Узнают народы, что Я — Господь. Иехезкэль. Тридцать шестая глава
Дважды в истории еврейский народ претерпевал тотальное крушение: уничтожение народа и Храма, изгнание уцелевших. Дважды в своей уникальной истории Господь возвращал возрожденный народ Израиля в землю Израиля. Говоря о бытии, отнюдь не бесплодном, в землях чужих, часто употребляют слово "диаспора" (рассеяние), которое более соответствует добровольному пребыванию больших групп людей в землях чужих. Так, можно говорить о еврейских диаспорах до разрушения Второго Храма (70 г.н.э.) в Александрии и Риме. О диаспоре можно говорить и сегодня, когда идет речь о странах, откуда выезд на родину для евреев неограничен. Иное — галут, изгнание, и в этом — уникальность еврейства, добавим — трагическая. Об изгнании, его причинах, следствиях, об искуплении говорили все большие пророки. Одно из следствий изгнания— распространение монотеизма в мире. Сенека (не слишком большой, однако, филосемит) заметил, что "побежденные дали законы победителям". Мы же скажем иначе — цитатой: Узнают народы, что Я — Господь.
Глава 36
1. Ты, сын человечий, пророчь о горах Израиля,
скажи: Горы Израиля, слушайте слово Господне.
2. Так сказал Господь Бог: За то, что сказал о вас враг: "Ага!
И вечные высоты стали нашим уделом".
3. Пророчь и скажи: "Так сказал Господь Бог":
За то, за то, что отовсюду желали, жаждали, чтобы стали вы уделом остатка народов, на языках и наречиях народов на вас клеветали.
4. Потому, горы Израиля, слушайте слово Господа Бога,
так сказал Господь Бог горам и холмам, рекам, долинам, опустошенным руинам, покинутым городам, ставших посмешищем и добычей остатка народов в округе.
5. Потому так сказал Господь Бог: Не в огне ль ревности Я говорил об остатке народов и всем Эдоме,
Мою страну в радости сердца, с отвращеньем в душе взявших себе в удел —изгнать и ограбить?
6. Потому о земле Израиля ты пророчь,
скажи горам, холмам, рекам, долинам: "Так сказал Господь Бог": В ревности, в ярости Я говорил: Позор от народов снесли вы.
7. Потому так сказал Господь Бог: Руку Я поднял,
народы, вас окружающие, позор понесут.
8. А вы, горы Израиля, ветви протяните, плоды принесете Моему народу Израилю,
приближается срок.
9. Вот, Я —на вас,
к вам обращусь, возделаны, засеяны будете.
10. Людей умножу, весь дом Израиля,
города будут заселены, руины —отстроены.
11. Людей умножу и скот, будут плодиться и размножаться,
как раньше, вас заселю, больше, чем прежде, вас одарю —узнаете: Я —Господь.
12. Людей, народ Мой Израиль, к вам приведу, они тобой овладеют, уделом их станешь,
детей терять больше не будешь.
13. Так сказал Господь Бог: За то, что твердят: "Пожирающая человека,
ты детей своего народа губила".
14. Потому больше не будешь ты пожирать человека, детей народа губить, —
слово ГосподаБога.
15. Не услышишь больше, как тебя позорят народы, от народов бесчестье не понесешь,
твой народ больше не упадет, —слово ГосподаБога.
16. Было слово Господа мне, сказавшего.
17. Сын человечий, дом Израиля, в своей земле обитая, ее осквернил путями, делами своими,
подобен нечистоте отлученной был их путь передо Мной.
18. Излил на них ярость Свою за кровь, пролитую на землю,
за идолов, которыми ее осквернили.
19. В народах рассеял, по странам развеял,
по путям, по делам их судил.
20. Дошли к народам, пришли, имя святое Мое осквернили:
им говорили, что народ Господень они, из земли Его изгнаны.
21. Пожалел Я имя святое Свое,
которое дом Израиля осквернил в народах, куда они добрались.
22. Потому скажи дому Израиля: "Так сказал Господь Бог": Не ради вас, дом Израиля, совершаю —
ради святого имени Своего, которое вы осквернили в народах, куда добрались*.
23. Освящу великое имя Свое в народах, среди которых вы его осквернили,
узнают народы, что Я —Господь, —слово ГосподаБога, —когда среди вас на их глазах освящу.
24. Из народов возьму вас, из всех стран соберу,
в вашу землю вас приведу.
25. Водой очищающей окроплю —и очиститесь,
от всей вашей скверны, от идолов ваших очищу.
26. Сердце новое дам, дух новый вложу,
сердце каменное из тела вашего вырву, дам сердце из плоти**.
27. Мой дух в вас вложу,
свершу: законам Моим следовать будете, наставленья Мои хранить и блюсти.
28. Будете жить в земле, отцам вашим дарованной,
будете Мне народом, а Я буду вам Богом.
29. От всей вашей скверны избавлю,
хлеб призову и умножу, голоду вас не отдам.
30. Умножу плод дерева, поля вашего урожай,
чтоб из-за голода позор в народах больше вы не терпели.
31. Вспомнив пути ваши злые и деянья недобрые,
проникнитесь отвращением к прегрешениям и мерзостям вашим***.
32. Не ради вас совершаю, —слово ГосподаБога, —знайте,
совеститесь, дом Израиля, путей ваших стыдитесь.
33. Так сказал Господь Бог: В день, когда вас очищу от всех прегрешений, —
города заселю, руины отстрою.
34. Опустошенная земля возделана будет —
вместо той, что на глазах идущего пустынной была.
35. Скажут: "Не эта ль земля, опустошенная, стала подобной Ган Эдену?
Города разрушенные, опустошенные и разбитые —укреплены, заселены".
36. Узнают народы, вокруг уцелевшие, что Я, Господь, отстроил разбитое, опустошенное насадил,
Я, Господь, сказал Я —и сделал.
37. Так сказал Господь Бог: Еще это дому Израиля попросят Меня совершить:
людей, как овец, Я умножу.
38. Как освященными овцами, овцами Иерушалаима в праздники****, как овцами, будут людьми полны разрушенные города,
узнают, что Я —Господь.
***
* Потому скажи дому Израиля: "Так сказал Господь Бог": Не ради вас, дом Израиля, совершаю —// ради святого имени Своего, которое вы осквернили в народах, куда добрались. Ср.: Не нам, Господи, не нам, но имени Своему славу даруй —//ради милости Твоей, ради верности(Теѓилим 115:1). Этот и последующие стихи содержат слова утешения, которые, в отличие от Иешаяѓуи Ирмияѓу, у Иехезкэля звучат гораздо суше и не содержат слова любви к народу Израиля. Такой "сухой" стиль —одна из характерных особенностей Иехезкэля.
** Сердце новое дам, дух новый вложу,// сердце каменное из тела вашего вырву, дам сердце из плоти. Ср.: Дам вам сердце единое, дух в вас новый вложу,//сердце каменное извлеку, дам сердце из плоти(11:19); Все преступления, которые совершили, от себя отшвырните, сотворите себе новое сердце и новый дух (18:31).
***Вспомнив пути ваши злые и деянья недобрые,// проникнитесь отвращением к прегрешениям и мерзостям вашим. Еще одна особенность Иехезкэля: даже утешая народ, пророк не стирает память об их грехах, напротив, постоянно напоминает.
**** Как освященными овцами, овцами Иерушалаима в праздники. Количество людей, которые заселят Иерушалаим, пророк сравнивает с множеством жертвенных животных, которыми полон в праздники город.