душа от нее отшатнулась, как от сестры ее, отвратилась.
 
Она блуд умножила,
вспомнив дни юности, когда в земле Египет блудила.
 
Вместе с их любовницами распутничала,
их плоть — плоть ослиная, извержение жеребцов — их извержение.
 
Разврат юности ты припомнила,
когда  в Египте мяли груди твои, сосцы твоей юности.
 
Поэтому, Оѓалива, так сказал Господь Бог: Любовников твоих, от которых душа твоя отвратилась, на тебя подниму,
со всех сторон их на тебя поведу.
 
Сыновей Бавеля и всех касдим, Пекод, Шоа и Коа, с ними Ашура сынов,
они красивые юноши, правители и наместники, все их военачальники и призванные, скачущие на конях.
 
Войско придет на тебя с оружием, колесницами, сборище народов — с латами, щитами и шлемами, оцепят со всех сторон,
отдам тебя им на суд, своим судом судить тебя будут.
 
Ревность Свою на тебя обращу: орудуя яростно, они тебе нос и уши отрежут, от меча твой остаток падет,
сыновей и дочерей твоих заберут, твой остаток огнем будет пожран.
 
С тебя одежды сорвут,
драгоценности отберут.
 
Прекращу у тебя разврат и Земли египетской блуд,
глаза на них не поднимешь, Египет больше не вспомнишь.
 
Ибо так сказал Господь Бог: Предам тебя в руку, которую возненавидела,
ту, от которой твоя душа отвратилась.
 
С ненавистью с тобою поступят, труды отберут, бросят голой и непокрытой,
обнажится твой срам — блуда, разврата, распутства.
 
Это тебе сотворят
за блуд твой с народами, чьими идолами ты осквернилась.
 
Дорогой сестры пошла,
дам Я чашу в руку твою.
 
Так сказал Господь Бог: Выпьешь чашу сестры, глубокую и широкую, —
чтоб над тобой издевались и изгалялись, она всё вместит.
 
Опьянением и печалью ты переполнишься:
пуста чаша опустошения, чаша сестры Шомрон.
 
Выпьешь, вылижешь ее, разобьешь, грудь исцарапаешь,
ибо сказал Я, — слово Господа Бога.
 
Потому так сказал Господь Бог: За то, что, забыв, за спину Меня зашвырнула,
понесешь это — за свой разврат и распутство.
 
Сказал мне Господь: Сын человечий, ты будешь судить Оѓалу и Оѓаливу?
Обо всех мерзостях их им расскажи.
 
Любодействовали, кровь у них на руках, с идолами любодействовали,
сыновей, которых Мне родили, приводили им — пожирать.
 
И это они Мне творили:
в тот день Святилище и субботы Мои осквернили.
 
Заколов идолам сыновей, в тот день в святилище Мое приходили — его осквернять,
такое они в Моем доме творили.
 
Даже к идущим издалека посылала,
отправлен посланец — те приходили, а ты мылась, глаза синила, украшения надевала.
 
Восседала на ложе роскошном, накрытый стол перед нею,
Мое благовоние и масло ставила на него.
 
У нее — толпы тихий гул: приводили от многих народов из пустыни Саваим,
те им на руки браслеты дарили, венец прекрасный — на головы.
 
Истасканной в любодействе сказал,
что час ее блудливей блудить.
 
К ней приходили, как приходят к жене-блуднице,
так приходили к Оѓале и Оѓаливе, женам развратным.
 
Праведные мужи будут судить их судом блудниц и судом кровь проливающих:
любодействовали они, кровь у них на руках.
 
Ибо так сказал Господь Бог:
Поднявшись на них, толпа предаст их ужасу и грабежу.
 
Толпа их забросает камнями, уничтожит мечами,
убьет сыновей, дочерей, в огне дома их сожжет.
 
А Я в земле этой разврат прекращу,
женщины урок извлекут, развратничать перестанут.
 
А вам за разврат воздадут, свои грехи с идолами понесете,
узнаете, что Я — Господь Бог.
 
 
 
Котел.  Глава 24 (1-14)
 

Завершающему курс в школе притч Иехезкэля комментарии к этой притче излишни.

 

Было мне сказано слово Господа в девятый год, в десятый месяц, в десятый этого месяца.
 
Сын человечий, запиши себе название этого дня, день этот самый:
приблизился царь Бавеля к Иерушалаиму в тот самый день.
 
Поведай притчу дому мятежному, скажи им: «Так сказал Господь Бог»:
Ставь котел, поставив, воду налей.
 
Куски в него собери, каждый хороший кусок: бедро и плечо,
отборными костями наполни.
 
Из скота отборного взяв, подожги кости под ним,
вскипяти, чтобы кости выварились и внутри.
 
Потому так сказал Господь Бог: Горе кровавому городу, котлу, в котором отбросы, грязь не извлеченная,
кусок за куском извлекай: не пал на них жребий.
 
В нем была его кровь: ее на скалу он голую пролил,
не на землю пролил — ее прахом покрыть.
 
Пробудить ярость для мести на чистой скале дал Я кровь —
не покрытую.
 
 
 Потому так сказал Господь Бог: Горе кровавому городу,
костер сделаю больше.
 
Дров добавь, огонь разожги, мясо вари,
мешай варево, пусть выгорят кости.
 
Порожним его на угли поставь —
накалиться, чтобы медь раскалилась, и внутри расплавилась нечистота, грязь уничтожилась.
 
С грязью замучился,
из него много грязи не выйдет, в огне будет она уничтожена.
 
В твоей нечистоте — разврат,
очищал тебя — не очистил, от нечистоты не очистишься, пока на тебе ярость не истощу.
 
Я  — Господь, Я сказал: Пришло — совершу, не изменю, не пощажу, не помилую,
ты осужден за пути твои и деяния, — слово Господа Бога.

 

***

В начале разговора о притче в ТАНАХе мы затруднились с определением. Попробуем снова.

Притча в ТАНАХе — это текст, одна часть которого — иносказание, вторая — слово  прямое, извлеченное из него.  

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка