Рыбный день № 32. Учитесь слушать
«Рыбных четвергов» не вернуть... Но тучи информационного поля
сгущаются (скоро выборы), и литературной критике пора вставать
в строй. Ибо, как уже было
сказано: «Литературное дело должно стать частью общепартийного
дела... Потому что уже давно ею является».
Лишний раз это подтвердилось, когда враг первым (как ему и положено)
нанёс коварный удар. Министру образования России направлено клеветническое
письмо, подписанное несколькими мракобесами (Фазиль Искандер,
Владимир Войнович etc.), одним комическим персонажем (Андрей Макаревич)
и одним писателем (Олег Павлов). В письме они потребовали включения
в «обязательную школьную программу» текстов, а) прививающих школьнику
отвращение к советскому прошлому (Платонов, Шаламов), и б) обучающих
его искусству «мыслить и сострадать» (Пастернак, Ахматова, Мандельштам).
О том, как учит сострадать Пастернак, эта себялюбивая эгоистическая
скотина и неудачливый сталинский прихвостень, читайте в
гениальной заметке Юли Фридман.
Наиболее адекватный вредительскому письму комментарий сделал
Егор Холмогоров: «...Литература формирует душу человека.
Вот и зададимся вопросом — нам нужна душа, отутюженная смутой,
болью, отчаянием и страхом перед лагерем? А ведь перечисленные
в письме произведения – именно такое, жутко депрессивное впечатление
оставляют. Готовясь к нападению на СССР, немцы учили своих офицеров
понимать русскую душу опираясь на «Обломова», «Идиота», образы
лишних людей, чеховского человека в футляре... Они искренне думали,
что русские такие. А то поколение русских, с которым они сражались,
было выращено на «дубине народной войны» одного Толстого, на «Петре
Первом» Толстого другого, да на «Как закалялась сталь». Так литература
стала в войне стратегическим фактором».
Однако истинные мотивы подписантов, как
кажется, состоят всего лишь в стремлении в очередной раз призвать
путинское правительство (пусть и в такой плёвой его ипостаси как
Министерство образования) к присяге интеллигентским либеральным
символам. К синим полуподпольным томикам «Библиотеки поэта», за
которые сражался и погибал на августовских баррикадах героический
повар-аквалангист.
Следует различать мотивы подписантов и мотивы секретного инициатора
письма, каковым является либо лично Михаил Ходорковский (очень
плохой человек), либо какой-нибудь безвестный офицер ЦРУ (если
следовать логике Холмогорова). Олег Павлов, например, чья фамилия
красуется в конце списка, подписывал, скорее всего, из соображений
селф-промоушинга. Подкосил его Букер! Час славы прошел, лысоватые
гомики больше не зовут в телевизор, а кушать хочется каждый день...
Показательно, что НИ РАЗУ фамилия Павлова в беглых перечислениях
подписантов упомянута не была. Выходит, зря подписывал. Впрочем,
если у него есть другая точка зрения на собственное участие в
этом позоре, то он её нам, конечно, выскажет.
***
Набирает
высоту литературная премия «Русские
ВоПЛИ», учрежденная сотрудниками «Независимой газеты» в целях
окончательной дискредитации «чистой литературы», которую пишут
в специальненькую тетрадку высокие, стройные, приятно пахнущие
и голубоглазые люди (см.).
Скоро, кстати, всем этим эльфам конец, потому что нам
сообщают, что они вот-вот утратят способность размножаться.
Молодцы, американские фармакологи!
В ходе набора высоты обнаружен совершенно бесподобный поэт — Владимир
Щемельков, вроде нашего Важенина, только лучше. Ну или не лучше,
а просто вроде Важенина. Вот
тут, в самом конце, кусочек... Скоро читайте ещё на «Топосе»!
И вот ведь что характерно. Как все-таки мужает и крепчает постинтеллектуализм
в наших сердцах... Ведь таких стихов, в общем-то, много. Куда
больше, чем стихов плохих, графоманских, рабски и беспомощно копирующих
некие «высокие» образцы и публикуемых за это в издательстве «ОГИ-поэзия».
Я читал их, эти стихи, года с девяностого, то есть едва пришел
в свою первую в жизни газету... Но раньше я их не понимал! Я ржал,
и думал, что это смешно. То есть именно думал,
потому что смешно не было, было как-то иначе... странно как-то...
я еще думал потом, что это «постмодернистская чувствительность»...
А теперь понимаю. И не смешно — совершенно! Просто — радостно.
Просто уютно. Будто так надо. Мне покойно и радостно
читать такие стихи, потому что они доставляют мне УДОВОЛЬСТВИЕ,
в отличие, скажем, от стихов этой сволоты Пастернака, которые
вызывают только изумление, отталкивание и осторожную скуку...
Да, эти люди наивны, да, они «не вписываются» в контекст и не
знают его (и подозревают ли о нем вообще?.. разве только догадываются),
но значит ли это, что они глупы? Значит ли, что они ленивы или
тупы душой, что они эстетически глухи и невосприимчивы к красоте?..
Нет, они просто другие. И раньше было не их время,
а теперь (есть у меня такое чувство, вот уже года три упорно не
покидает) приходит их время... И в них теперь
— красота! А в стихах правильных-умелых-обычных осталась только
формальная память о «гавани серебристой», этакая оболочка причастности
к экзотическому, доступному немногим, «сакральному» ремеслу, реальный
смысл которого забыт и утерян... Может быть, в силу окончательной
перемены климата.
И слава Богу. Дайте говорить людям, а не поэтам. А мы будем учиться
слушать.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы