Боннар
Леонид Китайник (10/06/2019)
Пьер Боннар. Автопортрет ("Боксёр")
Боннар
Коты на картинах Боннара
потягиваются смешно,
гуляют семейные пары,
фигуры трусят в кимоно.
Предвестья, не став настоящим,
в пространстве цветут холостом:
ступня на ковре, а купальщик
почти целиком за холстом.
Но годы смыкают колонны,
и руку к судьбине простер
неистовый и обнаженный
зелено-багровый боксер. [1]
Раздвоенное солнце
Солнце в туче раздвоилось —
ослепительный металл
просочился сквозь папирус
на поверхности зеркал.
Серо-белое убранство,
блики стали, вод и льдин,
как у Тёрнера пространство,
где ликует свет один.
Дюрер
Ни браниться, ни мириться,
ни устать, ни отдохнуть —
это дьявол, смерть и рыцарь
на гравюре держат путь.
Их союз средневековый
нерушим, как древний рок,
как забрала, и оковы,
и репейника цветок.
Светотень
Вверху за тенью тень бежит,
темнеют облачные струги
и золотистые ужи
ползут за солнцем по округе,
и заполняет светотень
леса, поля и воздух плотно,
преображая летний день,
как рёйсдалевские полотна.
Как смеялись
Как мама смеялась над шуткой Дюка,
метлой чародейского ученика,
как сухо смеялся Сарьян в мастерской
над жадной и глупой природой людской,
как Зарик, и Гия, и Котик с Арно [2]
хохмили рискованно и озорно,
как грустно смеялись года — но позволь!
нам все объяснили про тот алкоголь:
бравада, наяда,
сухая листва;
вернешься из ада —
ты здесь и жива.
Косточка
Я косточку финика бросил в кусты —
и, словно взбодрившись движеньем простым,
кругом заструилась, пытаясь увлечь,
вначале бессвязная речь.
Ей машет гирляндами дом-теплоход
и к праздничной гавани ночью плывет,
а кроны и звезды плетут, сговорясь,
густую словесную вязь.
Мы знаем бессмыслиц опасный закон,
и промах пера, и насмешливый звон.
Но пусть, как на мягкой дощечке штрихи,
везде проступают стихи.
Бруски, карандаш, молчаливый Минас.
И отсвет пожара преследует нас [3].
Там
Н.А.
Там штеренберговский цветок
Глядит сквозь стекла,
И тарабанит водосток,
И даль промокла.
И даль сбивается во мглу,
И мгла знакомей,
И фикус, чахнущий в углу
В далеком доме.
Карнавал
Развеселая команда —
ветерок и солнца прядь;
как бы сойку с джакарандой
и с лазурью обвенчать?
Небо, дерево и птица —
голубеющий поток!
Пусть сегодня заискрится
карнавал веселых строк,
весь в огнях, движеньях ловких,
в масках грандов и зверей,
как Судейкин в Третьяковке,
в тесном зальце у дверей.
Моне
С утра вспоминал о подруге,
послал подопечной письмо
и вышел пройтись по округе,
где мартовский запах лесной.
Мы позже отправимся с сыном
на выставку "ранний Моне",
в чьих сложных пейзажных картинах
столь многое нравится мне:
Руанский собор разнокожий,
буруны в Бель-Иле у скал,
сирень, о которой, похоже,
стихи Мандельштам написал. [4]
И с каждой несказанной фразой
минуты бегут за тобой,
улыбчивый свет темноглазый,
фантазии горький прибой.
Розовый холм
Здесь кроны расставлены плотно
и смотрят пейзажно-старо,
как лес на французских полотнах
Руссо, Добиньи и Коро.
И розовый холм отдаленный
в закатном свеченье парном
со складчатой мантии склона
слепит одиноким окном.
Впитайте мой разум, просторы,
“мне некуда больше спешить”,
и злобная сталь разговоров
погаснет в вечерней тиши.
Синие штрихи
На исходе апреля веранды
распахнулись под солнцем с утра.
Голубые штрихи джакаранды
я на кронах увидел вчера.
Пробиваясь стыдливым эскизом
сквозь грунтовку из черных ветвей,
расфрантились инфанты-маркизы,
столь знакомых полотен живей.
В лабиринты душистых соцветий
скоро вырастет стайка тихонь,
запоет о соблазне и лете
ранней зрелости синий огонь.
Прадо
Флоренция, Мадрид и Барселона,
Уффици, Прадо и музей Дали:
перечисляю голосом влюбленным
сокровища непознанной земли.
От дыма очищается окрестность,
настоян запах листьев у реки,
и в Сан-Хосе слетают в неизвестность
с деревьев золотые мотыльки.
Опять бреду по вечной галерее,
где осень растворяется во мне
и образы, рождаясь и старея,
не оставляют след на полотне.
[1] Речь идет о трагическом автопортрете стареющего художника в позе боксера.
[2] Композиторы Лазарь Сарьян (сын художника), Гия Канчели, Александр («Котик») Арутюнян, Арно Бабаджанян.
[3] Армянский художник Минас (Аветисян) постоянно рисовал мягким карандашом на гладких деревянных дощечках и брусках. Многие картины художника сгорели во время пожара (поджога) его мастерской; на полотнах последнего периода жизни Минаса — вихри пламени, съедающего героев и предметы.
[4] Стихотворение Мандельштама «Импрессионизм» описывает картину Моне «Сирень на солнце» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Последние публикации:
Из жидкой земли –
(20/07/2020)
Тюльпановые деревья –
(26/05/2020)
Закатный сон –
(24/03/2020)
Атмосферная река –
(12/02/2020)
Новогодние –
(14/01/2020)
Ты не оставишь адресов –
(13/12/2019)
Золотая жила –
(15/11/2019)
Янтарные перья деревьев –
(21/10/2019)
Памяти Гии Канчели –
(07/10/2019)
Стикс –
(23/09/2019)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы