Поэтический мастеркласс. Урок второй, одностишный
Как говорилось в предисловии к первому уроку, появившемуся на «Топосе», поэтический мастеркласс строится на материале моей книги «Року укор», вышедшей в издательстве Российского государственного гуманитарного университета (подробнее о книге см. в нашей беседе с В. Перельманом тоже на «Топосе»).
А на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение. Тем более небезынтересно посмотреть на движение русского однострока в относительно хронологической последовательности.
Статья «Моностих» в «Поэтическом словаре» А. Квятковского заканчивается так: «Моностих как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии» [1: 165], далее следует отсылка к статье «Страдания» («Ритмологически же каждое страдание является моностихом, занимающим тактометрический период»). Один из примеров:
Была девка — все любили, Стала баба — все забыли. [1:288]
И в самом деле, обычно в разряд моностихов попадают строки, сохраняющие определенный размер и ритм. Но этого еще недостаточно и для того, чтобы назвать многострочное сочинение, обладающее внешними признаками стихотворения, стихами. Очевидно, что стихотворение (однострочное или многострочное) это прежде всего концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная. Разумеется, здесь может быть учтен и момент парадоксальности.
В последнее время для обозначения стихов этого типа (в связи, прежде всего, с развитием верлибра) используется термин «удетерон» — «ни то, ни другое», т. е. ни стих, ни проза. Этот термин ввел в употребление поэт и теоретик верлибра Владимир Бурич [2], а литературовед Сергей Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как «и то, и другое», т. е. и стих, и проза [З]. Но еще раньше один из крупнейших исследователей русского авангарда Владимир Марков в «Трактате об одностроке» замечал, что «в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр» [4: 242–258].
Моностих в России, конечно, существовал и до его явного обозначения В. Брюсовым, но не был акцентирован как самостоятельная стиховая форма. Пословицы и поговорки, эпитафии, различные девизы и т. д. — и все это было в России, как и в других странах. Появление авторизованных эпитафий, принадлежащих перу Карамзина, Державина, Хемницера, тоже не вызвало осознания моностиха как формы поэтической. И нужен был Брюсов, с его аналитическим умом, чтобы моностих сделался явлением поэзии. Нужно было и время обостренного интереса к литературе, чтобы одинокая строка произвела столь шумное впечатление. Стоит сказать и о том, что Брюсов написал несколько моностихов, но, видимо, не счел их пригодными для печати. Они и в самом деле не очень удачны, особенно в сравнении с «О, закрой свои бледные ноги». Небезынтересно привести здесь строки из воспоминаний Вадима Шершеневича «Великолепный очевидец»: «Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего «бледные ноги» распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором» [5:456–457]. Это разъяснение существенно меняет представление о моностихе как об однозначно прочитываемой афористике или парадоксе, хотя именно в этом направлении двинулись в основном последователи Брюсова. Правда, единственным известным автором, использующим моностих последовательно, на основе разработанной теории, я могу назвать пока только самого Владимира Маркова. Благодаря его трактату задача по выявлению истории и прогнозированию развития моностиха сильно упрощается.
В отличие от Брюсова Марков имел перед собой немало примеров одностиший, как в русской, так и в западноевропейской поэзии. Он впервые дал панораму одностроков от классической древности (греков и латинян) до разноязычных поэтов Европы XX века (как в «Антологии», так и в обзоре), зафиксировал почти все, что существовало в русской поэзии на начало 60-х годов. Он определил «четыре традиции» в написании однострока: «греко-римская эпитафия-эпиграмма», «романтический фрагмент, осложненный импрессионизмом», «однострок, развившийся из пословицы» (при этом Марков отмечает, что «именно на русской почве этого не произошло») и «пересаживание на европейскую почву ориентальных или иных экзотических форм». В последнем случае интересно замечание, что однострок русского постсимволиста С. Вермеля «получился не без влияния японской танки». Помимо этого Марков набросал массу интереснейших соображений, находя соответствия моностиху в афоризме, «среди политических лозунгов и коммерческой рекламы», среди «обломков стихов античных поэтов», среди «просто строк», т.е. метрических примеров (Ломоносов) и набросков (Пушкин). Он заглянул также за моностих, замечая, что «однострок — дорога к искусству заглавия», подчеркивая, что он же «идеальный эпиграф», находя «стыдливые одностроки» у многих поэтов, т.е. начальные строки стихотворений, которые, по его мнению, не требуют продолжений:
Чего в мой дремлющий не входит ум? Державин А море Черное шумит не умолкая Лермонтов Мерещится мне всюду драма Некрасов Русь, ты вся — поцелуй на морозе! Хлебников Я научился вам, блаженные слова Мандельштам
Говоря о возможностях однострока, Марков приходит к «однослову», к стиху из «голых рифм» и «однобукву», наконец, к «белой странице» или к «поэтическому молчанию».
