Краткоистории (3)
Александр Балтин (09/03/2013)
ГУСЁНОК
Жёсткая, много зарабатывающая, внешне милая, веснушчатая. На похоронах матери – ни слезинки: только дело: сухо, чётко…
Мать, держа за ручку, спрашивала: Гусёнок, тебе какую шоколадку купить?
Токи недовольства шли снизу, крохотная девочка отвечала: Я не гусёнок.
-Извини, доченька, - говорила мать, и покупала шоколад подороже.
Тридцать лет прошло.
Главбух в крупной фирме, привычны заграничные вояжи – и на отдых и по делам, привычны большие деньги.
Мать, быстро сгоревшая от рака.
Мать, держа за ручку, спрашивала: Гусёнок, тебе какую шоколадку купить?
Токи недовольства шли снизу, крохотная девочка отвечала: Я не гусёнок.
-Извини, доченька, - говорила мать, и покупала шоколад подороже.
Тридцать лет прошло.
Главбух в крупной фирме, привычны заграничные вояжи – и на отдых и по делам, привычны большие деньги.
Мать, быстро сгоревшая от рака.
Немноголюдные похороны.
В квартире матери потом, уткнувшись лицом в одно из её платьев, рыдает, вспоминая гусёнка, захлёбываясь многими воспоминаньями…
В квартире матери потом, уткнувшись лицом в одно из её платьев, рыдает, вспоминая гусёнка, захлёбываясь многими воспоминаньями…
ВЬЁТСЯ ЛЕНТА ДОРОГИ
Мнил себя всезнающим, много читал – зазнаистый такой ребёнок… Детское лето – на даче у дяди и тёти… И едут на Голубые озёра, где мощные пласты воды врезаны в гигантские песчаные раковины. Вдруг, устав глядеть в окно, говорит: А представляете, Сталина стали реабилитировать, фильмы показывают, где он – герой…
Песчаная лента дороги вьётся и вьётся.
Дядя, ведущий машину: И правильно! – говорит. – Сталин это сила. Это – мощь.
Ребёнок, убеждённый, что все разделяют его антисталинский запал, вскипает; они спорят, горячится ребёнок, много узнавший от отца.
Что теперь вспоминаешь, взрослый?
Что дяди, который позже был твоим крёстным, давно нет на свете, а тётя пережила его на год?
Или бликование синей, глубокой воды, которой никакого нет дела до мелких людских страстей? До распри, вспыхнувшей на песчаной дороге?
Или воспоминанья вовсе не имут цели – уютно, а порой беспокойно размещаясь в тебе?
Песчаная лента дороги вьётся и вьётся.
Дядя, ведущий машину: И правильно! – говорит. – Сталин это сила. Это – мощь.
Ребёнок, убеждённый, что все разделяют его антисталинский запал, вскипает; они спорят, горячится ребёнок, много узнавший от отца.
Что теперь вспоминаешь, взрослый?
Что дяди, который позже был твоим крёстным, давно нет на свете, а тётя пережила его на год?
Или бликование синей, глубокой воды, которой никакого нет дела до мелких людских страстей? До распри, вспыхнувшей на песчаной дороге?
Или воспоминанья вовсе не имут цели – уютно, а порой беспокойно размещаясь в тебе?
У ОЗЕРА
Озеро бликовало, переливалось огнями, мерцало зрелым золотом, и так хорошо было, что он не выдержал, встал, подошёл к одному из берегов и стал читать свои стихи – громко, вдохновенно. Женщины смотрели на него с восторгом, внимали, подходили потом знакомиться…
Он вообще-то сидит на скамейке, в тени лип, не вставая, не подходя к воде, и чётко зная – как бы
Он вообще-то сидит на скамейке, в тени лип, не вставая, не подходя к воде, и чётко зная – как бы
хорошо не было, он не решится читать вслух свои стихи.
ПЕРЕД ЛИКОМ ВЕЧНОЙ ВЫСОТЫ
Неровная, разбитая, жёлтая дорога – въезд на кладбище; один автобус, увозя похоронивших, разворачивается, въезжает другой; у конторы пестреют венки, две женщины – обе в чёрном - стоят обнявшись; потёртые, растерянные мужики… Сумма ассоциаций, даваемая смертью близких, тяжела; крутится в сознанье ком, переворачиваешь его и так, и эдак. Прореха в сознанье – где человек-то? Всё понятно и всё безнадёжно непонятно.
А на кладбище высоченные сосны – корабельные, розоватые, могучие – точно векторы верного движенья вверх; а что лопаты стучат, а перед тем комки земли тукали о крышку гроба – вроде и неважно перед ликом вечной высоты, куда устремляются сосны…
А на кладбище высоченные сосны – корабельные, розоватые, могучие – точно векторы верного движенья вверх; а что лопаты стучат, а перед тем комки земли тукали о крышку гроба – вроде и неважно перед ликом вечной высоты, куда устремляются сосны…
КЛОУН
Клоун в жизни смеётся редко, редко… Растоптанные, огромные башмаки, красный или морковный нос, песочный парик, дурацкая кепка… Мускульная сила шутки отталкивает равнодушие зала. Клоун жонглирует великолепно – и предметами и шутками. Он знает, когда, что нужно; и что репризы иные плоские, как галька, не его вина… Клоун смывает грим – и с ним же улыбку; он устал, он хочет напиться. Клоун – стержень цирка, и быть таковым всю жизнь, даже имея успех – грустно, грустно…
РЕТРО-ВЫСТАВКА
-А «жук» тебе нравится?
-Да, хорош. Приятная форма.
Ретро-выставка машин. Чёрный «бьюик» сорокового года, с козырьками над стёклами. Огромные американские акулы пятидесятых, семидесятых; советские «москвичи», мотоциклы…
Рваные ритмы рок-н-ролла рубят воздух, эстрада тут же, кто-то выплясывает возле…
Свинцовое сгущенье в небе. Дождь идёт полосами, высекая пузыри, никого не смущая: лето, как сплошная лента единого праздника.
Омытые машины блестят, переливаются…
-Да, хорош. Приятная форма.
Ретро-выставка машин. Чёрный «бьюик» сорокового года, с козырьками над стёклами. Огромные американские акулы пятидесятых, семидесятых; советские «москвичи», мотоциклы…
Рваные ритмы рок-н-ролла рубят воздух, эстрада тут же, кто-то выплясывает возле…
Свинцовое сгущенье в небе. Дождь идёт полосами, высекая пузыри, никого не смущая: лето, как сплошная лента единого праздника.
Омытые машины блестят, переливаются…
НАСМЕШКА
Белобрысый, довольно рослый, плохо принятый классом. В прозрачно-синих глазах – пустота. Способность к мимикрии идеальна – ни яркого ума, ни чётко выявленных способностей – всё замещает она. Постепенно привыкли к нему, стал своим, учился неплохо.
То, что в современной реальности стал преуспевающим биржевиком в Англии, как насмешка над умом и талантом.
То, что в современной реальности стал преуспевающим биржевиком в Англии, как насмешка над умом и талантом.
МУРАВЕЙ
По плитам ползёт, тащит былинку. Тащит целенаправленно, уверенно, не отступая перед мельчайшими трещинками в плитах; тащит, обладая силой, не сопоставимой с моею – человека, наблюдающего за муравьём. Особенно глубокий провал – и муравей ведёт себя странно: оставляет на миг былинку, задом выбирается на гладкую поверхность, после чего опять берётся за труд. Упорно, как будто с верой в единственно правильный, или возможный путь…
ЗАБАВНАЯ ПРИПИСКА
И – к массе криво летящих слов – в предсмертной записке ребёнок приписал: Даже сейчас марок хочется. Вот втравился!
Но самоубийство не состоялось. Нет. Ребёнок вырос – как все дети, кем-то стал, и эта забавная приписка вспоминается иногда – смешная, нелепая ему, взрослому, абсолютно равнодушному к цветным клочкам бумаг с зазубристыми краями…
Но самоубийство не состоялось. Нет. Ребёнок вырос – как все дети, кем-то стал, и эта забавная приписка вспоминается иногда – смешная, нелепая ему, взрослому, абсолютно равнодушному к цветным клочкам бумаг с зазубристыми краями…
НЕВЫРАЗИМОГО СТОЛЬКО
Всю жизнь провозившись со словами, знаешь – невыразимого столько… Тонкие дуги, переходящие в золотые кольца, крепкая вязь ассоциаций, кипенье энергии мысли – одно выливается в другое, а результат…может, и не требует слов? Свод метро, -полукруг, видимый с эскалатора. И – люди: пёстрые элементы массы, толпы движутся будто в водовороте незримом – вбок, вбок… Острые сосудики травы, таящие тайну, и крошка муравья – передвигается малый, таща былинку. Коды жизни – не из цифр, но из периодов непредставимых – кажется, откроются вот-вот, и станет ясна непререкаемая основа.
ХОРОШО БЫЛО? ПЛОХО?
Шёл спиной вперёд по белой разделительной полосе: ночь, машины не подразумевались; шёл и говорил нечто претенциозное красивой девице, с которой только что познакомились у ларька, торговавшего спиртным. Дачный посёлок недалеко, тёмные силуэты крыш и купы деревьев таинственны; и он, идущий спиной к перспективе, твердит нечто экстравагантное, ибо никогда не изменял жене, и не собирался снимать девиц, твердит, чувствуя себя участником кино…итальянского что ли?
А потом пьяная ночь на даче - яркая метафизическими огнями, - ибо вместо дела читал стихи, и девицы – провинциальные, лихие – слушали с восторгом, и потом с одной из них ходили ещё за водкой, шли мимо пруда, - обмелевшего, старого, - остановились, сделали по несколько глотков из горлышка…
Хорошо было? Плохо?
А потом пьяная ночь на даче - яркая метафизическими огнями, - ибо вместо дела читал стихи, и девицы – провинциальные, лихие – слушали с восторгом, и потом с одной из них ходили ещё за водкой, шли мимо пруда, - обмелевшего, старого, - остановились, сделали по несколько глотков из горлышка…
Хорошо было? Плохо?
ГДЕ МЫ ЖИВЁМ…
Один пролистал журнал, кем-то забытый на скамейке – глянцевый журнал назывался: Культура здорового образа жизни. Второй разглядывал подобранную на помойке фанеру: собирал себе тумбочку под модели машин. Маленький сквер, памятник Бажову виден со спины, и белые и серые изваянья героев его сказов высятся вокруг; а дальше, за сквером - новые, громоздимые в небо башни домов… - Слушай, мы, наверное, живём в Вавилоне, - сказал один, отбрасывая журнал на жёлтые рёбра скамейки. Забавная мохнатая собачка, потешно лая, погналась за вороной. Второй ничего не ответил, щёлкая ногтем по поверхности фанеры.
Июль тёк золотистым воздухом.
Июль тёк золотистым воздухом.
ВСПЫШКА
-А я помню, как ты скатал комок снега, кинул, а там два железных рубля, - сказала ему мать.
Он вдруг – как молнией опалённый, увидел себя, вытягивающего из копилки две металлические монеты, а потом, чтобы легализовать их, прячущего в снег.
-Да, - выдохнул он. – Только я перед тем вытянул их из копилки.
-Да ну? – не поверила мать.
-А вот так.
Живут вдвоём.
Смысл жизни матери – в жизни сына.
-Может быть, ты и пубертатный криз разыграл? – вдруг спрашивает она.
Он – краями, вспышками – видит своё неудавшееся самоубийство, отказ ходить в школу, долгое сиденье дома, чтение, чтенье…
-Да, да, да! - кричит он.
-Перестань, сынок, - спокойно говорит мать. – Такое не разыграешь. И потом тебя лечили опытные психиатры, их едва ль обмануть.
Он понимает, что колпак материнского контроля не разбить… Он – робкий в жизни, одарённый, неумелый… перебирает картинки былого, не зная – зачем они? К чему?
Он вдруг – как молнией опалённый, увидел себя, вытягивающего из копилки две металлические монеты, а потом, чтобы легализовать их, прячущего в снег.
-Да, - выдохнул он. – Только я перед тем вытянул их из копилки.
-Да ну? – не поверила мать.
-А вот так.
Живут вдвоём.
Смысл жизни матери – в жизни сына.
-Может быть, ты и пубертатный криз разыграл? – вдруг спрашивает она.
Он – краями, вспышками – видит своё неудавшееся самоубийство, отказ ходить в школу, долгое сиденье дома, чтение, чтенье…
-Да, да, да! - кричит он.
-Перестань, сынок, - спокойно говорит мать. – Такое не разыграешь. И потом тебя лечили опытные психиатры, их едва ль обмануть.
Он понимает, что колпак материнского контроля не разбить… Он – робкий в жизни, одарённый, неумелый… перебирает картинки былого, не зная – зачем они? К чему?
ОТКРОВЕНЬЕ ВОДЫ
Мерцающая, тугая, нежно-прозрачная, серебристая вода лесного озера, окружённого колбочками, лабораториями травы; взгляд в глубину воды завораживает – точно мускулы песка крохотные, играющие язычки – роднички дна, и сад камней – неподвижно-японский, мудрый, и шёл я сюда не зря – соприкоснуться душою с откровением прозрачной, серебристой воды…
ПОРВАННЫЙ ВЫМПЕЛ
Вместо обычной физкультуры ездили сдавать что-то вроде нормативов на далёкий стадион; неспортивный – подошёл со своим другом к физкультурнику, спросил: А когда вернёмся. – Сегодня вернёмся, - лениво ответствовал важный, вальяжный физкультурник.
Ладно.
Напрягался, чтобы пробежать три километра, получилось, но как ни силился подтянуться, больше раза не вышло. Гранату метали, разбегался, и… полёт был недалёк и уродлив, а в яме с песком, при прыжках в длину забуксовал, вывозился…
Нелепо как-то, смешно…
Клочки пионерского, советского, краснознамённого детства воспалённо трепещут в мозгу – будто порвали вымпел,- вымпел, символизировавший детство.
Ладно.
Напрягался, чтобы пробежать три километра, получилось, но как ни силился подтянуться, больше раза не вышло. Гранату метали, разбегался, и… полёт был недалёк и уродлив, а в яме с песком, при прыжках в длину забуксовал, вывозился…
Нелепо как-то, смешно…
Клочки пионерского, советского, краснознамённого детства воспалённо трепещут в мозгу – будто порвали вымпел,- вымпел, символизировавший детство.
Последние публикации:
Ухнул в бездну… –
(17/12/2024)
Формула «Крымских фолий» Антона Рамова –
(16/12/2024)
Любовь к Доминик Санда –
(02/12/2024)
Духовная заря «Звёздного Спаса» Виктора Слипенчука –
(28/11/2024)
Она умерла –
(01/11/2024)
К 200-летию «Горя от ума» –
(28/10/2024)
О стихах Любови Новиковой –
(16/10/2024)
К 355-летию смерти Рембрандта –
(02/10/2024)
Великая миссия Кшиштофа Кесьловского –
(22/09/2024)
К 50-летию Бориса Рыжего –
(10/09/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы