Стихотворения из сборника «Клетка черепахи». Предисловие Сергея Бирюкова.
Двадцатитрехлетний московский поэт Денис Безносов в ближайшее время дебютирует первой поэтической книгой в мадридском издательстве Михаила Евзлина Ediciones del Hebreo Errante. В этом же издательстве у него уже вышли: книга пьес ''Околопьесы'', а также книга переводов из английского поэта-сюрреалиаста Дэвида Гаскойна, а также две подготовленные им книги поэта Серебрянного века Тихона Чурилина (''Последний визит'' и ''Март младенец''). Случай, прямо сказать, весьма неординарный. Добавим, что книгу ''Клетка черепахи'' оформил известный художник и поэт Борис Констриктор, а предисловие к ней написал Сергей Бирюков. Этим предисловием мы и предваряем сегодняшнюю публикацию Дениса Безносова.
Перед включением в чтение
«Какую вечность выбрать (?)», – вопрошает, но кто? Поэт, лирический герой, а не сам ли текст?! Во всяком случае такое впечатление тоже возникает, что это самотворящиеся тексты. Доведенная до совершенства спонтанность, вожделеемая сюрреалистами. Которые, однако, иногда зауживали свой поиск, ограничивая определенными правилами. Но поэзия – это игра в нарушение правил. Или иначе – это по возможности – создание собственных правил.
Денис Безносов восстанавливает в правах драматическую поэзию, то есть поэзию с внутренним конфликтом. Не описательную, а проницающую.
Поэзия, конечно, вся состоит из созвучий. Это перелив созвучий. И: то ли поэт улавливает эти переливы, то ли сами созвучия стекаются к поэту и улавливают его.
В случае Дениса Безносова это особенно актуально.
В первом же тексте книги все переливается-переламывается и выстраивается на «пить-пять-опять-петь-(с)пать--- плыть-плоть-лоть». Но в общем и вся книга переполнена созвучиями настолько, что, кажется, это переполнение переливается за пределы книги, прямо в так называемую действительность. И теперь уже при виде вороны ты слышишь «корки квадратные корки ко рту» и в панике бежишь от «панического душа», преследующего тебя с сюрреалистической скоростью, но благо ты дадаист и тебе удается убежать, зарыться в будильник и успеть вывалиться из него под «сосредоточенное кручение языка» прямиком в причудливо визуальную «ьнеселп», прочитанную в обратную сторону.
Что я хочу этим сказать?
Что мы попали в причудливый экспрессивный, сдвигологичный, сюрреалистичный, футуристичный мир. Этот мир живой, он весь в движении, весь в изломах, переключениях смыслов, звучаний, изображений, вплоть до исчезновений и превращений буквиц в капли дождя (с реверансом Аполлинеру).
Мы как будто возвратились лет чуть ли ни на 100 назад, к временам Крученыха, Бурлюка, Каменского, Ларионова, Гончаровой, Чурилина, Божидара, раннего Дали, Лорки, Бунюеля, Аполлинера, Швиттерса, Балля и других веселых деятелей мирового авангарда. Но возвратились на совершенно новом витке, который эти веселые личности провидели, вглядываясь в темноту времени и прозревая будущность лучом слова, линии, цвета.
Нужно было только, чтобы наш теперешний автор создал такую кристаллическую решетку, в которой этот луч преломился бы под ''верным углом сердца'' и высветил еще неведомые звуко-смысло пересечения.
Чтобы убедиться, что это произошло, у нас нет другого выхода, как проследить движение луча сквозь всю книгу.
Сергей Бирюков,
бивуак Академии Зауми,
Средняя Германия.
в фотокамере комары кадры кубы
кудри кратеры катера когти карт
корки квадратные корты ко рту
куртки руки крошится мирт март
варится ритм крупой парк рак
брик григ брак блок глюк бряк грак
краски закрутились
крышка коробки
короткие
крик рев икр
кран ни к р-
арзным знак
на выкр-
ик
так
к
бац! бас
пост в субботу в среду сразу срез
пан берет коль альт тропики труба
рези в желудке желуди жалюзи рубах
похоть хоть бухт – бах!
разум с зонтика в слезах слез
снится соба-
ка(кая?) слепая на один гла-
з хромая на один зу-
б она только прилегла
без разрешения внизу
под лестницей в костре устрицей в поясницу
ню
поясню:
поместится мост
между (вертится) креслом (крутится) и – ценю
комнатой канта оставил мозг
бронзовые брызги бровей на губы крылышками
шлепает воробей бей вора мне
по щеке контрабас накрыл (ишь как ми-
ло!)ктем на ремне
болтался барахтался палец полная солонка
как раз летела мне промеж душ
кап кит кап кот кап конт как слон кап
и по диагонали гнали между
машина прохудилась пополам на раз
два три прочистите воротники
плотникам плоть на ком пить – пли!
плитки шоколада что в рот ни кинь
все без толку только пан и конура
ныряй
канат струна странно канет танк
контрабас оробел побе(жал)лел муляж
жаль в копоти купался фонтан к
кому конт канат тому
ля-ля
шшш
Кудрявый дрозд сидел, качал ногой,
нагой атлет от лета до зимы
забыл ответить на звонок, но гость
не уходил, и после казни мы
бросали вместо музыки в тазы
свои затылки, сахарный песок–
пустая вещь держала в лапе соль,
сосредоточенно крутя язык.
гость снял сапоги
гость лег на кровати
горсть пальцев ноги
гость завернул в скатерть
...на площадке курили собаки
за стеной женщина пела
и видно было как у птицы
вертится шестеренка
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы