Глава 7
1. Было в четвертый год Дарьявеша-царя(а);
было слово Господа Зхарии четвертого в девятый месяц, кислев.
2. Послали Бейт-Эль, Сарецер, Регем-Мелех и люди его
просить перед Господом.
3. Сказать коѓенам дома Всемогущего Господа и пророкам, сказав:
«Плакать мне в пятый месяц, поститься, как делал я столько лет?(б)»
4. Было слово Всемогущего Господа мне, говорящего.
5. Скажи всему народу страны и коѓенам, говоря:
Когда постились и плакали вы в пятый, в седьмой(в) уже семьдесят лет, для Меня вы постились?
6. Когда вы едите и пьете,
не вы ли едите и пьете?
7. Ведь эти слова Господь возгласил через первых пророков, когда был населен и покоен Иерушалаим и вокруг него города,
и Негев и равнина населены.
8. Было слово Господа Зхарии, говорящего.
9. Так сказал Всемогущий Господь, говоря:
праведным судите судом, милость и милосердие брат брату творите.
10. Вдову и сироту, пришельца и бедного не обирайте(г),
зло о брате в сердце не замышляйте.
11. Но внимать они не желали, выставили плечо непокорное,
тугими сделали уши, чтобы не слышать.
12. Сделали сердце алмазом1—не слышать Учение и слова, посланные Господом Всемогущим духом своим через первых пророков,
и был гнев великий от Всемогущего Господа.
13. Было: взывал Он — не слышали,
так и они будут взывать — Я не услышу, — слово Всемогущего Господа.
14. Разбросаю их по народам, которых не знали, эта страна после них опустела — нет по ней проходящего,
страну вожделенную в пустошь они превратили.
***
Вопрошание о постах, установленных в память о разрушении Храма.
(а) Было в четвертый год Дарьявеша-царя. Через 68 лет после разрушения Первого храма, за два года до освящения Второго храма.
(б) Плакать мне в пятый месяц, поститься, как делал я столько лет? Речь идет о месяце ав, когда был разрушен Первый храм. Изгнанники в течение многих лет соблюдали в этот месяц ряд траурных ограничений, в значительной степени сохраняющихся до сегодняшнего дня. Речь идет не о полном посте, а об отказе от вина, мяса, в этот месяц не было ни обручений, ни свадеб. Поскольку строительство Храма началось, то и возник вопрос о соблюдении ограничений.
(в) В седьмой. В седьмом месяце, месяце тишрей был убит наместник Гедалья (Ирмеяѓу 41). В память об этом и был установлен пост, который соблюдается до настоящего времени. Из текста неясно, идет ли речь об одном дне поста или ограничения распространялись на часть месяца.
(г) Вдову и сироту, пришельца и бедного не обирайте. Перечислены самые слабые группы населения. Ср. сказанное о Всевышнем: Он творит суд сироте и вдове и любит пришельца… (Слова, Дварим 10:18).
◘◘◘
1. Алмаз. В оригинале: שָׁמִיר. Очень твердый камень, возможно, алмаз, хотя данных об использовании в таких целях алмаза нет.
Глава 8
1. Было слово Всемогущего Господа, говорящего.
2. Так сказал Всемогущий Господь: Возревновал Я о Сионе великою ревностью,
яростью великой возревновал.
3. Так сказал Господь: Я возвращаюсь в Сион в Иерушалаиме обитать,
наречется Иерушалаим городом истины, горой Всемогущего Господа, горою святой(а).
4. Так сказал Всемогущий Господь: Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима,
у каждого посох в руке от обилия дней.
5. Наполнятся площади города мальчиками и девочками,
играющими на его площадях.
6. Так сказал Всемогущий Господь: Как будет удивительным это в те дни в глазах уцелевших народа,
так и в глазах Моих это удивительным будет, — слово Всемогущего Господа.
7. Так сказал Всемогущий Господь: Вызволю Свой народ из восточной страны,
из страны солнечного заката.
8. Приведу, в Иерушалаиме поселю,
они Мне будут народом, а Я буду им Богом за верность и праведность.
9. Так сказал Всемогущий Господь: Будут крепки руки слышащих в эти дни слова
из уст пророков в день основания дома Всемогущего Господа, строительства Храма.
10. Ибо до тех дней не было человеку награды, платы животному не было,
уходящему и входящему от врага мира не было, каждого на ближнего Я насылал.
11. Ныне, не как в дни прежние, Я для уцелевших народа, —
слово Всемогущего Господа.
12. Потомству — мир, даст плод лоза, земля принесет урожай, дадут росу небеса,
дам Я все это уцелевшим народа в удел.
13. Будет: были вы проклятьем в народах, дом Иеѓуды и дом Израиля, — Я вас спасу, благословением будете,
не бойтесь, будут руки ваши крепки.
14. Так сказал Всемогущий Господь: Как замыслил вам зло, когда Меня разгневали ваши отцы, — сказал Всемогущий Господь, —
не помиловал.
15. Так в эти дни вновь замыслил добро Иерушалаиму и дому Иеѓуды,
не бойтесь!
16. Это вы будете делать:
говорить правду — каждый ближнему своему, истина судом мира будет судить в ваших воротах(б).
17. Зла ближнему в сердце своем не замышляйте, клятвы ложной не возлюбите,
ибо все это Я ненавижу, — слово Господа.
18. Было слово Всемогущего Господа, говорящего.
19. Так сказал Всемогущий Господь: Пост четвертого, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого станут для дома Иеѓуды радостью и весельем, праздниками хорошими(в),
правду и мир любите.
20. Так сказал Всемогущий Господь:
Еще народы придут, жители множества городов.
21. Пойдут жители, одного к другому и скажут: «Пойдем молиться пред Господом, искать Господа Всемогущего, —
пойду и я».
22. Пойдут многие племена, народы могучие искать Всемогущего Господа в Иерушалаиме,
молиться пред Господом.
23. Так сказал Всемогущий Господь: В те дни десять человек всех языков и народов, схватят
и, держась за полу еврея, скажут: «Пойдем с ними — мы слышали: с ними Бог».
***
В главе говорится о возвращении Господня присутствия в землю Израиля и о будущем ее процветании, о том, что посты станут праздниками, что многие народы придут в Иерушалаим искать Господа.
(а) Так сказал Господь: Я возвращаюсь в Сион в Иерушалаиме обитать,//
наречется Иерушалаим городом истины, горой Всемогущего Господа, горою святой. Ср.: Опять будут судьи твои, как прежде, мудрецы — как вначале,// и нарекут тебя городом праведным, столицею верной (Иешаяѓу 1:26).
(б) Будет судить в ваших воротах. Площадь у городских ворот — место, где собирались городские властители, место, где вершился суд.
(в) Так сказал Всемогущий Господь: Пост четвертого, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого станут для дома Иеѓуды радостью и весельем, праздниками хорошими. Посты в память о разрушении Первого храма. Пост четвертого. Пост четвертого месяца — тамуза, когда в 9-ый день были проломлены городские стены. Пост пятого. Пост пятого месяца — ава, когда между 7-ым и 10-ым днем был сожжен Храм. Пост седьмого. См. прим. (в) к 7:5. Пост десятого. Пост десятого месяца — тевета, когда началась осада Иерушалаима войсками Невухаднецара.