В советское время одностишия писались, но лишь очень малая их часть попала в печать. Это заставило меня обратиться к «подозреваемым» авторам. Полученные одностишия (вместе с уже имеющимися) дали возможность для вывода, что в моностихе, как и в других формах поэзии, уживаются разные пути: моностих формально замкнутого, «классического» типа не мешает развитию моностиха разомкнутого, «авангардного». Такие моностихи, части «Кнеги кинга» обнаружились у поэта и исследователя авангарда Владимира Эрля. Причем один из его моностихов имеет горизонтально-вертикальное начертание, что не встречалось в русской поэзии раньше и что, безусловно, сближает поэта с дальневосточными авторами, с их вертикальным письмом, но и тут же разделяет — ибо там это норма, а здесь — нарушение нормы.
В истории русской поэзии есть и книга одностроков. Это «Смерть искусству» Василиска Гнедова, его «пятнадцать [15] поэм». Хотя книга Гнедова называлась «Смерть искусству», поэт показал практически безграничные возможности именно искусства. Гениальное белое поле «Поэмы конца» — завершение этого свода минималистских поэм — есть в то же время подлинное Начало.
Если одностроки Гнедова являли собой своего рода арсенал авангардного артистизма, то циклы одностроков Владимира Маркова, опубликованные им в 1963 г. вместе с трактатом, наряду с их поэтическими достоинствами, представили как бы проекцию возможных путей развития древнего жанра. Ученый и поэт (в одном лице) вступают в творческое соперничество — и оба выигрывают. Любую антологию моностиха теперь уже невозможно представить без одностроков Владимира Маркова.
Более пяти лет назад появились книги одностроков Татьяны Михайловской и Владимира Вишневского. Т. Михайловская свои моностихи объединяет в развернутые циклы. Один из циклов называется «Улей». Одностишия живут в самом деле, как в сотах. Такие «скопления» переводят моностих в новое качество, возникает своеобразная драматургия, так, как это бывает и в книге «обычных» стихов, с той разницей, что здесь предельно сокращается расстояние от стихотворения до стихотворения — буквально — до одной строки! В. Вишневский поставил своего рода рекорд, его юмористические одностроки завоевали различные популярные издания, эстраду и телевидение.
Возможности моностиха явно не исчерпаны. К тому, что показал Марков — и своим трактатом, и своим творчеством,— можно добавить соображения о визуальности и фонетической акцентировке. Моностих может изменяться графически — волнистый, угловатый, в форме круга... Графика в свою очередь дает возможность для акцентирования ударений, особенно в заумных моностихах.
Как вертикальный моностих можно рассматривать акростишную строку-высказывание. Особая форма — моностихи-палиндромы. Принцип повторяющегося моностиха можно обнаружить в венке сонетов. А магистрал, который к тому же должен быть акростихом, является неким «прессованием» моностихов. Можно рассматривать в качестве однострока заглавие произведения Владимира Казакова «Прекрасное зачеркнутое четверостишие». Четыре зачеркнутые строки — это как бы тени строки-заголовка.
В последнее время в различных — серьезных и малосерьезных -изданиях все чаще появляются моностихи разных авторов. Среди множества удачных и полуудачных строк явно выделяется цикл Александра Очеретянского «Все эти мелочи».
Заканчивая разговор о моностихе, хочется напомнить об утверждении А. Квятковского и привести две цитаты.
В. Ф. Марков: «...Их (одностроков. — С. Б.) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, «антисиленциальность» заставляет задуматься, даже если уверен, что они не нужны «нашему времени когда»».
М. Л. Гаспаров: «...Такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией» [6:16].
Нет сомнений, что такая традиция в нашей культуре существует. Русский однострок уже проявился и на международном горизонте. В 1999 году известный швецарский славист и поэт-переводчик Феликс Филипп Ингольд издал на русском и немецком антологию современно русского однострока. Продолжается однострочный поиск и в России. Сейчас передо мной лежит изящная книжка Эммануила Нирмала «Сотой песчинкой чудес. Избранные моностихи».Послесловие к книге написал Дмитрий Кузьмин, известный в том числе своими штудиями в области моностиха (см., например, «Арион», 1996, N2). Но кроме того есть послесловие и самого Нирмала, которое именуется в духе китайской традиции «Мне вспоминается мой путь к моностиху». Это послесловие выдержано в духе записи самопознания, находящейся на еле уловимой грани серьезного и иронически-мистификационного. Особенно интересны в этом отношении его «рекомендации» по чтению моностихов. Например, из «первой рекомендации»: «лучше всего читать по одному моностиху в день, но это высшая ступень не для всех». По стилю это напоминает Германа Лукомникова, которому, кстати, на обороте титула приносится благодарность «за содействие».
Несколько примеров из Нирмала:
рок в сапогах *** тепло полов и половых отношений *** словарь излишних слов
Представленные ниже примеры из разных авторов демонстрируют различные подходы к этой поэтической форме и обнаруживают, конечно, точки пересечения. Одностроки, словно параллельные из геометрии Лобачевского, пересекаются в пространстве. Можно сказать и иначе — одинокая строка — это линия горизонта, которая все время отдаляется по мере приближения к ней.
Литература
- Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
- См.: Бурич В. Тексты. М., 1989.
- См. Кормилов С. И. Русский лапидарный «удетерон» и моностих // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991, Т. 50, №2 и Он же : Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995.
- Марков В. Одностроки. Трактат об одностроке. Антология одностроков // Воздушные пути. Альманах III. Нью-Йорк, 1963. С.242–257. В дальнейшем все ссылки на В. Маркова по этому изданию, без указания страниц. Более доступное издание: Марков В. Ф. О свободе в поэзии. Статьи, эссе, разное. С.-Пб.: Изд-во Чернышова, 1994.
- Цит. по: Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990.
- Гаспаров М. Л. Русский стих. Учебный материал по литературоведению (в двух частях). 4.1. Даугавпилс, 1989. Более доступное издание: Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993.
Николай Карамзин
* * * Покойся, милый прах, до радостного утра!
Гаврила Державин
На гробницу Суворова в Невском
Здесь лежит Суворов
Иван Хемницер
* * * Рай на лице ее, однако в сердце ад. * * * Была бы только мысль, а за стихом не станет. * * * Кто родился глупцом, от книг умен не будет. * * * От зла нередко зло другое происходит. * * * Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь. * * * Большому кораблю и плаванье большое. * * * Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь. * * * Что пользы в тишине, когда корабль разбит.
Валерий Брюсов
* * * О, закрой свои бледные ноги. * * * Я прекрасна, о смертный! Как греза камней! * * * Я знаю искусство, страданья забыв. * * * И никого и ничего в ответ.
Александр Блок
* * * Тайно себя уничтожить.
Самуил Вермель
* * * Кожей своей и то ты единственна. 1915
Константин Бальмонт
Паутинки
1 Всевыразительность есть ключ миров и тайн 2 Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.
Евгений Шилинг
* * * Лучше б он был нищим.
Василий Каменский
Золотороссыпьюиночь
Золотороссыпьюиночь
Рекачкачайка
Рекачкачайка
Александр Гатов
Повесть
Он в зеркало смотрел, как в уголовный кодекс.
Давид Бурлюк
2 Изре
1 Большая честь родиться бедняком.
Илья Сельвинский
Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука
Лучше недо — чем пере.
Даниил Хармс
* * * Плачь мясорубка вскачь. (январь 1928) * * * За дам по задам задам.
Василий Кубанев
Диалектика
Себя собою от себя к себе 1939
Владимир Марков
Одностроки
1. Читая, слушая, смотря
На выставке Моне
* * * Стога, Руанские соборы и лилии и тополя... * * * Поэт и друг поэтов Дельвиг.
Перед картиной Бонгарта
О лодка синяя, ты в море, ты не здесь!
2. Минуты
* * * О боже, я разбит, составь меня опять.
Березы. Ветер. Думая о смерти
Тот блеск пугающий, тот шорох неземной...
3. Разное
Роман в одну строку
1 Обрывки человеческих созданий... 2 Роман в народном духе Груша с Гришей согрешили. 3 И начал он стареть, стареть, стареть, стареть... 4 Учитель учил учеников.
Подражание латинскому
Варвар Варваре во рву вервену варварски вырвал.
Вакхический призыв к Жанне д’Арк (на гласных)
Эван эвоэ о Иоанна!
Николай Моршен
Афоризм
Сочинять афоризмы — плевое дело.
Владимир Эрль
* * * и яблоки поплыли в море * * * як ык 1966
Ян Сатуновский
* * * Да, сны доказывают, что я жил среди людей. 1975 * * * Главное иметь нахальство знать, что это стихи. 1976
Ры Никонова
(Из сборников «Полированный куст» и «Отдай себe зонт», 1969–1977).
* * * Будь сама себе Египет * * * Мне хочется Ц в букве Ц * * * Рис рисования искует * * * Как птиц бичевали, в лесу ночующих * * * Рыдама дыма * * * Выворачивая челюсти зеркал, оборачиваемся * * * И Линисп светлопейн петных потных мольвов * * * Темен свет белый
Сергей Сигей
* * * Во Внебе Втихая Втеснина Водуши * * * ГУСЕНИЦА СИНЕЕТ ГУСЕМ * * * ЗЛЕЕ ЗЛОГО ЛОГА ЛЬДА * * * смертвых перенаступит нас верх * * * и соболь боле боль со * * * дсады бопечалирь
Татьяна Сельвинская
* * * И верую, и удивляюсь. * * * Ожидание — предчувствие разлуки. * * * Стихами защищаюсь от судьбы. * * * Вырвешься из кольца, провалившись в него. * * * Взгляни! И я разобью зеркала!
Роман Солнцев
Одна строка
Ушла — надкушенное яблоко чернеет...
Василий Субботин
* * * Окоп копаю. Может быть — могилу.
Владимир Бурич
* * * А жизнь проста как завтрак космонавта * * * Разве можно сказать цветку что он некрасив
Кирилл Ковальджи
* * * Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу? * * * Слово сильнее меня. * * * Осознал. Содрогнулся. Привык. * * * В несодеянном каюсь...
Вадим Перельмутер
Жуковский
Он Пушкина видал в гробу.
Эпитафия. Князь Вяземский
Он жил, пока браниться не устал.
Карамзин
Блажен, кто пережил историю России...
Семиотика
Особый путь — синоним тупика.
Часы
Остановись, мгновенье! Ты сломалось.
Иван Ахметьев
* * * а где же лето * * * одна бесконечная осень
Сергей Бирюков
* * * Три линии обесцвечены грустью. 1990 * * * нет умиранию да 1990
Балет
черный треугольник Одилии * * * ночная строка — ты одино-ка * * * Сильку мёд 1991
Владимир Вишневский
* * * не пугайся, любимая, это еще не стихи * * * Я что-то тут событием не стал... * * * Как важно оборвать стихотворе...
Иван Жданов
Лента Мебиуса
Я нужен тебе для того, чтобы ты была мне нужна.
Геннадий Айги
Появление цикламенов
ангелы играют в карты конечно же ангельские 1992
Осень: Туман
падают птицы улетают листья на юг 1992
Продолжение цикламенов
гуси Бога идут на водопой 1992
Поле весной
там чудо покрывает ум 1985
(Из книги «Поэзия-как-Молчание»)
2 Паузы — места преклонения: перед — Песней. 17 Безвыходно. 24 Мощно молчит — Бетховен. 26 Лица — поля и поля-лица 1992
Станислав Лакоба
* * * молния сказала что и ночное небо синее
Татьяна Михайловская
Улей (Избранные одностишия)
* * * Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед. * * * Да, мы — дамы. Да? мы? * * * Зело зла золотая пчела... Ззззззззззззззззззззз... * * * Абра-ка-дабра, обра-ка-добра, убра-ка-дубра... бббрррыссь! * * * Экология, экология... Экое эхо. * * * Мы, цирковые лошади, не можем без ОВсАЦИЙ. * * * З-з-з-з-з-з-з-др-др -ась? те? Кто? * * * Входит римлянин в сандалиях. Нравится мне легкая обувь. * * * Тебе — петь. Тебе — печь. А мне — спать лечь.
Александр Очеретянский
Поэмофраза из письма
как все-таки безжалостно линяет новизна
Все эти мелочи (из цикла)
1979–1999
* * * затяжная скупая невзрачная прелесть * * * невинно-грациозная мужчина * * * заумь: это когда за умью — ау * * * я устал от усталых людей * * * не день а дань
Борис Констриктор
* * * Дышала ночь восторгом самиздата...
Александр Арфеев
* * * все-Елена — я
Игорь Лощилов
* * * хоть мысль была со спичечный орех, а все ж рехнулся * * * царуй баруй царь ли князь ли Онисесий Донисясь
Александр Федулов
* * * О письмена — нарывы * * * Судьба вокруг кромешная стояла * * * Но- ч ч ч ч чь! * * * Без умысла поэзия творится * * * Подайте поэту на хлеб и вино
Евгений Степанов
* * * Черные окна, свет, пустота. * * * Я тебя не люблю,- сказала галчонку галка. * * * Почему мир не обтянут канатами? * * * атанатаатанатаатаната * * * До свидания, Швеция, Дания.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы