Комментарий | 0

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ. Я. (1)

 

Закон

Понимание, которое приходит после осознания своей свободы от текущей социумной реальности – это понимание идеального содержания совокупности событий, их закона. Неважно, как мы назовем этот закон. Для одних, это Божий промысел, для других – влияние тонкого мира и т.д.

По сути, само осознание этого высшего закона практически не отличается от понимания законов физических, скажем, закона всемирного тяготения. Ньютон отделил в своем мышлении чистое видение совокупности событий от относительного, оценочного представления их. Очистил свое видение, сведя объекты мышления к точкам во времени и пространстве, освободив их от множества качеств (цвет, форма), заслонявших содержание закона их движения.

Различия между физическими и нефизическими законами возникают при попытке их формулировать. Поскольку физическая реальность лежит по уровню ниже социумной, мы имеем возможность однозначно фиксировать ее законы – перевести понимание в знаковое знание. Понимание же закона отношений социумных событий, очищенных от оболочки случайных определений, принципиально не может быть объективировано, зафиксировано в знаках.

Скажем так, для падающего яблока его падение такое же фатальное, не осознаваемое событие, как для элементарного человека его жизнь со всеми взлетами и падениями. Поднявшись над уровнем этих событий (падения яблока или человека), можно осознать, понять их законы, их осмысленность, их обусловленность. Но если выше физической для нас существуют и другие реальности (уровни с фиксированной событийностью, с элементарными структурами, организмами, существами), то выше социума для нас реальности нет. А следовательно, нет и возможности формально зафиксировать содержание ее закона.

 

Социум человеков

Социум – это совокупность социумных событий: актов производства, обмена, дарения, продажи, приобретения, наставления, учения, управления всем этим и управления этим управлением. И каждое из этих событий реализуется человеком. Социум и есть поток действий людей.

Но и человек является, становится человеком только тогда, когда он вплетен в этот поток событий. По сути, если исключить биологическую составляющую Homo Sapiens, человек есть совокупность социумных событий, ассоциированных, связанных с одним биологическим телом.

Речь идет о необходимых и достаточных условиях, о том минимальном, что позволяет нам выделить человека социального из ряда биологических организмов, о том, что явлено нам в непосредственности, вне обсуждения причин и оснований, механизмов и обусловленностей.

Социум – это единый поток событий определенного уровня и совокупность субъектов, его реализующих.

 

Человек социума

Человеку как особи биологического вида Homo Sapiens для поддержания жизни надо немного: пища, вода, сон, защита от холода. Ему не нужны вещи – ни которые он производит, ни которые потребляет; ему не нужна собственность.

Но человеку как существу социумному необходимо совершать действия, реализовывать социумные события: производить, потреблять, приобретать.

В основе социумных процессов, в основе реализации социумных событий лежит манипуляция человеческими желаниями, использование отработанного еще на биологическом уровне эволюции механизма их возбуждения и удовлетворения.

А механизм этот прост и изощрен одновременно – самец и самка совершают акт соития не потому, что им надо продлить род, а потому, что у них есть желание, которое непременно надо реализовать. И событие свершается. Желание пропадает. Дальше пустота, а может, и смерть. Но биологическое событие свершилось. Единичное событие в непрерывном потоке биологической жизни.

Так и человек, ведомый желанием, свершает и свершает социумно необходимые события. Он не думает об этом своем предназначении. У него есть желания, и он их реализует. С завидным упорством и постоянством. Социум устроен так, чтобы возбуждать желания. Социум паразитирует на механизме биологических желаний. И события свершаются.

Что дальше? Пустота? Нужны ли человеку эти вещи, слава, деньги? Потом, позже, когда желание угасает, наверное, человек понимает, что не нужны… Но это уже мелочи. Социумные события производства, потребления уже свершились. Социум живет. А человек? Но это тоже мелочи – личное дело каждого.

И в этом потоке задействованы все люди. Вернее, любой, кто задействован в этой череде событий, называется человеком. Есть недочеловеки – те, которые не в состоянии производить, приобретать. Они больные или юродивые. У них нет социумно обусловленных желаний, только биологические. Есть уже нечеловеки – они избавились от желаний и не совершают событий. Их принято называть просветленными.

 

Я

Два момента Я

Я – это, по сути, совокупность всех событий, в которых участвовало Я, и одновременно точка здесь-и-сейчас, момент осознания, воссоединения всего прошлого опыта. Как таковое, Я случайно и необязательно – оно лишь воплощение одной из возможных событийных цепочек в совокупности мировых событий. С этой стороны наше Я не более индивидуально, чем произвольная форма ветки дерева со всеми ее изгибами и развилками. Но вне этих изгибов и развилок нет и не может быть Я как точки роста ветки, Я как осознания самого роста.

Неслучайным здесь видится только принадлежность Я дереву, вернее, причастность к его росту. Осмысленность (или бессмысленность) Я можно осознать лишь как воплощение роста. Остается лишь бесконечное здесь, как совокупность всех возможных событий, или протяженное сейчас, как ощущение движения.

 

Случайная ноша

Кто я? Откуда я? Куда я? Вопросы Я, ощущающего свои границы, но не способного их понять.

Счастье и несчастье человека в том, что эволюция наделила его лишь фрагментом сознания – позволила нести небольшую, зато собственную порцию единого разума. Но в явном виде не сообщила, что это по сути не его. Что это часть бо’льшего. Что это так – на время. Подержать только. Понести немного. А дальше? Дальше другие понесут.

С помощью этого фрагмента сознания человек увидел себя, Мир. Подумал, что это он увидел, что этот мир – его. А дальше?..

Кто ответит на вопросы многих Я о природе Я? Другие фрагменты? Но они так же ограничены во времени и пространстве. Целое? Но на каком языке?

 

Настоящее

Настоящее мы переживаем как момент исключительно потому, что в нем нет воспоминаний о нем, и оно не видится в будущем. Настоящее есть нечто между прошлым и будущим. Оно начинается с концом воспоминаний и заканчивается с началом мечтаний. Пространство, не заполненное нашим прошлым и будущим, пространство, отделенное от прошлого и будущего их границами, и есть наше настоящее – наше настоящее бытие, истинное бытие.

Наше настоящее мгновенно, если мы оцениваем любое событие, соотнося его с прошлым и с будущим и таким образом устраняя зазор между воспоминаниями и мечтаниями.

Наше настоящее может быть протяженным, когда мы воспринимаем события непосредственно, таким образом, отодвигая от себя границы прошлого и будущего. И даже безграничным в буквальном смысле слова – без границ, фиксированных воспоминаниями и мечтаниями.

 

Я и одиночество

Я есть осознанное прошлое. Я есть память. Я есть множество прошедших событий, которые Я сумело распознать и связать с собой.

Я есть набор стандартных, бесконечно повторяющихся событий. Некоторые из них реализуются индивидуально, но большинство требует совместных усилий – одно событие на двоих, троих, а то и на тысячи Я. Индивидуальных событий на всех не хватает.

Иллюзия цельности, самостоятельности, самодостаточности Я легко разрушается одиночеством. Человек не может вынести одиночества, поскольку большая часть его Я (событий, его составляющих) не принадлежит ему одному. Для поддержания его Я нужны сожители, сослуживцы, собеседники. А им нужен он.

Социум хитро устроен. Я не является персональным Я. Оно раздроблено и распределено. Оставаясь в одиночестве, человек теряет свое Я.

 

Душа

Душа посредством ума и физического тела инволюционирует в действия – творит субъектную действительность. А через деятельный процесс творения эволюционирует сама. Она сама и является этой деятельностью. И посему существует лишь во времени. Вернее, время есть существование души. Душа не имеет пространственных измерений, она есть чистое время – она темпоральна.

 

Темпоральное Я

Соотношение Я как последовательности, множества случайных событий и Я как целостности можно понять на примере, скажем, литературного или музыкального произведения. По своему формальному воплощению – как последовательность слов или звуков – все сочинения ничем не отличаются друг от друга. Но некоторые из них мы признаем произведениями искусства – если они представляют собой некую целостность, надформальную систему, нечто большее, чем просто последовательность знаков, звуков.

При сопоставлении темпоральности Я и темпоральности произведения искусства более интересно не столько заключение, что множество составляющих Я событий или последовательность составляющих произведение слов/нот может восприниматься как нечто большее, сколько понимание, что это большее, эта целостность не порождается на уровне этих последовательностей – она возникает только при взаимодействии, соотнесении множества событий/слов/нот с надстоящими уровнями.

По сути, структурирование элементов любого уровня, объединение их в Я, в литературные и музыкальные тексты всегда есть отражение, реализация деятельности надстоящих уровней. Вопрос лишь в том, можно ли конкретные последовательности событий/слов/нот отождествить с целостной деятельностью, с идеей? Большинство последовательностей – Я, текстов – реализуют идею лишь в совокупности. И только в некоторых уникальных последовательностях – личностях, произведениях искусства – мы можем увидеть индивидуальное отражение, воплощение надстоящих идей.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка