Слова
Вячеслав Баширов (22/11/2022)
***
и безответным словом, как любовью
неразделённой, маяться дано
осина бестолковою листвою
ответят, не ответят, всё равно
лепечет что-то, кто её услышит
в лесу, где каждый трепетный листок
своею безнадежной дрожью дышит
где всех колышет нервный ветерок
никто не хочет терпеливо слушать
бормочет торопливое своё
а буря, что крушит, корёжит, рушит
безмерностью своею глушит всё
чтобы одним погибельным величьем
в безумие всеобщее увлечь
в безудержную бездну безъязычья
ответов не взыскующую речь
***
как прибой на песок, накатил пятистопный анапест
это море волнуется, раз, и ложится в строку
набежавших шестнадцать, отхлынувших разом пятнадцать
полновесных слогов, что следов по сырому песку
эти камешки, эти бесценности перебирая
перекатывая на песке перекатную голь
повторением выдохов-вдохов тоску усмиряя
в бесконечной своей пустоте растворяет, как соль
беззаботный прибой, накатавший корявых парабол
начеркал и смахнул, и затем накарябал опять
это море волнуется здесь низачем, для масштаба
чтобы всё и ничто можно было друг с другом равнять
эти птицы к иным берегам улетают счастливым
на блаженно-полуденные острова, никуда
где качаясь, бормочет нездешним приливом-отливом
и течёт, как песок, осыпается время-вода
***
задумай слово, запиши и спрячь
чтобы никто, ни ты, ни чёрт с копытом
не вспомнил нипочём, потом не плачь
о чём-то важном, самом позабытом
когда у моря камешек любой
найдёшь среди других, красивых, плоских
надежда, вера, что ещё, любовь
слова в прожилках, крапинках и блёстках
красивых, броских, размахнись и брось
гляди, как весело по глади скачут
забавные словечки: вдруг, авось
такие хлёсткие, так мало значат
когда уже махнул на всё рукой
забыто, шито-крыто, да и чёрт с ним
свобода, счастье, может быть, покой
о чём оно, о староватом, чёрством
о тщетном, как пустые небеса
куда заглядывая, за... и снова, снова
пустые словеса, и ни аза
ни образа божественного слова
***
остро заточенный карандаш
снова и снова затачивая
сосредоточенно коротаешь
ночь, карандаш укорачивая
так заточает себя в острог
итога свобода поиска
за частоколом отточенных строк
проекция мысли плоская
так оплавляет себя свеча
о чём она плачет, тающая
бедным своим язычком лепеча
тенью пугливой пляшущая
так и душа, в ночи трепеща
словно свеча пылающая
сосредоточенности ища
мечется, мается, как свеча
сама себя оплавляющая
***
это вот художник в юности сигаретою согретый
он такой куда ни сунется получает по портрету
это легкое дыхание это зачитался вертером
это улица восстания где он проблевался вермутом
это молодое раннее от чего родятся дети
это полное собрание нашего всего на свете
это зеркало таковское что рифмуется с игристой
лирикою стариковскою в книжке младофутуриста
это пик сезона летнего ожидание ненастья
миг простого несусветного неосознанного счастья
это линии в подробности не вдаваясь параллельные
как сомнамбулы над пропастью в неизбежном направлении
это нежное адажио что упало то пропало
это дом перед продажею как наташа после бала
это страстное бесчувствие это некто посторонний
постоянное присутствие страха смерти непристойной
это всё давно утрачено между всякой человечиной
позабытой глупой всячины с фотографии засвеченной
***
когда не пишется не пей
пиши когда не пьётся
глядишь и слово воробей
потрёпанным вернётся
чтоб это цоканье и свист
все эти речи птичьи
перевести на чистый лист
с чирикающей дичи
и если в этом толка чуть
смятение да трепет
сам по себе и смысл и суть
весь этот свист и щебет
в исчёрканном черновике
пускай и смысла мало
на птичьем что ли языке
своё пиши пропало
***
противное такое племя
для них запретных нету тем
поэтому, наверно, все мы
должны быть в курсе их проблем
поэты, в сущности, как дети
что с безответственных возьмешь
единственная вещь на свете
для них убийственная, ложь
в любви публично признаются
привычно каются в грехах
тех, что отлично издаются
в прилично скроенных стихах
меж небом и землёй всё время
болтаются, как на весах
то ниже всех, то надо всеми
так вознесутся, прямо страх
признание необходимо
им не когда-то, а сейчас
самолюбивы и ранимы
как, может быть, никто из нас
они, конечно, не пророки
но тоже обновляют путь
когда хватает сил с дороги
куда-нибудь не завернуть
они в запое, как в забое
в постели будто на посту
всецело заняты собою
переступая за черту
пристойного, любое чувство
со вкусом воплощают в стих
хотя порою чувство пусто
и плоско, но искусство их
чистейшее богослуженье
пусть и в надежде на успех
искусство самообнаженья
есть одиночество при всех
***
любите ли вы русский язык как люблю его я
этот язык ужасающий диким богатством просодий
неразборчивый в правилах и приёмах
беспорядочный в сочетаниях
присваивающий с легкостью чужое
эти его громоздкие нагромождения флексий
всех этих префиксов суффиксов асфиксию
эти щебечущие шепчущие шепелявящие
гулкие звонкие грубые грохоты скрежеты
это пены кипение на губах
глухие захлёбывания и задыхания
невозможнодолговыговариваемые слова
эти резкие узкие языковые стыки
бестолковые спотыкания звуков
столкновения рифм ничего не толкующих
но кивающих намекающих
непонятно на что самое важное
это забалтывание в описаниях
сомнамбулическое кружение
околачивание около и вокруг
ностальгическое бормотание
этот самый язык
самый свободный
для выражения невыразимых
неосознанных cмутных
неряшливых состояний
и телодвижений
души
каковая согласно аристотелю есть первая энтелехия
естественного тела, обладающего в возможности жизнью,
ибо душа неотделима от тела, ясно также, что неотделима
какая-либо часть её, если душа по природе имеет части,
ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей…
ну, вы поняли
***
“постмодернизм хоть слово дико”
гагарина придумал энди уо́рхол
и поженил на мерилин монро
боб дилана боб марли отэбдохал
умберто приравнял к шарли перро
нам пел кобзон что вечно молод леннон
на свой мотивчик перевоплотив
пролегоменон к паралипоменон
явив сугубый метанарратив
когда в толпе ты встретишь человека
не говори что фрик на коем фрак
которому ни эллина ни грека
ни в руку так сказать обрез ни флаг
кто дважды прыгал в реку гераклита
и на пиру платона вермут пил
во времена генсека леонида
чехословаков бил у фермопил
которому всё внятно галльский смысел
и северокорейский постмодерн
кто головой предел ума превысил
и чей лимит либидовый чрезмерн
кто открывал в себе духовны чакры
в астральном теле над собой вися
спроси его зачем куздрячил бокра
то сё басё рифмуя всё и вся
когда бы грек увидел наши икры
***
душа моя, ты гвоздь в стене
тебе я в тягость, как халат
не пой, начётчица, при мне
своих замызганных цитат
отмеривая пустяки,
кукушкой на часах не стой
выскакивая по стихи
из глубины своей пустой
где тишь такая и простор
ни зги вокруг и ни души
топорный замысел остёр
руби под корень и пиши
пропало, в ширь такую, глубь
мозги несутся набекрень
в такую дурь, такую глупь
тень наводить на ясный день
нет выхода, но был же вход
в такую складь, такую стишь
выдохновения от вдох-
новения не отличишь
***
поэтесс начинающих дюжину
прочитал рецензент начинающий
потому-что кому-то ведь нужно
перелистывать дюжины душ
здесь не нужен педант многознающий
как лягушку, строфу разрезающий
муж учёный, к тому ж равнодушный
нужен чуткий, отзывчивый муж.
но ведь это же дело интимное
то есть тёмное, то есть пока еще
в этом деле и самые умные
неумело берутся за гуж
нужен кто-то навроде священника
или доктора, некто вникающий
в сокровенную, жуткую, женскую
глубь душевную, в самую глушь
стихотворство - самообладание
или самоотдача? - сей тайною
поглощён стиховед начинающий
вчитываясь в чудесную чушь
да неуж это нужно кому-то
он бежит вдоль строки, повторяющей
на изгибе души нечто смутное
но кому-то ведь нужно, кому ж
если творчество - это, товарищи
одиночества преодоление
нечто вроде самоопыления
обольщения жаждущих душ
то зачем же рецензией дюжинной
опошлять волшебство? - равнодушный
ни единому слову не верящий
что за дичь! - проскрипит карандаш
***
бедные наши слова, перекатную голь
камешки в воду бросая, кругов на воде
не оставляющие, говоришь: для того ль
брошены бедные, чтоб никогда и нигде
не отозваться и сгинуть бесследно, едва
кинешь в пространство глухое, где тише воды
время уходит, неслышно смывая следы
голь перекатную, голые наши слова
где ничего, как обычно, сказать не смогу
только бессмысленное: до свидания, брось
скоро увидимся здесь, на пустом берегу
круглые камешки в воду швыряя, авось
и доплывут, ничего, говорю, как-нибудь
здесь и всегда, до свидания, не забудь
***
тюльки несметные, кильки томатные
в божьей черпалке волнуются мелко
где наши тусклые тютельки медные
ты не в себе, моя бедная милка
петелька в петельку тля незаметная
пьёт из гляделок стеклянную жилку
вытри, мой старенький, капельку мутную
разве кому-нибудь маленьких жалко
выйдешь, как водится, на море зимнее
видишь, какое до камушков падкое
что понимает оно, средиземное
дура такая огромная, жуткая
был бы я русский писатель, с безумною
страстью писал бы ‘роман с идиоткою’
***
наверно, так безумный дешифровщик
этрусские читает письмена
три слова разбирает и о прочих
догадывается, как будто сна
пытается истолковать источник
который льётся, словно тишина
звенящая, глубин его проточных
непостижима тайна и темна
ты говоришь: постой, не пропадай
кто кроме нас прочесть сумеет эти
слова, которых никому на свете
и слышишь непонятное: прощай
кого прощай? не исчезай, вернись
алхувайсера акилун аминс
***
воздействие искусства таково
что мы глядим на мир чужими снами
не понимая, что владеет нами
покуда длится это колдовство
застылое смятение ума
метёт позёмкой мысли безысходной
и выдыхает пламя преисподней
безумия спасительная тьма
ценители, мы в этом знаем толк
мы посещали глобус и таганку
оценивали голос и осанку
и монолог зубрили назубок
слова, слова в горячечном бреду
“куда ведёшь? я дальше не пойду”
***
в александрии, на краю
эллинистического мира
поэты жили, как в раю
в гармонии не зная меры
с цветов любви сбирали мёд
не ведая о том, что скоро
страна, как перезрелый плод
падет к ногам легионера
и треснет под его тупой
пятой изысканная лира
и опьяненье красотой
пройдет от вони перегара
поэты жили небольшим
своим мирком литературы
дышали воздухом своим
но так сгущалась атмосфера
и тяжелели небеса
что в утонченных песнях пира
вдруг поднимались голоса
певцов до визга бабьей свары
Последние публикации:
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы